Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

В теоретическом плане также обсуждаются перспективные направления совершенствования механизмов демократии:

  • обеспечение проектной идентификации общества как основы легитимности власти;
  • организация распределенного стратегического аудита;
  • совершенствование систем национальной безопасности и т.п.

Эти инициативы способствуют оптимизации механизмов демократии, однако успехи от них весьма скромные. Продолжает процветать коррупция, не заметен переход страны на инновационный путь развития, в проекте бюджета планируется сокращение расходов на социальную сферу, опережающими темпами растут тарифы на ЖКХ, энергоресурсы, транспорт и пр.

Одна из принципиальных причин возникающих затруднений на путях совершенствования механизмов демократии связана, на наш взгляд, с недооценкой современных представлений об организации саморазвивающихся социальных сред. Эти представления складываются в контексте развития взглядов на научную рациональность (классическую, неклассическую, постнеклассическую), и в значительной степени они сопряжены с проблемами управления сложностью.

Вопросы управления сложностью в последние десятилетия приобретают все большую актуальность, о чем свидетельствует организация в ряде стран новых исследовательских центров, которые оказались востребованными для решения крупномасштабных задач в сфере экономики и политики. В частности, одним из этих центров (Институт Санта-Фе) были разработаны концепция «управляемого хаоса» и технологии ее реализации, которые оказали существенное влияние на ряд стран мирового сообщества. С этой проблематикой также связана концепция «мягкой силы» как современного инструмента политического управления. Приведенные факты позволяют сделать вывод, что найдены новые парадигмы управления сложностью, которые подтвердили свою адекватность для больших социальных систем. В XXI веке государства, не владеющие современными технологиями управления сложностью, обречены стать объектами управления в интересах различных субъектов мирового сообщества.

Постановка проблемы совершенствования механизмов демократии требует учета складывающихся новых представлений об управлении сложностью. Необходимы и новые парадигмы механизмов саморегулирования сложностью для больших социальных систем, а также для защиты от внешних воздействий на такого рода механизмы.

В исследованиях, ориентированных на совершенствование механизмов демократии, выделяются разнообразные типы сложности – социальная, эпистемологическая, когнитивная и др. В настоящей работе мы ограничимся рассмотрением проблем сложности, связанных с представлением демократии как процесса управления. Такое представление позволяет выделить три базовых принципа регулирования сложностью.

Принцип соразмерности сложности управляющей и управляемой систем. Сложность системы управления должна увеличиваться при увеличение сложности управляемой системы.

Принцип ограниченного использования иерархического управления предполагает наличие действенного механизма выхода из режима иерархического управления для использования потенциала сетевых механизмов с включением в них управляемой системы и окружающей среды. Должен стать нормой механизм повышения сложности системы управления.

Принцип оперативного возврата к иерархическому управлению в ситуациях, требующих быстрого реагирования управляющей системы в чрезвычайных обстоятельствах. Должна быть предусмотрена возможность оперативного снижения сложности системы управления.

Сосредоточимся на выявлении актуальных направлений совершенствования механизмов демократии в контексте проблематики управления сложностью и соотнесения их с предпринимаемыми попытками совершенствования демократии в России.

Основные препятствия на пути совершенствования механизмов демократии в контексте управления сложностью

Проблематизация ситуации, сложившейся в контексте развития механизмов демократии, предполагает выделение препятствий (точек разрыва). Указанные препятствия надлежит анализировать в историческом, культурном и научном контекстах и выработать направления по их преодолению.

В рассматриваемом нами контексте управления сложностью выделим следующие группы вызовов и препятствий на пути развития современной демократии:

  • нарастающая сложность объектов государственного и общественного управления;
  • высокая сложность в организации избирательных кампаний и взаимодействии граждан с носителями их властных полномочий;
  • низкая сложность организации государственного и местного управления;
  • низкая сложность организации общества;
  • низкая сложность совместной организованности государства, административных органов и общества;
  • низкая сложность совместной организованности различных типов субъектов мирового сообщества.

Проанализируем возможности управления сложностью в рамках каждого из выделенных аспектов. За рамки рассмотрения выведен анализ деятельности политических партий и их роли в совершенствовании механизмов демократии. Аргументом для этого послужило принятие жесткой точки зрения Никласа Лумана на современные политические партии как на самодостаточные структуры, обслуживающие интересы привилегированных и всемогущих элит и часто вступающие в сговор друг с другом.

 

Нарастающая сложность объектов государственного и общественного управления

Тенденции нарастания сложности объектов государственного и общественного управления определяются в основном следующими факторами:

  • возрастающей динамикой социальных, политических и экономических процессов, в значительной степени связанной с развитием информационно-коммуникативных технологий;
  • возрастающей степенью открытости общества за счет развития Интернета и социальных сетей;
  • кризисом традиционных механизмов демократии и проблемами легитимности власти;
  • разрушением традиционных механизмов идентификации общества, актуальностью формирования и использования механизмов проектной идентификации;
  • бурным развитием и широким использованием – наряду с военной и экономической – «мягкой силы», ориентированной на несанкционированное вмешательство во внутренние дела государств;
  • кризисом экономической детерминации развития;
  • резко возрастающей тенденцией преобладания проектного подхода над эволюционным;
  • нарастанием угроз от новых технологических укладов (потенциальными возможностями создания новых видов оружия массового уничтожения);
  • повышением уровня образования населения, необходимостью повышения динамичности в организации социальных лифтов для молодежи.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS