Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

{div width:385|float:left}{module 11_Theodore_I_Laskaris_miniature}{/div}И слу­чи­лось чу­до. Гре­ки, нес­мот­ря на нич­тож­ные си­лы, ос­та­но­ви­ли прод­ви­же­ние ла­ти­нян, под­ня­ли на­род­ную вой­ну, а вско­ре прев­ра­ти­ли свою стра­ну в силь­ней­шее гре­чес­кое го­су­да­р­ство Ма­лой Азии. Они об­ра­ти­ли в бегство пре­вос­хо­див­шие их си­лы сельд­жу­ков, обес­пе­чи­ли мир с ни­ми на нес­коль­ко де­ся­ти­ле­тий. А вско­ре и ска­зоч­но раз­бо­га­те­ли, ве­дя муд­рую эко­но­ми­чес­кую по­ли­ти­ку. Ла­ти­нс­кая им­пе­рия крес­то­нос­цев не­ук­лон­но сок­ра­ща­лась, а Ни­кейс­кая гре­ков – рос­ла. В 1261 го­ду ни­кейс­кий им­пе­ра­тор Ми­ха­ил Па­ле­о­лог взял Конс­тан­ти­но­поль и вос­ста­но­вил Ви­зан­тийс­кую им­пе­рию (хо­тя и в скром­ных масш­та­бах).

Так бы­ло наг­ляд­но про­де­мо­н­стри­ро­ва­но пре­вос­хо­д­ство на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства над мно­го­на­ци­о­наль­ной им­пе­ри­ей.

Од­на­ко ре­а­ни­ми­ро­вав мно­го­на­ци­о­наль­ную им­пе­рию, ви­зан­тий­цы об­рек­ли се­бя на пов­тор­ную – на сей раз уже не­об­ра­ти­мую – по­ги­бель. Опять вмес­то соп­ле­мен­ни­че­ст­ва (ос­но­вы вся­кой здо­ро­вой жиз­нес­по­соб­ной на­ции) воз­ник­ло сог­раж­да­н­ство – псев­до­на­ци­о­наль­ный си­му­лякр. Пер­вым симп­то­мом не­из­беж­но­го кра­ха ста­ла уния 1274 го­да, сле­ду­ю­щим – от­да­ча Ми­ха­и­лом VIII сво­их до­че­рей за та­та­рс­ких пра­ви­те­лей Аба­гу и Но­гая. По­том бы­ло от­лу­че­ние всех (!) жи­те­лей Ви­зан­тии от Церк­ви за разв­рат пат­ри­ар­хом Афа­на­си­ем, да­лее – со­юз Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на с тур­ка­ми в граж­да­нс­кой вой­не с Ио­ан­ном Па­ле­о­ло­гом, приз­на­ние пос­лед­ним сю­зе­ре­ни­те­та сул­та­на Му­ра­да I в 1373 го­ду и т.д. В 1439 го­ду бы­ла под­пи­са­на оче­ред­ная уния, и ва­си­левс ро­ме­ев ко­ле­ноп­рек­ло­нен­но об­ло­бы­зал ру­ку па­пы, но это уже не по­мог­ло. К мо­мен­ту штур­ма Конс­тан­ти­но­по­ля в 1453 го­ду от им­пе­рии ос­та­ва­лась (не счи­тая нес­коль­ких ост­ро­вов и обез­лю­жен­ной Мо­реи) од­на толь­ко за­пус­тев­шая сто­ли­ца, где про­жи­ва­ли все­го 35–50 ты­сяч че­ло­век.

После погрома 1204 года вокруг греческого города Никеи
сложилось небольшое, зато мононациональное греческое
государство со своим «императором» – Федором Ласкарисом.

Кро­ва­вый ка­лей­дос­коп

И вы­си­лись, и па­да­ли ца­ри…

Алек­сандр Пуш­кин

Не­да­ром го­во­рят: «Ка­ков поп, та­ков и при­ход». Или: «Ры­ба тух­нет с го­ло­вы». Ис­то­рию ви­зан­тийс­ких им­пе­ра­то­ров, пре­тен­ден­тов и узур­па­то­ров, их борь­бы за власть, вос­хож­де­ний на прес­тол и па­де­ний нель­зя чи­тать без дро­жи омер­зе­ния. На стра­ни­цах этой ис­то­рии справ­ля­ют свой три­умф не­ве­же­ст­во, алч­ность, ко­ва­р­ство, по­хоть, пре­да­тель­ство, жес­то­кость, бес­сты­жая де­ма­го­гия и про­чие по­ро­ки всех сор­тов. Та­кой бы­ла жизнь дво­ра и во­об­ще выс­ших кру­гов. А вся ос­таль­ная стра­на прос­то восп­ро­из­во­ди­ла по­доб­ную сис­те­му вплоть до пос­лед­не­го сво­е­го дня.

По­че­му?

Не­ког­да рес­пуб­ли­ка­нс­кая идея воз­нес­ла Пер­вый Рим на вы­со­ту гос­по­д­ства над ми­ром. Па­де­ние этой идеи, на­чав­ше­еся еще в кон­це ста­рой эры, дос­тиг­ло сво­е­го дна во Вто­ром Ри­ме, най­дя са­мое со­вер­шен­ное воп­ло­ще­ние в свя­щен­ном и бо­гох­ра­ни­мом са­мо­дер­жа­вии. В нас­ле­д­ство от им­пе­ра­то­рс­ко­го Ри­ма эпо­хи упад­ка Ро­мейс­кой им­пе­рии дос­та­лась сво­е­об­раз­ная «де­мок­ра­ти­чес­кая мо­нар­хия» в са­мом худ­шем ви­де – сис­те­ма вы­бор­ных им­пе­ра­то­ров. То есть строй, про­ти­вос­то­яв­ший прин­ци­пам не столь­ко арис­ток­ра­тии или рес­пуб­ли­ки, сколь­ко ме­ри­ток­ра­тии. Ди­нас­ти­чес­кий прин­цип пе­ре­да­чи влас­ти по нас­ле­д­ству офор­мил­ся лишь в пос­лед­ние ча­сы Ви­зан­тии. Но до это­го в ней гос­по­д­ство­ва­ли позд­не­ри­мс­кие по­ряд­ки, ког­да в ре­зуль­та­те действия «со­ци­аль­ных лиф­тов» на тро­не мог ока­зать­ся лю­бой. Ни­ки­та Хо­ни­ат в XIII ве­ке пи­сал по это­му по­во­ду: «Бы­ли лю­ди, ко­то­рые вче­ра или, сло­вом ска­зать, не­дав­но грыз­ли же­лу­ди а те­перь со­вер­шен­но отк­ры­то изъ­яв­ля­ли свои ви­ды и пре­тен­зии на царс­кое дос­то­и­н­ство, уст­рем­ляя на не­го свои бес­сты­жие гла­за, и упот­реб­ля­ли в ка­че­ст­ве сва­тов, или луч­ше свод­ни­ков, про­даж­ных и ра­бо­ле­п­ству­ю­щих чре­ву об­ще­ст­вен­ных кри­ку­нов. О, зна­ме­ни­тая римс­кая дер­жа­ва, пред­мет за­ви­ст­ли­во­го удив­ле­ния и бла­го­го­вей­но­го по­чи­та­ния всех на­ро­дов, кто не ов­ла­де­вал то­бою на­силь­но? Кто не бес­чес­тил те­бя наг­ло? Ко­го ты не зак­лю­ча­ла в свои объ­я­тия, с кем не раз­де­ля­ла ло­жа, ко­му не от­да­ва­лась и ко­го за­тем не пок­ры­ва­ла вен­цом, не ук­ра­ша­ла ди­а­де­мою и не обу­ва­ла за­тем в крас­ные сан­да­лии?»

Очень час­то в этом ка­лей­дос­ко­пе про­яв­ля­лась во­ля прос­то­на­родья. Бо­лее то­го, пе­ред на­ми сво­е­го ро­да «ви­зан­тийс­кая меч­та» (по ана­ло­гии с ны­неш­ней «аме­ри­ка­нс­кой меч­той»). Конс­тан­тин Баг­ря­но­род­ный симп­то­ма­тич­но выс­ка­зал­ся в оп­рав­да­ние воз­вы­ше­ния сво­е­го ро­до­на­чаль­ни­ка, Ва­си­лия Ма­ке­до­ня­ни­на: «Слу­чи­лось та­кое по моль­бам лю­дей вель­мож­ных и прос­то­го на­ро­да, а так­же войс­ка и во­е­на­чаль­ни­ков и всех жи­те­лей всех зе­мель и всех го­ро­дов дер­жа­вы. Ибо все они мо­ли­лись, что­бы при­шел к влас­ти че­ло­век, вку­сив­ший низ­кой судь­бы, ко­то­рый бы знал, как мнут бо­ка бед­ня­кам силь­ные ми­ра се­го, как бе­зо вся­ко­го на то пра­ва оби­ра­ют их, как вос­ста­ют сми­рен­ные и по­па­да­ют в рабство к сво­им соп­ле­мен­ни­кам». По­доб­ных «вку­сив­ших низ­кой судь­бы» не­ма­ло в ис­то­рии ви­зан­тийс­ких ди­нас­тий.

Час­то борь­ба за трон ока­зы­ва­лась за­ко­но­мер­ным ре­зуль­та­том на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний в им­пе­рии. Исав­рийс­кая, Си­рийс­кая, Ма­ке­до­нс­кая, Ар­мя­нс­кая, Фра­кийс­кая, Ил­ли­рийс­кая ди­нас­тии сме­ня­ли друг дру­га. Вре­ме­на­ми они отк­ры­ва­ли до­ро­гу к влас­ти ара­бам, гре­кам, сла­вя­нам. Со­от­ве­т­ствен­но соп­ле­мен­ная изб­ран­ни­ку знать каж­дый раз пе­ре­тя­ги­ва­ла оде­я­ло на се­бя.

Вот та­кой бла­го­датью бы­ла эта Ви­зан­тия.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS