Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Открывая номер
Дмитрий Андреев, Сергей Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №9, март 2014, стр. 6

Дмитрий Александрович Андреев – первый заместитель главного редактора альманаха «Развитие и экономика»
Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Философский анализ проблемы развития призван исследовать фундаментальные смыслы, среди которых такие принципиальные понятия и концепции, как смысл жизни, ценности, национальный менталитет. В этом номере мы помещаем статью одного из видных философов России Владимира Курашова, в которой рассмотрен выведенный в заглавие предельно амбициозный вопрос: «Что есть Россия?» В поисках ответа автор разбирает отличия патриотизма от национализма, рассматривает сущность того, что принято называть национальной идеей. В статье перечисляются и объясняются наиболее типичные особенности русской ментальности, дается интересное обоснование целостности России – как «следствия духовного единства народа». Хочется отметить весьма важное наблюдение автора: «Природа народа, сущность его идентичности – метафизический объект, то есть объект, в существовании которого мы убеждены, но вместе с тем осознаем невозможность его познания научными методами, в пределах возможного опыта».

Сложнейшая и тончайшая диалектика целостности, соотнесение идентичности с чуждостью, поиск и опознание чуждости в себе самом простираются от пространства личности до пространства социума. Именно в этом противоречии и в этой гармонии сокрыта тайна источника всякого развития. Западная ментальность оказывается неспособной достичь единства противоположностей, ее единственный реальный инструмент – анализ. Синтез же является лишь сборкой ранее расщепленного, но не рождением новой живой целостности. Обретение ощущения целостности бытия дало бы ключ к выходу из тупика Модерна и бездны Постмодерна.

Новый – для европейского рационализма – метод постижения, который уже нельзя назвать рефлексией, ибо он ей сущностно противоположен, стоит поискать в интеллектуально-чувственном опыте Востока. Текст Владимира Малявина, который следует отнести к жанру философского эссе, погружает нас в мир предельных глубин. Разговаривая с читателем образным языком скорее ассоциаций, нежели протокольных описаний места происшествия, автор призывает ощутить вместе с ним переменчивую сложность мира, тщетность глобальных технологий – в том числе «проекта Модерн» – для постижении созданных им же рациональных образов-моделей бытия. Автор вводит нас в мир китайской философской традиции, использующей взгляд внутрь себя, устремление «к точке центрированности бытия», что, может, и должно стать, говоря уже упрощенным рациональным языком, способом генерации самоподобия, каковая есть важнейший элемент развития.

Главный редактор альманаха Сергей Белкин обращается к предельно напряженной и политизированной в настоящее время теме – национальной идентификации русских. Автор подчеркивает фундаментальное отличие одних и тех же понятий, используемых как концепты в разных областях знаний и практической деятельности: бытовое и даже научное содержание термина может просто не работать в сфере практической политики. В статье предлагается своего рода дедуктивный подход к тому, как должна выстраиваться русская национальная самоидентификация. Сергей Белкин считает, что эта проблема лишь тогда получит шанс конструктивного разрешения, когда станет составной частью более общей проблемы – формулирования созидательного целеполагания для всего общества. Такого целеполагания, которое, учтя весь позитивный опыт прошлого, окажется способным обеспечить превращение народа в нечто гораздо более целостное, нежели то, чем он является сейчас. Вот в таком энергетическом поле проблема самоощущения русских – как ключевого этнического интегратора нашего многонационального народа – и сможет найти единственно верное разрешение.

Политическая жизнь планеты с каждым днем становится все более динамичной, количество и значимость влиятельных событий возрастают с тревожной скоростью. Тревожной – потому что политическая лихорадка часто предшествует не самым благоприятным мировым процессам. Альманах не ставит своей целью ни отслеживание политических событий, ни их аналитику в режиме реального времени. Мы видим свою роль в анализе долгодействующих факторов, в выявлении фундаментальных процессов политической трансформации мира. К таким процессам и факторам относятся долгосрочные взаимодействия России с крупнейшими мировыми центрами силы и нашими влиятельными партнерами, к которым, несомненно, относится Германия. В связи с этим замеченные Александром Раром тенденции перемен в наших отношениях, проявившиеся в ходе очередного форума германо-российской общественной организации «Петербургский диалог», заслуживают внимания. Автор отмечает, что сама сквозная тональность выступлений немецких участников форума, в том числе и весьма влиятельных в политических кругах Германии, заметно отличалась от риторики, господствовавшей еще совсем недавно. Между тем нельзя не отметить и предельную сдержанность авторского оптимизма – в публикации говорится не столько о потеплении отношений между Германией и Россией, сколько о наличии условий для подобной перемены, среди которых называется и заинтересованность в улучшении двусторонних отношений нового руководителя германского внешнеполитического ведомства Франка-Вальтера Штайнмайера.

К числу сложных проблем нашей сегодняшней действительности – проблем, требующих скрупулезного проговаривания, обсуждения, внимательного и аккуратного согласования разных точек зрения и одновременно бескомпромиссного дезавуирования любых деструктивных спекуляций на сей счет, – относятся межконфессиональные отношения. И в первую очередь отношения между двумя самыми представительными в нашей стране конфессиональными общ­ностями – православными и мусульманами. Об этом – точнее о том, как эти отношения строились в Сибири начиная с ее присоединения и продолжают выстраиваться по сей день, – статья Александра Яркова. Автор доказывает, что в этом российском макрорегионе накоплен уникальный опыт бесконфликтного сосуществования представителей обеих общностей. И даже не сосуществования, а глубокого взаимного проникновения, сращивания в нечто цельное. Этот опыт резко контрастирует с опытом православно-мусульманских отношений на Северном Кавказе, которые на протяжении всех полутора веков после завершения Кавказской войны оставляли желать лучшего. Между тем определенные острые углы имеются и у этого позитивного опыта. В частности, его непосредственным результатом является возникновение феномена русских по своему этническому происхождению мусульман, которые часто становятся адептами радикальных форм ислама.

Взаимодействие России с внешним миром является одним из самых главных факторов (зачастую – определяющим фактором) ее собственного развития. Так было всегда, так происходит и сейчас. Строки – и мысли – Тютчева, сказанные полтора века тому назад, остаются актуальными:

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.

Мировая политика всегда остается одной из самых важных и популярных тем публицистики. Одной из черт, привлекающих внимание и авторов, и читателей, является высокая степень информационной закрытости, характерной для деятельности и внешнеполитических ведомств, и специальных служб всех государств. В этом состоит естественная и оправданная специфика международного соперничества стран и ТНК. Сокрытие своих истинных намерений, создание видимости преследования ложных целей, неофициальные взаимодействия и тайное координирование действий – всё это составляет старинный и неизменный арсенал мировой политики. Политики и руководители ТНК затрачивают немалые усилия для выявления скрытных договоренностей и намерений соперников ради выработки наиболее эффективной тактики достижения собственных целей. Всё это порождает весьма привлекательную для журналистов и публичных политиков среду для домыслов и драматизации происходящего. Публицистика и аналитика, посвященные вопросам тайной дипломатии и выявлению истинных целей и закулисных альянсов лидеров мировой политики, не только пользуются естественной популярностью, но и применяются как один из инструментов этой самой мировой политики. Было бы ошибкой игнорировать подобные материалы, относя все их к заведомо недоброкачественной, низкопробной продукции «желтой прессы» или отмахиваясь от необходимости анализа проблемы с помощью примитивного навешивания ярлыка «теория заговора». Полноты картины происходящего достичь невозможно без рассмотрения всех доступных наблюдению проявлений мировой политики, в том числе и тех, которые осуществляются для создания ложных целей. Важно при этом замечать взаимосвязь явлений и стараться отличать роль и место тех или иных информационных событий в сложном переплетении взаимодействий мировой политической жизни.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS