Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Институционализация камерализма

Науки об экономике в Германии получили подчиненный характер и являлись скорее реалистически-ориентированными теориями организации управленческой деятельности правительства. Экономика не стала независимой наукой о хозяйственных отношениях и достижении экономического богатства в независимых от форм правления рамках, в которых они существовали.

Первым основоположением для камералиста – администратора-консультанта – была территория, полученная по правилам наследования. Обладание природными ресурсами должно было рассматриваться как естественное и предзаданное, в отличие от торговли и промышленности, которые могут быть предметами искусственного совершенствования.

Начиная с XVIII века германская концепция общественно-политической науки, или учения о задачах государства и государственном строительстве, включала исследование общества и хозяйства, используя аристотелевские концепции ойкоса (дома) как хозяйства и полиса (города-государства) как государственной организации. Понятие государства использовалось как основополагающее для социально-политической организации общества в целом, что отражало немецкий перевод аристотелевской «Политики», в котором государство и общество были синонимизированы. Такой симбиоз государства и общества – как самоочевидный момент – отражал также теологические основы гуманитарного знания XVII-XVIII веков и сохранялся на протяжении всего развития камерализма, затем перекочевал в концепцию «национального хозяйства» в XIX веке.

Одним из первых квазитеоретических трудов по камералис­тике в Германии стал «Завет», написанный в 1555 году Мельхиором фон Оссе. Фон Оссе описывал «обязанности совершенного правителя», который хотел бы управлять процветающим, успешным государством. «Владыка, или правитель, имеет обязанности перед народом в трех планах: он должен поддерживать состояние процветания, которое образуется, если люди живут целомудренно, когда поощряются образование, искусства, когда многие образованы и мудры и могут инструктировать остальных, он (правитель. – А.К.) не позволяет сваливаться в темноту и невежество и поддерживает всё что полезно для совершенствования общества».

В первых работах камералисты излагали своего рода нормативные требования к содержанию государственных предметов ведения. Эти требования включали в себя: обеспечение необходимого числа докторов, предоставление снабжения чистой водой и доступ к ней, мусороудаление, хорошее образование, ликвидацию ростовщичества и денежных спекуляций, подавление паразитов (игроков и мошенников) и обеспечение условий и средств, при помощи которых каждый подданный сможет вести пристойную жизнь. Задача правительства и камерализма – предоставить такую организацию и технику, которая обеспечивала бы сохранение не только должного мира и порядка, но и нравственности граждан. «Цель таких установлений должна достигаться при помощи поддержания права, мира и богатства или благополучия страны и людей», – считал фон Оссе. Концептуальные работы камералистов могут считаться одними из первых современных практико-методических трудов в области государственной политики.

Камералисты ставили вопрос о ненадежности – в смысле точности – представлений о состоянии германских государств, о необходимости создания достоверной системы учета. Задачей камералистов было сформировать систему знаний о своих странах и политику их хозяйственного развития. В описания они включали следующие элементы.

Во-первых, прояснение имени, происхождения, источников и обстоятельств появления/образования государства, то есть:

  • откуда данное государство «получено»;
  • как возник суверенитет данной страны;
  • географические и топографические особенности территории;
  • необходимы карты, которые представят все данные особенности.

Во-вторых, учет всех подразделений страны и зависимых территорий, то есть:

  • в соответствии с естественными границами;
  • в соответствии с различными искусственными мерами, договорами и установлениями;
  • распределение территории между различными должностными лицами;
  • подразделение административных и судебных юрисдикций страны;
  • более детальное описание каждого подразделения страны согласно такой схеме: улицы, мосты, проходы и т.п.

В-третьих, учет «качества и изобилия» территории, то есть:

  • изобилие страны в целом;
  • производительные возможности страны;
  • специальные темы, которые необходимо рассмотреть для освещения производительности конкретной страны.

В-четвертых, учет жителей страны, то есть:

  • неопределенность естес­т­венного размещения населения;
  • классовые различия населения;
  • более детальные социальные дифференциации, включая религиозные различия, различия интересов бюргеров и должностных лиц в имперских и свободных городах и т.п.;
  • индивидуальные и личные особенности суверенов (в смысле их различий в типах прав наследования – то есть политические, конституционные и юридические различия).

В-пятых, ростер (административная структура) служащих правителя и правительства.

Именно эти части впрямую отражают задачи планирования управления государством в рамках квазиабсолютизма: в первом параграфе представлены вопросы правления, обеспечения реализации суверенитета и властных полномочий правящих принцев в целом. В соответствии с данной концепцией правление страною должно быть устроено на основе средств автократии, автократически. На языке камерализма это означало, что не кто иной, как именно Бог обладает правом «дисциплинировать» принца (короля), поскольку именно он ответственен перед божественной властью, которая любезно сделала его сувереном данного народа.

Филипп Вильгельм фон Хорник было ввел различение между частным и государственным сектором в экономике. Он разработал девять правил для государственной экономики, которые включали:

  • максимально возможно широкое производство всего необходимого непосредственно внутри страны;
  • минимальную зависимость от других стран;
  • полноценное использование местных природных ресурсов.

Данная важная работа переиздавалась 16 раз между 1684 и 1784 годами. На немецком языке это был самый издаваемый труд того периода. Фон Хорник сформулировал главные правила ведения государственного хозяйства:

  • точное обследование земель, а также экспериментальная проверка для точного определения ее продуктивных возможностей, в особенности в области драгоценных металлов;
  • переработка непосредственно в стране всего сырья, если невозможно его использование в натуральном виде;
  • предельное увеличение числа и обеспечение занятости подданных;
  • недопущение экспорта или тезаврирования (бесполезного накопления) золота или серебра;
  • ограничение использования, насколько это возможно, продуктов не промышленного, а кустарного изготовления;
  • необходимое иностранное оборудование должно обмениваться, по возможности, за производимые в стране товары, а не за деньги;
  • насколько это возможно, такое оборудование должно приобретаться в промышленно необработанной форме;
  • максимально возможный экспорт местных товаров и продуктов и их излишков должен предпочитаться экспорту золота или серебра;
  • должен быть запрещен импорт тех товаров, которые имеются в достатке, такого же качества и могут быть произведены в стране.

Он подчеркивал, что «будет гораздо лучше, несмотря на то как ни странно это может выглядеть для плохо информированных, платить два талера за приобретение оборудования, если талеры остаются в пределах страны, вместо оплаты одного талера – если он уходит за границу». Горная промышленность должна поощряться даже в случае, если затраты на ее ведение не покрывают доходов: «Как все издержки, так и то, что добывается из недр, всё равно остается в стране». Фон Хорник основывает свои взгляды на дифференциации между бережливостью и накоплениями индивидов и стран, или, говоря современным языком, между частной и государственной экономикой. Опережает время его замечание о том, что камеральное управление является «специфическим управлением». Оно возможно только при условии общей бережливости, культивируемой в государстве в целом. Это главная причина того, почему внимание государства не может быть ограничено улучшением работы собственно казначейства.

В 1758 году один из самых известных успешно практиковавших и теоретизировавших камералистов Йохан Генрих Готтлиб фон Юсти написал книгу «Государственное хозяйство», где провозгласил себя «универсальным камералистом». Самой важной задачей этой профессии он считал «следование первому и универсальному принципу, согласно которому вся государственная деятельность должна быть организована так, чтобы служить средством достижения счастья», народ «не существует ради правителя», первичной целью республики является достижение общего счастья населения. Для этого важны всемерное развитие наук и образования, свобода, защита собственности, расцвет национальной промышленности, рост населения.

Христиан Фрейер фон Вольф считается первым и наиболее влиятельным политическим экономистом Германии. Он обращал внимание именно на значение правовых и институционально-политических рамок, в которых государственная экономическая политика должна реализовываться, так как игнорирование этой действительности может привести к полной невозможности применения результатов теоретической экономии на практике. Ключевую роль в его теории играет представление о государстве благосостояния: «Совершенно очевидно, что индивидуальные домохозяйства не могут обеспечить себя всем необходимым для удовлетворения своих первичных потребностей, условий и благоденствия, то есть богатства. Они не могут сами по себе быть уверены, что будут способны насладиться плодами своей собственности и обеспечить реализацию своих прав собственности. Не могут они также защитить себя от внешней агрессии. Поэтому нам необходимы общие социальные усилия, то есть об­щест­во, через которое индивидуальные домохозяйства смогут достичь максимума в своем благосостоянии». Основной единицей политэкономического анализа у фон Вольфа выступает домохозяйство, а государственная политика привязана к общему социальному благосостоянию, но при этом она ограничивается способностью домохозяйств к самостоятельному «решению своих проблем» – и государство благосостояния должно всемерно повышать эту способность, – вклю­чая условия для полной занятости, школьного образования, стабильность финансовой системы, попечения о бедных и т.д. То есть всё это меры весьма близкие к социальной политике в рамках концепций социальной рыночной экономики.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS