Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Лю­бое здо­ро­вое би­о­ло­ги­чес­кое со­об­ще­ст­во ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом под­раз­де­ля­ет­ся на че­ты­ре груп­пы – вы­со­ко­ран­го­вые осо­би, сред­не­вы­со­ко­ран­го­вые, сред­не­низ­ко­ран­го­вые и низ­ко­ран­го­вые. Эти груп­пы расп­ре­де­ля­ют­ся по «кри­вой Га­ус­са»: ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ст­во по по­лю­сам, мак­си­маль­ное – меж­ду по­лю­са­ми. В ми­ре есть един­ствен­ное иде­аль­ное че­ло­ве­чес­кое об­ще­ст­во, муд­ро ор­га­ни­зо­ван­ное в со­от­ве­т­ствии с этим за­ко­ном при­ро­ды. Это раз­де­лен­ная на че­ты­ре ос­нов­ные вар­ны (кас­ты) Ин­дия, хо­тя в XX ве­ке раз­ло­же­ние кос­ну­лось уже и ее. По­доб­ное уст­рой­ство яви­лось за­ло­гом со­ци­аль­ной ста­биль­нос­ти по­лу­о­ст­ро­ва на про­тя­же­нии бо­лее двух ты­сяч лет.

Та­ким был ког­да-то и Рим пе­ри­о­да рес­пуб­ли­ки. «Се­нат и на­род пра­вят Ри­мом» – в этом сло­га­не бы­ло от­ра­же­но муд­рое го­су­да­р­ствен­ное уст­рой­ство. Арис­ток­ра­ти­чес­кая оли­гар­хия (эли­та) ве­ла стра­ну по пу­ти по­бед и ус­пе­хов, а еди­нок­ров­ный ей, плоть от пло­ти, на­род имел твер­дые га­ран­тии то­го, что этот путь обес­пе­чи­ва­ет и его ко­неч­ное бла­го. От­но­си­тель­но не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ра­бов хва­та­ло для обс­лу­жи­ва­ния всех сло­ев об­ще­ст­ва.

Темпы процесса этнического размывания римского гражданства стремительно
ускорялись. Наконец, в 212 году император Каракалла даровал права римского
гражданства практически всему свободному населению Римской империи.

Ми­ну под это пра­виль­ное уст­рой­ство под­ло­жи­ло ра­бов­ла­де­ние, не­ук­лон­но рас­ши­ряв­ше­еся всле­д­ствие во­ен­ных по­бед и из­ме­няв­шее со­ци­аль­ные и на­ци­о­наль­ные про­пор­ции го­су­да­р­ства. Аб­со­лют­ное боль­ши­н­ство ра­бов бы­ли ино­род­ца­ми, предс­та­ви­те­ля­ми эт­но­сов, по­беж­ден­ных римс­ким ору­жи­ем. Од­на­ко, в от­ли­чие от ин­до­а­ри­ев, из­на­чаль­но прев­ра­тив­ших по­ко­рен­ных дра­ви­дов на­веч­но в шудр и ор­га­ни­зо­вав­ших свою (и их!) жизнь по имев­шим ре­ли­ги­оз­ную си­лу за­ко­нам Ма­ну, древ­ние рим­ля­не не зак­ре­пи­ли кас­то­вое де­ле­ние об­ще­ст­ва. Не до­га­да­лись на уров­не ре­ли­гии сде­лать не­из­ме­ня­е­мой со­ци­аль­ную при­над­леж­ность хо­тя бы толь­ко вы­со­ко­ран­го­вых и низ­ко­ран­го­вых сло­ев.

Что по­лу­чи­лось в ре­зуль­та­те?

Уже в I ве­ке на­шей эры воль­но­от­пу­щен­ни­ков в Ри­ме бы­ло так мно­го, что Та­цит за­ме­тил: «Ес­ли обо­со­бить воль­но­от­пу­щен­ни­ков, то ста­нет оче­вид­ной ма­ло­чис­лен­ность сво­бод­но­рож­ден­ных». Им­пе­ра­то­ры, ве­дя веч­ную борь­бу с арис­ток­ра­ти­ей, охот­но опи­ра­лись на этот слой, на­ци­о­наль­но, как пра­ви­ло, чуж­дый и да­же враж­деб­ный (предс­та­ви­те­ли по­беж­ден­ных и по­ра­бо­щен­ных на­ро­дов, как-ни­как) римс­ко­му эт­но­су. В та­кой борь­бе им­пе­ра­то­ры на­хо­ди­ли со­юз­ни­ков и сре­ди римс­ких пле­бе­ев. Не­да­ром, ког­да пос­ле убий­ства Ка­ли­гу­лы се­нат хо­тел вос­ста­но­вить рес­пуб­ли­ку, имен­но римс­кий на­род не поз­во­лил это­го сде­лать. Ведь на­ро­ду все рав­но, лю­ди ка­кой на­ци­о­наль­нос­ти зап­рав­ля­ют де­ла­ми в го­су­да­р­стве и «уг­не­та­ют» его: про­ле­та­рии не име­ют не толь­ко оте­че­ст­ва, как за­ме­тил Маркс, но и на­ци­о­наль­нос­ти. Лишь бы не своя род­ная, хо­ро­шо зна­ко­мая и не­на­ви­ди­мая всей ду­шой арис­ток­ра­тия! Вот как смот­ре­ли на де­ло прос­тые рим­ля­не.

Впро­чем, что предс­тав­ля­ли со­бой к то­му вре­ме­ни «прос­тые рим­ля­не»? Эт­ни­чес­кое на­пол­не­ние это­го сло­ва-сим­во­ла не­поп­ра­ви­мо из­ме­ни­лось – и про­дол­жа­ло из­ме­нять­ся все силь­нее с каж­дым де­ся­ти­ле­ти­ем. Осо­бен­но с ус­та­нов­ле­ни­ем влас­ти им­пе­ра­то­ров, для ко­то­рых на­ци­о­наль­ная при­над­леж­ность их под­дан­ных не име­ла прин­ци­пи­аль­но­го зна­че­ния, как им ка­за­лось, в от­ли­чие от их ко­ли­че­ст­ва. Пре­ем­ник Ка­ли­гу­лы Клав­дий охот­но пре­дос­тав­лял пра­ва римс­ко­го граж­да­н­ства уже не ита­ли­кам, но во­об­ще лю­бым иноп­ле­мен­ни­кам – гре­кам и вар­ва­рам, за что его клей­мил в сти­хах Се­не­ка. Но го­лос фи­ло­со­фа был бес­си­лен что-ли­бо из­ме­нить. При его вос­пи­тан­ни­ке Не­ро­не в Ри­ме чу­же­зем­цев бы­ло уже боль­ше, чем ко­рен­ных рим­лян. Тем­пы про­цес­са эт­ни­чес­ко­го раз­мы­ва­ния римс­ко­го граж­да­н­ства стре­ми­тель­но ус­ко­ря­лись. На­ко­нец, в 212 го­ду им­пе­ра­тор Ка­ра­кал­ла да­ро­вал пра­ва римс­ко­го граж­да­н­ства прак­ти­чес­ки все­му сво­бод­но­му на­се­ле­нию Римс­кой им­пе­рии.

Па­ли пос­лед­ние ру­бе­жи, про­и­зо­шел ка­че­ст­вен­ный ска­чок, сме­нил­ся – ни мно­го ни ма­ло – субъ­ект ис­то­рии. На сме­ну быв­шей римс­кой на­ции вре­мен рес­пуб­ли­ки приш­ло римс­кое сог­раж­да­н­ство. Рим окон­ча­тель­но пе­рес­тал быть Ри­мом, а рим­ля­не – рим­ля­на­ми. Ри­мом ста­ло не­ко­му гор­дить­ся, Рим ста­ло не­ко­му лю­бить, не­ко­му за­щи­щать, ведь вся эта мас­са «римс­ких граж­дан», за иск­лю­че­ни­ем уже нем­но­го­чис­лен­ных и не сох­ра­нив­ших свою по­ро­ду по­том­ков жи­те­лей Ла­ци­у­ма, бы­ла свя­за­на с гор­дым име­нем лишь но­ми­наль­но. Для аб­со­лют­но­го боль­ши­н­ства под­дан­ных Рим ас­со­ци­иро­вал­ся с на­си­ли­ем, вой­на­ми, уг­не­те­ни­ем, с ве­ко­вой борь­бой их собствен­ных эт­но­сов про­тив Ри­ма… Что же им бы­ло лю­бить, за­щи­щать, чем гор­дить­ся? По­поль­зо­вать­ся бла­га­ми римс­ко­го граж­да­н­ства – это за ми­лую ду­шу, но уми­рать за Рим?!

Од­нов­ре­мен­но с раз­мы­ва­ни­ем эт­ни­чес­кой ос­но­вы Ри­ма за­ко­но­мер­ным об­ра­зом шла его куль­тур­ная дег­ра­да­ция. Это кос­ну­лось глав­но­го – ве­ры, язы­ка, ис­ку­с­ства. В сто­ли­це Ой­ку­ме­ны ут­вер­ди­лось мно­же­ст­во ино­зем­ных куль­тов, осо­бен­но вос­точ­ных. Та­цит по это­му по­во­ду до­са­до­вал, что в Рим «отов­сю­ду сте­ка­ет­ся все на­и­бо­лее гнус­ное и не­год­ное», при­чем имен­но в сто­ли­це им­пе­рии все это «на­хо­дит при­вер­жен­цев». Пос­лед­ние ве­ли­кие про­из­ве­де­ния римс­кой ли­те­ра­ту­ры от­но­сят­ся к ру­бе­жу на­шей эры, что не­у­ди­ви­тель­но, пос­коль­ку ла­тынь пе­рес­та­ла быть на­ци­о­наль­ным язы­ком ис­тин­ных рим­лян. Язык умер за­жи­во, он пе­рес­тал жить жи­вой жизнью по­ро­див­ше­го его на­ро­да, прев­ра­тив­шись в чис­то слу­жеб­ное сред­ство меж­на­ци­о­наль­но­го об­ще­ния. Из ла­ты­ни, об­раз­но го­во­ря, вы­ну­ли ду­шу (то же са­мое се­год­ня про­ис­хо­дит с рус­ским язы­ком, так что мно­го объ­яс­нять здесь не при­хо­дит­ся). В эт­ни­чес­ки сме­шан­ном об­ще­ст­ве сам со­бою вы­ро­дил­ся и ху­до­же­ст­вен­ный вкус, зри­мо упа­ло ве­ли­кое ан­тич­ное ис­ку­с­ство ар­хи­тек­ту­ры и скульп­ту­ры, осо­бен­но скульп­тур­но­го порт­ре­та: в нем на­ча­ли до­ми­ни­ро­вать яв­но де­ге­не­ра­тив­ные ти­па­жи – ре­зуль­тат ра­со­во-эт­ни­чес­ко­го сме­ше­ния.

Слом на­ци­о­наль­ной, эт­ни­чес­кой ие­рар­хии соп­ро­вож­дал­ся в им­пе­ра­то­рс­ком Ри­ме до­ла­мы­ва­ни­ем и со­ци­аль­ных пе­ре­го­ро­док, ус­та­нов­ле­ни­ем прес­ло­ву­тых «со­ци­аль­ных лиф­тов» (со­вер­шен­но про­ти­во­ес­те­ст­вен­ным, урод­ли­вым и злов­ред­ным яв­ле­ни­ем, по­рож­ден­ным ино­род­чес­ки­ми эли­та­ми). Про­цесс зат­ро­нул и сам инс­ти­тут им­пе­ра­то­ров, в ре­зуль­та­те че­го на римс­ком тро­не ста­ли воз­ни­кать фи­гу­ры стран­ные и чуж­дые тра­ди­ци­он­но­му римс­ко­му об­ще­ст­ву. Поп­рос­ту ска­зать, ино­род­цы и мар­ги­на­лы.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS