Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 


Вячеслав Шварц. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865

Трагедия восточнохристианской цивилизации была предопределена парадоксом,
заложенным в ее политическое тело, – идеей сосуществования земного царства
и горней общности, пребывающей в искаженных грехом земных пределах.

Апо­фа­ти­чес­кий под­ход к ми­ро­ст­ро­и­тель­ству – прак­ти­ке зем­но­го бы­тия – есть са­мот­во­ре­ние и са­мо-от­во­ре­ние (а под­час – ис­ку­си­тель­ное/ис­ку­пи­тель­ное са­мо­со­жи­га­ние). К то­му же это, ско­рее, ис­пы­та­ние ми­ра с целью поз­на­ния ис­ти­ны, не­же­ли его пе­ре­ст­рой­ка.

Схо­жим по це­ле­по­ла­га­нию, но не стра­те­гии об­ра­зом ка­та­фа­ти­чес­кое ми­ро­во­з­зре­ние по-сво­е­му ак­цен­ти­ру­ет, проб­ле­ма­ти­зи­ру­ет он­то­ло­гич­ность люб­ви, твор­че­ст­ва и сво­бо­ды. Пло­ды же бо­го­поз­на­ния при­над­ле­жат всем.

Чувство ста­но­вя­щей­ся ед­ва ли не обы­ден­ной за-пре­дель­нос­ти (в том чис­ле, в стра­да­нии), на­сы­ща­е­мой сгу­ща­ю­щи­ми­ся, но за­час­тую ос­та­ю­щи­ми­ся нез­ри­мы­ми то­ка­ми жиз­ни, от­ра­жа­ет­ся в со­ци­аль­ной и по­ли­ти­чес­кой прак­ти­ках. В их внут­рен­ней экс­та­тич­нос­ти, экстре­маль­нос­ти. По­рою – сви­ре­пос­ти. Экстре­маль­нос­ти, ко­то­рая име­ет как инт­рос­пек­тив­ную, так и мо­би­ли­за­ци­он­ную сос­тав­ля­ю­щую, тре­буя в том и дру­гом слу­ча­ях край­не­го нап­ря­же­ния ду­ха, фор­ми­руя при­выч­ку к неп­рес­тан­но­му уси­лию, свер­ху­си­лию. И в то же вре­мя об­ла­да­ет стран­ной при взгля­де изв­не про­за­ич­ностью, буд­нич­ностью, об­ра­ща­е­мой под­час властью в пря­мую эксплу­а­та­цию спо­соб­нос­ти на­ро­да к пре­дель­ной мо­би­ли­за­ции.

Апо­фа­ти­ка – до­ро­га, где оча­ро­ван­но­го стран­ни­ка подс­те­ре­га­ет мно­же­ст­во ис­ка­же­ний. Это путь оши­бок и ка­та­ст­роф. Действи­тель­но, с ут­ра­той ос­но­ва­ний, не­у­дер­жа­ни­ем глав­но­го тер­пе­ние, к при­ме­ру, мо­жет пе­ре­ро­дить­ся в три­ви­аль­ную, а то и прос­то ту­пую по­кор­ность, при­чем чрез­мер­ную. Ге­ро­изм же как во­ля и спо­соб­ность жерт­вен­но (что прак­ти­чес­ки не­из­беж­но, ибо по­пыт­ки пре­о­до­ле­ния дур­но­го ес­те­ст­ва, внут­рен­не­го и внеш­не­го, от­зы­ва­ют­ся и соп­ро­вож­да­ют­ся ярост­ным соп­ро­тив­ле­ни­ем) про­ти­вос­то­ять неб­ла­гоп­ри­ят­но­му раз­ви­тию со­бы­тий транс­фор­ми­ру­ет­ся в спе­ци­фи­чес­кий ха­рак­тер, сво­е­об­раз­ный «на­ци­о­наль­ную ре­сурс» – спо­соб­ность к дли­тель­но­му нап­ря­же­нию сил, зап­ре­дель­ную тер­пе­ли­вость, слиш­ком час­то хищ­ни­чес­ки ис­поль­зу­е­мую влас­ти­те­ля­ми.

То есть осо­бен­нос­ти жерт­вен­но-ге­ро­и­чес­ко­го ми­ро­во­сп­ри­я­тия/по­ве­де­ния не столь уж ред­ко про­яв­ля­ют­ся как внеш­няя пас­сив­ность по от­но­ше­нию к зем­но­му уст­рой­ству. И без спо­соб­нос­ти к са­мос­то­я­нию, пер­ма­не­нт­но­му ук­реп­ле­нию лич­нос­ти, пос­то­ян­но­му го­ре­нию, не­ус­туп­чи­вос­ти «до са­мыя до смер­ти» по­пыт­кам кор­руп­ции (ис­ку­ше­ни­ям), лу­ка­в­ству праг­ма­тич­ной кон­вер­та­ции на­лич­ных да­ров отк­ры­ва­ют воз­мож­нос­ти для дес­по­тиз­ма и бесп­ре­дель­ной ти­ра­нии.

Меж­ду тем есть у рус­ской пси­хеи да­же бо­лее глу­бо­кий пласт (но дан­ное свой­ство от­ме­тим лишь на по­лях, не уг­луб­ля­ясь в его жгу­чее со­дер­жа­ние) – бе­зу­де­рж­ная уст­рем­лен­ность к иде­а­лу. Тя­га со­вер­шен­но осо­бо­го ро­да: пер­фек­ци­о­низм, зас­тав­ля­ю­щий раз­ру­шать и от­час­ти пре­зи­рать зем­ное уст­ро­е­ние как не­со­вер­шен­ные ко­пии не­дос­ти­жи­мо­го иде­а­ла. От­сю­да и осо­бое проч­те­ние твор­че­ст­ва как ис­ку­с­ства сок­ру­ше­ния не­со­вер­шенств.

На краю Ой­ку­ме­ны

Кор­ни мо­би­ли­за­ци­он­нос­ти как фе­но­ме­на мо­гут быть раз­лич­ны­ми, так же раз­ли­ча­ют­ся и об­ли­ки раз­ви­тия, но мы спо­соб­ны от­ли­чать ци­ви­ли­за­ции по ро­до­вым мет­кам их ди­на­ми­чес­ких, со­ци­аль­ных про­из­вод­ных. Идея гло­баль­но­го Ри­ма – пре­тен­зия на все­мир­ное обуст­рой­ство, унас­ле­до­ван­ная от Ри­ма Пер­во­го и Вто­ро­го, – ока­за­лась не­о­бы­чай­но близ­кой на­ро­ду-пер­воп­ро­ход­цу, оби­та­те­лю «тем­ных зе­мель». И не по­ки­да­ла с тех пор его мя­ту­щу­ю­ся ду­шу.

В сущ­нос­ти, на про­тя­же­нии не­ко­то­ро­го пе­ри­о­да на пла­не­те сос­тя­за­лись две вет­ви ци­ви­ли­за­ции, не­су­щей в сво­ем ес­те­ст­ве ди­на­ми­чес­кую про­из­вод­ную.

Это ев­ро­пейс­кая ци­ви­ли­за­ция, ко­то­рая, по­ми­мо анг­ло­сак­со­нс­кой им­пе­рии, «где не за­хо­ди­ло солн­це», про­из­ве­ла на свет собствен­ную вер­сию все­ле­нс­ко­го ми­ра – эпо­ху Но­во­го вре­ме­ни, по­ро­див по­пут­но энер­гич­ное со­об­ще­ст­во «объ­е­ди­нен­ных го­су­дарств» («шта­тов»), выст­ро­ив­ших под сенью «гра­да на хол­ме» фун­да­мент и са­мо зда­ние гло­ба­ли­за­ции.

И не столь внят­ные, син­ко­пи­ро­ван­ные, од­на­ко не ме­нее дерз­но­вен­ные, фу­ту­рис­тич­ные эс­ки­зы Ру­си-Рос­сии, ко­то­рая воп­ло­ща­ла ге­ог­ра­фи­чес­кую/иде­о­ло­ги­чес­кую раз­вед­ку бо­ем, гре­зя все­мир­ны­ми и над­мир­ны­ми ми­ра­жа­ми. Не слиш­ком от­да­ля­ясь при этом от ма­те­ри­нс­ких (кон­ти­нен­таль­ных) прост­ранств, хо­тя и про­ду­ци­руя фраг­мен­ты тран­сгра­нич­ной, пла­не­тар­ной, уни­вер­саль­ной экс­пан­сии. Пе­ре­ме­ща­лись на­ро­ды, со­е­ди­ня­лись ок­ра­и­ны, у-кра­и­ны, пре­де­лы: пра­вос­лав­ные ка­зачьи за­по­ро­жс­кие и ку­ба­нс­кие зем­ли, донс­кие и терс­кие ста­ни­цы. Это так­же дух и быт пе­ре­се­лен­цев и по­се­лен­цев Ура­ла и По­морья, эн­ту­зи­ас­тов Бе­ло­водья и со­рат­ни­ков Ер­ма­ка, яиц­ких, амурс­ких, даль­не­вос­точ­ных пер­воп­ро­ход­цев, шаг за ша­гом разд­ви­гав­ших прост­ра­н­ство поз­нан­ной Ой­ку­ме­ны, за­се­ляв­ших и обуст­ра­и­вав­ших реч­ные, степ­ные, гор­ные ру­бе­жи. И еще ушед­шие от ми­ра, скрыв­ши­е­ся в не­из­ве­дан­ных до по­ры «кро­меш­ных» зем­лях мо­на­хи и ста­ро­об­ряд­цы… Каж­дый раз по-сво­е­му они ук­руп­ня­ли, тво­ри­ли очер­та­ния стра­ны под стать про­пор­ци­ям и сме­ща­е­мым гра­ни­цам мя­ту­ще­го­ся ду­ха.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS