Печать

Еще один византийский урок
Анатолий Степанов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 110

Анатолий Дмитриевич Степанов – историк, главный редактор портала «Русская народная линия»

{div width:385|float:left}{module 1_Giovanni_il_terribile1}{/div}В пос­лед­нее вре­мя глав­ным об­ра­зом в свя­зи с вы­хо­дом прек­рас­но­го филь­ма ар­хи­ма­нд­ри­та Ти­хо­на (Шев­ку­но­ва) «Ви­зан­тийс­кий урок», ка­за­лось бы, дав­но за­бы­тая те­ма ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия сно­ва ока­за­лась в цент­ре об­ще­ст­вен­но­го вни­ма­ния. Хо­тя на са­мом де­ле те­ма эта на зад­вор­ках на­ци­о­наль­но­го соз­на­ния бы­ла, по­жа­луй, толь­ко в со­ве­тс­кое вре­мя, а в эпо­ху Мос­ко­вс­ко­го царства и им­пе­ра­то­рс­кой Рос­сии рус­ская мысль к этой те­ме пос­то­ян­но об­ра­ща­лась.

Са­мые ост­рые пе­ре­жи­ва­ния в свя­зи с па­де­ни­ем Вто­ро­го Ри­ма рус­ские ис­пы­ты­ва­ли, ко­неч­но, в кон­це XV ве­ка, пос­коль­ку крах Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии сов­пал по вре­ме­ни с об­щи­ми ожи­да­ни­я­ми кон­ца све­та – в 1492 го­ду по рас­че­там ис­пол­ни­лось 7 ты­сяч лет от сот­во­ре­ния ми­ра и сог­лас­но мно­гим про­ро­че­ст­вам в этом го­ду дол­жен был слу­чить­ся Апо­ка­лип­сис. Па­де­ние Конс­тан­ти­но­по­ля в 1453 го­ду, бе­зус­лов­но, толь­ко уси­ли­ло эс­ха­то­ло­ги­чес­кие наст­ро­е­ния.

В XVI ве­ке по­бе­да над ересью жи­до­в­ству­ю­щих, пол­ное объ­е­ди­не­ние рус­ских зе­мель вок­руг Моск­вы, по­бе­да над ос­кол­ка­ми Зо­ло­той Ор­ды – Ка­за­нс­ким, Аст­ра­ха­нс­ким и Си­би­рс­ким ханства­ми, вен­ча­ние на царство ве­ли­ко­го кня­зя мос­ко­вс­ко­го Ива­на IV Гроз­но­го и уч­реж­де­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва на Ру­си – все это при­ве­ло к ут­ве­рж­де­нию в на­ци­о­наль­ном соз­на­нии предс­тав­ле­ния о Треть­ем Ри­ме, о пре­ем­стве Моск­вы от Конс­тан­ти­но­по­ля.

В XVI веке победа над ересью жидовствующих, объединение русских
земель вокруг Москвы, победа над осколками Золотой Орды, венчание
на царство Ивана IV Грозного и учреждение патриаршества на Руси –
все это привело к утверждению в национальном сознании представления
о Третьем Риме, о преемстве Москвы от Константинополя.

Как толь­ко бы­ли пре­о­до­ле­ны пос­ле­д­ствия Смут­но­го вре­ме­ни, те­ма конс­тан­ти­но­польс­ко­го нас­ле­д­ства вновь ста­ла до­ми­ни­ро­вать в по­ли­ти­ке Моск­вы – и при Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че, и при Фе­до­ре Алек­се­еви­че, и в го­ды ре­ге­н­т­ства Софьи Алек­се­ев­ны, и в пер­вое вре­мя прав­ле­ния Пет­ра Алек­се­еви­ча. За­тем Петр I раз­вер­нул по­ли­ти­ку Ру­си в се­вер­ном нап­рав­ле­нии, но суть ее ос­та­лась той же. В 1721 го­ду при под­не­се­нии ему Се­на­том и Си­но­дом ти­ту­ла им­пе­ра­то­ра и зва­ния Ве­ли­кий Петр Алек­се­евич счел не­об­хо­ди­мым под­че­рк­нуть, что его ре­фор­мы бы­ли нап­рав­ле­ны на то, что­бы «с на­ми не ста­ло как с им­пе­ри­ей Гре­чес­кой». Эти сло­ва мож­но по­нять не толь­ко как объ­яс­не­ние су­ти тех ре­форм и действий, ко­то­рые про­во­дил ве­ли­кий рус­ский го­су­дарь-пре­об­ра­зо­ва­тель (а от­но­ше­ние к пет­ров­ским ре­фор­мам бы­ло и ос­та­ет­ся про­ти­во­ре­чи­вым), но и как на­ро­чи­тое сви­де­тель­ство ге­о­по­ли­ти­чес­ко­го пре­ем­ства от Конс­тан­ти­но­по­ля.

Рус­ско-ту­рец­кие вой­ны и «Гре­чес­кий про­ект» Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой, под­де­рж­ка борь­бы гре­ков за не­за­ви­си­мость Алек­са­нд­ром I, рус­ско-ту­рец­кая вой­на Алек­са­нд­ра II, ед­ва не за­кон­чив­ша­я­ся взя­ти­ем Конс­тан­ти­но­по­ля, и, на­ко­нец, про­ект рус­ских ус­ло­вий мир­но­го до­го­во­ра пос­ле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, вклю­чав­ший пе­ре­да­чу Конс­тан­ти­но­по­ля Рос­сии, – сви­де­тель­ства то­го, что с кон­ца XVII до на­ча­ла XX ве­ка те­ма ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия бы­ла в цент­ре рос­сийс­кой по­ли­ти­ки. Бо­лее то­го, в XIX ве­ке эта те­ма ста­ла пред­ме­том ак­тив­ной реф­лек­сии в рус­ской ис­то­ри­о­со­фии: Алек­сей Хо­мя­ков, Ни­ко­лай Да­ни­ле­вс­кий, Вла­ди­мир Со­ловь­ев, Конс­тан­тин Ле­онть­ев и дру­гие рус­ские мыс­ли­те­ли мно­го пи­са­ли об этом. Од­нов­ре­мен­но в кон­це XIX – на­ча­ле ХХ ве­ка бы­ли из­да­ны фун­да­мен­таль­ные тру­ды и по ис­то­рии Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии.

Од­на­ко в се­год­няш­ней дис­кус­сии на те­му ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия ак­цен­ты рас­став­ле­ны ина­че. На пер­вый план выш­ла те­ма ро­ли За­па­да в ги­бе­ли Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, разг­раб­ле­ния крес­то­нос­ца­ми бо­гатств им­пе­рии, что и ста­ло ос­но­вой «чу­да за­пад­но­го ка­пи­та­лиз­ма», обост­ри­ло конф­ликт Вос­точ­ной пра­вос­лав­ной и За­пад­ной ци­ви­ли­за­ций. По­нят­но, что та­кая пос­та­нов­ка проб­ле­мы се­год­ня пре­дель­но ак­ту­аль­на. В этом смыс­ле фильм ар­хи­ма­нд­ри­та Ти­хо­на (Шев­ку­но­ва) наз­ван очень точ­но – «Ви­зан­тийс­кий урок». Имен­но так! Мы долж­ны изв­лечь для се­бя уро­ки из па­де­ния Конс­тан­ти­но­по­ля, что­бы, по сло­ву Пет­ра Ве­ли­ко­го, «с на­ми не ста­ло как с им­пе­ри­ей Гре­чес­кой».

Од­на­ко се­год­ня на­ци­о­наль­ное соз­на­ние стал­ки­ва­ет­ся с дву­мя серь­ез­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо по­нять и вер­но оце­нить. С од­ной сто­ро­ны, не­ко­то­рые ин­тел­лек­ту­а­лы, пи­са­те­ли и пуб­ли­цис­ты, в том чис­ле и пра­вос­лав­ные, го­во­рят о том, что нам ну­жен со­юз с хрис­ти­а­нс­ким За­па­дом для сов­ме­ст­но­го про­ти­вос­то­я­ния му­суль­ма­нс­кой уг­ро­зе. А для это­го не­об­хо­ди­мо ак­ти­ви­зи­ро­вать кон­так­ты с те­ми, ко­то­рые ре­аль­но стал­ки­ва­ют­ся с уг­ро­зой ис­ла­ми­за­ции, – с кон­сер­ва­тив­ны­ми про­тес­та­н­тски­ми кру­га­ми Ев­ро­пы, с Из­ра­и­лем и преж­де все­го с Ва­ти­ка­ном. С дру­гой сто­ро­ны, все гром­че зву­чат го­ло­са по­ли­то­ло­гов и по­ли­ти­ков, выс­ту­па­ю­щих за ин­тен­си­фи­ка­цию кон­так­тов с Ев­ро­пейс­ким со­ю­зом, что­бы об­рес­ти со­юз­ни­ка в борь­бе про­тив экс­пан­сии США и Ки­тая, стре­мя­щих­ся с раз­ных сто­рон по­лу­чить конт­роль над рос­сийс­ки­ми ре­сур­са­ми. А для это­го опять же на­до ак­ти­ви­зи­ро­вать свя­зи с Ва­ти­ка­ном, без ко­то­ро­го со­юз Рос­сии с Ев­ро­пой не сос­то­ит­ся.

Обе эти идеи яв­ля­ют­ся нас­то­я­щи­ми ис­ку­ше­ни­я­ми, пос­коль­ку пред­ла­га­ют внеш­не ло­гич­ное, но по су­ти не­вер­ное и опас­ное ре­ше­ние ре­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щих проб­лем – уг­ро­зы со сто­ро­ны во­ин­ству­ю­ще­го ис­ла­миз­ма и про­ти­вос­то­я­ния с глав­ны­ми цент­ра­ми си­лы в ми­ре. Не­вер­ное и опас­ное, по­то­му что, как учит нас ис­то­рия, со­юз с Ва­ти­ка­ном Рос­сию ни­ког­да до доб­ра не до­во­дил. И се­год­ня пред­ло­же­ние нас­ту­пить на те же граб­ли вряд ли при­ве­дет к ино­му ре­зуль­та­ту.


 

{div width:385|float:left}{module 4_procession-of-the-oldest-king-benozzo-gozzoli}{/div}В этом смыс­ле нам сто­ит осо­бен­но вни­ма­тель­но прис­мот­реть­ся к со­бы­ти­ям ка­ну­на па­де­ния Конс­тан­ти­но­по­ля и изв­лечь еще один по­лез­ный и не­об­хо­ди­мый «ви­зан­тийс­кий урок».

Светс­кая и цер­ков­ная влас­ти Вто­ро­го Ри­ма в кон­це XIV – на­ча­ле XV ве­ка, пред­ви­дя па­де­ние Конс­тан­ти­но­по­ля под на­тис­ком ту­рок, то­же пы­та­лись по­лу­чить под­де­рж­ку хрис­ти­а­нс­ких го­су­дарств За­пад­ной Ев­ро­пы для от­ра­же­ния му­суль­ма­нс­кой уг­ро­зы. Осо­бую ак­тив­ность в этом нап­рав­ле­нии про­яв­лял пред­пос­лед­ний ви­зан­тийс­кий им­пе­ра­тор Ио­анн VIII Па­ле­о­лог. В свою оче­редь Ва­ти­кан, по­ни­мая кри­ти­чес­кое по­ло­же­ние Ви­зан­тии, хо­тел, вос­поль­зо­вав­шись слож­ным по­ло­же­ни­ем брать­ев по ве­ре, под­чи­нить пра­вос­лав­ных римс­ко­му па­пе и на­вя­зать им в ка­че­ст­ве нор­мы все ка­то­ли­чес­кие ис­ка­же­ния хрис­ти­а­нс­ко­го ве­ро­у­че­ния. На пе­рек­ре­ст­ке этих ин­те­ре­сов в 1438 го­ду в италь­я­нс­ком го­ро­де Фер­ра­ре отк­рыл­ся гран­ди­оз­ный цер­ков­ный со­бор, ко­то­рый, по за­мыс­лу ор­га­ни­за­то­ров, дол­жен был при­вес­ти к вос­со­е­ди­не­нию Церк­вей.

Гос­подь сра­зу же явил Свое от­но­ше­ние к идее унии пра­вос­лав­ных с ка­то­ли­ка­ми, на что, впро­чем, со­бо­ря­не, ув­ле­чен­ные по­ис­ком по­ли­ти­чес­ких вы­год, вни­ма­ния не об­ра­ти­ли. В Фер­ра­ре вспых­ну­ла эпи­де­мия чу­мы, но со­бор не прек­ра­тил за­се­да­ний, а пе­ре­ехал во Фло­рен­цию, где про­дол­жал­ся в 1439–1442 го­дах. В на­ча­ле ра­бо­ты со­бо­ра во Фло­рен­ции умер конс­тан­ти­но­польс­кий пат­ри­арх Ио­сиф II, но и этот Бо­жий знак не ос­та­но­вил участ­ни­ков со­бо­ра. Нап­ро­тив, смерть од­но­го из глав­ных действу­ю­щих лиц со­бо­ра толь­ко ус­ко­ри­ла под­пи­са­ние унии.

В начале работы собора во Флоренции умер константинопольский
патриарх Иосиф II, но и этот Божий знак не остановил участников
собора. Напротив, смерть одного из главных действующих лиц собора
только ускорила подписание унии.

В ито­го­вом до­ку­мен­те Фло­рен­тийс­кой унии 1439 го­да пра­вос­лав­ные участ­ни­ки со­бо­ра приз­на­ли все дог­ма­ти­чес­кие но­вов­ве­де­ния ла­ти­нян. И толь­ко один участ­ник со­бо­ра – епис­коп Марк Эфес­ский, – нес­мот­ря на ко­лос­саль­ное дав­ле­ние, от­ка­зал­ся под­пи­сы­вать до­ку­мент (да еще предс­та­ви­те­ли Гру­зии и Аб­ха­зии, уви­дев, к че­му идет де­ло, прос­то сбе­жа­ли с со­бо­ра). Пер­вым под­пи­сал унию ви­зан­тийс­кий им­пе­ра­тор Ио­анн VIII Па­ле­о­лог.

Сре­ди ак­тив­ных участ­ни­ков со­бо­ра был и рус­ский мит­ро­по­лит – грек Иси­дор, лич­ность весь­ма при­ме­ча­тель­ная. Ис­то­ри­ки ха­рак­те­ри­зу­ют его как од­но­го из са­мых об­ра­зо­ван­ных и са­мых по­ли­ти­зи­ро­ван­ных лю­дей то­го вре­ме­ни, ак­тив­но­го участ­ни­ка по­ли­ти­чес­кой борь­бы в Конс­тан­ти­но­по­ле. И этот че­ло­век, не­за­дол­го до то­го воз­ве­ден­ный на мос­ко­вс­кую ка­фед­ру – как по­ла­га­ют, спе­ци­аль­но, что­бы он мог при­нять учас­тие в со­бо­ре, – стал од­ним из са­мых ак­тив­ных про­па­ган­дис­тов унии с ка­то­ли­ка­ми. При­е­хав в Моск­ву, он су­мел убе­дить ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча в не­об­хо­ди­мос­ти со­бо­ра, как сей­час при­ня­то вы­ра­жать­ся, «для сви­де­тель­ства ка­то­ли­кам о пра­вос­ла­вии», для возв­ра­ще­ния ла­ти­нян в пра­вос­ла­вие. Ве­ли­кий князь снаб­дил мит­ро­по­ли­та Иси­до­ра день­га­ми, и тот во гла­ве де­ле­га­ции отп­ра­вил­ся в Ита­лию. Од­на­ко на со­бо­ре мит­ро­по­лит Иси­дор про­во­дил сов­сем иную ли­нию, и за усер­дие пос­ле под­пи­са­ния унии был воз­ве­ден па­пой Ев­ге­ни­ем IV в кар­ди­на­лы.

Для нас важ­но пос­мот­реть, как действо­вал пос­ле это­го гла­ва Рус­ско­го го­су­да­р­ства и как раз­ви­ва­лись со­бы­тия да­лее. В мар­те 1441 го­да мит­ро­по­лит Иси­дор при­был в Моск­ву и вру­чил Ва­си­лию Ва­силь­е­ви­чу пос­ла­ние па­пы Ев­ге­ния IV, ко­то­рый уже на­чал хо­зяй­ни­чать в пра­вос­лав­ном ми­ре, про­ся мос­ко­вс­ко­го ве­ли­ко­го кня­зя по­мо­гать сво­е­му кар­ди­на­лу в со­е­ди­не­нии Рус­ской церк­ви с Ва­ти­ка­ном. Во вре­мя ар­хи­е­рейс­ко­го бо­гос­лу­же­ния в Ус­пе­нс­ком со­бо­ре кар­ди­нал-мит­ро­по­лит по­мя­нул сна­ча­ла римс­ко­го па­пу Ев­ге­ния, а по­том уже конс­тан­ти­но­польс­ко­го, алек­са­нд­рийс­ко­го, ан­ти­о­хийс­ко­го и ие­ру­са­ли­мс­ко­го пат­ри­ар­хов. За­тем он про­чи­тал с ам­во­на оп­ре­де­ле­ние Фер­ра­ро-Фло­рен­тийс­ко­го со­бо­ра. Уже че­рез три дня по при­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя мит­ро­по­лит Иси­дор был взят под стра­жу и зак­лю­чен в Чу­дов мо­нас­тырь. За­тем на со­бо­ре Рус­ской церк­ви Иси­дор, от­ка­зав­ший­ся по­ка­ять­ся и от­речь­ся от унии, был осуж­ден. Пол­го­да про­вел он в зак­лю­че­нии, а по­том (воз­мож­но, с ве­до­ма Ва­си­лия II) бе­жал в Тверь. В кон­це 1445 го­да мит­ро­по­лит-кар­ди­нал при­был в Рим.

А на рус­ский мит­ро­по­ли­чий прес­тол со­бо­ром рус­ских ар­хи­е­ре­ев при под­де­рж­ке гла­вы Рус­ско­го го­су­да­р­ства был воз­ве­ден свя­ти­тель Ио­на. Так по­пыт­ка отс­туп­ни­че­ст­ва при­ве­ла к тор­же­ст­ву пра­вос­ла­вия на Ру­си, Рус­ская цер­ковь фак­ти­чес­ки ста­ла ав­то­ке­фаль­ной, а власть светс­кая и цер­ков­ная нап­ра­ви­ли свои уси­лия к де­лу объ­е­ди­не­ния Свя­той Ру­си, ко­то­рой предс­то­я­ло стать Треть­им Ри­мом.

Пе­ред на­ми две мо­де­ли по­ве­де­ния го­су­да­р­ствен­ной влас­ти. Им­пе­ра­тор Ви­зан­тии действо­вал по­ли­ти­чес­ки­ми ме­то­да­ми, ус­ту­пал в прин­ци­пи­аль­ных воп­ро­сах ве­ро­у­че­ния ра­ди по­ли­ти­чес­ких вы­год. И уже при сво­ей жиз­ни он был об­ре­чен уви­деть тще­ту сво­их уси­лий. Хо­тя римс­кий па­па Ев­ге­ний и приз­вал ры­ца­рей к крес­то­во­му по­хо­ду, но войс­ко крес­то­нос­цев соб­ра­лось не­боль­шое, в ре­зуль­та­те оно бы­ло разг­ром­ле­но тур­ка­ми. А ве­не­ци­ан­цы и ге­ну­эз­цы и вов­се отк­ро­вен­но пре­да­ли брать­ев по ве­ре ра­ди бу­ду­щих тор­го­вых вы­год. Сам им­пе­ра­тор Ио­анн VIII был же­нат триж­ды, но де­тей не имел, и пос­ле его смер­ти прес­тол унас­ле­до­вал его брат Конс­тан­тин, ко­то­ро­му бы­ло суж­де­но по­гиб­нуть на бас­ти­о­нах Вто­ро­го Ри­ма.

Гла­ва вос­хо­дя­ще­го Треть­е­го Ри­ма, нап­ро­тив, ра­ди за­щи­ты чис­то­ты ве­ро­у­че­ния был го­тов ид­ти на обост­ре­ние от­но­ше­ний с силь­ны­ми ми­ра се­го – и с им­пе­ра­то­ром, и с конс­тан­ти­но­польс­ким пат­ри­ар­хом. И в сво­ем сто­я­нии за ве­ру ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ва­силь­е­вич был оп­рав­дан. Нес­мот­ря на тя­же­лей­шие ус­ло­вия сво­е­го кня­же­ния (боль­шая часть ко­то­ро­го вы­па­ла на ожес­то­чен­ную борь­бу за власть, в хо­де ко­то­рой он был пле­нен сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми и ос­леп­лен, из-за че­го и по­лу­чил проз­ва­ние Тем­ный), Ва­си­лий Ва­силь­е­вич сох­ра­нил власть и пе­ре­дал ее сво­е­му сы­ну Ива­ну III. А уже но­вый го­су­дарь пос­та­вил точ­ку в за­ви­си­мос­ти Ру­си от Ор­ды и прак­ти­чес­ки за­вер­шил объ­е­ди­не­ние вок­руг Моск­вы рус­ских зе­мель.


 

{div width:385|float:left}{module 6_EugeneIV}{/div}Впро­чем, Ва­си­лий II лишь про­дол­жил за­ло­жен­ную его пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми ли­нию от­но­ше­ния рус­ской влас­ти к ла­ти­ня­нам. Сог­лас­но ле­то­пис­но­му сви­де­тель­ству, свя­той рав­но­а­пос­толь­ный Вла­ди­мир Крес­ти­тель не за­хо­тел при­нять кре­ще­ние от римс­ких пре­ла­тов, пред­поч­тя гре­ков. А свя­той бла­го­вер­ный Алек­сандр Невс­кий от­верг пред­ло­же­ние папс­ких пос­лан­ни­ков при­нять ко­ро­ну от римс­ко­го па­пы и под­де­рж­ку в борь­бе с та­та­ра­ми в об­мен на при­ня­тие ка­то­ли­циз­ма. Столь же твер­дым в ох­ра­не­нии пра­вос­лав­ной ве­ры впос­ле­д­ствии был и пер­вый рус­ский царь Иван IV Гроз­ный, чуть не по­бив­ший и выг­нав­ший из стра­ны папс­ко­го пос­лан­ца – ие­зу­и­та Ан­то­нио Пос­се­ви­на.

В им­пе­ра­то­рс­кую эпо­ху от­но­ше­ние к ка­то­ли­кам со сто­ро­ны рус­ской го­су­да­р­ствен­ной влас­ти ста­ло бо­лее мяг­ким, что бы­ло свя­за­но с прив­ле­че­ни­ем на го­су­да­р­ствен­ную служ­бу иност­ран­цев, в ос­нов­ном инос­лав­ных. Предп­ри­ни­ма­лись да­же по­пыт­ки зак­лю­чить кон­кор­дат с Ва­ти­ка­ном – в эту аван­тю­ру стре­ми­лись зав­лечь и Пет­ра Ве­ли­ко­го, но не по­лу­чи­лось. А вот «ры­царь на тро­не», им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I, не ус­то­ял пе­ред ис­ку­ше­ни­ем ус­та­нов­ле­ния «осо­бых от­но­ше­ний с Ри­мом». Пос­ле то­го как в 1839 го­ду уни­а­ты бы­ли при­со­е­ди­не­ны к Пра­вос­лав­ной церк­ви, Ва­ти­кан ор­га­ни­зо­вал мощ­ное дав­ле­ние на Рос­сию: па­па Гри­го­рий XVI пос­то­ян­но выс­ту­пал с фи­лип­пи­ка­ми в ад­рес Рос­сии, епис­ко­пс­кие ка­фед­ры ос­та­ва­лись ва­ка­нт­ны­ми, пос­коль­ку па­па не ут­ве­рж­дал кан­ди­да­тов. В ито­ге им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич не вы­дер­жал дав­ле­ния и в де­каб­ре 1845 го­да на­нес ви­зит в Ва­ти­кан, а на сле­ду­ю­щий год пос­лал де­ле­га­цию под ру­ко­во­д­ством гра­фа Дмит­рия Блу­до­ва, ре­зуль­та­том де­я­тель­нос­ти ко­то­рой и стал кон­кор­дат 1847 го­да. По его ус­ло­ви­ям уч­реж­да­лась но­вая римс­ко-ка­то­ли­чес­кая епар­хия в Хер­со­не. За пон­ти­фи­ком приз­на­ва­лось пра­во осо­бой бул­лой оп­ре­де­лять пре­де­лы епар­хий – ра­нее это счи­та­лось не­отъ­ем­ле­мым пра­вом рус­ских го­су­да­рей. Им­пе­ра­тор от­ны­не не мог до ут­ве­рж­де­ния па­пы наз­на­чать ка­то­ли­чес­ких епис­ко­пов – преж­де изб­ра­ние все­це­ло за­ви­се­ло от рус­ско­го пра­ви­тель­ства, ко­то­рое пре­дос­тав­ля­ло па­пе лишь пра­во пос­вя­ще­ния ука­зан­но­го ли­ца. Кон­кор­дат со­дер­жал и дру­гие ус­туп­ки, су­ще­ст­вен­но рас­ши­ряв­шие пра­ва Ва­ти­ка­на на тер­ри­то­рии Рос­сии. По не­ко­то­рым пунк­там Рос­сия пош­ла да­же даль­ше австрийс­ко­го, фран­цу­зс­ко­го и прус­ско­го кон­кор­да­тов.

Среди активных участников собора был и русский митрополит – грек Исидор.
На соборе митрополит Исидор вопреки воле великого князя Московского
выступал одним из самых активных сторонников унии с католиками и за свое
усердие был возведен папой Евгением IV в кардиналы.

Чем все это за­вер­ши­лось – хо­ро­шо из­ве­ст­но. Про­тив спас­ше­го Ев­ро­пу от ре­во­лю­ции в 1848 го­ду рус­ско­го ца­ря бы­ла раз­вя­за­на сна­ча­ла ин­фор­ма­ци­он­ная, а за­тем и впол­не ре­аль­ная вой­на. По­нят­но, что без бла­гос­ло­ве­ния римс­ко­го прес­то­ла это про­и­зой­ти не мог­ло.

В кон­це кон­цов, в 1866 го­ду кон­кор­дат был от­ме­нен. Од­на­ко в 1882 го­ду бы­ли под­пи­са­ны не­ко­то­рые сог­ла­ше­ния, вос­ста­нав­ли­вав­шие от­дель­ные его по­ло­же­ния. А в 1894 го­ду, за 3 ме­ся­ца до смер­ти им­пе­ра­то­ра Алек­са­нд­ра III, ста­ра­ни­я­ми ми­ни­ст­ра-ре­зи­ден­та в Ва­ти­ка­не Алек­са­нд­ра Из­вольс­ко­го при папс­ком дво­ре бы­ла отк­ры­та рус­ская мис­сия.

Ха­рак­тер­но, кста­ти, что со­ве­тс­кие ли­де­ры, ко­то­рые пы­та­лись улуч­шить от­но­ше­ния с Ва­ти­ка­ном – Ни­ки­та Хру­щев и Ми­ха­ил Гор­ба­чев, – вско­ре ли­ша­лись влас­ти, от­тес­ня­лись от влас­ти сво­и­ми кон­ку­рен­та­ми. Сло­вом, друж­ба с Ва­ти­ка­ном во все вре­ме­на для влас­ти за­кан­чи­ва­лась весь­ма пла­чев­но.

В сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях, к со­жа­ле­нию, и в сре­де ду­хо­ве­н­ства Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви по­я­ви­лись лю­ди, ак­тив­но ра­ту­ю­щие за со­юз с ка­то­ли­ка­ми. Эти иси­до­ры на­ше­го вре­ме­ни мо­гут соз­дать для влас­ти серь­ез­ные проб­ле­мы.

По­э­то­му край­не важ­но се­год­ня на­шей влас­ти ус­во­ить урок ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия II Тем­но­го: в ин­те­ре­сах са­мо­сох­ра­не­ния власть не долж­на ос­та­нав­ли­вать­ся пе­ред тем, что­бы си­лой ос­та­нав­ли­вать по­пыт­ки зак­лю­че­ния унии.

Ны­неш­ние иси­до­ры этот урок уже ус­во­и­ли. Они по­ни­ма­ют, что един­ствен­ной си­лой, ко­то­рая мо­жет по­ме­шать им ре­а­ли­зо­вать уни­а­тс­кую прог­рам­му, яв­ля­ет­ся го­су­да­р­ство. По­э­то­му од­нов­ре­мен­но с фи­ло­ка­то­ли­чес­кой про­па­ган­дой они пы­та­ют­ся диск­ре­ди­ти­ро­вать идею со­ю­за Церк­ви и го­су­да­р­ства, про­по­ве­дуя, что светс­кая власть во все вре­ме­на предс­тав­ля­ла и предс­тав­ля­ет сей­час уг­ро­зу для Церк­ви. Осо­бен­но ак­тив­но эти идеи про­па­ган­ди­ру­ют­ся в пе­тер­бу­р­гском цер­ков­ном жур­на­ле «Во­да жи­вая». Так, нап­ри­мер, фак­ти­чес­кий ру­ко­во­ди­тель жур­на­ла – пред­се­да­тель Из­да­тельс­ко­го от­де­ла Санкт-Пе­тер­бу­р­гской епар­хии про­то­и­е­рей Алек­сандр Со­ро­кин – в сво­ем выс­туп­ле­нии на круг­лом сто­ле «Уро­ки Ок­тяб­ря» (пос­вя­щен­ном 90-ле­тию ре­во­лю­ции 1917 го­да) за­я­вил бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Умест­но тут вспом­нить мет­кое за­ме­ча­ние Ни­ко­лая Бер­дя­е­ва о том, как меч­та о Треть­ем Ри­ме обер­ну­лась ре­аль­ностью Треть­е­го Ин­тер­на­ци­о­на­ла. Хо­тя уже са­ма по се­бе пра­вос­лав­ная меч­та о Треть­ем Ри­ме бы­ла по­роч­на и гу­би­тель­на, ибо то бы­ла меч­та о нес­бы­точ­ной сим­фо­нии Церк­ви и го­су­да­р­ства. Имен­но она сгу­би­ла оба пер­вых Ри­ма, из ко­то­рых, прав­да, пер­вый быст­ро воз­ро­дил­ся и су­ще­ст­ву­ет до­ны­не, от­ка­зав­шись от этой по­роч­ной идеи и до­ка­зав, что он есть Рим пер­вый и пос­лед­ний (“веч­ный го­род”). Уже са­ма эта меч­та о Треть­ем Ри­ме го­во­ри­ла о по­ро­ке, вкрав­шем­ся в пра­вос­лав­ное соз­на­ние еще во вре­ме­на сред­не­ве­ко­вой Ру­си».


 

Вот так – ни боль­ше ни мень­ше! Ока­зы­ва­ет­ся, не впа­де­ние в ересь («два Ри­ма в ере­сях па­до­ша», пи­сал ста­рец Фи­ло­фей, обос­но­вы­вая идею Треть­е­го Ри­ма), но стрем­ле­ние пост­ро­ить сим­фо­ни­чес­кие от­но­ше­ния меж­ду Цер­ковью и го­су­да­р­ством сгу­би­ли два пер­вых Ри­ма! А идея сим­фо­нии во­об­ще нес­бы­точ­на и по­роч­на! Стран­но, что отец про­то­и­е­рей не пред­ло­жил де­ка­но­ни­зи­ро­вать свя­то­го им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на, ав­то­ра зна­ме­ни­той шес­той но­вел­лы, про­во­зг­ла­шав­шей прин­цип сим­фо­нии влас­тей. Ну и не­у­ди­ви­тель­но, что иде­а­лом цер­ков­но-го­су­да­р­ствен­ных от­но­ше­ний пе­тер­бу­р­гский свя­щен­ник про­во­зг­ла­ша­ет «веч­ный го­род», Ва­ти­кан, но ни­как не Тре­тий Рим.

Ко­неч­но, про­то­и­е­рей Алек­сандр Со­ро­кин вы­ра­жа­ет свою лич­ную по­зи­цию, а не цер­ков­ную и да­же не по­зи­цию епар­хии. Цер­ков­ный взгляд на проб­ле­му цер­ков­но-го­су­да­р­ствен­ных от­но­ше­ний про­де­мо­н­стри­ро­вал Свя­тей­ший пат­ри­арх Ки­рилл, ко­то­рый во вре­мя не­дав­не­го по­ли­ти­чес­ко­го кри­зи­са од­ноз­нач­но под­дер­жал уси­лия влас­ти по сох­ра­не­нию по­ряд­ка. Од­на­ко у от­ца Алек­са­нд­ра есть еди­но­мыш­лен­ни­ки в Церк­ви, за­ни­ма­ю­щие, как и он, за­мет­ные долж­нос­ти в цер­ков­ной бю­рок­ра­тии.

 

После низложения Исидора на русский митрополичий престол был возведен
святитель Иона. Так попытка отступничества привела к торжеству православия
на Руси, а Русская церковь фактически стала автокефальной.

Впро­чем, Гос­подь да­ет нам и обод­ря­ю­щие зна­ки – мно­гие пра­вос­лав­ные уви­де­ли действие Про­мыс­ла Бо­жия в том, что Свя­тей­ший пат­ри­арх Ки­рилл был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший прес­тол имен­но в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Мар­ка Эфес­ско­го. Сам Свя­тей­ший пат­ри­арх в сво­ей инт­ро­ни­за­ци­он­ной ре­чи осо­бо под­че­рк­нул сей факт, за­я­вив: «Пат­ри­арх – хра­ни­тель внут­рен­не­го един­ства Церк­ви и вмес­те с соб­рать­я­ми по епис­ко­па­ту блюс­ти­тель чис­то­ты ве­ры. Восп­ри­ни­маю как осо­бый знак Бо­жий то, что пат­ри­ар­шая инт­ро­ни­за­ция со­вер­ша­ет­ся се­год­ня, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Мар­ка Ефес­ско­го – дерз­но­вен­но­го за­щит­ни­ка и по­бор­ни­ка пра­вос­лав­ной ве­ры. За­да­ча пат­ри­ар­ха – не до­пус­кать пе­ре­рас­та­ния раз­но­мыс­лий, ко­то­рым по сло­ву апос­то­ла “над­ле­жит быть” (1 Кор. 11: 19), в рас­ко­лы, нест­ро­е­ния и лже­у­че­ния».