Понедельник, 30 Марта, 2020
   

Альманах №4, сентябрь 2012

(2 голоса, среднее 4.00 из 5)

Еще один византийский урок
Анатолий Степанов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 110

В последнее время главным образом в связи с выходом прекрасного фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Византийский урок», казалось бы, давно забытая тема византийского наследия снова оказалась в центре общественного внимания. Хотя на самом деле тема эта на задворках национального сознания была, пожалуй, только в советское время, а в эпоху Московского царства и императорской России русская мысль к этой теме постоянно обращалась.

Самые острые переживания в связи с падением Второго Рима русские испытывали, конечно, в конце XV века, поскольку крах Византийской империи совпал по времени с общими ожиданиями конца света – в 1492 году по расчетам исполнилось 7 тысяч лет от сотворения мира и согласно многим пророчествам в этом году должен был случиться Апокалипсис. Падение Константинополя в 1453 году, безусловно, только усилило эсхатологические настроения.

В XVI веке победа над ересью жидовствующих, полное объединение русских земель вокруг Москвы, победа над осколками Золотой Орды – Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами, венчание на царство великого князя московского Ивана IV Грозного и учреждение патриаршества на Руси – все это привело к утверждению в национальном сознании представления о Третьем Риме, о преемстве Москвы от Константинополя.

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 
(4 голоса, среднее 4.50 из 5)

Византизм или евразийство?
Станислав Хатунцев

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 118

Можно сказать, что в качестве особой страны Византия оформилась в 395 году наше эры благодаря окончательному разделу единой Римской империи на западную и восточную части после смерти последнего из великих императоров-«могикан» на ее престоле – Феодосия Великого. Благодаря преобладанию в Византии греческого культурного элемента – греческого языка, эллинизированного населения и т.д. – в Киевской Руси ее, как правило, называли Греческим царством, а европейцы именовали державу кесарей Империей греков. Сами же византийцы называли себя римлянами – ромеями, а свою страну – Римской (Ромейской) империей, или просто – Романией, откуда пошло и имя Византии у восточных, прежде всего мусульманских, народов – Рум. С 330 года столица Римской империи располагалась в Константинополе, с начала IV века являвшемся взамен дряхлевшего Рима крупнейшим и наиболее влиятельным центром мировой державы, сложившейся в бассейне Средиземного моря. Сам же Рим в этот период можно в какой-то степени уподобить Петрограду после возвращения большевиками столицы государства в Москву. В 476 году, по упразднении Западной Римской империи варварским вождем Одоакром, Византия – Восточная Римская империя – на многие века осталась единственной великой державой от Евфрата до западного побережья Европы – Бретани, Лузитании и Ирландии. При этом падение Первого – «латинского» – Рима выглядело как восстановление единства средиземноморской империи и окончательное перенесение ее политического и духовного центра на Восток, к так называемым Черноморским проливам – Босфору и Дарданеллам, разделяющим географические Европу и Азию, что долго подпитывало «реваншистские» настроения константинопольских цезарей, стремившихся восстановить утраченную целостность имперского пространства.

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 
(2 голоса, среднее 4.50 из 5)

Новая Восточная Европа в XXI веке
Андрей Окара

Способно ли византийское цивилизационное наследие изменить Россию и весь мир?

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 130

Нередко византизм, под которым понимается преемственность духовной и политической культуры от Византийской империи, рассматривается как главная отличительная особенность российской политики и исторического пути России. Однако так ли универсален подобный византизм? Является ли он для России мотором, обеспечивающим движение вперед, или тормозом исторического развития? Источником новых возможностей или опасной интеллектуальной ловушкой? Философским концептом или властным политтехнологическим приемом власти?

Попробуем осмыслить византизм и «восточнохристианскость» в русской общественно-политической мысли в категориях цивилизационной теории и соотнести их с цивилизационной идентичностью современной России. Очертим также географический ареал распространения подобных понятий и определим их концептуальные, мобилизационные, интеграционные, мифотворческие и миростроительные возможности в настоящем и будущем.

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com
 

Страница 4 из 8

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2020 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1676 гостей онлайн