Понедельник, 30 Марта, 2020
   

Альманах №4, сентябрь 2012

(4 голоса, среднее 4.75 из 5)

«Дух суровый византийства»
Александр Ефремов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 44

Одним из важнейших и интереснейших вопросов нашей истории остается вопрос о том, какие факторы позволили маленькому Московскому княжеству увеличить свою территорию в восемьсот (!) раз и стать величайшим государством Нового времени. И это притом что геополитические, ландшафтные и климатические обстоятельства были для Москвы крайне неблагоприятными. А ведь никакой другой славянский народ не сумел создать не только империи, но даже просто значительной государственности, возможно, за исключением Польши XVI века. Кроме того, русские оказались творцами художественной культуры мирового значения и первыми отправили человека в космос.

Думается, что одним из факторов, определивших блестящую историческую судьбу нашего Отечества, стал, пользуясь выражением Анны Ахматовой, «дух суровый византийства», чаще именуемый византизмом. Сразу отмечу, что как всякое явление, связанное с национальными архетипами, византизм не имеет исчерпывающего определения. Точнее, имеющиеся определения не полностью передают характер этого феномена. Собственно сам термин «византизм» ввел один из самых интересных русских мыслителей Константин Леонтьев. В своей знаменитой книге «Византизм и славянство» он дал такую характеристику византизма: «<…> византизм в государстве значит – самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных Церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире <…> византийский идеал не имеет <…> преувеличенного понятия о земной личности». К тому же, по мнению Леонтьева, византизм склонен «к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты». Он «отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов», и «он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства».
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 
(10 голоса, среднее 4.60 из 5)

Система координат русской цивилизации
Максим Емельянов-Лукьянчиков

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 52

В наш век информации и мнимой свободы выбора между различными религиозными, культурными и государственными идеалами обычный человек теряется и тонет в этом потоке либо хватается за ближайшую кочку, за которой не видит подлинного монолита традиции.

За семь тысяч лет существования человеческих обществ оформилось подлинное многообразие мира, состоящего из самобытных цивилизаций, у каждой из которых были своя вера, своя культура, своя государственность. Несмотря на разнообразие исторических типов, каждый конкретный человек был творцом и принадлежностью конкретной традиции и не терялся в поисках смысла жизни, ибо с детства научался тому, что есть хорошо, а что есть плохо. Но начиная с XV века на Западе, а несколько позднее и по всему миру (в России – со второй половине XVII века) стал набирать силу процесс разложения традиционных ценностей. К началу XXI столетия этот процесс настолько рельефно оформился, что позволяет говорить о том, что мы имеем дело с изменой традиции, ее уничтожением, равно как и навязыванием всему миру ценностей сугубо негативного свойства, которые не только противны христианству (и любой традиционной религии), но и прямо обманывают своих адептов.

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 
(3 голоса, среднее 4.00 из 5)

Северная Ромея
Александр Неклесса

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 70

Несмотря на присутствие в настоящем тексте исторических, теологических и – в меньшей степени – философских аллюзий, его доминанта все же культурологическая и в некоторой степени – методологическая. Содержательная же часть сводится к размышлениям о некоторых аспектах византийского воздействия на русскую культуру – воздействия, повлиявшего на генезис российской идентичности. Отдельный рассматриваемый здесь вопрос – в каких формах культурное наследие Второго Рима может быть интересным современному миру, в частности, «негативная рациональность» и ее методологические производные.

Символизм блуждающего по планете Вечного Города – отражение тяги людей и сообществ, придерживающихся различных взглядов, к цивилизованному обустройству земной жизни. Слабо различимый в сумраке европейской истории гамбит сюжета запечатлен, возможно, в «Илиаде» и «Одиссее», эндшпиль – в моделях Глобального Града.

История Рима являет нам три лика – языческий, христианский, исламский. Она объединяет различные народы, общности, континенты – Европу, Азию, Африку. Охватив едва ли не три тысячелетия человеческой хронологии, эта история отмечает своими метаморфозами эпохи Античности, Средневековья, Нового времени.

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 

Страница 2 из 8

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2020 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1690 гостей онлайн