Пятница, 03 Апреля, 2020
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

С удовлетворением отметим очень важную – хотя и не слишком определенно сформулированную – мысль из раздела «Стратегические задачи государственной культурной политики»: реализация государственной культурной политики предполагает решение комплекса стратегических задач, часть из которых в сегодняшней практике государственного управления с культурой не связана или связана косвенно. Заслуживает поддержки и вся дюжина пунктов этого раздела, конкретизирующих задачи отдельных сфер культуры.

Опустим здесь замечания по поводу многочисленных смысловых повторов, стилистических и иных неточностей – всё это в итоговом документе должно быть вычищено с помощью профессиональных редакторов. В частности, в документе такого уровня не следует указывать точный (на сегодняшний день) процент проживающих в городах, равно как и указывать именно 250-летний «возраст» отечественного образования в сфере искусств (что может быть к тому же оспорено) – эти показатели не нужны для формулировки стратегической задачи. Не следует в разделе «Законодательное обеспечение государственной культурной политики» раз пять кряду провозглашать необходимость внесения изменений в законодательство и т.п.

Подчеркнем чрезвычайно важное положение, высказанное в заключительной части «Основ»: о необходимости изменения системы государственного управления, без чего «успешное решение сформулированных задач невозможно».

Завершая краткий анализ «Основ-АП», скажем, что, несмотря на многочисленные неточности, небрежности, рыхлую структуру текста, он представляет собой позитивное явление в политической жизни страны. После надлежащей переработки и дополнений он сможет стать основой для принятия документа законодательной силы.

Что же можно сделать средствами культуры в процессе реализации государственной культурной политики?

Прежде всего – выработать политически ориентированный тезаурус понятий культуры и ее элементов, то есть создать понятийный аппарат, «заточенный» на управление обществом, на практическую политику, а не опираться на бытовой или даже научный корпус понятий. Важно эти отличия понимать: практическая политика – специфическая сфера, у которой должен быть свой понятийный аппарат.

Надо напоминать всем, что смысл жизни лежит внутри «сферы культуры» – а не в каких-либо иных сферах, что бы они о себе ни думали. Духовность – это не только религиозность, это не синонимы, если говорить об этом с политической точки зрения, в видах управления обществом. Духовность – это сфера культуры в ее лучших, высоких, нравственных устремлениях.

Следует разработать и приступить к внедрению социально-экономической модели развития, включающей в себя общенациональные цели. Вся сфера культуры должна быть центром, целью и смыслом разработки социально-экономических моделей, а вовсе не «экономика».

Необходимо искать пути преодоления ценностного, идейного, религиозного, национального и пр. расколов общества. Исследовать, выявить и предъявить обществу общенациональное ценностное ядро, которое может стать базисом консенсусной платформы общих целей развития.

Требуется создавать образ будущего. Цели развития должны быть воплощены в образы, оказывающие воздействие на эмоционально-чувственную сферу.

Важно написать позитивную историю страны. История страны – как корпус знаний, входящих в общеобразовательный стандарт, – должна формировать чувство гордости за свое государство и свой народ, а не чувство стыда, как это пытаются настойчиво внедрить. Пора, наконец, остановить массированную пропаганду негативных станиц отечественной истории.

Нужно очистить понятие «патриотизм» от негативных коннотаций, возвести его в ранг высших добродетелей.

Чрезвычайно значимо создавать образы жизненного успеха – как результата моральной жизни и честного труда.

Управляя культурой, надо управлять смыслами, ценностями, целями, этическим выбором. Для этого определить систему качественных и количественных параметров, установить необходимую метрику. Сделать это в существующей системе власти должна, видимо, администрация президента – как высший политический концептуальный орган.

Структура управления сферой культуры должна быть изменена в сторону усиления координации между теми направлениями, которые сейчас курирует Министерство культуры, и теми, которые находятся в сфере управления информационной политикой, СМИ, а также сферой образования. Что касается последней, то в ней необходимо выделить воспитание населения (а не только формирование навыков) в качестве одного из основных результатов деятельности.

Сейчас, когда в мире идет драматическая борьба государств за лидерство или за выживание, Россия как пространство, на котором культивировались разнообразные мировоззренческие модели, может вновь стать центром генерации и апробации новых смыслов. У России есть возможность продемонстрировать альтернативный путь развития, привлекательный для многих стран, для тех, которые живут нравственными ценностями, находя союзников во всем мире. Россия может помочь гражданам других стран обрести образ будущего.

Сегодня именно наша страна обладает историческим шансом на длительное время занять позицию мирового нравственного лидера для всех тех, которым необходимо ценностное, нравственное измерение жизни. Продуманная государственная культурная политика – важнейший шаг в этом направлении.

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2020 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1828 гостей онлайн