(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Концепция государственной политики РФ в области культуры
Сергей Черняховский

Доклад Общественному совету Министерства культуры РФ, подготовленный в рамках работы Экспериментального учебно-научного центра «Высшая школа политической культуры»

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 14

Сергей Феликсович Черняховский – доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политических наук

О сновные цели современного российского государства в сфере культуры:

•  обеспечение условий для свободного развития каждого гражданина страны;

• защита культурного суверенитета страны и единой историко-культурной самоидентификации граждан и общества;

• обеспечение доступа граждан к накопленному национальному культурному богатству, сохранение, умножение и защита этого богатства, гарантия их права на сохранение исторически сложившейся культурной среды и привычной им среды обитания;

• сохранение и возвышающее развитие высших достижений отечественной и мировой культуры, преодоления угроз культурному достоянию, которые несут нормы и образцы общества потребления, массовой культуры, энтропийные тенденции цивилизации Постмодерна, создание и распространение культурных образцов и идеалов общества познания и созидания;

• сохранение классических образцов мировой культуры, защита их от постмодернистской диффузии и обеспечение их экспансии и возрождения в остальном мире.

В этом отношении миссия Россия – создать в стране условия, при которых каждый человек имел бы реальные возможности стать подобным титанам Возрождения, а вне страны – обеспечить возрождение классической мировой культуры.

Государственная политика России в области культуры основывается на требованиях Конституции РФ и вытекает из ее положений. В соответствие со статьей 7 Конституции России, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поскольку достойная жизнь и свободное развитие человека невозможны вне культуры и помимо существующей культуры, государство обладает правом и обязанностью осуществлять политику в данной сфере, обеспечивающую решение данных задач.

Точно так же, как он обязано осуществлять политику в сфере культуры, обеспечивающую целостность территории страны и ее безопасность. В том числе – информационную и культурную.

44 статья Конституции определяет: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания <…>. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Соответственно, государственная политика в области культуры должна обеспечить доступ граждан к достижениям культуры – и обеспечить исполнение гражданами, в частности – и активно действующими в сфере культуры и искусства, их обязанности по сохранению исторического и культурного наследия.

При этом культурное достояние страны не сводится ни к совокупности материальных носителей культуры, ни даже к совокупности материальных и нематериальных произведений искусства.

Сфера культуры – это не только совокупность обладающих эстетическим значением произведений. Сфера культуры – это сфера производства базовых латентных образцов социального и политического поведения, норм, запретов и ценностей – и совокупность сложившихся и значимых для общества этических, эстетических и бытовых представлений.

В результате естественного исторического и историко-культурного процесса в России был создан особый и уникальный тип культуры.

Начав формироваться позднее ряда иных классических и национальных культур, в результате самостоятельного освоения их достижений и в ходе постоянного комплиментарного взаимодействия с другими народами и культурами культура России выработала черты мощного интегративного начала. Это начало оказалось способным принимать достижения других культур и творчески перерабатывать их, одновременно сохраняя их концентрированную сущность и создавая на их основе более высокие культурные достижения, признаваемые в качестве шедевров остальным человечеством.

Так произошло, в частности, в сфере литературы, живописи, театра, балета, киноискусства и других сфер.

Особенность культуры России не в ее инаковости по отношению к остальным культурам. Эта особенность – в ее уникальной интегративной способности их принимать, осваивать и на их основе создавать более высокие образцы, сохраняя базовые ценностные стержни своей ментальности, основанные на приоритете доброжелательности по отношению к другим народам и культурам. Среди таких стержней:

Культура России сегодня в своем сущностном качестве – это не одна из множества разных культур. Это – интегративный концентрат высших достижений мировой культуры, по сути – ее высший уровень, единственный из оставшихся бастионов классической европейской культуры, опираясь на который последняя имеет шанс начать свое возрождение в мире.

Соответственно, на данном этапе необходимо решить следующие задачи государственной политики (либо добиться перелома в их решении).

1. Утвердить адекватную современным условиям роль государства в решении проблем культуры как организатора производства латентных образцов.

2. Обеспечить собственно сохранение культурного наследия как существующего в виде материального, нематериально-художественного, нормативно-ценностного начал.

3. Создать условия свободного и достойного развития человека. Это подразумевает:

4. Воссоздать эффективную репродуктивно-просветительскую культурную систему, предполагающую:

Для решения этой задачи особо необходимы также возрождение эффективной науки в сфере культуры и искусства, а также разработка новой образовательной модели в сфере творческого и гуманитарного образования.

5. Создать систему защиты культурного суверенитета страны и отражения направленной на него информационной агрессии.

6. Выработать и реализовать международную культурную политику, направленную на сохранение и возрождение классической культуры человечества.


 

1. Роль, задачи и приоритеты современного российского государства в области культуры

Государство является субъектом определения приоритетов культурной политики, вытекающей из его основных задач в этой сфере.

Государство защищает культурное богатство страны как от физического разрушения, так и от коммерциализации, от неблагоприятных воздействий в самой культурной среде – как внутренней, так и внешней – воздействий, связанных с обслуживанием примитивных запросов, несоответствующих отечественным традициям и порождаемых массовой культурой общества потребления, а подчас и прямой информационной агрессией внешних конкурентов.

1.1. Государство как субъект культурной политики

Страна слишком много потеряла в области культуры за последнюю четверть века. Культура во многом оказалась обреченной частично на умирание – как, скажем, наука в сфере культуры или «немодные» и не коммерциализируемые сферы искусства, – а частично на обслуживание коммерциализируемых, но не всегда высоких вкусов «высокоплатежного потребителя».

Культура формирует человека – и задача российского государства сформировать не потребителя, а творца и созидателя, человека, который высшую радость и наслаждение находит в свободном творческом созидательном труде.

Российское государство есть продукт и производное от отечественной культуры. Отсюда обязанность этого государства – защита отечественной культуры, основанной на достижениях мировой культуры и являющейся одной из основных составляющих последней.

Основная ближайшая задача, стоящая перед государством в области культуры, – переломить отношение к культуре как к «остаточной части» социальной сферы. Точно так же, как переломить отношение к культуре как к сфере, с одной стороны, «досугового развлечения», а с другой – самовыражения (либо обслуживания такого самовыражения) богемных групп.

Культура – это не «сфера производства услуг», культура – это сфера производства духовных ценностей и базовых образцов социального поведения. То есть – сфера производства самого человека как личности, социального – а не только биологического – существа. Следовательно – сфера производства социальных отношений, самого общества. И в этом отношении культура – на самом деле сфера материального производства.

Любые природные ископаемые, любые технологии, любые самые современные производства останутся скоплением мертвого вещества, если не будет культуры их применения. Культуры и образования тех людей, которые были бы способны их использовать.

Но и более того: не став богатством своей страны, они станут богатством чужой, если в стране не сложится полноценное ощущение национально-государственной и историко-политической самоидентификации. Самоидентификацию рождает культура.

Соответственно, наша сущностная задача – восстановить отношение к культуре как:

Культура создает страну. Культура защищает страну. Культура развивает страну, переводя ее с одной фазы исторического развития на другую. Что, разумеется, не означает, что она во всем этом обходится без материальной составляющей собственно материального производства.

1.2. Государство как организатор производства базовых латентных образцов

Роль государства в культуре – это роль организатора, наделенного полномочиями обществом и решающего проблемы общества и страны: ее национальной самоидентификации, ее культурного суверенитета, свободного и достойного развития ее граждан.

Культура – это сфера производства латентных образцов социального поведения.

Управление этим производством должно быть адекватным тем задачам, которые оно решает. Если этим производством управляет государство, оно не может допускать, чтобы производилось то, что нанесет ущерб стране и человеку. В России нет цензуры, и не идет речь о запрете чего либо – кроме запрещенного законодательно.

Государственное производство не может создавать то, что не соответствует – и тем более противоречит – интересам страны либо демократически определенным направлениям политики. Тем более оно не может финансировать или помогать выпускать подобную продукцию иным производителям.

Государство решает вопросы сохранения, защиты, распространения и развития базовых ценностей и образцов отечественной культуры.

При решении этих вопросов делается ставка на новое поколение руководителей, на подготовку и использование представителей поколения, которое возьмет на себя ответственность за страну после 2014 года. Но с двумя существенными оговорками.

Во-первых, эти организаторы должны сами быть выходцами из тех сфер, которыми (или секторами которых) они будут руководить. Подход возведенного в абсолют менеджерианства, когда судьбу организации, отрасли или учреждения решает человек, умеющий руководить чем угодно, достаточно полно показал свою неэффективность в предшествующие годы.

Во-вторых, при обязательном использовании потенциала старых руководителей. Тут всё просто, как в театре: когда актер достаточно молод, чтобы быть на сцене Ромео, – он еще не может понять всё в Ромео. Когда он уже понимает всю сложность переживаний Ромео – он уже не может выйти на сцену в этой роли: фактура подводит.

В стране гарантирована свобода творчества, и каждый художник вправе создавать те образцы культуры и искусства, которые его вдохновляют. Но государство будет поддерживать те из них, которые считает соответствующими интересам страны. Задача государства – помогать тем образцам искусства, которые утверждают человеческое в человеке, развивают и культивируют в нем начала созидателя и производителя, и не оказывать никакого содействия тому, что низводит его до уровня упивающегося потреблением животного.

Государство не должно запрещать те или иные поиски в сфере культуры, но должно помогать тем, кому считает нужным помогать.

2. Сохранение культурного наследия

Исходя из понимания культуры как сферы производства базовых латентных образцов поведения (то есть в конечном счете производства, проявления и воспроизводства ценностей, норм и их воплощения в материальной и нематериальной практиках общества), государственная политика России в сфере культуры рассматривает культурное наследие страны как совокупность материальных носителей этих образцов, созданных в прошлом и в настоящем, духовных воплощений и самих принимаемых народом ценностных основ, норм и образцов поведения.

Задачей государства и общества является сохранение культурного наследия страны во всех его составляющих: материальном культурном наследии, нематериальном художественно-образном, нормативно-ценностном.

2.1. Материальное культурное наследие

Материальное культурное наследие представляет совокупность материальных объектов, несущих в себе значимое для общества ценностное и образное значение, отражающее его историю, искусство, традиции, обряды и образ жизни вне зависимости от того, с каким периодом истории страны и народа оно связано.

Материальное культурное наследие включает в себя произведения искусства, являющиеся носителями образов и ценностей, результаты производственной и бытовой деятельности, природные объекты, ставшие такими носителями в процессе исторической практики народа.

Данные объекты находятся под защитой государства вне зависимости от того, на какой территории они находятся в данный момент.

2.2. Нематериальное художественно-образное культурное наследие

Нематериальное культурное наследие страны включает в себя не имеющие непосредственно предметно-материального выражения продукты и формы искусства, обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки. А также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, обладающие ценностным значением для народа России или обладавшие таким значением в тот или иной период его истории.


 

Нематериальным культурным наследием являются:

В состав нематериального культурного наследия страны входят произведения искусства, созданные в других странах представителями их культуры, но приобретшие эстетическую и ценностную значимость для российского общества в ходе истории и совпадающие с базовыми ценностными основаниями российского общества.

Нематериальное культурное наследие охраняется государством и обществом, в частности, от искажения в процессе воспроизводства смысла, значения и ценностного содержания, заложенных в него при создании.

2.3. Нормативно-ценностная составляющая культурного наследия

Нормативно ценностная составляющая российской культуры включает в себя:

3. Обеспечение возможностей развития человека

3.1. Обеспечение для каждого возможности доступа к достижениям культуры

Задачей государственной политики в области культуры при обеспечении условий для свободного и достойного развития каждого человека является устранение неравенства в доступе к достижениям культуры.

Это включает в себя:

3.2. Преодоление разрыва в доступе
к достоянию лучших образов культуры между столицами и регионами страны, необходимость сделать для основной массы населения доступными достояния культурного наследия

Культура страны в любом случае в большей степени меряется культурой провинции, нежели культурой столиц. Если высока культура провинции – высока культура страны.

Сегодня становится очевидным, что в тех регионах, где оказывается существенная поддержка культуре, ниже уровень и алкоголизма, и преступности.

Перед государством сегодня стоит задача изменить представления местных властей в этой сфере, добиться, чтобы региональные и местные органы власти отошли от покровительственно-пренебрежительного отношения к культуре на подведомственных им территориях.

Большая часть наших национальных гениев вышла как раз из провинции: Тютчев и Толстые, Есенин и Блок, Маяковский и Некрасов, Чехов и Паустовский.

Интеллигенция провинциальных городов – это базовая основа и национального духа, и национальной самоидентификации, и самой национальной культуры.

И здесь есть два уровня задач. Во-первых, добиться приближения регионов к столичным культурным потенциалам, в частности, через выставки, гастроли, фестивали. Во-вторых, поднять материальное и статусное положение местных учреждений культуры и людей, которые являются местными хранителями культуры.

Есть несколько причин, которые определяют необходимость и приоритетность этой задачи.

Во-первых, это вопрос социальной справедливости: богатства культурных столиц сегодня доступны лишь в лучшем случае десяти процентам населения страны. Хотя принадлежат они всем, и право на доступ к ним имеют все граждане.

Во-вторых, там, где больше внимания и средств уделяется культуре, спокойнее и благоприятнее социальная и правовая обстановка. Еще раз необходимо подчеркнуть: культура – это сфера запретов, сфера производства поведенческих образцов, сфера формирования навыков саморегуляции и привычки к ней.

В-третьих, ненормальна ситуация, когда граждане страны приходят к мысли, что достойная жизнь существует только в столицах. Тогда с одной стороны, люди активного темперамента мигрируют из своих регионов, лишая их энергии и возможности развития. С другой – они далеко не всегда находят место для реализации своих возможностей там, куда стремятся, и образуют определенный потенциал недовольства и одновременно миграционного давления на жителей крупных городов, в которые они мигрируют. С третьей стороны, останавливается и тормозится развитие самих регионов.

В-четвертых, современный мир – это мир утверждения того, что принято называть массовой культурой: упрощенной и во многом примитивизированной культурой общества потребления.

Эта культура, с одной стороны, ниже по своим образцам и утверждаемым идеалам подлинных образцов культуры тех стран, откуда она распространяется. С другой стороны, она не соответствует образцам и нормам отечественной культуры. То есть она в целом разрушает ценностный мир современной цивилизации, в том числе разрушает и классические европейские ценности, и национальную самоидентификацию России. Она прививает образцы поведения не европейского классического типа, а социальных люмпенизированных групп, так и не поднявшихся до овладения этими образцами.

Сам по себе это объективный процесс: сравнительно быстрое знакомство огромных масс с достижениями культуры приводит к снижению ее общего уровня. Без осознанной государственной поддержки массы не успевают освоить и осмыслить ее содержание, и тогда из всего Боккаччо остаются лишь скабрезные сцены, из всего Рубенса – эротические сюжеты, из всего Вольтера – лишь сарказм.

Отграничиться от этого в современном мире невозможно. Противостоять этому – трудно. Тем более в том сложном положении, в котором в последнюю четверть века оказалась Россия. Но массовой культуре общества потребления можно противостоять – помогая всей государственной силой распространению и освоению населением страны, в первую очередь проживающим сегодня в провинции, всего потенциала отечественной национальной культуры – и собственно русской культуры, и культуры всех народов, населявших территорию СССР.

Российское государство вступает в свою «культурную борьбу» и, ведя ее, защищает не только нашу национальную самоидентификацию и культурный суверенитет страны – но и остатки собственно европейской культуры, носителем и хранителем которой сегодня остается Россия.

Открывая при содействии государства осмысленный доступ к достоянию национальной культуры регионам страны, мы создаем тот культурный оплот, который сможет сохранить и подлинную европейскую культуру.

3.3. Защита и сохранение русского языка и развивающей литературы

Выбирая язык, общество выбирает имена. Выбирая имена – выбирает оценки. Выбирая оценки – выбирает свое будущее. Все современные нации были образованы путем оформления экономических общностей в зонах использования того или иного языка.

Язык отражает мир и рожденный исторической практикой тип мышления. Но язык формирует и тип действия, и историческую, а также государственно-политическую самоидентификацию. Упрощение национального языка ведет к примитивизации сознания и деятельностных алгоритмов, к разрушению историко-государственной самоидентификации.


 

Сохранение правильного русского языка, в своем нынешнем виде сложившегося в первой половине XX века, но основывающегося на классической русской литературе XIX столетия, – государственная задача России, имеющая несколько аспектов:

Примитивизация языка ведет к примитивизации мышления и социальной практики, доминированию краткосрочных мотивов социальной деятельности.

Сохранение правильного русского языка требует:

Одним из условий сохранения русского зыка является поддержка и популяризация развивающей отечественной и переведенной на правильный русский язык зарубежной литературы, публиковавшейся в свое время в «Библиотеке приключений», «Библиотеке приключений и научной фантастики», ориентировавших людей на познание мира, на героизм, дружбу и честность.

Популярная и популяризованная в XX веке литература стала естественной частью отечественной культуры, определившей тип человека – созидателя и первопроходца.

3.4. Обеспечение благоприятной информационной и культурной среды

Сохранение правильного русского языка является одним из основных условий обеспечения благоприятной для человека информационной и культурной среды. Однако язык может быть использован и для формирования латентных образцов, направленных на познание и созидание, восхождение человека к его роли творца и носителя значимых для страны ценностей и реализацию его творческого потенциала, и для утверждения обратного – образов самозначимости потребления, приоритета биологического над социальным и реализации своего личностного начала в разрушении.

Отсюда встает вопрос, какие культурные и поведенческие образцы, утверждающиеся в культурной среде, должны поддерживаться государством: развивающие в человеке его человеческое – либо его физиологически-инстинктивное начало?

Задача государства – поддерживать те образцы и образы, которые будут возвышать и развивать человека, усиливать страну и обеспечивать его гордость за свою историю, укреплять его гражданскую активную позицию, поддерживать его историко-государственную самоидентификацию, его ответственность за страну и ее суверенитет.

И осуществлять это во всех элементах информационной и культурной среды – от архивов, музеев, библиотек до туризма, телевидения и Интернета.

3.5. Обеспечение доступности художественного образования

Для развития человека и в общекультурном смысле, и в смысле обеспечения возможностей выявления и реализации его художественных талантов государство решает задачу поддержания доступного художественного образования. Россия является социальным государством, и в ней не может существовать зависимость в этом вопросе от имущественного положения и социального статуса человека.

Поэтому государство сталкивается с необходимостью осуществления двух мер.

Во-первых, охватить теми или иными видами художественного образования всех воспитанников детских садов и общеобразовательных школ. Задачей такого охвата является, с одной стороны, обеспечение общего художественного развития каждого, с другой – выявление наиболее талантливых и создание условий для культивации их способностей.

Во-вторых, создать для выявленных групп разноуровневую систему художественного образования и развития, включающую в себя:

Эти формы образования должны быть подведомственны Министерству культуры РФ, доступны для каждого имеющего соответствующие способности, бесплатны для учащихся и их родителей. Места в них должны создаваться по факту наличия поступающих с соответствующим уровнем способностей.

4. Возрождение репродуктивно-просветительской культурной системы

Сохранить культуру и заложенные в ней ценностные основания национальной самоидентификации нельзя при пассивном хранении культурного наследия в условиях агрессивной внешней экспансии разрушающих ее образцов. Для культурного наследия необходимо как постоянное воспроизводство базовых латентных образцов, ценностей и норм, так и их распространение в окружающей среде.

Они воспроизводятся и распространяются в совокупной деятельности их носителей в сфере искусства, и эффективность, убедительность этого находится в очевидной зависимости от таланта задействованных в таком процессе.

4.1. Поддержка творчества и талантов

Основной задачей государства в этой сфере является переход от поддержки искусства по критерию его элитности и модности к поддержке по критерию талантливости и социальной значимости.

Существует старый спор о том, кого нужно поддерживать – доказавших свою состоятельность или тех, которые никому не известны.

Стране нужно, чтобы в ней были великие мастера и великие художники. Но стране нужно и то, чтобы их становилось больше и чтобы просто появлялись новые.

Государственная помощь художнику – это не синекура и не признание прошлых заслуг. Государственная помощь художнику – это помощь тому, кто без нее, возможно, великим и не станет.

С определенными оговорками и уточнениями.

Во-первых, поддержка нового и еще не утвердившегося не означает пренебрежения и невнимания к заслуженным мастерам. Особенно если сегодня они оказались в тяжелой ситуации. То положение, когда великие мастера советской эпохи доживали жизнь в нищете и в домах престарелых в 90-е годы, навсегда останется страницей позора в истории отечественной политики.

Во-вторых, поддержка нового и еще не признанного не означает поддержки непонятного и модного. Критерии элитности и моды вообще спорны как критерии в оценке художественной ценности. Мода потому так и называется, что часто меняется.

Элитность хороша тогда, когда создает будущие образцы для развития общего уровня культуры и искусства. Высокие образцы. Но слишком часто элитным объявляется то, что малоинтересно кому-либо, за исключением малочисленных групп, объявляющих себя элитой на том основании, что они провозглашают себя понимающими непонятное всем остальным.

Задача государства – поддержать талантливость и социальность, которые родственны друг другу. Талантливость так или иначе обычно ощущается большинством. Социальность близка, как минимум, тем социальным группам, которые она представляет.


 

4.2. Стратегическая триада просвещения и роли ее звеньев

Для достижения поставленных целей сохранения культурного достояния и воссоздания полноценной культурной среды, интенсивного воспроизводства и распространения базовых латентных образцов государство должно обладать мощным скоординированно действующим просветительским инструментом. При естественной важности для культуры всех ее видов и форм воплощения, в совокупности обеспечивающих выполнение ее функций, особую роль приобретает наиболее насыщенная потенциалом активного просвещения триада: театры и кинематограф – музеи и выставки – библиотеки и клубы. Каждая составляющая этой триады выполняет особую роль.

Их выделение не означает игнорирования современных форм распространения информации и культурных образцов – телевидения и Интернета. Речь идет о том, что последние, являясь новыми техническими формами, по исполняемым ролям воспроизводят роли названных выше элементов триады, в значительной степени распространяя их же продукты.

Все три указанных звена в своем скоординированном действии способны выполнять единую просветительскую роль и связаны эффектом общего присутствия при освоении культуры. Они обладают способностью создания «храмового эффекта» сочувствования и сопереживания собравшихся вместе людей.

Первое звено выполняет функцию хранения и передачи образцов и норм тем, которые глубоко в них заинтересованы: библиотека – литературные образцы и нормы, допускающие углубленное рационально-образное осмысление, клуб – общие увлечения, правила поведения и обмен сопереживанием.

Второе звено обеспечивает присутственное осмысление в непосредственном восприятии изобразительных образов: музей – преимущественно углубленное осмысление, выставка – в больше степени ознакомительное, хотя и не только.

Третье звено соединяет зрелищно-образное и рационально-образное восприятия и осмысления: кинематограф – при относительно менее активной роли зрителя как наблюдателя, театр – при его большей ориентации на сознательный поиск сложных лично передаваемых психологических нюансов зрителя как соучастника.

В комбинированном действии, погружая человека в сознательно избираемое состояние осмысления, они вместе способны противостоять стремительно проходящей сквозь человека информации и образам телевидения и Интернета в том случае, если действуют совместно.

Для обеспечения этого комбинированного действия государство должно решить следующие задачи:

Учитывая, что в условиях информационного общества повышенная скорость изменений потоков информации неизбежно вызывает шок, угрожающий государству и культуре как институциональным системам, нужно иметь в виду, что обратной реакцией общества неизбежно будет становиться запрос на упорядоченность и постоянство, противостоящие хаотизации. И более успешной окажутся те политические и культурные системы, которые смогут конструктивно удовлетворить этот запрос.

Особую роль при этом играет и изменение отношения к таким сферам, подчас выводимым за рамки ведения культуры, как архивы и туризм.

В первом случае стоит вопрос об изменении отношения к ним: перестать воспринимать их как хранилища делопроизводственной документации и начать видеть в них собрания памятников культуры.

Скорректировать взгляд следует и во втором случае: туризм должен рассматриваться не как сфера оказания развлекательных бизнес-услуг, а как способ культурно-исторического просвещения, направленного на углубление историко-культурной и государственно-политической самоидентификации.

4.3. Проблема современного искусства

Без современного искусства в каждую эпоху не появится великого наследия для эпохи будущей.

Однако современное искусство – это всё искусство современников. Новые формы чаще всего оказываются оправданными тогда, когда мастер умеет талантливо творить в старых – но имеет нечто, для чего старых оказывается недостаточно. И часто новыми формами объявляют свои произведения те, которые просто не умеет пользоваться старыми.

Есть современные образцы искусства, которые понимают (или, как минимум, воспринимают) большинство людей. Есть современные образцы, которые признаются лишь немногими – называющими себя представителями творческой элиты.

Время покажет, какие именно виды и жанры современности окажутся полем реализации большего числа гениев.

Но чтобы они появлялись – нужно поддерживать современное искусство. Все его виды и жанры, без провозглашения монополии тех или иных групп на исключительное представление современности. С учетом, конечно, того, что реалистические и классические направления уже продемонстрировали свои достоинства и достижения. Альтернативным же это еще предстоит сделать.

Искусство – это не процесс самоутверждения в изысках необычного. Искусство – это создание образов, значимых для больших групп людей. И оно становится искусством там и тогда, где и когда созданные им образцы начинают восприниматься обществом.

4.4. Возрождение эффективной науки в сфере культуры и искусства

Для осуществления политики в сфере культуры государство должно возродить разрушенную в 90-е годы науку в этой сфере. Необходимо знать и понимать законы функционирования культуры в современных условиях, изучать, как действует сфера культуры, каковы закономерности развития самой культуры, что принимают и что не принимают люди в искусстве, изучать и знать историю искусства и культурной жизни общества. Хотя бы для того, чтобы содействовать позитивным тенденциям – и быть готовыми к негативным.

На сегодня в области культуры и образования стоит целый ряд вопросов, для решения которых государству нужна помощь ученых. Вопросов от академических до организационно-прикладных.

Среди академических:

Эти вопросы могут показаться абстрактными – но это вопросы сохранения историко-культурной идентичности.

Есть своего рода организационно-прикладные вопросы.

Есть и еще более актуальные вопросы. Например, каковы механизмы сохранения историко-культурной идентификации и высоких образцов культуры в условиях информационной агрессии современной массовой культуры общества потребления, как сохранить в качестве культурного образца общества образ человека-созидателя, а не гения потребления.

Для решения этих вопросов необходимо:

 


 

При этом возможны два формата определения тем и направлений работ.

Во-первых, НИИ и вузы разрабатывают и предлагают Министерству культуры свои обоснованные планы долгосрочных исследований, они совместно обсуждаются, доказывается перспективность и значимость данных программ – и министерство выделяет им долгосрочное финансирование.

Во-вторых, министерство формулирует интересующие его темы и проблемы – и заказывает их исполнение тем, которые готовы их разрабатывать.

Возможны и комбинации. Невозможно и бесперспективно одно: получение из года в год символических сумм на исследование символических тем, нужность которых остается недоказанной.

4.5. Создание новой образовательной модели в сфере творческого и гуманитарного образования

Ключевым звеном воспроизводства и распространения базовых норм и ценностей общества является система подготовки специалистов, которая не может унифицированно копировать образцы образования в сфере точных и естественных наук.

Всё более очевидным становится необходимость иметь две образовательные модели: одну – для относительно унифицированных сфер естественно-научных и технических специальностей, другую – для творческих и гуманитарных сфер. Подобно старому делению, существовавшему в России, на классические гимназии и реальные училища.

В этой сфере в наибольшей степени востребованы такие моменты, как личная нестандартность педагога и студента, доминирование роли мастера и его личности над унифицированной технологией. Велика значимость интуитивного и творческого начал.

В качестве особо значимых черт этой модели можно выделить следующие.

Во-первых, особый подход к набору студентов:

Во-вторых, в области организации и планирования учебного процесса творческие и гуманитарные вузы должны иметь возможность самостоятельно формировать государственные стандарты по своим направлениям подготовки.

В-третьих, основные постулаты модели следующие:

Задача этой модели – развитие творческих способностей ученика, накопление и распространение академического знания и мастерства, противодействие информационной агрессии, защита историко-политической самоидентификации, противодействие искажениям истории и использованию культуры в ущерб интересам развития и суверенитета России.

5. Создание системы защиты культурного суверенитета страны и отражения направленной на него информационной агрессии

Культура, история, историческая память – это всегда пространство информационной и смысловой конкуренции национально-государственных, социально-экономических и социально-политических систем. Пространство борьбы за сохранение историко-идентификационного, политико-экономического и культурного суверенитета.

В этом отношении задача государственной политики в сфере культуры и искусства – сохранение и защита культурного суверенитета страны.

Культурный суверенитет страны включает в себя:

5.1. Основные угрозы

В современных условиях культурный суверенитет страны сталкивается как с объективными, так и с субъективными угрозами.

К числу объективных угроз относятся:

В совокупности они угрожают ценностным основаниям культуры России, отечественной ментальности, равно как и основным ценностям классической мировой и европейской цивилизации.

К числу субъективных угроз относится информационная агрессия геополитических конкурентов России, направленная как на разрушение отечественной историко-культурной и государственно-политической самоидентификации, так и на использование культуры для дискредитации и разрушения уже и политического суверенитета России.

Эти угрозы должны быть устранены, а информационная агрессия отражена.

5.2. Создание системы противодействия угрозам культурному суверенитету

Основой противодействия угрозам культурному суверенитету страны является создание массовой культуры высоких образцов – культуры, основанной на целенаправленной государственной поддержке и устранении разрыва между высокими достижениями культуры и повседневной жизнью масс путем поднятия последних до уровня таких достижений.

Одной из центральных задач в этом направлении является устранение указанного разрыва в его следующих срезах:

Создание системы защиты культурного суверенитета страны включает в себя следующие основные шаги:

И главное – всю сферу культуры и всю культурную жизнь общества необходимо пронизать пониманием, может быть, главного тезиса: человек тем и отличается от животного, что имеет в себе смыслы и цен­ности – боˆльшие, чем его собственно физиологическое существование.


 

5.3. Позитивная история

Для обеспечения полноценной защиты культурного суверенитета страны государственная политика в области культуры должна способствовать утверждению принципа позитивной истории в отношении к прошлому.

Данный принцип предполагает, что у граждан России есть все основания рассматривать свою историю не как основание для сожалений и раскаяний, а как предмет гордости.

Историческая истина едина и объективна. История является наукой, обладающей апробированными методами научного исследования, а не пространством вольного интерпретирования с позиции постулата множественности истин.

Исходя из признания единства истории страны и равнозначимости всех ее этапов, нужно отказаться от пренебрежительного отношения к советскому этапу развития отечественной культуры. Если созданная в течение веков российская интегративная модель культуры стала высшей формой и высшим достижением мировой культуры, то советская культура – стала и ее высшим этапом, высшей формой и высшим достижением.

Россия существует более тысячи лет и является одной из ведущих стран мира, определяющих ход мировой истории. Это означает, что общий баланс отечественной истории – позитивен. История должна изучаться и преподаваться с точки зрения побед и достижений – оплаченных подчас трагедиями и потерями.

России не нужно возвращаться к «достижениям европейской цивилизации» – потому что она сегодня хранит их куда в большей степени, чем другие страны континента, являясь последним бастионом подлинно европейской культуры и подлинно европейских ценностей.

России не нужно возвращаться «в лоно мировой цивилизации» – потому что она является одним из определяющих факторов ее развития и сегодня эта цивилизация существует в своем относительно успешном и комфортном виде благодаря тому, что есть Россия.

5.4. Политика культурной реконкисты

Защищая свою культуру и свой культурный суверенитет, Россия защищает не «национальную ограниченность» от «достижений цивилизации», а достижения цивилизации – от социально-исторического регресса и нового варварства массовой культуры, энтропии Постмодерна с его отказом от признания единства истины и универсализма классических ценностей, от доминирования значимости потребления над значимостью творческого созидания.

Поэтому миссия России – осуществление культурной реконкисты:

6. Международная культурная политика: сохранение и возрождение классической культуры человечества

Выполняя миссию сохранения и возрождения классической культуры человечества, современное российское государство:

6.1. Система культурного представительства

Система культурного представительства России создается в разветвленном формате и состоит из:

6.2. Пропаганда образцов классической культуры во внешней среде

В мире не должно остаться ни одной страны, ни одного региона, города и человека, которые не будут охвачены влиянием классической мировой культуры, сохраненной Россией.

Через систему своих представительств, организацию гастролей, выставок, участвуя в международных конкурсах и фестивалях, Россия будет распространять в других странах произведения классической культуры. Причем произведения как имеющие собственно российское национальное происхождение, так и созданные в России по мотивам и сюжетам культуры других стран. Это будет осуществляться с ориентацией на то, чтобы такие произведения в большей степени отражали заложенные в них авторами ценности и смыслы – в отличие от интерпретаций в современных постановках и экранизациях, создаваемых на родинах их авторов. Особенно если эти страны сегодня поражены энтропией своих национальных культур.

6.3. Поддержка течений и носителей классической культуры в других странах

Россия осуществляет поддержку классического искусства и ориентированных на него организаций и авторов во всем мире.

Стоит задача ежегодного выделения из национального бюджета средств на поддержку классической культуры в мире, осуществления мониторинга состояния классической культуры во всем мире, использования Россией всех своих возможностей для реализации мер по ее защите, сохранению и развитию.

Россия также выступает с инициативой создания Культинтерна – Международного общества сохранения и поддержки классической культуры, объединяющего все организации мира и всех граждан, признающих ценность и приоритет сохранения и возрождения классической культуры, противостояния экспансии общества потребления и квазицивилизации Постмодерна.

Россия также выступает с инициативой создания союза стран, ориентированных на защиту и развитие классической культуры и своего культурного суверенитета.

В соответствие со статьей 7 Конституции России, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поскольку достойная жизнь и свободное развитие человека невозможны вне культуры и помимо существующей культуры, государство обладает правом и обязанностью осуществлять политику в данной сфере, обеспечивающую решение данных задач.
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com