Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

{div width:385|float:left}{module 10_Philip_the_Arab}{/div}В этом смыс­ле мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать три ти­па на­ци­о­на­лиз­ма.

Пер­вый – мо­ло­дой, им­пе­рс­ко­об­ра­зу­ю­щий. Воз­вы­ша­ю­щий свою стра­ну и сво­ей энер­ги­ей вов­ле­ка­ю­щий в им­пе­рс­ко­го стро­и­тель­ство со­се­дей, воз­мож­но, име­ю­щих не­дос­та­ток та­кой энер­гии.

Вто­рой – гос­по­д­ству­ю­щий. Воз­вы­сив­ший­ся, гос­по­д­ству­ю­щий, но сох­ра­ня­ю­щий толь­ко ту часть энер­гии, ко­то­рая поз­во­ля­ет гос­по­д­ство­вать и прис­ва­и­вать чу­жую энер­гию, что рож­да­ет стрем­ле­ние иных на­ро­дов ос­во­бо­дит­ся от по­доб­но­го гос­по­д­ства.

Тре­тий – уми­ра­ю­щий. Он уже не име­ет энер­гии, как ита­лий­цы или ви­зан­тий­цы. А ту, ко­то­рую име­ет, рас­хо­ду­ет на про­ти­вос­то­я­ние но­вой энер­гии, нап­рав­лен­ной на под­дер­жа­ние за­ту­ха­ю­ще­го кост­ра. Он спо­со­бен лишь на то, что­бы, с од­ной сто­ро­ны, по­гу­бить им­пе­рию, а с дру­гой – под ви­дом борь­бы за на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство (то есть иную фа­зу ино­го ис­то­ри­ко-эт­ни­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния) раз­ру­шить свое собствен­ное го­су­да­р­ство и прев­ра­тить его в ра­ду­ю­щий взгляд ино­зем­ных пу­те­ше­ст­вен­ни­ков за­по­вед­ник вы­ми­ра­ю­ще­го на­ро­да.

Ра­зу­ме­ет­ся, в дан­ном слу­чае сло­во «на­ци­о­на­лизм» ис­поль­зу­ет­ся не в его на­уч­ном зна­че­нии конк­рет­ной по­ли­ти­чес­кой иде­о­ло­гии, приз­на­ю­щей свою на­цию выс­шей цен­ностью в срав­не­нии и с от­дель­ны­ми ее чле­на­ми, и с дру­ги­ми на­ро­да­ми, или в зна­че­нии из­ве­ст­но­го ти­па по­ли­ти­чес­кой тен­ден­ции, а в смыс­ле оп­ре­де­лен­но­го ти­па тен­ден­ции са­мо­ощу­ще­ния. Са­мо­ощу­ще­ния, пе­ре­те­ка­ю­ще­го в не­кую го­су­да­р­ствен­ную оп­ре­де­лен­ность.

Рим как империя уже с конца первого века нашей эры во многом обеспечивал свои военные и государственные нужды за счет не столько италийцев, сколько народов провинций. Императоры, приводимые к власти легионами на периферии, уже не всегда имели римское происхождение.

От­сю­да воз­ни­ка­ют три пред­по­ло­же­ния.

Пер­вое: в прош­лом им­пе­рии (иден­ти­фи­ци­ру­е­мые про­е­кт­но-ци­ви­ли­за­ци­он­ные аре­а­лы) мог­ли су­ще­ст­во­вать лишь за счет вов­ле­че­ния в свою энер­гию иных на­ро­дов и под­пит­ки их энер­ги­ей, то есть иск­лю­чи­тель­но экс­тен­сив­ным пу­тем.

Вто­рое: раз­ви­тие куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции тре­бу­ет соз­да­ния та­ко­го ти­па им­пе­рс­ко­го ме­ха­низ­ма, при ко­то­ром энер­гия не умень­ша­ет­ся в про­цес­се сво­е­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го ис­поль­зо­ва­ния и не тре­бу­ет пос­то­ян­но­го по­пол­не­ния, а уве­ли­чи­ва­ет­ся и вов­ле­ка­ет в свое «го­ре­ние» но­вые на­ро­ды и куль­ту­ры. И про­ис­хо­дит это при об­щем уве­ли­че­нии ко­ли­че­ст­ва выс­во­бож­да­е­мой энер­гии и ее са­мо­во­сп­ро­из­во­д­стве. То есть цент­раль­ный воп­рос здесь – воп­рос ме­ха­низ­ма восп­ро­из­во­д­ства энер­гии им­пе­рии.

Третье: на­ро­ды (эт­но­сы, на­ции – в дан­ном слу­чае не­важ­но, хо­тя тут бу­дут свои осо­бен­нос­ти), дос­тиг­шие треть­ей ста­дии на­ци­о­на­лиз­ма, то есть вклю­чив­ши­е­ся в борь­бу про­тив им­пе­рии, мо­гут под­ве­рг­нуть­ся двум воз­дей­стви­ям. Ли­бо – в слу­чае ре­ше­ния за­да­чи са­мо­во­сп­ро­из­во­д­ства им­пе­рс­кой энер­гии – омо­ло­же­нию та­кой энер­ги­ей. Ли­бо ор­га­ни­зо­ван­но­му про­ти­во­дей­ствию им­пе­рс­ких эле­мен­тов. Та­ки­ми эле­мен­та­ми мо­гут быть и те на­ро­ды, ко­то­рые вклю­че­ны в им­пе­рс­кий про­цесс, но на­хо­дят­ся на бо­лее ран­ней ста­дии раз­ви­тия.

Ес­ли бы, ска­жем, на ру­бе­же пя­то­го и шес­то­го ве­ков Те­о­до­рих ме­нее бе­реж­но от­но­сил­ся к ита­лийс­ко­му на­се­ле­нию и не ор­га­ни­зо­вал прак­ти­чес­ки изо­ли­ро­ван­ное про­жи­ва­ние го­тов от­дель­но от ита­лий­цев, а ли­бо изг­нал ита­лий­цев, ли­бо су­мел сме­шать и ас­си­ми­ли­ро­вать их с го­та­ми, то За­пад­ную Римс­кую им­пе­рию действи­тель­но уда­лось бы воз­ро­дить на де­ле. Ведь впос­ле­д­ствии имен­но ита­лий­цы сры­ва­ли все по­пыт­ки но­вых ци­ви­ли­зо­ван­ных ими же на­ро­дов воз­ро­дить их же дер­жа­ву.

Ко­неч­но, все это в из­ве­ст­ной ме­ре яв­ля­ет­ся пред­по­ло­же­ни­ем.

Но предс­тав­ля­ет­ся, что, как ми­ни­мум, в ка­че­ст­ве не­кой ги­по­те­зы это сто­ит при­ни­мать во вни­ма­ние в си­ту­а­ции кри­зи­са и упад­ка той или иной им­пе­рии.

Ины­ми сло­ва­ми – хо­чешь вос­ста­но­вить им­пе­рию, соз­дан­ную не­ког­да не­ким им­пе­рс­ко­об­ра­зу­ю­щим на­ро­дом, най­ди на­род, ко­то­рый про­дол­жит его де­ло. Да­же ес­ли пер­вый на­род пы­та­ет­ся соп­ро­тив­лять­ся воз­рож­де­нию собствен­но­го де­ти­ща. Или най­ди спо­соб вер­нуть это­му на­ро­ду его ис­то­ри­чес­кую энер­гию – но в рам­ках но­вых, ино­го ти­па энер­го­об­ра­зу­ю­щих про­цес­сов.

Но толь­ко не по­та­кай его ус­та­ло­му стрем­ле­нию по­ме­шать это­му воз­рож­де­нию.

Ви­зан­тизм как аго­ния

В си­лу из­ве­ст­ных ана­ло­гий ин­те­рес к та­кой дос­та­точ­но вто­рич­ной в ис­то­ри­чес­кой соз­на­нии те­ме, как судь­ба Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, на­вер­ное, на не­ко­то­рое вре­мя бу­дет за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ван. И в об­щем-то это, ко­неч­но, хо­ро­шо.

Это хо­ро­шо как по­то­му, что те­ма са­ма по се­бе дос­та­точ­но ин­те­рес­ная и ро­ман­ти­чес­кая, так и по­то­му, что действи­тель­но есть из че­го изв­ле­кать оп­ре­де­лен­ные уро­ки. Ну, действи­тель­но, бы­ла Римс­кая им­пе­рия, ос­но­ва ны­неш­ней ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции, им­пе­рия, на­пол­нен­ная па­фо­сом и ге­ро­из­мом, со все­ми сво­и­ми куль­тур­ны­ми дос­ти­же­ни­я­ми – и па­ла, пред­ва­ри­тель­но раз­де­лив­шись на две по­ло­ви­ны.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS