Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Цивилизация и революция
Дмитрий Андреев

Источник: альманах «Развитие и экономика», №18, декабрь 2017, стр. 3

Дмитрий Андреев – первый заместитель главного редактора альманаха «Развитие и экономика»

PK7A9941 1

Любой мало-мальски помнящий школьный курс отечественной истории – если, конечно, он учился в школе в советское время – сразу отметит, что заглавие редакционной колонки представляет собой парафраз названия известной ленинской работы. Такое броское и прозрачное подражание одному из ключевых исторических деятелей XX века в данном случае является оправданным, так как на протяжении всего текущего года мы отмечаем столетний юбилей революционного 1917-го, его обеих революций – Февральской и Октябрьской. Этой теме посвящены два материала номера – главного редактора альманаха «Развитие и экономика» Сергея Белкина, а также историка, политолога и философа Вардана Багдасаряна.

Сергей Белкин размышляет о событиях столетней давности в цивилизационной системе координат. По его мнению, обе революции стали вехами на пути стремления российского общества к обретению наиболее адекватной политической формы для его сущностной – цивилизационной в основе своей – идентичности. И если первая – Февральская – революция оказалась иллюзорной приманкой, фиктивным ориентиром, уводившим народ в противоположную сторону от его доподлинных интересов, то вторая революция 1917 года – Октябрьская – всё расставила по своим местам. Именно она предложила России тот способ существования, какой в наибольшей мере соответствует ее цивилизационной идентичности, а именно – стать планетарным лидером развития, определять повестку для всего человечества. С этой точки зрения автор полемизирует с предпринимаемыми сегодня попытками «перекодировать» ради нынешней политической конъюнктуры обе революции, представить Февральскую как главную и основополагающую, а Октябрьскую – как маргинальную и тупиковую.

Статья Вардана Багдасаряна представляет собой заход на ту же самую тему цивилизационного выбора, только с несколько другой стороны. Исследователь подробно рассматривает историю идеологии и практики социализма как в мировом масштабе, так и в нашей стране. Автор разбирает эту проблему комплексно и на примере продолжительной исторической эпохи – с конца XVIII века и до настоящего времени. Крайне интересны приводимые в материале интерпретации классического марксизма второй половины XIX – начала XX века. Исследователь по-новому трактует многие задогматизированные положения социалистического учения – и благодаря этому убедительно доказывает их органичность и естественность тому времени, в которое это учение находилось на пике своего развития. Исключительно важными представляются замечания о специфических моделях социализма уже в наше время – такие модели опять-таки определяются именно цивилизационной спецификой. То есть будущее социализма – не в унификации, а напротив, в многообразии.

В двух статьях номера поднимается популярная сейчас проблематика элит. Об этом – мой текст, посвященный острому ныне вопросу о том, как сделать элиты более ответственными, а также исследование этнолога, философа и антрополога Максима Михалёва примерно на ту же самую тему, только с небольшой корректировкой – не об ответственности элит, а о возвращении им сакральных функций.

Основная мысль моей статьи заключается в том, что определенные перспективы может принести своего рода «пересборка» интересов и мотиваций элиты – чтобы они перестали сводиться к сугубо материальным приобретениям, а начали хотя бы в какой-то мере обусловливаться нематериальными ценностями. Причем необязательно ценностями высокими: исторически в российских реалиях чрезвычайно высоким был семиотический статус именно нематериальных поощрений – наград, почестей. Словом, того, что тешило самолюбие и тщеславие, но не давало какого-то явного и ощутимого материального прибытка. Важным инструментов респонсибилизации – то есть повышения ответственности, как индивидуальной, так и групповой, корпоративной, – может стать и грамотное управление сферой, так сказать, «коллективного эмоционального», поскольку очень многое сейчас диктуется как раз эмоциями – а значит, эмоции становятся благодатным полем для социального инжиниринга. То есть следует призадуматься о новом издании платоновской тимократии.

Максим Михалёв обращается к богатому материалу традиционных обществ и анализирует ту роль, какую в них играли (и играют) элитарии – духовные лидеры, связанные с исполнением сакральных функций. Исследователь показывает, что и в наше время бытование глобальной элиты окутано разного рода мистическим антуражем – по большей части вполне технологическим и в духе конструирования современной медийной реальности, но вместе с тем весьма значимым, если на его поддержание направляются колоссальные ресурсы. Главная мысль Максима Михалёва, которая проходит сквозь всю статью, заключается в том, что в традиционных обществах не «кооптация» в состав элиты дает «новообращенному» элитарию возможность исполнять сакральные функции, но изначальное обладание особыми качествами – авторитетом в сложных вопросах, в том числе и религиозного характера, – наделяет человека особым статусом, а значит – и особыми возможностями в обществе. Если воспринимать проблему в таком ключе, то «ресакрализация элит» не будет казаться неподъемным делом.

Альманах всегда уделяет большое внимание проблемам культуры и культурного строительства. Этой теме посвящены три материала номера.

Писатель Владимир Немыченков отвечает на вопрос, что есть большие смыслы культуры вообще и русской культуры в частности. По его мнению, это «те смысложизненные ценности, которые обусловливают формы жизни общественного организма». Такие ценности имеют две проекции – религиозную и светскую. Высшим православным ценностям в религиозной проекции соответствует следование нашей страны своей миссии «удерживающего мир от инфернального зла», а также «хранительницы чистоты православной веры», а в светской проекции этому соответствуют усилия, направленные на «построение идеального социума», точнее – стремление к этому нереализуемому в земной жизни идеалу. Ценность служения Господу и служения ближним, которая понятна в религиозной проекции, в проекции светской становится служением народу и стране. Наконец, светская проекция ценностей сострадания и милосердия – это социальная справедливость. Статья Владимира Немыченкова – наглядный пример того, как религия может переводиться на язык современности и при этом не упрощаться.

Завершают номер две подробные рецензии обозревателя Николая Андреева о художественных выставках – Аристарха Лентулова (к 135-летию со дня его рождения) и российских художников, ставших современниками революционного 1917 года и отразивших революционные события (или их предчувствия и ожидания) в своих полотнах. В обоих случаях налицо связь сквозной идеи выставок и темы настоящего номера альманаха – оценки феномена революции в оптике цивилизационной специфики России. Революция – намного более фундаментальное явление, нежели смена общественно-экономических формаций или политического режима. Революция – это прежде всего и главным образом основательная корректировка курса развития в соответствии с культурно-цивилизационными основами того общества, в котором революция происходит. Что-то пошло не так, народ и его власти слишком далеко зашли не в ту сторону – выход один: революция. Именно так прочитываются полотна, написанные век назад.

Завершая представление номера, следует, тем не менее, заметить, что в словосочетании «цивилизация и революция» главным и системообразующим в смысловом отношении является слово «цивилизация». Собственно, если придерживаться подхода, изложенного выше, то революция – это всего лишь средство выправить траекторию развития цивилизации, создать для ее существования наиболее оптимальные условия – те, которые в наибольшей степени соответствуют ее естеству. Революция – мера вынужденная, хирургическая, сопряженная с колоссальными издержками, выражающимися в том числе и в человеческих жизнях. Поэтому она не может быть неким сколько-либо продолжительным способом социально-политического бытия. Тогда как определить эту меру? Сколько отвести ей времени? Как очертить ее хронотоп? Универсального революционного рецепта не существует, в каждом конкретном случае – своя мера революции. Хочется надеяться, что материалы настоящего номера альманаха помогут хотя бы в общих чертах определить эту меру – соответствующую нашей цивилизационной особости.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS