Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Рос­сия се­год­ня эко­но­ми­чес­ки ис­поль­зу­ет­ся ок­ру­жа­ю­щим ми­ром, од­на­ко куль­тур­но им от­тор­га­ет­ся. Предъ­яв­ле­ние преж­де се­бе са­мой, но так­же urbi et orbi сов­ре­мен­но­го проч­те­ния за­га­доч­ной рус­ской ду­ши, ее цен­нос­тей, иде­а­лов, ми­ро­по­ла­га­ния – за­да­ча, с оче­вид­ностью вост­ре­бо­ван­ная вре­ме­нем.

Что же есть Рос­сия? Действи­тель­но, слож­ный воп­рос, на ко­то­рый вряд ли мож­но дать од­ноз­нач­ный от­вет. Ис­то­ри­чес­кий опыт сви­де­тель­ству­ет об ипос­та­сях и вер­си­ях Ру­си, Рос­сии, о со­су­ще­ст­во­ва­нии раз­ных рус­ских стран.

Исторический опыт свидетельствует об ипостасях и версиях Руси, России,
о сосуществовании разных русских стран. Причем не только в диахронном русле,
считая от мозаики Киевской Руси, Ордынского улуса (Тартарии на европейских
картах даже сравнительно позднего времени), Московского царства, Российской
империи до России-СССР и нынешней России-РФ.

При­чем не толь­ко в ди­ах­рон­ном рус­ле, счи­тая от мо­за­и­ки Ки­евс­кой Ру­си, Ор­ды­нс­ко­го улу­са (Тар­та­рии на ев­ро­пейс­ких кар­тах да­же срав­ни­тель­но позд­не­го вре­ме­ни), Мос­ко­вс­ко­го царства, Рос­сийс­кой им­пе­рии до Рос­сии-СССР и ны­неш­ней Рос­сии-РФ. Но так­же в прост­ра­н­ствен­ном проч­те­нии те­мы: се­ве­ро-вос­точ­ной Мос­ко­вии, об­шир­ной се­ве­ро-за­пад­ной Нов­го­ро­дс­кой рес­пуб­ли­ки, юго-за­пад­но­ру­с­ско­го го­су­да­р­ства – Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Ли­то­вс­ко­го, Рус­ско­го и Же­мой­тско­го, а впос­ле­д­ствии Ма­лой, Чер­вон­ной и Бе­лой Ру­си. Не го­во­ря уже о ле­ген­дар­ной юго-вос­точ­ной Тму­та­ра­ка­ни, дру­гих вос­точ­ных зем­лях и ази­а­тс­ких под­да­н­ствах. А вгля­ды­ва­ясь вглубь ве­ков, мож­но при­пом­нить от­ры­воч­ные, смут­ные све­де­ния о По­русье и Бо­ру­сии, Рус­тин­ге­не и бас­нос­лов­ном ост­ро­ве Бу­я­не/Ру­я­не, о мо­ре Рус­сов и Рос­ском ка­га­на­те. И за­од­но вспом­нить о раз­лич­ных ка­зац­ких – ре­ест­ро­вых, войс­ко­вых («пол­ко­вых»), се­че­вых, ко­ше­вых, кра­ин­ных, ли­то­вых-бе­ре­го­вых – мно­же­ст­вах и по­ли­ти­ях.

По­иск от­ве­та на воп­рос о куль­тур­но-ис­то­ри­чес­кой конс­ти­ту­ции рос­сийс­ко­го ор­га­низ­ма – век за ве­ком об­ре­тав­ше­го собствен­ное ми­ро­по­ни­ма­ние, ори­ги­наль­ную фор­му­лу ми­ро­ст­ро­и­тель­ства и ко­лос­саль­ную, неп­рос­тую для ос­во­е­ния тер­ри­то­рию – от­час­ти на­по­ми­на­ет де­тек­тив­ное рас­сле­до­ва­ние, ког­да фик­си­ру­ют­ся не толь­ко внеш­ние обс­то­я­тель­ства, но и внут­рен­ние мо­ти­ва­ции пос­туп­ков. И в хо­де со­ци­аль­но-ис­то­ри­чес­ко­го про­цес­са, в при­су­т­ствии сво­е­го ро­да «при­сяж­ных за­се­да­те­лей» – на­ро­да, мож­но на­де­ять­ся проз­реть суть со­бы­тий.

 

Рус­ские стра­ны

Ког­да-то о «рус­ских стра­нах» пи­са­ли еще в сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе. Прав­да, име­лись в ви­ду ско­рее все­го кня­же­ст­ва, тор­го­вые го­ро­да-рес­пуб­ли­ки и т.п. Ис­то­рик и пи­са­тель Ка­рам­зин в на­ча­ле XIX ве­ка по-сво­е­му аран­жи­ру­ет ме­ло­ди­ку рус­ских стран, подт­ве­рж­дая, од­на­ко же, при­су­т­ствие те­мы в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии: «Стоя на сей го­ре, ви­дишь на пра­вой сто­ро­не поч­ти всю Моск­ву <…> по жел­тым пес­кам, те­чет свет­лая ре­ка, вол­ну­е­мая лег­ки­ми вес­ла­ми ры­бачь­их ло­док или шу­мя­щая под ру­лем груз­ных стру­гов, ко­то­рые плы­вут от пло­до­нос­ней­ших стран Рос­сийс­кой им­пе­рии и на­де­ля­ют алч­ную Моск­ву хле­бом».

В дис­кус­си­ях пост­со­ве­тс­ко­го вре­ме­ни про­ис­хо­дит ре­а­би­ли­та­ция ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти. При­о­тк­ры­ва­ет­ся за­бы­тое/зак­ры­тое рав­но в СССР и Рос­сийс­кой им­пе­рии ле­то­пи­са­ние о мно­же­ст­вен­нос­ти ро­до­на­чаль­ни­ков и нас­лед­ни­ков «всея Ру­си», о куль­тур­ной, со­ци­аль­ной и по­ли­ти­чес­кой по­ли­фо­нии Рус­ско­го ми­ра. Речь идет о мно­гоц­вет­ном спект­ре «рус­ской ра­ду­ги»: о Ру­те­нии (Ruthenia), Рус­те­нии, Тму­та­ра­ка­ни и Бе­лой Ве­же, о Ру­си Ма­лой и Ве­ли­кой, Бе­лой и Чер­ной, Чер­во­ной и По­лоц­кой. О прост­ра­н­ствах Се­ми­га­лии и Кра­и­ны, Га­ли­ции и Во­лы­ни, о За­кар­патье, Под­кар­па­тс­кой Ру­си и Бу­ко­ви­не, По­долье и Холм­щи­не, Гет­ман­щи­не и Сло­бо­жан­щи­не, Се­чи и Ко­ше, о По­лесье и За­лесье, о Ру­си Ниж­ней и По­мо­рс­кой, Се­ве­ро-За­пад­ной – Псковс­кой и Нов­го­ро­дс­кой. О пест­рой сме­си эт­но­сов и на­ро­дов.

По­во­дом для раз­мыш­ле­ний мо­жет слу­жить ге­не­зис Но­во­росcии (Но­вой Рос­сии), ма­ло­рос­сийс­ко­го по на­се­ле­нию раз­ноц­ве­тия ко­ло­ни­зи­ру­е­мых Ве­ли­ко­рос­си­ей зе­мель – Ма­ли­но­во­го Кли­на (Ку­ба­ни), Жел­то­го Кли­на (сред­­не­го и ниж­не­го По­волжья), Се­ро­го Кли­на (юга За­пад­ной Си­би­ри и Се­вер­но­го Ка­за­хс­та­на), Зе­ле­но­го Кли­на (За­бай­ка­ль­ско­го, При­морс­ко­го, Ха­ба­ровс­ко­го кра­ев, Амурс­кой и Са­ха­ли­нс­кой об­лас­тей). Или та­кие эк­зо­тич­ные за­мыс­лы, как Жел­то­рос­сия – нас­ле­дие за­бы­то­го про­ек­та ге­не­ра­ла Гро­де­ко­ва (и аль­тер­на­тив­но­го по так­ти­ке, но ана­ло­гич­но­го по стра­те­гии про­ек­та Вит­те). Не слиш­ком из­ве­ст­ное оп­ре­де­ле­ние «рус­ской Маньч­жу­рии» и от­час­ти Тур­кес­та­на в перс­пек­ти­ве мог­ло объ­ять прост­ра­н­ства внеш­ней Мон­го­лии, се­ве­ро-вос­точ­но­го Ка­за­хс­та­на, Юж­но­го Ура­ла. И, воз­мож­но, соп­ре­дель­ных степ­ных тер­ри­то­рий По­во­л­жско­го ле­во­бе­режья, Кал­мы­кии.

Буд­дийс­ко-ла­ма­и­с­тская эт­но­кон­фес­си­о­наль­ная мно­же­ст­вен­ность «рус­ских бу­рят», а да­лее в при­ле­гав­ших к По­волжью прос­то­рах «рус­ских кал­мы­ков» смы­ка­лась с эт­но­куль­тур­ным прост­ра­н­ством «рус­ских баш­кир» и «рус­ских та­тар», оп­ло­дот­во­рен­ном, в част­нос­ти, ис­хо­дя­щи­ми из Кры­ма иде­я­ми Ис­ма­и­ла Гасп­ри­нс­ко­го о «рус­ском ис­ла­ме».

При этом по­лу­ча­ли шанс на раз­ре­ше­ние проб­лем­ные си­ту­а­ции. По ме­ре прод­ви­же­ния го­су­да­р­ства на тер­ри­то­рии уда­лен­но­го и ма­ло­за­се­лен­но­го Даль­не­го Вос­то­ка рож­да­лись та­кие про­ек­ты, как «про­шив­ка» Рос­сии Транс­си­би­рс­кой ма­ги­ст­ралью. Или ге­о­по­ли­ти­чес­ки и ге­о­э­ко­но­ми­чес­ки мо­ти­ви­ро­ван­ное зак­реп­ле­ние (тех­ни­чес­кое и пра­во­вое) идеи КВЖД.

В сум­ме пунк­тир­но на­ме­чен­ная раз­ноц­вет­ная слож­ность («Цвет­ная Русь») мог­ла вы­стро­ить со­вер­шен­но иной кар­кас удер­жа­ния по­ли­фо­нич­но­го Рус­ско­го ми­ра на греб­не ис­то­ри­чес­кой вол­ны (или цу­на­ми) в фор­ма­те но­вой рус­ской ин­тег­рии или Со­об­ще­ст­ва рус­ских стран.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS