Пятница, 03 Апреля, 2020
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

 

1. Роль, задачи и приоритеты современного российского государства в области культуры

Государство является субъектом определения приоритетов культурной политики, вытекающей из его основных задач в этой сфере.

Государство защищает культурное богатство страны как от физического разрушения, так и от коммерциализации, от неблагоприятных воздействий в самой культурной среде – как внутренней, так и внешней – воздействий, связанных с обслуживанием примитивных запросов, несоответствующих отечественным традициям и порождаемых массовой культурой общества потребления, а подчас и прямой информационной агрессией внешних конкурентов.

1.1. Государство как субъект культурной политики

Страна слишком много потеряла в области культуры за последнюю четверть века. Культура во многом оказалась обреченной частично на умирание – как, скажем, наука в сфере культуры или «немодные» и не коммерциализируемые сферы искусства, – а частично на обслуживание коммерциализируемых, но не всегда высоких вкусов «высокоплатежного потребителя».

Культура формирует человека – и задача российского государства сформировать не потребителя, а творца и созидателя, человека, который высшую радость и наслаждение находит в свободном творческом созидательном труде.

Российское государство есть продукт и производное от отечественной культуры. Отсюда обязанность этого государства – защита отечественной культуры, основанной на достижениях мировой культуры и являющейся одной из основных составляющих последней.

Основная ближайшая задача, стоящая перед государством в области культуры, – переломить отношение к культуре как к «остаточной части» социальной сферы. Точно так же, как переломить отношение к культуре как к сфере, с одной стороны, «досугового развлечения», а с другой – самовыражения (либо обслуживания такого самовыражения) богемных групп.

Культура – это не «сфера производства услуг», культура – это сфера производства духовных ценностей и базовых образцов социального поведения. То есть – сфера производства самого человека как личности, социального – а не только биологического – существа. Следовательно – сфера производства социальных отношений, самого общества. И в этом отношении культура – на самом деле сфера материального производства.

Любые природные ископаемые, любые технологии, любые самые современные производства останутся скоплением мертвого вещества, если не будет культуры их применения. Культуры и образования тех людей, которые были бы способны их использовать.

Но и более того: не став богатством своей страны, они станут богатством чужой, если в стране не сложится полноценное ощущение национально-государственной и историко-политической самоидентификации. Самоидентификацию рождает культура.

Соответственно, наша сущностная задача – восстановить отношение к культуре как:

  • к сфере сохранение суверенитета страны – как государственно-политического, так и культурного;
  • к сфере производства и формирования латентных поведенческих образцов и через них – национально-государственной самоидентификации;
  • к системе запретов. Культура – это прежде всего не сфера бесформенных эмоциональных выплесков. Культура – это сфера запретов. Цивилизованный и культурный человек знает, чего делать нельзя. Дикарь таких запретов не имеет. Тогда, когда у него запреты появляются, он начинает превращаться в цивилизованного человека.

Культура создает страну. Культура защищает страну. Культура развивает страну, переводя ее с одной фазы исторического развития на другую. Что, разумеется, не означает, что она во всем этом обходится без материальной составляющей собственно материального производства.

1.2. Государство как организатор производства базовых латентных образцов

Роль государства в культуре – это роль организатора, наделенного полномочиями обществом и решающего проблемы общества и страны: ее национальной самоидентификации, ее культурного суверенитета, свободного и достойного развития ее граждан.

Культура – это сфера производства латентных образцов социального поведения.

Управление этим производством должно быть адекватным тем задачам, которые оно решает. Если этим производством управляет государство, оно не может допускать, чтобы производилось то, что нанесет ущерб стране и человеку. В России нет цензуры, и не идет речь о запрете чего либо – кроме запрещенного законодательно.

Государственное производство не может создавать то, что не соответствует – и тем более противоречит – интересам страны либо демократически определенным направлениям политики. Тем более оно не может финансировать или помогать выпускать подобную продукцию иным производителям.

Государство решает вопросы сохранения, защиты, распространения и развития базовых ценностей и образцов отечественной культуры.

При решении этих вопросов делается ставка на новое поколение руководителей, на подготовку и использование представителей поколения, которое возьмет на себя ответственность за страну после 2014 года. Но с двумя существенными оговорками.

Во-первых, эти организаторы должны сами быть выходцами из тех сфер, которыми (или секторами которых) они будут руководить. Подход возведенного в абсолют менеджерианства, когда судьбу организации, отрасли или учреждения решает человек, умеющий руководить чем угодно, достаточно полно показал свою неэффективность в предшествующие годы.

Во-вторых, при обязательном использовании потенциала старых руководителей. Тут всё просто, как в театре: когда актер достаточно молод, чтобы быть на сцене Ромео, – он еще не может понять всё в Ромео. Когда он уже понимает всю сложность переживаний Ромео – он уже не может выйти на сцену в этой роли: фактура подводит.

В стране гарантирована свобода творчества, и каждый художник вправе создавать те образцы культуры и искусства, которые его вдохновляют. Но государство будет поддерживать те из них, которые считает соответствующими интересам страны. Задача государства – помогать тем образцам искусства, которые утверждают человеческое в человеке, развивают и культивируют в нем начала созидателя и производителя, и не оказывать никакого содействия тому, что низводит его до уровня упивающегося потреблением животного.

Государство не должно запрещать те или иные поиски в сфере культуры, но должно помогать тем, кому считает нужным помогать.

2. Сохранение культурного наследия

Исходя из понимания культуры как сферы производства базовых латентных образцов поведения (то есть в конечном счете производства, проявления и воспроизводства ценностей, норм и их воплощения в материальной и нематериальной практиках общества), государственная политика России в сфере культуры рассматривает культурное наследие страны как совокупность материальных носителей этих образцов, созданных в прошлом и в настоящем, духовных воплощений и самих принимаемых народом ценностных основ, норм и образцов поведения.

Задачей государства и общества является сохранение культурного наследия страны во всех его составляющих: материальном культурном наследии, нематериальном художественно-образном, нормативно-ценностном.

2.1. Материальное культурное наследие

Материальное культурное наследие представляет совокупность материальных объектов, несущих в себе значимое для общества ценностное и образное значение, отражающее его историю, искусство, традиции, обряды и образ жизни вне зависимости от того, с каким периодом истории страны и народа оно связано.

Материальное культурное наследие включает в себя произведения искусства, являющиеся носителями образов и ценностей, результаты производственной и бытовой деятельности, природные объекты, ставшие такими носителями в процессе исторической практики народа.

Данные объекты находятся под защитой государства вне зависимости от того, на какой территории они находятся в данный момент.

2.2. Нематериальное художественно-образное культурное наследие

Нематериальное культурное наследие страны включает в себя не имеющие непосредственно предметно-материального выражения продукты и формы искусства, обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки. А также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, обладающие ценностным значением для народа России или обладавшие таким значением в тот или иной период его истории.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2020 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1749 гостей онлайн