Евразийский союз: принципиальные мировоззренческие основания
А. Дугин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 18
А.Г. Дугин – философ, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии международных отношений и руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, лидер Международного Евразийского движения
Прошло 18 лет с момента объявления Нурсултаном Назарбаевым идеи Евразийского союза и обозначения в целом евразийского вектора. Мы живем сегодня в ином мире, и в этом мире евразийство – уже не только блистательный замысел, но реальный, действующий фактор, с которым не считаться больше нельзя. Тогда – 18 лет назад – произошло поворотное событие в ткани евразийской идеологии. Подобная ткань – очень тонкая субстанция. Мировоззрение рождается, зреет, развивается и воплощается в реальность по замысловатым законам, как происходит становление живого существа. Организации, структуры, даже государства создаются и разрушаются, подчас исчезают, а формирование мировоззренческой ткани продолжается независимо ни от чего. Это тайные законы жизни духа.
В конце прошлого года вышла знаменательная статья Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». Шаги, которые Владимир Путин и президенты Казахстана и Белоруссии – Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко – предприняли после публикации своих программных статей о Евразийском союзе в «Известиях», показывают, что это не просто отдельные заявления. Ведь об интеграции постсоветского пространства говорилось много, и о том, что отношения со странами СНГ являются приоритетными, писалось достаточно тем же Путиным и другими политическими деятелями. Но Путин не просто эту тему назвал – он начал последовательные шаги по реализации проектов Таможенного союза, по созданию в СНГ Зоны свободной торговли. То есть за дело строительства Евразийского союза Путин взялся всерьез. Речь идет о долгосрочной стратегии, мы имеем дело с программой.
Мы живем сегодня в ином мире, и в этом мире евразийство – уже не только
блистательный замысел, но реальный, действующий фактор, с которым
не считаться больше нельзя.
Очень важно то, что именно Путин, Назарбаев и Лукашенко сделали свои страны локомотивами евразийской интеграции. Этого не произошло с Украиной, хотя без Украины трудно представить будущий Евразийский союз и с экономической точки зрения Украина выиграла бы от интеграционного проекта, как никто другой. Следовательно, дело не в экономике, или, точнее, не только в экономике, но и в политической воле. Кроме того, существуют особенности в политических системах России, Казахстана и Белоруссии, которые делают интеграцию желательным императивом для руководства этих стран.
Демократия и стабильность: русский фактор евразийства
Проблемы, которые сегодня стоят перед Россией, Белоруссией и Казахстаном, принадлежат к общему «семейству» вызовов. И Россия, и Белоруссия, и Казахстан строят демократию, но этот процесс вписан в конкретный географический, исторический и культурный контекст. Демократия и в России, и в Белоруссии, и в Казахстане находится в процессе становления. Поэтому периодически возникает опасность искажения этого процесса как в сторону рецидива авторитарных тенденций, так и наоборот – в сторону впадения в хаос и неуправляемость. Путин, Назарбаев и Лукашенко находятся в каком-то смысле в похожем положении. Каждый из них – популярный у себя на родине демократический правитель, стремящийся к долгосрочной стабильности в своей стране и к сближению со всеми государствами постсоветского пространства. Отмеченные сходства между Казахстаном, Белоруссией и Россией существенно способствуют приближению того момента, когда можно будет говорить о реальном создании Евразийского союза. В первую очередь это касается взаимоотношений между Москвой и Астаной, ведь ключ к интеграции всего постсоветского пространства – это именно ось Москва–Астана с крайне желательным привлечением к этой конфигурации Киева. Вхождение в Евразийский союз на правах одного из основоположников интеграционного проекта Белоруссии – проявление государственной мудрости президента Лукашенко, понимающего безальтернативность евразийской интеграции и озабоченного максимально продуктивным встраиванием своей страны в этот проект. Иными словами, становится все более очевидным, что Путин, Назарбаев и Лукашенко стоят на евразийских позициях и следуют евразийским курсом. Этим курсом невозможно следовать в одиночку, поскольку речь идет о сближении друг с другом разных стран, народов, культур, экономик, социальных систем. Эти процессы у нас идут по-разному, но их общий ритм и общий характер очень похожи.
Россия обладает экономическим, политическим, стратегическим, дипломатическим, социальным и культурным потенциалом, способным поддержать президента Назарбаева. То же самое можно сказать и применительно к президенту Белоруссии. Сближение Астаны с Москвой превращает русское население в Казахстане (которое при иных обстоятельствах могло бы стать дестабилизирующей силой, учитывая социальную роль и количество представителей этой группы) в фактор, который будет способствовать укреплению позиций Назарбаева внутри страны. Для Минска эта проблема практически отсутствует ввиду языковой, этнической, культурной и религиозной близости белорусского и русского народов. Кроме того, если Россия реализует общие с соседями экономические проекты, если российская элита до конца и полностью осознает необходимость стратегического партнерства с Казахстаном и Белоруссией даже ценой некоторых уступок в тарифной политике, по таможенным вопросам, то взамен Россия приобретет в лице обоих государств надежных стратегических партнеров.
Ключ к интеграции всего постсоветского пространства – это именно ось
Москва–Астана – с крайне желательным привлечением к этой конфигурации Киева.
Евразийский союз – это не только экономическая инициатива, хотя Путин настаивает на приоритете экономики. Если бы речь шла только об экономике, можно было бы ограничиться форматом ЕврАзЭС, Единого экономического пространства или Таможенного союза. Нет, Евразийский союз – это больше чем экономический проект: это настоящая политическая стратегия. Важно, что Путин принялся ее осуществлять в преддверии возвращения на пост президента страны. Если Медведев начал свое президентство с анонсирования проекта модернизации, то Путин отметит возвращение на первую роль с провозглашения курса на создание Евразийского союза. Важно и то, что эта идея была незамедлительно поддержана лидерами Белоруссии и Казахстана, давно выдвигавшими интеграционные инициативы для постсоветского пространства.
Интеграционный проект для Евразии должен опираться не только на экономический прагматизм, но и на полноценную идейную концепцию, приемлемую для всех народов бывшего СССР – исторической России. Такой концепцией является евразийство. Евразийство – не просто дань историографии, не просто ретроспективный анализ идей русских философов-белоэмигрантов, разработавших основы этого мировоззрения в 20–30-е годы прошлого столетия, и не только интерес и любовь к наследию великого историка Льва Гумилева. Евразийство гораздо шире. Это современное и актуальное явление, имеющее уже даже в наше время свою собственную историю. Вместе с тем и первые евразийцы, и сегодняшние последователи этого учения представляют собой единое целое, единую цепь с почти столетней историей, что необходимо учитывать. Как же определить сущность евразийства в нескольких словах и наиболее общим образом? Можно предложить следующую формулировку: евразийство – это социальная модернизация, экономическое развитие при сохранении культурной и национальной идентичности.
Алексей Венецианов. Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838
Вызов глобализации: евразийский ответ
Современное евразийство приобретает особую актуальность в ситуации глобализации. Глобализация – явление комплексное. С одной стороны, она способствует динамичному технологическому развитию, экономической модернизации. Но с другой стороны, такое развитие осуществляется ценой утраты идентичности, подвергает эрозии культуру, историческую самобытность, конфессиональную и этническую уникальность.
Евразийство – это социальная модернизация, экономическое развитие
при сохранении культурной и национальной идентичности.
Те общества, которые некритически и сполна втягиваются в глобализацию, теряют свою индивидуальность, становятся стандартизированными и безликими. Традиции исчезают, начинаются теневые процессы – терроризм, наркомания, демографический спад. Копятся издержки, которые в определенный момент могут стать критическими и привести к исчезновению целых народов, государств, национальных культур. Страны становятся объектами манипуляций, утрачивают геополитическую субъектность. В пределе однополярная глобализация означает, по сути, новую форму колониализма. При однополярной глобализации существует только одна метрополия – США. А все остальное – колонии, куда, увы, попадают и Казахстан, и Белоруссия, и Россия, а также другие страны СНГ.
Есть государства, которые отвергают глобализацию, отстаивая принципы «закрытого общества». Так они стараются спасти собственную идентичность. Но это удается лишь отчасти – начинается стагнация, исчезает социальный динамизм, все постепенно разлагается. «Закрытое общество» – не выход. Евразийство на современном этапе предполагает своего рода «третий путь» – сочетание открытости и динамизма с традицией и консерватизмом. Чтобы осуществить этот евразийский проект, надо пройти между Сциллой и Харибдой.
Однополярная глобализация означает новую форму колониализма.
Евразийство на современном этапе предполагает своего рода
«третий путь» – сочетание открытости и динамизма с традицией
и консерватизмом.
Необходимо подчеркнуть, что современное евразийство – в целом новое явление. Оно творчески развивает идеи своих предшественников и основателей (Трубецкого, Савицкого, Алексеева, Гумилева), по-новому расставляет акценты. Современное евразийство – демократическое, просвещенное, открытое, прагматичное, ставящее особый акцент на экономическом развитии – напрямую сопрягается как с предложениями Путина, так и с более ранним проектом Назарбаева. Философия евразийства исходит из приоритета ценности традиционного общества, признает императив технической и социальной модернизации (но без отрыва от культурных корней) и стремится адаптироваться к ситуации постиндустриального общества, называемого Постмодерном.
В Постмодерне снимается формальное противопоставление между традицией и современностью. Евразийство в отличие от Постмодерна атлантистского типа видит возможность альянса традиций с современностью. Альянса, способного дать созидательный оптимистический энергичный импульс, побуждающий к творчеству и развитию. В евразийской теории обретают новую легитимацию феномены, казалось бы, задавленные эпохой Просвещения, но заявляющие о себе все громче именно сейчас. Речь идет о ценностях религии, этноса, империи, культа, предания. Модерн преодолевается не путем простого отвержения, но диалектического снятия, то есть именно преодоления. Из Модерна берется технологический рывок, экономическое развитие, социальная справедливость. Так в преодолении противоположностей рождается единая гармоничная и оригинальная теория.
Евразийство в отличие от Постмодерна атлантистского типа
видит возможность альянса традиций с современностью, дающего
созидательный оптимистический энергичный импульс, побуждающий
к творчеству и развитию.
Важно отметить, что философия евразийства не является набором догматических концептов. Она открыта и развивается в тесном сопряжении с конкретными научными дисциплинами, стараясь опереться на максимально широкий объективный базис. В качестве таких дисциплин можно назвать историю религий, социологические и этнологические исследования, геополитику, экономику, страноведение, культурологию.
Современное евразийство ставит под вопрос универсальность и безальтернативность глобализационной западной парадигмы. Евразийство напоминает, что планету населяет множество народов с историческим и культурным опытом, отличным от западного. И диалог этих национальных культур, их сближение – вопрос очень тонкий и деликатный, неодномерный, требующий внимательного учета разных позиций. У каждого есть свои особенности и традиции, и люди смогут понять друг друга, только если внимательно прислушаются к духовным особенностям соседей. Вот единственная возможность действительно сблизить между собой народы и государства.
Региональная глобализация евразийского проекта
Современное евразийство готово к интеграции и объединению близких культур и цивилизаций. Это «теория автаркии больших пространств», или «региональной глобализации», примером которого является Евросоюз. За несколько десятилетий до того, как европейская интеграция стала экономической и почти политической реальностью, подвижники европейской идеи – такие, как Жан Монне или граф Куденхове-Калерги, – провозгласили ее как цель. Экономика чрезвычайно важна, но «вначале было Слово».
На каких мировоззренческих принципах должен строиться интеграционный проект на евразийском пространстве?
Первое. Сочетание императива стремительной модернизации общества с сохранением исторических констант, модернизация и традиция, прогрессизм и консерватизм. Это очень плодотворный синтез, он будит воображение.
Второе. Евразийская интеграция должна проходить на новых идейных основаниях – на принципах сохранения и укрепления суверенитета и демократии. Не стоит опасаться: это не возврат к «колониализму» или «советизму». Мировоззренческая, идейная основа интеграции в нашем случае совершенно иная.
Третье. Утверждение плюрализма ценностных систем против общеобязательной доминации какой-то одной идеологии. В настоящее время такой идеологией-противником выступает американская либеральная демократия.
Четвертое. Опора на традиционные, консервативные ценности, бережное отношение к религиозным и культурным обычаям всех этносов и народов Евразии. Их сохранение, борьба против уничижения культур, догматов и обрядов традиционных обществ. Принцип межконфессионального диалога и активного взаимодействия традиционных религиозных организаций на пространстве Евразии.
Пятое. Представление об интеграционном проекте как о «государстве-мире», «государстве-континенте», «государстве-материке», если использовать терминологию ранних евразийцев. Интеграция в рамках культурно и стратегически объединенных «больших пространств» как альтернатива стремительно теряющим суверенитет национальным государствам и глобалистским планам создания «мирового правительства».
Шестое. Развитие концепции «прав народов», начало разработке которой положил великий немецкий геополитик, политолог, политический философ, социолог, юрист Карл Шмитт. «Права народов» как органических социальных объединений должны стать концептуальной основой сопротивления всемогуществу «золотого миллиарда» и неоколониальной гегемонии «богатого Севера».
Седьмое. Этнос как ценность и субъект истории против обезличивания народов и отчуждения в искусственных социально-политических конструкциях.
Восьмое. Ценности социальной справедливости и солидарности людей труда, традиционно поддерживаемые народами будущего Евразийского союза, против эксплуатации и культа грубой наживы.
Многополярная альтернатива
Что же с учетом этих тезисов должна собой представлять евразийская политическая философия?
Во-первых, строительство многополярного мира. Не однополярного мира, то есть не американской гегемонии, которую Путин критиковал в 2007 году в своей мюнхенской речи, и не бесполярного мира, некоего глобального пространства с несуществующим центром, который на самом деле прикрывает доминацию транснациональных корпораций и власть мировой закулисы. Путин и евразийцы говорят о многополярном мире, где существует несколько конкретных региональных полюсов влияния. Из их баланса складывается справедливая система распределения сил и зон интересов. А один из полюсов такого справедливого мира – Евразийский союз.
Во-вторых, интеграция постсоветского пространства. Россия в одиночку не может быть полюсом многополярного мира – самостоятельным и законченным. Для того чтобы создать такой полюс, России нужны союзники, нужны интеграционные процессы на постсоветском пространстве, нужны Казахстан, Белоруссия, Украина, Молдова, нужны Армения, желательно и Азербайджан, нужен и выход в глубину Центральной Азии – Киргизия, Таджикистан, в перспективе Узбекистан и даже Туркмения. Это все очень далекая перспектива, но работать в указанном направлении надо, потому что необходимо создавать полюс многополярного мира. Объединив энергетические, экономические, военно-стратегические потенциалы бывших советских республик, территории с природными ресурсами и маршруты по их транспортировке, блок названных государств превратится в настоящую мировую силу, в настоящего глобального игрока, с помощью которого мы возвратимся на историческую арену. Сегодня евразийство в институциональном отношении воплощено в трех важнейших структурах, объединяющих постсоветское пространство:
- ЕврАзЭС как модуль экономической интеграции и та структура, на основе которой вырастет будущий политический Евразийский союз;
- ОДКБ как военно-политический союз;
- Международное Евразийское движение как структура, призванная способствовать интеграции гражданских обществ стран Евразии, как пространство активного диалога интеллигенции наших стран, экспертного сообщества, интеллектуальной, научной элиты и – шире – простых людей.
В-третьих, переход России от той либерально-демократической модели, которая в 1990-е годы была скопирована с Запада, на совершенно особый русский путь развития. Специфика российского общества состоит в том, что у нас не сложилось полноценной буржуазной нации, не оформилось единого гражданского общества, основанного, как на Западе, на принципах индивидуализма, либерализма. Система ценностей России радикально иная. Эта система основана на синтезе русского ядра и полифонии этносов (не наций, а именно этносов), которые живут в России и на постсоветском пространстве, образуя цивилизационное единство. Это – евразийство во внутренней политике, то есть единое стратегическое управление, единое государство и множество этнических групп, каждая из которых не представляет собой национального или какого-то политического образования, но является частью духовного сокровища нашего общего государства.
Евразийство во внутренней политике – это единое стратегическое управление,
единое государство и множество этнических групп, каждая из которых
не представляет собой национального или политического образования,
но является частью духовного сокровища нашего общего государства.
Не так давно Владимир Путин уже высказывался о необходимости проведения различия между нацией и этносом. «Нация» в классическом понимании этого термина означает граждан, объединенных политически в единое государство. Поэтому во французском языке есть устойчивый политологический термин etat-nation («государство-нация»), показывающий, что нация неразрывно связана с политической системой государства, объединяет в особое образование граждан этого государства.
Не всякое государство есть «государство-нация». Государствами-нациями (или национальными государствами) являются современные государства европейского типа, чаще всего светские и основанные на политической доминации буржуазии. Только к гражданам такого современного светского (секулярного, нерелигиозного) буржуазного государства мы можем с полным основанием применить определение «нация». В других случаях это будет неправомочным смешением одного смыслового значения с совершенно другим. Нация – одна, как единое государство, а этносы различны, и здесь очень важно не допускать ни национализм сепаратистский, или малый национализм, ни национализм большого народа. Эти националистические модели несовместимы с евразийской природой нашего общества и вступают в противоречие с его многовековыми традициями. Если мы хотим сохранить, укрепить и расширить зону нашего влияния, мы должны быть евразийцами и основывать нашу политику на этой евразийской политической философии.