Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма


Южная граница России – фактически линия Великого шелкового пути. А вдоль
Ледовитого океана, отмеченного форпостом русской цивилизации – морским
монастырем Соловки, – проходил «соболиный тракт», уходивший за Урал,
чуть ли не к водам другого океана – Великого.

Стра­на пу­ти

Раз­мыш­ляя над проб­ле­мой рос­сийс­кой иден­тич­нос­ти, са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ции, мож­но конс­та­ти­ро­вать, что Рос­сия, в сущ­нос­ти, это стра­на пу­ти. Стра­н­ствия, до­ро­ги, ухо­дя­щие в пре­дель­ную даль пу­теп­ро­во­ды, дерз­но­вен­ность це­лей, об­шир­ность го­ри­зон­тов, ве­ли­че­ст­вен­ность ми­ра­жей – и про­мыс­лен­ных, и мни­мых – яв­ля­ют­ся для Рос­сии со­вер­шен­но осо­бы­ми ори­ен­ти­ра­ми де­я­тель­нос­ти. По­то­му, на­вер­ное, соп­ря­жен­ная с дан­ны­ми предс­тав­ле­ни­я­ми идея раз­ви­тия как пу­ти опоз­на­ет­ся в ка­че­ст­ве рус­ской идеи.

Рус­ско­му ха­рак­те­ру им­ма­не­нт­но при­су­ща внут­рен­не мо­ти­ви­ро­ван­ная тя­га к зап­ре­дель­нос­ти, уст­рем­лен­ность к экстре­маль­нос­ти, меч­те, фан­та­зии, дерз­но­ве­нию. Зем­ное же ее воп­ло­ще­ние яв­ля­лось в свою оче­редь до­ми­на­нт­ным сти­му­лом к ос­во­е­нию беск­рай­них прос­то­ров и стро­и­тель­ству спе­ци­фи­чес­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти. В чем-то тут слы­шит­ся эхо аме­ри­ка­нс­кой идеи high frontier, «ве­ли­ко­го тре­ка», а за­од­но зву­чат обер­то­ны мон­гольс­ко­го, ко­чев­ни­чес­ко­го иде­а­ла пу­ти «к пос­лед­не­му мо­рю».

Про­рыв ис­ку­с­ствен­ной пла­цен­ты – соб­ра­ния офи­ци­оз­ных кон­цеп­тов, инс­ти­ту­а­ли­зи­ро­ван­ных «свер­ху», но не по­лу­чив­ших раз­ви­тия, ли­шен­ных об­ще­ст­вен­но­го приз­на­ния, од­на­ко же и се­год­ня восп­ри­ни­ма­е­мых в ка­че­ст­ве судь­бо­нос­ных идей, – пре­о­до­ле­ние по­доб­ных абер­ра­ций мог­ло бы про­яс­нить ис­то­ри­о­со­фс­кий го­ри­зонт, за­тя­ну­тый пе­ле­ной ил­лю­зор­ных ви­де­ний. В ка­че­ст­ве ана­ло­га, поз­во­ля­ю­ще­го от­час­ти по­чу­в­ство­вать вкус проб­ле­мы, мож­но пред­ло­жить за­да­чу по оп­ре­де­ле­нию, ска­жем, «на­ци­о­наль­ной идеи» Древ­ней Гре­ции. В по­доб­ном раз­го­во­ре мож­но бы­ло бы ус­лы­шать раз­лич­ные обос­но­ван­ные пост­ро­е­ния, свя­зан­ные с иде­я­ми де­мок­ра­тии, по­лис­ной куль­ту­ры, фи­ло­со­фии, подт­ве­рж­ден­ные убе­ди­тель­ны­ми те­зи­са­ми и яр­ки­ми афо­риз­ма­ми. Но к проб­ле­ме опоз­на­ния ге­не­раль­ной идеи древ­нег­ре­чес­ко­го строя, его ми­ро­по­ни­ма­ния и сти­лис­ти­ки ми­ро­ст­ро­и­тель­ства мож­но по­­дой­ти так­же с иной сто­ро­ны. Пос­ту­ли­ро­вав, ска­жем, что та­ко­вой бы­ла идея упо­ря­до­чен­нос­ти, фор­ма­ли­за­ции, пос­ле­до­ва­тель­ной, то­таль­ной ор­га­ни­за­ции мен­таль­ной/язы­­ко­вой сфе­ры – то есть про­мыш­ле­ния все­го и вся. И в этом под­хо­де был бы свой ре­зон. То же и с Рос­си­ей.

Рас­суж­дая о прост­ра­н­ствен­ных из­ме­ре­ни­ях стра­ны, мы по­рою за­бы­ва­ем, что ис­то­ри­чес­ки это бы­ло не толь­ко и не прос­то ев­ра­зийс­кое прост­ра­н­ство. Но ши­ре – уни­каль­ное транс­кон­ти­нен­таль­ное, мно­го­на­ци­о­наль­ное. А в пре­де­ле – и да­же па­ра­док­саль­ным об­ра­зом в сок­ро­вен­ном, ав­тар­кич­ном, «ост­ров­ном» за­мыс­ле – «ми­ро­вое» го­су­да­р­ство. (Вспом­ним очер­та­ния гер­ба скрыв­шей­ся в во­дах ис­то­рии Рос­сии-СССР.)

Рос­сия – ар­хи­пе­лаг раз­но­фор­мат­ных за­се­ле­ний безб­реж­но­го «су­хо­пут­но­го оке­а­на» Се­вер­ной Ев­ра­зии. Это по­то­ко­вая со­ци­аль­ность, разъ­е­ди­нен­ная об­шир­ней­ши­ми прост­ра­н­ства­ми, сим­би­оз раз­бой­ной воль­ни­цы и ма­ло в чем ог­ра­ни­чен­но­го про­из­во­ле­ния ад­ми­ни­ст­ра­ций.

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ст­ва сдер­жи­ва­лось «лос­кут­ным», экс­тен­сив­ным ха­рак­те­ром со­ци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций, от­да­вая при­о­ри­тет «скор­лу­пе» цент­ра­ли­зо­ван­но­го ап­па­ра­та, что за­мет­ным об­ра­зом ска­за­лось на кон­фес­си­о­наль­ной, язы­ко­вой, ис­то­ри­ко-по­э­ти­чес­кой связ­нос­ти: сти­му­ли­руя со­ци­аль­ную инерт­ность и по­рож­дая сте­ре­о­ти­пы в об­ще­куль­тур­ных кли­ше. В ре­зуль­та­те про­ис­хо­дит дра­ма­тич­ное рас­щеп­ле­ние соз­на­ния на­ции: ди­на­мич­ная и со­дер­жа­тель­ная куль­тур­ная ини­ци­а­ти­ва с ка­ко­го-то мо­мен­та ос­но­ва­тель­но рас­хо­дит­ся с иде­о­ло­ги­чес­ки­ми и по­ли­ти­чес­ки­ми скре­па­ми го­су­да­р­ствен­но­го обуст­рой­ства. А за­тем ста­но­вит­ся конф­лик­то­ген­ной, кри­тич­ной, оп­по­зи­ци­он­ной, по от­но­ше­нию к фор­мам бы­тия туч­но­го Ле­ви­а­фа­на.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS