Никола Пуссен. Танец под музыку времени. 1636
Мысли вслух о Евразийском союзе
С. Хатунцев
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 44
С.В. Хатунцев – кандидат исторических наук, автор работ по истории, философии и геополитике, в том числе монографии «Константин Леонтьев: интеллектуальная биография (1850–1874 гг.)»
Одним из самых заметных трендов нашего времени является тенденция к формированию различного рода международных организаций, в частности – региональных и надрегиональных торгово-экономических объединений, «политических клубов» и т.д. Это Евросоюз (ЕС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) в Старом Свете, североамериканская НАФТА, УНАСУР (а также МЕРКОСУР и Андское сообщество) в Южной Америке, АСЕАН в Юго-Восточной Азии, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПС), Африканский союз (АС), Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) и множество других. Например, Боливарианский союз некоторых стран Южной Америки и Карибского бассейна.
В том же ряду находится и действующий ныне Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, выросший из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и превращающийся ныне в Единое экономическое пространство, которое, в свою очередь, со временем может «дорасти» до Евразийского (экономического) союза.
В связи с этим возникают вполне резонные вопросы – каковы перспективы этого Евразийского союза, каким он может или же должен быть (например, где лучше всего расположить его рубежи, каковы его оптимальные территориальные параметры)?
Евразийский союз, как и остальные проекты евразийской интеграции,
является проектом цивилизационным. В отдаленной перспективе он
может привести к созданию государства-цивилизации с конфедеративным
или даже с федеративным устройством – равно как и Евросоюз.
Успешными оба эти проекта могут быть лишь в том случае, если
объединят народы и территории, обладающие цивилизационной идентичностью.
Но сначала немного истории. Словосочетание «Евразийский союз» отсылает к евразийству – течению общественно-политической мысли, сложившемуся в среде русской эмиграции в 20–30-х годах прошлого века. Крупнейшие представители евразийства – лингвист и философ Николай Трубецкой, географ Петр Савицкий, историк Георгий Вернадский, правовед Николай Алексеев. Суть евразийства сводилось к утверждению, что Россия представляет собой особую цивилизацию, находящуюся между Востоком и Западом и являющуюся своеобразным «мостом» между ними. Этот мир евразийцы называли Россия-Евразия. Предтечей евразийства можно считать – впрочем, косвенно и скорее в отрицательном смысле – очень неоднозначного мыслителя Петра Чаадаева, который от идеи, что Россия не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, на склоне лет приблизился к мысли, что она является особым, самостоятельным культурно-историческим миром. СпинВин - космическое онлайн казино с бонус +100% на депозит за регистрацию Не упускай свой шанс, играй в СпинВин! Евразийцы связаны со славянофильстом и неославянофильством, в частности, с Николаем Данилевским, говорившим об «особости» России и отличии ее от Европы, с талантливым консервативным публицистом Константином Леонтьевым, а также с крупным историком-славистом Владимиром Ламанским. Последнего можно было бы назвать непосредственным предшественником этого общественно-политического учения, как, впрочем, и приближенного к престолу издателя и журналиста Эспера Ухтомского. В современной России евразийство известно прежде всего благодаря трудам Льва Гумилева и Александра Дугина. Практического воплощения евразийских идей – в виде интеграции государств, образовавшихся после распада СССР, – с начала 1990-х годов добивается бессменный лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Евразийский союз, как и остальные проекты евразийской интеграции, является проектом цивилизационным. В отдаленной перспективе он может привести к созданию государства-цивилизации с конфедеративным или даже с федеративным устройством – равно как и Евросоюз. Успешными оба эти проекта могут быть лишь в том случае, если объединят народы и территории, обладающие цивилизационной идентичностью.
{div width:265|float:left}{module Leontiev}{/div}Всякую цивилизацию можно описать как концентрическую структуру. Такая структура состоит из полосы земель, представляющей собой культурно-географическую границу, отделяющую одну цивилизацию от другой, или лимеса. К лимесу примыкает пояс территорий, в пределах которых происходит зарождение, активная борьба, вытеснение, интеграция и синтез культур, присущих контактирующим цивилизациям. Все вместе это составляет зону, которую можно назвать лимитрофными землями.
Следующий элемент цивилизационной структуры – пояс территорий, находящихся за лимитрофными землями. В их культурах заимствования из соседних цивилизаций играют заметную роль, но «коренная» субъектность все же преобладает. Этот пояс назовем лимбом, который, в отличие от лимитрофных земель, имеет лишь некоторые – второстепенные – признаки «контактности», «пограничности».
Наконец, основополагающий, стержневой элемент структуры любой цивилизации – территории, находящиеся за лимбом. В их культурах иноцивилизационные комплексы существенного значения не имеют. Такие земли составляют платформу цивилизации, ее устойчивое ядро, или же «опорный ареал» – по терминологии скончавшегося несколько лет назад яркого мыслителя-геополитика Вадима Цымбурского. В приложении к постсоветскому пространству вся эта зональность может быть представлена следующим образом.
Прибалтийские республики и Молдова целиком относятся к поясу лимитрофных земель, представляя собою область, переходную от российско-евразийской цивилизации к цивилизации европейской.
В состав лимитрофов входят и республики Закавказья – Грузия, Армения и Азербайджан. Однако здесь имеет место транзит от российско-евразийской цивилизации к цивилизации афразийской. Туркмения и Таджикистан также целиком относятся к поясу лимитрофных земель, равно как и большая часть Узбекистана с югом Киргизии; северные же регионы двух последних республик входят в полосу лимба.
При этом Закавказье, как и весь Северный Кавказ, вместе с Туркменией, Таджикистаном, переходными землями Киргизии и Узбекистана – не просто лимитрофы, а часть так называемого Великого лимитрофа – так можно обозначить своеобразные «территории-проливы», где межкультурные противоречия, «столкновения цивилизаций» проявляются еще более остро и непримиримо, нежели в простых лимитрофах.
Основная часть Казахстана принадлежит к лимбу, а северная его часть относится к платформе российско-евразийской цивилизации.
Приднестровье, в отличие от Молдовы, лежит в зоне лимба, равно как восточные и центральные области Украины и Белоруссии. Лишь западные регионы этих восточнославянских стран, а также Крым входят в полосу лимитрофов.
В составе Российской Федерации есть (на ее окраинах) и лимитрофные, и лимбовые земли, но преимущественная часть РФ принадлежит к ядру, платформе российско-евразийской цивилизации.
Думается, что продуктивной в кратко- и среднесрочной перспективе может быть глубокая интеграция лишь тех территорий, которые обладают выраженной российско-евразийской культурно-исторической идентичностью, то есть пока (ориентировочно – где-то до середины века) в полном объеме в нее следует включать лишь Российскую Федерацию, Казахстан, Белоруссию, Украину и Приднестровье. В отношении других постсоветских территорий и государств, особенно находящихся в области Великого лимитрофа, нужно придерживаться политики сотрудничества, исходящей из стратегических интересов интегрируемого евразийского большого пространства. Только на пути глубокого взаимодействия перечисленных стран, являющихся основными центрами силы первого (Россия) и второго (Украина, Казахстан, Белоруссия) порядков, могут быть решены многие как экономические, так и политические проблемы и самих этих государств, и их окружения.
Для разного же рода лимитрофных образований речь должна идти лишь о некоем ассоциированном членстве в ЕЭП на определенных условиях.
Только тогда, когда евразийский проект действительно состоится, когда он прочно встанет на ноги, можно будет думать о более форматном подключении к нему лимитрофных государств и территорий бывшего СССР. В противном случае они этот проект торпедируют, взорвут изнутри, сыграв, таким образом, роль троянского коня XXI века. Если говорить конкретно о «персоналиях», то пока и Киргизию, и тем более Таджикистан – страны, исполненные внутренней нестабильности, – следует держать за порогом Евразийского союза. Вспомним, какие проблемы нынешнему ЕС доставляют сейчас государства, имеющие тот или иной дефицит «евроидентичности» – должна же, в конце концов, история хотя бы кого-то чему-то научить! Своими глазам посмотрите на огненную немецкую мамку в онлайн порно видео, в котором сладострастная женщина активно работала ротиком, а ещё через какое-то время получила вагинальное проникновение. Не заставляйте себя долго ждать и предавайтесь просмотру великолепного порнографического контента с красивыми зрелками полностью бесплатно.
Со временем необходимо и создание валютной системы ЕЭП – как бы она ни называлась. Это опять-таки отвечает современным глобальным трендам: в условиях кризиса мировой финансово-экономической «пирамиды» и американского доллара как мировой валюты просматривается тенденция к формированию целого ряда региональных валют или же валютных систем. Это, помимо сложной судьбы и не вполне предсказуемого будущего евро, действующий в Западной и Центральной Африке франк КФА, проекты «золотого динара», восточноазиатской АКЮ и др.
Солдаты афганской армии
Кроме того, Евразийский союз – группа стран с «унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы» (Владимир Путин) – должен иметь надежную границу с Центральной Азией – границу, совпадающую на данном участке с государственной границей Республики Казахстан. И если в условиях полноценного функционирования ЕЭП, как отмечал Путин, «не потребуется техническое обустройство 7 тысяч километров российско-казахстанской границы», то совершенно необходимо должным образом обустроить и превратить в высокоэффективный защитный кордон типа знаменитого римского лимеса границу Казахстана с Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном – и чем быстрей, тем лучше. Эта граница нужна из-за тех вызовов, с которыми уже сейчас сталкивается ЕЭП и с которыми оно столкнется в самом ближайшем будущем. Речь прежде всего идет о наркотрафике из Центральной Азии – «Великом героиновом пути», начинающемся на территории крупнейшего в мире производителя опиатов – Афганистана, а также о транзите оттуда же и из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии радикального ислама. Обстановка в этих странах имеет долгоиграющую тенденцию к обострению. А после близкого уже вывода из Афганистана войск западной коалиции (он должен завершиться не позже конца 2014 г.) ЕЭП может столкнуться с качественно новым уровнем тесно связанных, подпитывающих друг друга наркотической и исламистской угроз, которые могут превратиться в мощную волну, способную захлестнуть и Россию, и Казахстан, и Украину, и Белоруссию. Своим географическим положением, а также природными условиями (пустыни и полупустыни, сравнительно малое количество труднодоступных горных участков) южная граница Казахстана достаточно удобна для того, чтобы превратить ее в труднопреодолимый рубеж для наркокурьеров и салафитских шакалов любого происхождения. Контролировать ее гораздо удобнее, нежели бывшую границу СССР, проходившую по высокогорным районам Центральной Азии. На южноказахстанском рубеже, помимо традиционной системы пограничного контроля и охраны, усиленной подразделениями быстрого реагирования, было бы целесообразно создать службу постоянного наблюдения, слежения и патрулирования ударными беспилотными летательными аппаратами, способными оперативно уничтожить целый караван или же отдельного нарушителя сразу по обнаружении оных.
Необходимо должным образом обустроить и превратить в высокоэффективный
защитный кордон границу Казахстана с Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном.
Эта граница нужна из-за наркотрафика из Центральной Азии, а также транзита
оттуда же радикального ислама.
Безусловно, крайне желательным было бы подключение к Таможенному союзу и к Единому экономическому пространству Украины, которая сегодня смотрит в сторону ЕС, надеясь, в частности, на создание с ним «зоны свободной торговли». На этом настаивают влиятельные украинские деятели – политики и олигархи, чьи счета и семьи находятся в других странах. К тому же среди простых граждан Украины, особенно в западных ее областях, относящихся к лимитрофу между российско-евразийской и европейской цивилизациями, очень сильны иллюзии, связанные со встраиванием в Европу. Украина проникнута этими наивными сиропно-розовыми «евромечтами». К тому же евразийская интеграция введет Киев в клуб сильно зависящих от мировой конъюнктуры сырьевых экспортеров, а не передовых держав с высокоразвитыми инновационными наукой, технологиями и производствами. Политически же евразийский проект втянет Украину в сообщество авторитарных государств, в то время как уровень парламентской демократии в ней заметно выше, нежели в России, не говоря уже о Казахстане и Белоруссии.
Все это мешает Украине перестать смотреть на Запад и на ЕС как на вожделенную панацею. Однако уже в нынешнем 2012 году Евросоюз может «посыпаться» – начнутся банкротства и дефолты на уровне государств, уменьшится «еврозона». На таком фоне принятие в европейские структуры в целом виде страны, которая по площади превосходит Францию, а по числу жителей близка к ней, но при этом обладает несовершенной и расстроенной экономикой, неразвитой и отсталой, по европейским меркам, инфраструктурой, станет просто нереальным. И если к тому времени к северо-востоку от Украины будет успешно развиваться интеграционный проект – остров стабильности и развития в море беспросветного кризиса, – тогда наш юго-западный сосед может «сменить вехи» и сделать ставку на вхождение не в Европейский, а в Евразийский союз. Правда, скорее всего, подобная ситуация приведет к расколу Украины. Восточные и южные регионы этой страны (Слобожанщина, Новороссия, Крым, Донбасс) потянутся в Единое экономическое пространство, а западные попытаются усилить «евроориентацию», причем Галичина образует некое самостоятельное государство, а Закарпатье войдет в состав Словакии – в качестве автономной области воссоединится с землями местных русинов, специфического лимитрофного этноса, или попытается создать Русинскую республику.
В то же время чисто геополитически слабое участие в евразийской интеграции Украины делает практически невозможным полноценное участие в этом процессе Приднестровья.
Исполнительные органы Евразийского экономического пространства Назарбаев предлагает разместить в Астане, которую называет городом, находящимся в географическом центре Евразийского субматерика. Это, по его мнению, «стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции». Такое решение, по мысли президента Казахстана, «избавит новое интеграционное объединение от подозрений, имеющихся как внутри наших стран, так и за пределами нашего объединения».
Восточные и южные регионы Украины потянутся в Единое экономическое
пространство, а западные попытаются усилить «евроориентацию».
Думается, и в самом деле, лучшее место для размещения исполнительных органов ЕЭП – отнюдь не «торфяная» Москва. Равно как и не «целинная» Астана, которая располагается поблизости от географического центра Евразийского континента, но не российско-евразийской цивилизации как таковой. Да и вообще размещать структуры ЕЭП в Казахстане, на мой взгляд, было бы нецелесообразно. В системе российско-евразийской цивилизации Казахстан занимает, в сущности, периферийное место: подавляющая часть его территории принадлежит к цивилизационному лимбу, то есть это своего рода окраина российско-евразийского мира. Окраина, доступная различным инокультурным веяниям, «дующим» из Китая и со стороны мусульманских стран дальнего зарубежья.
У российско-евразийской цивилизации имеется естественный центр тяжести, который находится на Южном Урале.
У российско-евразийской цивилизации имеется естественный центр тяжести,
который находится на Южном Урале.
Здесь необходимо пространное пояснение. Российско-евразийскую цивилизацию образуют два крупных этносторических и природно-географических бассейна – Сибирский и Восточно-Европейский. Назовем их метакультурами. Демаркирует эти метакультуры Уральский хребет. С запада к нему примыкают земли, которые имеют значительное число восточноевропейских природно-культурных черт, а с востока – территории, обладающие множеством сибирских особенностей. Эти переходные земли сливаются в единый меридианный пояс, составляющий подлинную сердцевину России, ее внутренний цивилизационный Хартленд. Он простирается от Волги до Ишима и от северных берегов Каспийского и Аральского морей до приполярного Урала. Именно эти районы обеспечивают целостность и единство всего российско-евразийского мира как такового.
Метакультуры, образующие российско-евразийскую цивилизацию, двухсоставны, бинарны. Их бинарность выражается в историко-культурной, экономической и, отчасти, этнографической специфике лесных и степных пространств как Европейской России, так и Сибири. Соединяет их лесостепь – контактная зона между лесом и степью. Поэтому лесостепная зона в пределах российского цивилизационного Хартленда является его ядром, фокусом. И находится она как раз на Южном Урале.
Издревле этот регион – очаг мощных, исторически значимых этногенетических процессов. Южный Урал – прародина племен арийской, то есть индоиранской, культурно-языковой общности. Оттуда эти первые в истории объединители нашего субконтинента начали осваивать бескрайние пространства Евразии. Получай большие бонусы и выигрывай уже сейчас тут . Здесь формировались североиранские народы, до начала нашей эры преобладавшие в степной полосе от Дуная до Хингана, в частности – сармато-массагетские племена, внесшие огромный вклад в летопись российско-евразийской цивилизации и примыкающих к ней земель. В первом тысячелетии нашей эры там возникли племенные союзы гуннов, авар, венгров, сыгравшие важную роль в истории не только российско-евразийского, но и европейского культурного мира. Наконец, во втором тысячелетии нашей эры эта область стала очагом этногенеза множества небольших тюркских и угро-финских народностей, и на протяжении всего периода истории человечества именно через Южный Урал осуществлялись многообразные связи сначала племен, а затем народов и государств Восточно-Европейской равнины с Сибирью и с культурно-географическим бассейном Центральной Азии. Именно здесь пролегали их важнейшие культурные, военные и торговые коммуникации.
Поэтому Южный Урал – это сердцевина российско-евразийского центра. Он имеет достаточно развитую инфраструктуру, хорошо обеспечен природными и человеческими ресурсами, и размещать исполнительные органы ЕЭП нужно здесь, и ни в каком ином месте.
Симптоматично, что исполнительные органы ЕС находятся в аналогичной культурно-исторической зоне европейской цивилизации. Штаб-квартира Евросоюза отнюдь не случайно располагается именно в Брюсселе (на что, кстати, обращал внимание Назарбаев), а Совет Европы, Европейский суд и Европарламент – в Страсбурге. И Брюссель, и Страсбург располагаются на территории европейского цивилизационного Хартленда – на переходных землях между кельто-романской и германской метакультурами, которые и образуют цивилизацию Западной Европы. Европейский Хартленд включает в себя страны Бенилюкса, Эльзас, Лотарингию, а также прирейнские провинции Германии, Баден-Вюртемберг, Швейцарию, Лихтенштейн, Баварию, Австрию и итальянский Тироль. В то же время никто не собирался размещать штаб-квартиру ЕС, Европарламент и Европейский суд, скажем, в Португалии, Испании, Словении или Восточной Германии – то есть на лимбовых, окраинных территориях Европы, овеваемых «ветрами» иных цивилизационных миров. Всё большее количество людей отправляется играть на реальные деньги в виртуальные электронные клубы, ведь они — не менее захватывающие. Быстрая регистрация и множество азартных развлечений, лучшие украинские и росийские онлайн казино представлены тут https://playcasinox.online/ , и к слову эта площадка имеет лицензию Кюрасао, крышесносные слоты и барабаны, которын наверняка заценят опытные и не очень гемблеры. Создавать более 1 аккаунта нельзя, при переходе на сайт казино отключите VPN, заполните профиль в казино и получите бесплатные вращения автоматом.
Появление южноуральского центра в нынешнем ХХI веке может привести
к таким же тектоническим сдвигам, как усиление Новгорода Великого в IХ веке,
Киева – в Х веке, Москвы – в ХIV веке, как возведение Петербурга в XVIII веке,
как возвращение столицы из города на Неве обратно в Москву в прошлом столетии.
Создание на Южном Урале нового центра – потенциальной столицы ЕЭП и Евразийского союза – могло бы стать новым перспективным проектом не только для Российской Федерации, но и для всех остальных участников этих объединений. Реализация такого проекта с размещением заказов, обслуживающих его нужды, на фабриках России, Казахстана, Белоруссии, Украины и Приднестровья, возведение суперсовременного города Третьего тысячелетия строителями, подрядчиками и совместными предприятиями из всех этих стран само по себе способствовало бы развитию и углублению их интеграции друг с другом. Южноуральский проект может оказаться на порядок более значительным и полезным, нежели все вместе взятые «распильные» инициативы типа «Москва с границами до Калужской области», «Сколково», «сочинская олимпиада» и «чемпионат мира по футболу». LadyX Появление южноуральского центра в нынешнем ХХI веке может привести к таким же тектоническим сдвигам, как усиление Новгорода Великого в IХ веке, Киева – в Х веке, Москвы – в ХIV веке, как возведение Петербурга в XVIII веке, как возвращение столицы из города на Неве обратно в Москву в прошлом столетии. Кто знает – не станет ли результатом южноуральского проекта перенесение центра тяжести всей нашей жизни к Востоку, на границу внутренних, российских Европы и Азии?