Россия-Евразия и мировой рынок
Рустем Вахитов
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 134
Р.В. Вахитов – кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета, политический публицист
С начала эпохи перестройки отечественные либералы много и охотно говорят о пагубности советской экономической автаркии и о благотворности вхождения России, равно как и любой другой страны, в мировой рынок. Советские люди и особенно советская интеллигенция даже поначалу поверили в эти рассуждения «передовых экономистов» вроде Егора Гайдара и дали им «карт-бланш». Те произвели шоковую экономическую реформу по рецептам экспертов из МВФ, не слишком стесняясь многочисленности жертв подобного «экономического террора» среди простого народа и утешая всех, что еще немного и все мы будем жить, как в Швеции и Норвегии… и не получили видимого эффекта. Обещанное благополучие до сих пор не наступило. Разумеется, у младореформаторов нашлись умные и витиеватые объяснения произошедшего, и они продолжают убеждать нас, что нужно еще поднатужиться и постараться достичь «высокой конкурентоспособности» и «российское экономическое чудо» на манер чуда японского и южнокорейского не заставит себя ждать…
{div width:265|float:left}{module savitsky}{/div}Однако российские ученые-геополитики и геоэкономисты еще в начале ХХ века предсказывали, что открытие России, как и любой другой внутриконтинентальной страны, для мирового рынка не приведет ни к чему, кроме превращения ее в задворки «глобального капитализма». В доказательство они приводили множество фактов из экономики и географии и опирались на оригинальную русскую традицию геополитики и геоэкономики – евразийство. Одно из таких доказательств приводится теоретиком и лидером евразийства 1920–1930-х годов, экономистом и географом Петром Савицким в статье «Континент-Океан. Россия и мировой рынок», опубликованной в 1921 г. в первом евразийском сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Аргументы Савицкого не утеряли актуальности до сих пор и достойны того, чтобы их вспомнить еще раз.
Савицкий отмечал, что для международной торговли существенное значение имеет стоимость перевозки товара от одной страны к другой. Однако в излюбленные либералами схемы «чистой экономики» самым бесцеремонным образом вторгается «презренный» географический фактор. Такая перевозка осуществляется главным образом либо по воде, морским транспортом, либо по суше – железнодорожным и автомобильным транспортом. (Приведенное замечание было сделано Савицким более 90 лет тому назад, с тех пор качественным образом изменилась авиация, но даже этот фактор не вносит заметные коррективы в геоэкономические построения Савицкого: количество грузов, перевозимых на самолетах, до сих пор несопоставимо с объемом грузоперевозок по железной дороге.) Вместе с тем стоимость перевозки по суше гораздо выше стоимости перевозки по морю (что естественно: для морских перевозок нужен лишь порт да корабль, железную дорогу же нужно строить, обслуживать и т.п.). «В расчете на одинаковое расстояние, – указывал Савицкий, – германский железнодорожный тариф перед войной (имеется в виду Первая мировая война. – Р.В.) был приблизительно в пятьдесят раз выше океанского фрахта». Из этого ученый делал вывод, что расходы на перевозки при морской торговле можно практически не учитывать по сравнению с теми суммами, которые тратятся при континентальной торговле.
Для стран, выделяющихся среди областей мира своей «континентальностью»,
перспектива быть «задворками мирового хозяйства» становится – при условии
интенсивного вхождения в мировой экономический обмен – основополагающей
реальностью.
Не следует забывать, что существуют страны, которые по своему географическому положению имеют непосредственный выход к Мировому океану, и поэтому они располагают очевидными преимуществами в ведении международной торговли (Савицкий называет их «океаническими странами»). Есть же страны, которые, напротив, либо удалены от Мирового океана, либо располагают выходами лишь к замерзающим морям с ограниченной возможностью судоходства, и потому они находятся в крайне невыгодных условиях для участия в международной торговле («континентальные страны», по определению Савицкого). В географии существует понятие – «карты равного отстояния». На них пункты, отдаленные от Мирового океана на определенное расстояние (400, 800, 1200 и т.д. км), соединены линиями. Такие карты наглядно демонстрируют, что, например, Западная Европа к западу от Пулковского меридиана не имеет территорий, отстоящих от теплых морей более чем на 600 км. Наиболее же удалены от Мирового океана – на 800 и более км – центральная Канада, северная часть США, а в еще большей степени – континентальные области Восточной Европы и Азии, а именно: срединные и западные части Китая, Кашмир, Пенджаб и другие прилегающие к ним части Индии, Персия и весь Туркестан, Сибирь и значительная часть русского Дальнего Востока, а также среднее Поволжье. Правда, в Китае и в США удаленность некоторых – северных и срединных – земель от моря компенсируется приближенностью к морю других – прежде всего южных – территорий (даже Канада имеет выходы на тихоокеанское и атлантическое побережья), и это выход к самому океану или к теплым, незамерзающим морям, связанным с Мировым океаном. А вот Россия занимает в этом отношении максимально невыгодное положение: если она и имеет выходы к морям, то это либо моря «внутренние», «континентальные», посредством которых нельзя достичь Мирового океана и его портов, либо моря северные, замерзающие и непригодные для судоходства от полугода и более каждый сезон.
Предположим, что один и тот же товар, произведенный в России (например, в Сибири или в Поволжье) и в южных штатах США, доставляется на мировой рынок, например, в одну из стран Западной Европы. Естественно, из США он доставляется по морю, на кораблях, а из России по суше, по железной дороге. Допустим, что российский и американский товары обладают совершенно одинаковым качеством. Но поскольку расходы на транспортировку товаров закладываются в их цену, то продукция из США окажется дешевле изделий из России, и честной, равноправной конкуренции между ними все равно не получится. То же самое и с продажей товаров внутри самой России. Отсюда понятно, что мировой рынок (то есть торговля всех стран друг с другом независимо от взаимной удаленности) выгоден именно океаническим цивилизациям. В современном мире это, конечно же, Англия, страны Западной Европы и США (несмотря на то, что некоторые территории США удалены от океана – как, например, северные области близ Великих озер, это компенсируется наличием протяженного тихоокеанского и атлантического побережий на юге), Япония, Южная Корея и многие другие новоявленные лидеры мировой экономики. Страны же внутриконтинентальные – Россия, Индия, Китай, некоторые страны Центральной Африки и Южной Америки, – будучи втянутыми в систему мирового рынка, обречены на положение рынков сбыта, поскольку их продукция, даже при сильнейшем напряжении национальных экономик, будет неизбежно неконкурентоспособна, то есть объективно дороже, нежели продукция «океанических стран». Савицкий так и пишет об этом – с предельной откровенностью: «Для стран, выделяющихся среди областей мира своей “континентальностью”, перспектива быть “задворками мирового хозяйства” становится – при условии интенсивного вхождения в мировой экономический обмен – основополагающей реальностью». «Континентальные страны» попадают в своеобразную экономическую ловушку: простой отказ от вхождения в мировой рынок и полная опора лишь на замкнутое национальное хозяйство приводят к вырождению до натурального хозяйства и экономической обездоленности. Открытие же своих границ для товаров «океанических стран» и интеграция в мировой рынок, где они господствуют, обрекают на роль вечного аутсайдера, стремящегося, но так и не могущего догнать лидеров.
Джеймс Эдвард Баттерсворт. Военный шлюп
Океаническая система мобильна: Англия сегодня импортирует мясо из Новой
Зеландии, завтра она будет его импортировать из Аргентины: расходы на морские
перевозки невелики, и перемена импортера не составляет труда.
Выходом из этой дилеммы является, по Савицкому, «континентальное разделение труда». «Континентальные страны» должны объединяться друг с другом в замкнутые, самодостаточные торговые сообщества, внутри которых четко разделено, кто что производит: одна страна является производителем аграрной продукции, другая лидирует в области промышленности и т.д. Такие государства должны торговать преимущественно между собой и лишь во вторую очередь предоставлять излишки своей продукции мировому рынку. Например, для России важна торговля с Китаем и Индией, хотя по большому счету и сама историческая Россия (в границах СССР) так велика, что может быть почти самодостаточным хозяйственным миром. Хлеб здесь производится на Украине, уголь – в Донбассе и Кузбассе, промышленность сконцентрирована на Урале и в Центральной России, источник древесины – огромные массивы сибирской тайги, Средняя Азия – производитель хлопка. При хорошо налаженных хозяйственных связях Россия (опять-таки в границах СССР) почти не нуждается в торговле с мировым рынком (в лице западных «океанических стран») и может вполне обеспечивать себя сама. В обмен на хлопок узбеки могут получать (и получали) украинский хлеб и русские машины, поэтому Средняя Азия была сытой, а Украина и Центральная Россия располагали дешевыми одеждами из первоклассных натуральных тканей. (Если же при этом в магазинах порой не хватало колбасы, в чем постоянно упрекают советскую экономику, то это ведь, согласимся, не угроза голода!) Экономические катаклизмы, произошедшие после 1991 года, еще раз подтвердили правоту Савицкого. После разрушения СССР Средняя Азия голодает – Западу выгоднее покупать хлопок в других регионах мира, где его не нужно транспортировать по суше тысячи километров, сжигая бензин и тратя электричество, накормить дехкан не на что, да и нечем – пришедшие с Запада продукты дороги. Центральная Россия же ходит в турецких низкокачественных одеждах, а ее промышленность в упадке (русские машины, равно как и украинский хлеб, тоже не нужны Западу да и Турции). Разрушение внутриконтинентальной системы разделения труда и попытка переориентации ее осколков в океаническом направлении, как видим, ни к чему не приводят, кроме экономического коллапса.
Континентальная система отличается жесткостью: Средняя Азия
не станет экспортировать свой хлопок в континентальный Китай
в обмен на машины: это дальше и дороже, чем в Центральную Россию.
Причем, как замечает Савицкий, имеется существенная разница между океанической и континентальной системами разделения труда. Океаническая система мобильна, изменчива, ее элементы с легкостью могут заменяться: например, Англия сегодня импортирует замороженное мясо из Новой Зеландии, завтра она будет его импортировать из Аргентины: расходы на морские перевозки невелики, и перемена импортера не составляет труда. Континентальная система отличается жесткостью, неизменностью, связанной с тем же самым пресловутым географическим фактором. Средняя Азия не станет экспортировать свой хлопок в континентальный Китай в обмен на машины: это дальше, чем в Центральную Россию, а для континента лишние километры связаны с огромными расходами. И уж тем более она не сможет сменить Россию на Аравию или Иран в качестве торгового партнера. И Аравия, и Иран близки к Мировому океану, и для них узбекский хлопок будет очень дорог. Средняя Азия обречена на связку с Россией, и наоборот – России выгоднее всего продавать свою промышленную продукцию в Среднюю Азию, а не в Китай или тем более в Европу.
Савицкий при этом не отрицал возможности ослабления автаркии в тактических целях. Конечно, бывают исторические моменты, когда «континентальная страна» – та же Россия – бывает вынуждена «открыться» для мирового рынка. Скажем, такой момент сложился в России-СССР после гражданской войны 1918–1922 годов, когда была разрушена российская промышленность и торговые связи внутри страны и с ее ближайшими «континентальными» соседями. Программа НЭПа, предполагавшая широкую торговлю с Западом, прежде всего, закупки там оборудования, была объективно необходима. «Но было бы неправильным думать, что состояние интенсивного ввоза иностранных товаров и, прежде всего, фабрикатов, оплачиваемых в лучшем случае вывозом сырья что это состояние есть нормальное и длительное», – восклицал Савицкий. Мыслитель считал, что нормальным для России является лишь состояние замкнутого, самодостаточного внутриконтинентального хозяйственного мира, состоящего из России (в границах СССР) и некоторых близлежащих «континентальных стран» (вроде Китая).
Саратовские купцы
Есть единственный путь для России: возврат к великодержавной континентальной
хозяйственной самодостаточности.
Эти рассуждения Савицкого девяностолетней давности не устарели до сих пор. К примеру, они очень хорошо объясняют, почему либеральные экономические реформы и вступление в мировой капиталистический рынок привели Японию и Южную Корею к процветанию, а Россию – к экономическому краху. Японское и южнокорейское экономическое чудо стало возможным не только благодаря природному трудолюбию и дисциплинированности азиатов, но и во многом благодаря удачному – океаническому – расположению этих стран. На Востоке они обладают теми же геоэкономическими преимуществами, что страны Западной Европы, Англия и США на Западе, японские товары можно транспортировать по морю с минимальными издержками на большие расстояния. Проведите время в апартаментах красивой проститутки Ростова . Посетите наш интернет-ресурс, и вы обнаружите коллекцию самых обученных женщин своего населённого пункта. Осмотрите все имеющиеся варианты, и мы поможем вам в выборе подходящей кандидатуры! Россия же и некоторые другие страны – государства континентальные, им участие в мировом рынке невыгодно и даже опасно.
Опыт развала СССР и попыток океанической переориентации экономик бывших его республик явно показал, что есть лишь единственный путь для России и других подобных ей стран. Путь, позволяющий избежать экономической деградации или состояния сырьевого придатка и полуколонии и добиться минимального, доступного в наших непростых географических и геополитических условиях благосостояния. Это – возврат к великодержавной континентальной хозяйственной самодостаточности.