Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Молдова – между Востоком и Западом
Олег Краснов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №8, декабрь 2013, стр. 152

Олег Назарович Краснов – прозаик, журналист, переводчик

 

Молдова как часть Русского мира

Собственно людей русского происхождения в Молдавии не очень много. Но русскоязычных (русскоговорящих, русскодумающих, русофонов – как угодно), то есть тех, которые предпочитают на русском языке общаться, читать, смотреть кино, заполнять формуляры, покупать продукты и лекарства с русскими этикетками, – таких примерно четвертая часть. Это люди разного этнического происхождения – украинского, русского, молдавского, гагаузского, болгарского и др. Вероятно, поэтому внутри такой среды национализма практически нет.

Боˆльшая часть общества – молдаване, некоторые из которых считают себя румынами. Много ли таких – сказать сложно, самоидентификация – вопрос интимный. Согласно опросам, присоединения к Румынии желают 10–12 процентов молдавских граждан. Но и люди, которые говорят на молдавском/румынском языке, читают русские книги, смотрят русские фильмы и довольно хорошо говорят по-русски, в отличие от русскоговорящих, которые молдавский язык знают плохо или не знают совсем. В то же время даже те молдаване, которые считают себя румынами, слабо знают румынскую литературу, румынское кино, румынское искусство и говорят на региональном диалекте.

Иначе говоря, принадлежность Молдавии к Русскому миру определяется не только тем фактом, что часть людей в стране говорят по-русски, но и близостью менталитета, восприимчивостью к русской культуре, канонической принадлежностью к Русской православной церкви, общей историей.

На протяжении нескольких веков на западе от княжества Молдова располагалась Османская империя, поэтому вестернизация региона проходила во многом благодаря российскому влиянию. Можно сказать, что для Молдавии Запад находился на Востоке.

Апарте – значит отдельно

Отношения между двумя языковыми общинами в Молдове довольно мягкие, несмотря на явный этнократический характер государства. Или так: в Молдове выстроена этнократическая система, хотя отношения между языковыми общинами довольно мягкие.

Если обратить внимание на культурную, образовательную политику молдавских властей в последние десятилетия, то станет ясно, что этнократической она была всегда, с первого дня независимости. Во времена правления «коммунистов» ситуация была более терпимой, но нормальной она не была никогда – министерства культуры, образования были вотчиной радикальных националистов.

В Молдавии нет прямых запретов на профессии, как в Латвии, но в реальности целые сферы общественной деятельности, целый ряд профессий закрыты для русскоязычных, хотя формально они являются полноправными гражданами.

Русских практически нет в аппарате правительства, полиции, судебной системе, прокуратуре. В партиях правящего «Альянса за евроинтеграцию» нет русскоязычных депутатов, русскоязычных членов. Творческие союзы, неправительственные организации ориентированы на румыноязычную часть общества. Так же, как и «правозащитные» группы.

Таким образом, русские оказались вне румынской языковой среды и в значительной мере утратили мотивацию знать язык. Боˆльшая часть русских уверены, что русскому – пусть даже с хорошей головой и приличным румынским языком – занять место государственного служащего невозможно. Может быть, это и заблуждение, но значительная часть русских его разделяют.

От русских требуют «интеграции», что само по себе достаточно загадочно, поскольку в европейском смысле русскоязычные интегрированы идеально – по обычаям, по религии ничем не отличаются от молдаван. На деле под «интеграцией» понимают языковую ассимиляцию, и многие всерьез на это рассчитывают. Но ассимиляции в таких условиях произойти не может, поскольку официальная сфера и есть единственная связь русских с румынским языком.

Внешнее влияние: Россия и Румыния

Влияние Румынии на молдавские дела всегда было открытым, массированным, целенаправленным. Румыния напрямую из бюджета (а также и опосредованно – через различные фонды, румынские и западные) финансирует «румынскую идею». То есть финансирует политические партии, общественные движения, творческие союзы, некоммерческие организации, телеканалы, радиостанции, газеты, журналы, библиотеки, книгоиздание вплоть до школьных учебников и многое другое. Румыния каждый год предоставляет молдавским студентам 5,5 тысячи стипендий для учебы в румынских университетах – а это 30 процентов молдавских выпускников-бакалавров. Для сравнения: в этом году в Россию поехали учиться 162 человека.

Россия очень ограниченно финансирует группу организаций «профессиональных русских», совершенно беспомощных и беззубых. Возможно, эти организации проводят множество важных мероприятий, но существуют они вне политического поля, обыватель ничего о них не знает, и в общественном смысле они удивительно малоэффективны.

Большое препятствие – слабость русскоязычных медиаресурсов в информационном поле республики, нет сильного телеканала, журнала, газеты. Примером в этом смысле является прорумынский канал Публика ТВ, который создавался румынскими специалистами на румынские же деньги. Телеканал переходил из рук в руки местных олигархов, но направленность вещания почти не изменилась.

Ничего даже отдаленно похожего у русскоязычной части общества нет. Популярные российские телеканалы ретранслируются, но находятся под контролем случайных людей и нередко используются для антироссийской пропаганды при полном равнодушии российских телевизионных и официальных властей.

Если можно назвать происходящее информационной войной, то она носит односторонний характер. Непохоже, чтобы Россию волновали молдавские события. Учитывая, какому тотальному промыванию мозгов подвергся молдавский обыватель за последние четверть века, можно только удивляться тому, что число сторонников присоединения к Румынии так невелико.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS