Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Ог­ре­хи вы­нуж­ден­но прос­ту­па­ли и в ско­ро­пи­си со­ци­аль­но­го текс­та. К при­ме­ру, сос­лов­ное не­ра­ве­н­ство не сгла­жи­ва­лось в ис­то­ри­чес­ком по­то­ке, в от­ли­чие от инс­ти­ту­ци­о­на­ли­за­ции, обуст­рой­ства и рас­ши­ре­ния сос­та­ва граж­да­нс­ко­го об­ще­ст­ва в хо­де ев­ро­пейс­ких го­ро­дс­ких ре­во­лю­ций. Нап­ро­тив, вре­мя от вре­ме­ни оно про­ры­ва­ло ци­ви­ли­за­ци­он­ную пе­ле­ну урод­ли­вой крис­тал­ли­за­ци­ей тех или иных как бы «вре­мен­ных обс­то­я­тельств», усу­губ­ля­лось и обост­ря­лось, до­во­дя в ка­кой-то мо­мент по­ло­же­ние зна­чи­тель­ной час­ти на­се­ле­ния бук­валь­но до рабс­ко­го сос­то­я­ния – ле­галь­ной тор­гов­ли соп­ле­мен­ни­ка­ми и еди­но­вер­ца­ми.

В этих ус­ло­ви­ях «уст­ро­и­те­лям мес­та се­го» во мно­гом при­хо­ди­лось по­ла­гать­ся на рос­сийс­кую вер­сию сво­е­об­раз­ной «зо­ло­той ле­ген­ды».

С нас­ле­ди­ем ви­зан­тийс­ким, на­до ска­зать, сло­жи­лась неп­рос­тая си­ту­а­ция. В об­ще­ст­ве до сих пор гос­по­д­ству­ет сте­ре­о­тип имен­но о со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ком пре­ем­стве Ру­си от Ви­зан­тии – пре­ем­стве, вы­ра­жен­ном, к при­ме­ру, в предс­тав­ле­ни­ях о «шап­ке Мо­но­ма­ха», «двуг­ла­вом гер­бе» или в позд­них тол­ко­ва­ни­ях те­зи­са о Треть­ем Ри­ме. Связь, действи­тель­но, су­ще­ст­ву­ет, рав­но как нас­ле­дие и пре­ем­ствен­ность, толь­ко вот в ка­ком смыс­ле?

В архетипическом подходе к дефиниции русской национальной идеи присутствует,
конечно же, некая провокативность. Дело, пожалуй, вот в чем. В ходе рассуждений
на тему Русской идеи самыми яркими являются идеологемы или мемы: Третий Рим,
самодержавие–православие–народность, Третий Интернационал…

Ес­ли об­ра­тить­ся к до­ку­мен­там и со­бы­ти­ям эпо­хи XV–XVI ве­ков, то вы­яс­ня­ет­ся: де­ло обс­то­я­ло под­час ед­ва ли не про­ти­во­по­лож­ным по от­но­ше­нию к позд­ним проч­те­ни­ям об­ра­зом. И фор­му­ла Треть­е­го Ри­ма из­на­чаль­но осоз­на­ва­лась, ско­рее, как оп­ро­вер­же­ние пад­шей Ви­зан­тии, от­ря­са­ние ее пра­ха, не­же­ли как ощу­ще­ние кров­но­го родства и нас­ле­до­ва­ния… Од­на­ко об­ре­те­ние пра­вос­лав­но­го апо­фа­ти­чес­ко­го бо­гос­ло­вия, раз­ви­вав­ше­го­ся в Ви­зан­тии, поз­на­ние ми­ра уди­ви­тель­ных энер­гий, пос­ти­гав­ших­ся и пес­то­вав­ших­ся в ос­нов­ном в иси­ха­с­тском кру­гу, а на рус­ских прос­то­рах – нес­тя­жа­те­ля­ми, за­во­л­жски­ми стар­ца­ми, ка­ким-то об­ра­зом – с из­ме­не­ни­я­ми, уга­са­ни­я­ми, про­ва­ла­ми вплоть до тра­ги­чес­ко­го над­ло­ма – бы­ло все же унас­ле­до­ва­но Рос­си­ей. И унас­ле­до­ва­но во мно­гом в сфе­ре прак­ти­ки, а не бо­гос­ло­вия. Бо­гос­ло­вия как та­ко­во­го в Рос­сии, по­жа­луй, и не сло­жи­лось, а вот прак­ти­ка, «прак­ти­чес­кое бо­гос­ло­вие» – сло­жи­лись.

В це­лом же обоз­на­чив­ше­еся вско­ре пос­ле па­де­ния Вто­ро­го Ри­ма Рус­ское царство, об­ре­тя со вре­ме­нем собствен­ный фор­мат им­пе­рс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти, ак­ку­му­ли­ро­вав при этом пре­тен­зии на ре­ко­н­струк­цию все­ле­нс­ко­го ми­ро­по­ряд­ка и на­щу­пав стер­жень ори­ги­наль­но­го за­мыс­ла, на­по­ми­на­ло в тот пе­ри­од сжа­тую пру­жи­ну. В те­че­ние весь­ма ко­рот­ко­го ис­то­ри­чес­ко­го сро­ка энер­гия пре­об­ра­зо­ва­ний ска­за­лась не толь­ко на раз­мер­нос­ти и ста­ту­се стра­ны, но так­же на са­мо­соз­на­нии на­ро­да. Эта по­вы­ша­ю­ща­я­ся энер­ге­ти­ка вве­ла в ми­ро­вой кон­текст де­я­тель­но­го пер­со­на­жа, ко­то­рый с тех пор при мно­го­чис­лен­ных ис­то­ри­чес­ких пер­тур­ба­ци­ях вплоть до пос­лед­не­го вре­ме­ни не по­ки­дал ис­то­ри­чес­кую сце­ну.

 

Оба­я­ние не­ве­до­мо­го

Апо­фа­тич­ность, про­чи­тан­ная и восп­ри­ня­тая как осо­бый куль­тур­ный им­пульс (то есть пре­и­му­ще­ст­вен­но кос­вен­ным об­ра­зом), про­из­ве­ла ряд от­лич­ных от ис­точ­ни­ка и от за­пад­но­ев­ро­пейс­ких вер­сий хрис­ти­а­нс­кой куль­ту­ры про­из­вод­ных. Соз­вуч­ных, од­на­ко, пси­хо­ло­ги­чес­ко­му скла­ду рус­ских оча­ро­ван­ных стран­ни­ков-пер­воп­ро­ход­цев, куп­цов и мо­на­хов, раз­бой­ни­ков и во­е­вод, оби­тав­ших – вспом­ним об этом обс­то­я­тель­стве – на краю лишь час­тич­но поз­нан­ной зем­ли-Ой­ку­ме­ны.

Поп­ро­бу­ем восп­ро­из­вес­ти, хо­тя бы спи­соч­но, ка­че­ст­ва по­доб­но­го са­мо­ощу­ще­ния и са­мос­то­я­ния: зап­ре­дель­ность, экстре­маль­ность, бе­зы­мян­ность, не­фор­маль­ность (неб­ре­же­ние фор­мой), не­ряш­ли­вость, неп­ри­хот­ли­вость, ина­ко­вость, меч­та­тель­ность, уто­пизм, юрод­ство, буй­ность, раз­гиль­дяй­ство, под­виж­ни­че­ст­во, прод­ви­же­ние, ос­во­е­ние, мо­би­ли­за­ция, эс­ха­то­ло­гич­ность… И да­же «пе­ре­ст­рой­ка» в ка­ком-то не­яв­ном ви­де при­су­т­ству­ет в при­ве­ден­ном ря­ду, в том чис­ле в за­ло­ге ка­та­ст­ро­фич­нос­ти. И все вмес­те взя­тое вхо­дит в не­кую рус­скую со­ци­о­ло­гию раз­ви­тия.

Ка­ким об­ра­зом? Од­ним сло­вом, ко­неч­но, не от­ве­тить. Но мож­но пы­тать­ся. По­доб­ная зап­ре­дель­ность и экстре­маль­ность пси­хеи име­ет не толь­ко мно­го­чис­лен­ные внеш­ние про­яв­ле­ния. Она на­ме­ка­ет имен­но на тип на­ци­о­наль­ной иден­тич­нос­ти – им­ма­не­нт­ное ощу­ще­ние соп­ри­су­т­ствия транс­цен­ден­таль­но­го за­мыс­ла, на под­соз­на­тель­ную внут­рен­нюю кар­тог­ра­фию и не­ли­ней­ную умствен­ную ге­о­мет­рию, свя­зан­ные в свою оче­редь с осо­бен­нос­тя­ми ми­ро­по­ни­ма­ния, с са­мо­ощу­ще­ни­ем лич­ностью и на­ро­дом судь­бы как мис­сии, на­пол­нен­ной дерз­но­вен­ным со­дер­жа­ни­ем.

Ис­ка­жен­ное, не­вер­ное, под­час пря­мо изв­ра­щен­ное, гор­де­ли­вое проч­те­ние те­зи­са от­зы­ва­лось в зем­ной ис­то­рии стра­ны и на­ро­да тяж­ки­ми, ка­та­ст­ро­фи­чес­ки­ми пот­ря­се­ни­я­ми. Но как Ио­на не смог от­ка­зать­ся от предъ­яв­лен­ной ему мис­сии, так и для от­ка­за от ис­то­ри­чес­ко­го про­мыс­ла, от собствен­ной иден­тич­нос­ти тре­бу­ет­ся, ви­ди­мо, со­вер­шен­но осо­бое свер­ху­си­лие, не су­ля­щее, од­на­ко же, ни­че­го хо­ро­ше­го.

Апо­фа­ти­чес­кое бо­го­поз­на­ние пред­по­ла­га­ет ис­пы­та­ния на гра­ни пре­дель­нос­ти. Оно, собствен­но го­во­ря, и ос­но­ва­но на пер­ма­не­нт­ном оби­та­нии в по­доб­ном ста­ту­се, на ре­ши­тель­ном, но ум­ном ша­ге за очер­чен­ную при­выч­ным бы­ти­ем гра­ни­цу.

Апо­фа­ти­чес­кое ми­ро­во­сп­ри­я­тие ак­ти­ви­ру­ет не­о­че­вид­ные, «тем­ные», глу­бин­ные свой­ства люб­ви как выс­шей цен­нос­ти и ре­аль­нос­ти, пред­по­ла­га­ю­щей в ка­че­ст­ве зем­но­го про­яв­ле­ния – в ус­ло­ви­ях пер­ма­не­нт­но про­яв­ля­ю­щих­ся не­со­вер­шенств ми­ра – жерт­ву. И му­ку, свя­зан­ную с про­тя­жен­ным во вре­ме­ни ее при­не­се­ни­ем, – то есть кро­во­то­чи­вость во пло­ти и неп­ре­рыв­ное тер­пе­ние. Без люб­ви апо­фа­ти­чес­кое ми­ро­поз­на­ние как опоз­на­ние ис­ти­ны во­об­ще не­воз­мож­но, опас­но и да­же пре­до­су­ди­тель­но: по­доб­ное действие ве­дет в ла­би­ринт, из ко­то­ро­го нет вы­хо­да. Или же во ад пус­ты­ни тес­но­го оди­но­че­ст­ва.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS