Печать



Отель «Бурж аль Араб»

Аравийское чудо
А. Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 156

А.Н. Белкин – профессор, заведующий кафедрой архитектуры Московского института коммунального хозяйства и строительства

Сто­ял я на смот­ро­вой пло­щад­ке «Бурж Ха­ли­фа» – са­мо­го вы­со­ко­го в ми­ре 828-мет­ро­во­го зда­ния, смот­рел вок­руг и ду­мал: «Нет, не в Ка­ир и Афи­ны, не в Рим и Па­риж на­до бы сво­зить мо­их сту­ден­тов, а сю­да, в Ду­бай». Там – встре­ча со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, там пыль сто­ле­тий прев­ра­ти­ла ше­дев­ры в хо­ро­шо из­ве­ст­ную, да­же лю­би­мую, но уже не по­ра­жа­ю­щую сказ­ку. Здесь – все но­вое, ост­ро сов­ре­мен­ное – мо­ло­дость ми­ра и, мо­жет быть, его бу­ду­щее.

Ког­да бо­лее двад­ца­ти лет на­зад влас­ти ОАЭ – в пер­вую оче­редь шейх Мо­хам­мед Бен Ра­шид Аль-Мах­ту­ма – за­го­во­ри­ли о не­об­хо­ди­мос­ти соз­да­ния в стра­не ус­ло­вий для раз­лич­ных ви­дов ту­риз­ма (де­ло­во­го, на­уч­но­го, рек­ре­а­ци­он­но­го), о воз­мож­нос­ти соз­да­ния в без­вод­ной пус­ты­не не прос­то ком­фо­рт­ной, но чрез­вы­чай­но прив­ле­ка­тель­ной для мно­гих ви­дов де­я­тель­нос­ти сре­ды, ма­ло кто мог по­ве­рить в ре­а­лизм этих на­ме­ре­ний, ка­зав­ших­ся со­вер­шен­но уто­пи­чес­ки­ми. В та­ких на­ме­ре­ни­ях про­я­ви­лось тог­да глу­бо­кое по­ни­ма­ние вре­мен­нос­ти до­хо­дов от про­да­жи ис­чер­пы­ва­е­мых при­род­ных ре­сур­сов. И как след­ствие это­го по­ни­ма­ния воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость за­ме­ны это­го ос­нов­но­го ис­точ­ни­ка бла­го­по­лу­чия стра­ны на но­вый.

Од­на­ко по­ни­ма­ния, бла­гих на­ме­ре­ний и да­же ко­лос­саль­ных средств для осу­ще­с­твле­ния столь масш­таб­но­го про­ек­та не­дос­та­точ­но. Нуж­на бы­ла иск­лю­чи­тель­ная по­ли­ти­чес­кая во­ля влас­тей, без пос­ле­до­ва­тель­но­го про­яв­ле­ния ко­то­рой был бы не­воз­мо­жен те­перь уже в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни дос­тиг­ну­тый блис­та­тель­ный ре­зуль­тат. По­ра­зи­те­лен вы­со­чай­ший уро­вень про­е­кт­нос­ти все­го предп­ри­ня­то­го, ведь стро­и­тель­ство ве­дет­ся в экстре­маль­ных при­род­но-кли­ма­ти­чес­ких ус­ло­ви­ях, где ком­фо­рт­ной мо­жет быть толь­ко ис­ку­с­ствен­ная сре­да. Воз­ни­ка­ет од­на на пер­вый взгляд не­о­жи­дан­ная ана­ло­гия – ин­ду­ст­ри­а­ли­за­ция СССР в го­ды пер­вых пя­ти­ле­ток.

Вот че­ты­ре фраг­мен­та ре­а­ли­за­ции это­го чу­дес­но­го про­ек­та: «Бурж аль Араб», паль­мо­вый ост­ров «Джу­мей­ра», «Бурж Ха­ли­фа», парк «Джу­мей­ра бич».

По­яв­ле­нию каж­до­го из этих но­вых объ­ек­тов стро­и­тель­ства го­ро­да пред­ше­ст­во­ва­ло опе­ре­жа­ю­щее раз­ви­тие го­ро­дс­кой инф­ра­ст­рук­ту­ры – до­рог, ин­же­нер­ных со­ору­же­ний и ком­му­ни­ка­ций, в том чис­ле для озе­ле­не­ния тер­ри­то­рий, и, на­ко­нец, мет­ро. Как же это неп­рос­то, ес­ли вся во­да – из оп­рес­ни­тель­ных ус­та­но­вок, и к каж­до­му де­ре­ву и кус­ту под­ве­де­ны труб­ки для по­ли­ва, а в каж­дом цвет­ни­ке эти труб­ки с от­ве­рс­ти­я­ми уло­же­ны сан­ти­мет­ров че­рез 40, об­ра­зуя сплош­ную сеть под по­ло­гом рас­те­ний.

Отель «Бурж аль Араб» (ар­хи­тек­тор Том Райт) пост­ро­ен в 1999 го­ду на на­сып­ном ост­ров­ке в 280 мет­рах от бе­ре­га. По­ми­мо мно­гих пре­вос­ход­ных ко­ли­че­ст­вен­ных ха­рак­те­рис­тик (са­мый боль­шой из оте­лей, се­миз­вез­доч­ный, в вы­со­ту 321-мет­ро­вый, пол­ный ост­ро­ум­ных тех­ни­чес­ких ре­ше­ний – теф­ло­но­вая плен­ка вмес­то сте­кол, внеш­ний кар­кас со сталь­ны­ми ди­а­го­на­ля­ми креп­ле­ний на­руж­ных стен), на­и­бо­лее су­ще­ст­вен­ным предс­тав­ля­ет­ся счаст­ли­во най­ден­ный ав­то­ром об­раз пост­рой­ки, на­ве­ян­ный фор­мой па­ру­са тра­ди­ци­он­ной арабс­кой лод­ки доу.



Пальмовый остров «Джумейра»

Паль­мо­вый ост­ров «Джу­мей­ра» – пер­ве­нец сре­ди це­ло­го ря­да стро­я­щих­ся ис­ку­с­ствен­ных на­сып­ных ост­ро­вов, его бе­ре­го­вая ли­ния долж­на до­ба­вить 520 ки­ло­мет­ров к по­ло­се пля­жей Ду­бая. «Листья» паль­мы ис­поль­зу­ют­ся по-раз­но­му. На них рас­по­ло­же­ны мно­го­э­таж­ные жи­лые комп­лек­сы, вил­лы, пар­ки, тор­го­вые цент­ры, рес­то­ра­ны и, ко­неч­но, пля­жи. На про­тя­жен­ном 11-ки­ло­мет­ро­вом вол­но­ре­зе – ку­ро­рт­ный комп­лекс «Ат­лан­тис» с боль­шим и рос­кош­ным оте­лем. По «ство­лу» паль­мы про­хо­дит мо­но­рель­со­вая до­ро­га, ост­ров со­е­ди­нен с ма­те­ри­ком 300-мет­ро­вым мос­том. На­сып­ные ра­бо­ты на­ча­лись здесь в 2001 го­ду, за де­сять лет мно­гое сде­ла­но, сей­час стро­и­тель­ство про­дол­жа­ет­ся.

Пер­во­на­чаль­но са­мый вы­со­кий в ми­ре не­бо­ск­реб на­зы­вал­ся баш­ней Ду­бая. За­тем он был пе­ре­и­ме­но­ван в «Бурж Ха­ли­фа» – в честь пре­зи­ден­та ОАЭ Ха­ли­фы ибн Зай­да ан-На­хайя­на. Воз­ве­де­ние «Бурж Ха­ли­фа» за­вер­ша­лось в 2010 го­ду по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Ад­ри­а­на Сми­та. Ра­бо­ты ве­лись шесть лет. Зда­ние в пла­не име­ет фор­му три­ли­ст­ни­ка, при­чем «ле­пе­ст­ки»-контрфор­сы, вни­зу сим­мет­рич­ные от­но­си­тель­но цент­раль­но­го яд­ра, квер­ху не­рав­но­мер­но умень­ша­ют­ся в сво­их раз­ме­рах, соз­да­вая вы­ра­зи­тель­ный и ме­ня­ю­щий­ся при дви­же­нии вок­руг баш­ни си­лу­эт. В зда­нии 164 эта­жа (вклю­чая под­зем­ные), на 124-м эта­же на­хо­дит­ся смот­ро­вая пло­щад­ка. По­ме­ще­ния расп­ре­де­ле­ны сле­ду­ю­щим об­ра­зом: гос­ти­ни­ца на 37 эта­жах, квар­ти­ры с 45 по 108 эта­жи, на ос­таль­ных эта­жах – офис­ные и тор­го­вые по­ме­ще­ния. Фа­са­ды баш­ни об­ли­цо­ва­ны алю­ми­ни­е­вы­ми и сталь­ны­ми плас­ти­на­ми, для умень­ше­ния наг­ре­ва по­ме­ще­ний при­ме­не­но от­ра­жа­ю­щее стек­ло.


Парк «Джумейра бич»

Парк «Джу­мей­ра бич» – об­ще­ст­вен­ный го­ро­дс­кой пляж с раз­ви­той пар­ко­вой зо­ной – от­ли­ча­ет­ся хо­ро­шо про­ду­ман­ны­ми пла­ни­ро­воч­ной струк­ту­рой и функ­ци­о­наль­ным зо­ни­ро­ва­ни­ем. Две зо­ны – пляж­ная и пар­ко­вая – раз­де­ле­ны нег­лу­бо­ким ов­ра­гом и свя­за­ны че­тырь­мя де­ре­вян­ны­ми мос­ти­ка­ми. В глу­би­не ши­ро­кой по­ло­сы пес­ча­но­го пля­жа вы­ра­ще­ны паль­мы, за ни­ми – пар­ко­вая зо­на с прек­рас­ным га­зо­ном, на­ряд­ны­ми цвет­ни­ка­ми, бо­га­той дре­вес­но-кус­тар­ни­ко­вой рас­ти­тель­ностью, а так­же детс­ки­ми иг­ро­вы­ми пло­щад­ка­ми, ам­фи­те­ат­ром, мно­же­ст­вен­ны­ми пло­ща­дя­ми для бар­бе­кю, те­не­вы­ми на­ве­са­ми, пер­го­ла­ми, кра­си­вы­ми и ухо­жен­ны­ми ланд­ша­фт­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми. По­ра­зи­тель­на са­ма воз­мож­ность все это вы­рас­тить и сох­ра­нять, под­дер­жи­вать в ус­ло­ви­ях ис­ку­с­ствен­но­го оро­ше­ния и по­ли­ва оп­рес­нен­ной морс­кой во­дой.


 

{div width:385|float:left}{module burj_dubai}{/div}Эти че­ты­ре фраг­мен­та по­ис­ти­не ве­ли­кой строй­ки мож­но ум­но­жить сток­рат­но. Ин­те­рес­на не­о­бы­чай­но пест­рая сти­лис­ти­ка ар­хи­тек­ту­ры го­ро­да, ко­то­рая не толь­ко от­ра­жа­ет эк­лек­тич­ность эпо­хи пост­мо­дер­низ­ма и скром­ность мест­ной на­ци­о­наль­ной тра­ди­ции, но и учас­тие в про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве предс­та­ви­те­лей мно­гих стран ми­ра. Ин­те­рес­ны тех­ни­чес­кие ре­ше­ния, свя­зан­ные с пре­о­до­ле­ни­ем кли­ма­ти­чес­ких ус­ло­вий. Ин­те­рес­на ти­пи­за­ция в ар­хи­тек­ту­ре не­о­быч­но­го мет­ро. Ин­те­рес­на ис­то­ри­чес­кая часть го­ро­да и ак­тив­ная жизнь за­ли­ва Крик, сну­ю­щие от од­но­го бе­ре­га к дру­го­му лод­ки с за­ме­ча­тель­ным для рус­ско­го уха наз­ва­ни­ем аб­ра (вод­ная ар­ба) и мно­гое, мно­гое дру­гое.

Од­на­ко ощу­ще­ние чу­да воз­ни­ка­ет не от от­дель­ных пост­ро­ек или да­же их сум­мы. Оно воз­ни­ка­ет от та­ко­го пре­об­ра­зо­ва­ния го­ро­дс­ко­го ланд­шаф­та в це­лом, ко­то­рое ус­лож­ня­ет, а не уп­ро­ща­ет при­род­ную ос­но­ву. Ведь обыч­но у нас, в уме­рен­ных кли­ма­ти­чес­ких ус­ло­ви­ях, ант­ро­по­ген­ный ланд­шафт про­ще при­род­но­го: пше­ни­ца вмес­то со­тен степ­ных трав, «ка­мен­ная пус­ты­ня» го­ро­дс­кой сре­ды на мес­те на­пол­нен­ной жизнью, нап­ри­мер, ле­сос­те­пи. Здесь же при­ро­да ус­лож­не­на че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­ностью, обо­га­ще­на ею. Уди­ви­тель­ный слу­чай – не дег­ра­да­ция при­ро­ды, а раз­ви­тие ее че­ло­ве­ком. Про­цесс, об­рат­ный об­ра­зо­ва­нию Са­ха­ры, ко­то­рая, как го­во­рят, бы­ла жит­ни­цей Ри­ма.

Нет, не толь­ко сту­ден­тов, а всех, так или ина­че свя­зан­ных со стро­и­тель­ством, на­до от­вез­ти в Ду­бай. А так­же тех, ко­то­рым ин­те­рес­но и не­об­хо­ди­мо знать, как мо­жет выг­ля­деть не про­зя­ба­ние, но раз­ви­тие. Вда­ли от нек­ра­со­вс­кой Ка­ра­би­хи, на Ара­вийс­ком по­лу­о­ст­ро­ве наш­лось подт­ве­рж­де­ние сло­вам по­э­та: «Во­ля и труд че­ло­ве­ка див­ные ди­ва тво­рят».