Печать


Нидерландская школа. Император Ираклий убивает персидского шаха Хосрова. 1460–1480

Византизм или евразийство?
Станислав Хатунцев

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 118

Станислав Витальевич Хатунцев – кандидат исторических наук, автор работ по истории, философии и геополитике, в том числе монографии «Константин Леонтьев: интеллектуальная биография (1850–1874 гг.)»

Куль­тур­но-ис­то­ри­чес­кая суть Ви­зан­тии

Мож­но ска­зать, что в ка­че­ст­ве осо­бой стра­ны Ви­зан­тия офор­ми­лась в 395 го­ду на­ше эры бла­го­да­ря окон­ча­тель­но­му раз­де­лу еди­ной Римс­кой им­пе­рии на за­пад­ную и вос­точ­ную час­ти пос­ле смер­ти пос­лед­не­го из ве­ли­ких им­пе­ра­то­ров-«мо­ги­кан» на ее прес­то­ле – Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го. Бла­го­да­ря пре­об­ла­да­нию в Ви­зан­тии гре­чес­ко­го куль­тур­но­го эле­мен­та – гре­чес­ко­го язы­ка, эл­ли­ни­зи­ро­ван­но­го на­се­ле­ния и т.д. – в Ки­евс­кой Ру­си ее, как пра­ви­ло, на­зы­ва­ли Гре­чес­ким царством, а ев­ро­пей­цы име­но­ва­ли дер­жа­ву ке­са­рей Им­пе­ри­ей гре­ков. Са­ми же ви­зан­тий­цы на­зы­ва­ли се­бя рим­ля­на­ми – ро­ме­я­ми, а свою стра­ну – Римс­кой (Ро­мейс­кой) им­пе­ри­ей, или прос­то – Ро­ма­ни­ей, от­ку­да пош­ло и имя Ви­зан­тии у вос­точ­ных, преж­де все­го му­суль­ма­нс­ких, на­ро­дов – Рум. С 330 го­да сто­ли­ца Римс­кой им­пе­рии рас­по­ла­га­лась в Конс­тан­ти­но­по­ле, с на­ча­ла IV ве­ка яв­ляв­шем­ся вза­мен дрях­лев­ше­го Ри­ма круп­ней­шим и на­и­бо­лее вли­я­тель­ным цент­ром ми­ро­вой дер­жа­вы, сло­жив­шей­ся в бас­сей­не Сре­ди­зем­но­го мо­ря. Сам же Рим в этот пе­ри­од мож­но в ка­кой-то сте­пе­ни упо­до­бить Пет­рог­ра­ду пос­ле возв­ра­ще­ния боль­ше­ви­ка­ми сто­ли­цы го­су­да­р­ства в Моск­ву. В 476 го­ду, по уп­ра­зд­не­нии За­пад­ной Римс­кой им­пе­рии вар­ва­рс­ким вож­дем Одо­ак­ром, Ви­зан­тия – Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия – на мно­гие ве­ка ос­та­лась един­ствен­ной ве­ли­кой дер­жа­вой от Евф­ра­та до за­пад­но­го по­бе­режья Ев­ро­пы – Бре­та­ни, Лу­зи­та­нии и Ир­лан­дии. При этом па­де­ние Пер­во­го – «ла­ти­нс­ко­го» – Ри­ма выг­ля­де­ло как вос­ста­нов­ле­ние един­ства сре­ди­зем­но­мо­рс­кой им­пе­рии и окон­ча­тель­ное пе­ре­не­се­ние ее по­ли­ти­чес­ко­го и ду­хов­но­го цент­ра на Вос­ток, к так на­зы­ва­е­мым Чер­но­мо­рс­ким про­ли­вам – Бос­фо­ру и Дар­да­нел­лам, раз­де­ля­ю­щим ге­ог­ра­фи­чес­кие Ев­ро­пу и Азию, что дол­го под­пи­ты­ва­ло «ре­ван­ши­с­тские» наст­ро­е­ния конс­тан­ти­но­польс­ких це­за­рей, стре­мив­ших­ся вос­ста­но­вить ут­ра­чен­ную це­ло­ст­ность им­пе­рс­ко­го прост­ра­н­ства.

На­и­боль­ших ус­пе­хов на этом пу­ти – це­ною ко­лос­саль­но­го нап­ря­же­ния дер­жав­но-го­су­да­р­ствен­ных сил – дос­тиг им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан I в VI ве­ке. Ему уда­лось рас­ши­рить пре­де­лы Ви­зан­тии и на Вос­то­ке, в ос­нов­ном за счет Ар­ме­нии, се­ве­ро-за­пад­ной час­ти Ме­со­по­та­мии и не­ко­то­рых об­лас­тей Ара­вии, и на За­па­де. Там вла­де­ния ви­зан­тийс­кой ко­ро­ны не­ко­то­рое вре­мя бо­лее или ме­нее со­от­ве­т­ство­ва­ли ру­бе­жам мо­гу­ще­ст­ва Римс­кой рес­пуб­ли­ки пос­ле па­де­ния Кар­фа­ге­на в се­ре­ди­не II ве­ка до на­шей эры, вклю­чая Ита­лию, Дал­ма­цию, Ил­ли­рию, Се­вер­ную Аф­ри­ку, Юго-Вос­точ­ную Ис­па­нию, ост­ро­ва и ар­хи­пе­ла­ги За­пад­но­го Сре­ди­зем­но­морья. Жми по ссылке и скачивай мобильное приложение от 1xslot.

Ли­ния Бос­фор–Дар­да­нел­лы, за­мы­кав­шая бе­ре­га Мра­мор­но­го мо­ря, яв­ля­лась ге­о­по­ли­ти­чес­кой осью Ви­зан­тии, стерж­нем, на ко­то­рый на­ни­зы­ва­лись ее вла­де­ния. Эта ось сох­ра­ни­ла свою ос­но­во­по­ла­га­ю­щую роль и для пре­ем­ни­цы Ро­мейс­кой им­пе­рии – От­то­ма­нс­кой дер­жа­вы, и для нас­лед­ни­цы Блис­та­тель­ной Пор­ты – сов­ре­мен­ной Тур­ции, хо­тя меж­ду­на­род­ное зна­че­ние пос­лед­ней нес­рав­ни­мо мень­ше зна­че­ния ее пред­ше­ст­вен­ниц в эпо­ху от Конс­тан­ти­на Ве­ли­ко­го до Су­лей­ма­на Ве­ли­ко­леп­но­го (то есть от IV до XVI ве­ков). Но и об­ще­ми­ро­вая роль Ос­ма­нс­кой им­пе­рии в це­лом то­же су­ще­ст­вен­но скром­нее в со­пос­тав­ле­нии с Ви­зан­ти­ей. По срав­не­нию с эпо­хой ее расц­ве­та упа­ла и меж­ду­на­род­ная зна­чи­мость Про­ли­вов. По­че­му это про­и­зош­ло – бу­дет по­нят­но да­лее.

Ге­о­по­ли­ти­чес­кая ли­ния Бос­фор–Дар­да­нел­лы ста­ла фор­ми­ро­вать­ся нам­но­го рань­ше раз­ва­ла об­ще­ри­мс­кой дер­жа­вы – еще с на­ча­ла гре­чес­кой ко­ло­ни­за­ции бас­сей­на Сре­ди­зем­но­го мо­ря в VIII–VII ве­ках до на­шей эры. Тог­да вы­ход­цы из по­ли­сов прек­рас­ной Эл­ла­ды ос­но­ва­ли свои по­се­ле­ния, по­ми­мо про­чих ло­ка­ций, по Бос­фо­ру и Дар­да­нел­лам, ус­та­но­вив конт­роль над ни­ми, а так­же над по­бе­режь­ем Мра­мор­но­го мо­ря – над прост­ра­н­ства­ми, важ­ны­ми и в ге­ост­ра­те­ги­чес­ком, и в ге­о­э­ко­но­ми­чес­ком от­но­ше­ни­ях.


 


Иван Айвазовский. Вид Константинополя и Босфора. 1856

Линия Босфор–Дарданеллы, замыкавшая берега Мраморного моря, являлась
геополитической осью Византии, стержнем, на который нанизывались
ее владения. Эта ось сохранила свою основополагающую роль и для преемницы
Ромейской империи – Оттоманской державы, и для наследницы Блистательной
Порты – современной Турции.

Чуть поз­же, в VI–V ве­ках до на­шей эры, сло­жи­лась ли­ния борь­бы и ин­тен­сив­но­го вза­и­мов­ли­я­ния меж­ду вла­де­ни­я­ми иран­цев и по­ли­ти­чес­ки­ми еди­ни­ца­ми под уп­рав­ле­ни­ем сна­ча­ла «клас­си­чес­ких» гре­ков, за­тем – их нас­лед­ни­ков и нас­лед­ни­ков их нас­лед­ни­ков – ма­ке­дон­цев, эл­ли­нис­ти­чес­ких ди­нас­тий Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­морья, рим­лян, все тех же ви­зан­тий­цев. С I ве­ка до на­шей эры до вто­рой по­ло­ви­ны VII ве­ка на­шей эры – боль­ше се­ми сто­ле­тий – этот конф­ликт про­те­кал в фор­ме со­пер­ни­че­ст­ва двух ве­ли­ких дер­жав – За­па­да и Вос­то­ка, Азии и Ев­ро­пы. Пос­ле под­чи­не­ния пер­си­дс­кой им­пе­рии Са­са­ни­дов ара­ба­ми в 651 го­ду ука­зан­ный конф­ликт транс­фор­ми­ро­вал­ся в борь­бу меж­ду Ви­зан­ти­ей и му­суль­ма­нс­ки­ми на­ро­да­ми – глав­ным об­ра­зом в Ма­лой Азии и в бас­сей­не Эгейс­ко­го мо­ря. А с воз­ник­но­ве­ни­ем Ос­ма­нс­кой им­пе­рии он прев­ра­тил­ся в про­ти­вос­то­я­ние меж­ду этой но­вой дер­жа­вой, по­ли­ти­чес­кий центр тя­жес­ти ко­то­рой, как и у Ви­зан­тии, ле­жал на оси Чер­но­мо­рс­ких про­ли­вов, и пра­ви­те­ля­ми боль­ших го­су­дарств, ба­зи­ро­вав­ших­ся на Иранс­ком на­горье. Этот конф­ликт зна­чи­тель­но ос­ла­бел толь­ко к на­ча­лу ХIХ сто­ле­тия, од­на­ко и в ос­лаб­лен­ной фор­ме су­ще­ст­ву­ет он до сих пор, выс­ту­пая в ви­де со­пер­ни­че­ст­ва Тур­ции и Ис­ла­мс­кой Рес­пуб­ли­ки Иран.

Нес­мот­ря на куль­тур­ное пре­об­ла­да­ние гре­ков, эт­ни­чес­кий сос­тав на­се­ле­ния Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии на всем про­тя­же­нии ее су­ще­ст­во­ва­ния был весь­ма пест­рым. В Ви­зан­тии про­жи­ва­ли раз­лич­ные ин­до­ев­ро­пейс­кие по сво­е­му язы­ку на­ро­ды. Сре­ди них – собствен­но эл­ли­ны, сла­вя­не, го­ты, предс­та­ви­те­ли ро­ма­нс­ких и ро­ма­ни­зи­ро­ван­ных об­щин (сред­не­ве­ко­вые италь­ян­цы, дал­ма­тин­цы, да­ки). Там же оби­та­ли ар­мя­не, фра­кий­цы, ил­ли­рий­цы, ма­ло­а­зийс­кие пле­ме­на – осо­бен­но ира­но­я­зыч­ные пред­ки ны­неш­них кур­дов. Кро­ме то­го, не­ма­ло в ви­зан­тийс­ких вла­де­ни­ях бы­ло се­ми­тов – си­рий­цев, ев­ре­ев, ха­ми­тов (егип­тян), вы­ход­цев из тюр­ко­я­зыч­ной сре­ды и бо­лее мел­ких на­ци­о­наль­ных групп, осо­бен­но на Кав­ка­зе.

В ре­ли­ги­оз­ном от­но­ше­нии Ви­зан­тия бы­ла срав­ни­тель­но бо­лее од­но­род­ной. Хо­тя гла­ве­н­ству­ю­щее по­ло­же­ние в ней за­ни­ма­ло пра­вос­ла­вие, име­лись и те, ко­то­рые при­дер­жи­ва­лись иных хрис­ти­а­нс­ких де­но­ми­на­ций, преж­де все­го мо­но­фи­зи­ты – адеп­ты Ар­мя­нс­кой апос­тольс­кой церк­ви, коп­ты, а так­же «схиз­ма­ти­ки» – ка­то­ли­ки. Здесь же воз­ник­ло нес­то­ри­а­н­ство, про­жи­ва­ли – в эпо­ху Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов – ере­ти­ки-ари­а­не, су­ще­ст­во­ва­ло кон­фес­си­о­наль­ное нас­ле­дие ан­тич­ной эпо­хи – язы­че­ст­во. Из дру­гих ре­ли­гий масш­таб­нее все­го на зем­лях, конт­ро­ли­ру­е­мых Ви­зан­ти­ей, бы­ли предс­тав­ле­ны раз­но­об­раз­ные иранс­кие ве­ро­ва­ния, иу­да­изм и от­час­ти ис­лам, име­лись при­вер­жен­цы вся­чес­ких мис­ти­чес­ких нап­рав­ле­ний, сект – нас­лед­ни­ков и про­дол­жа­те­лей позд­не­ан­тич­но­го гнос­ти­циз­ма. Под их воз­дей­стви­ем в дер­жа­ве вос­точ­ных ке­са­рей воз­ни­ка­ли та­кие вы­хо­див­шие за рам­ки ми­ро­вых ре­ли­гий те­че­ния, как пав­ли­ки­а­н­ство.

Ге­о­по­ли­ти­чес­ки Ви­зан­тийс­кая им­пе­рия на­хо­ди­лась поч­ти в пос­то­ян­ном дви­же­нии. Гра­ни­цы ее бы­ли ис­то­ри­чес­ки нес­та­биль­ны­ми, быст­ро и час­то ме­ня­лись – всле­д­ствие удач­ной или, нап­ро­тив, не­у­дач­ной внеш­ней по­ли­ти­ки, про­во­ди­мой конс­тан­ти­но­польс­ки­ми пра­ви­те­ля­ми, уси­ле­ния или ос­лаб­ле­ния мно­же­ст­ва тес­нив­ших Ви­зан­тию вра­гов. По­рой она ед­ва не те­ря­ла и да­же пря­мо ут­ра­чи­ва­ла свою ге­о­по­ли­ти­чес­кую ось – Чер­но­мо­рс­кие про­ли­вы. А на­и­бо­лее ус­той­чи­во в сос­тав этой вос­точ­нос­ре­ди­зем­но­мо­рс­кой им­пе­рии вхо­ди­ли зем­ли, ле­жа­щие по обе сто­ро­ны Бос­фо­ра и Дар­да­нелл, – раз­лич­ные ре­ги­о­ны обо­их по­лу­о­ст­ро­вов, Ма­ло­а­зи­а­тс­ко­го (Ана­то­лия, преж­де все­го – За­пад­ная) и Бал­ка­нс­ко­го (в пер­вую оче­редь – Гре­ция с Ру­ме­ли­ей, то есть Фра­ки­ей).

Мож­но вы­де­лить три боль­ших пе­ри­о­да подъ­е­ма и упад­ка мо­гу­ще­ст­ва – тер­ри­то­ри­аль­ных «оп­ти­му­ма» и «ми­ни­му­ма» – Ви­зан­тийс­кой дер­жа­вы. Мак­си­маль­ные раз­ме­ры она име­ла в VI – на­ча­ле VII ве­ках, за­тем зна­чи­тель­ную часть сво­их вла­де­ний ут­ра­ти­ла. Со вто­рой по­ло­ви­ны IХ ве­ка Ви­зан­тия опять ста­ла на­би­рать прост­ра­н­ствен­ный вес, но но­вый пик ее мо­щи в це­лом при­шел­ся на XII сто­ле­тие. В 1164 го­ду им­пе­ра­тор Ма­ну­ил I Ком­нин да­же при­ну­дил приз­нать сю­зе­ре­ни­тет Ви­зан­тии мо­гу­ще­ст­вен­ное и до­воль­но от­да­лен­ное Вен­ге­рс­кое ко­ро­ле­в­ство и в пос­лед­ний раз ут­вер­дил власть ке­са­рей над Сер­би­ей. Но уже в 1176 го­ду пос­ле разг­ро­ма ее ар­мии тур­ка­ми-сельд­жу­ка­ми при Ми­ри­о­ке­фа­ло­не им­пе­рия бы­ла вы­нуж­де­на пе­рей­ти к обо­ро­не, а еще ме­нее чем че­рез 30 лет, в 1204 го­ду, в ре­зуль­та­те Чет­вер­то­го Крес­то­во­го по­хо­да, она вре­мен­но прек­ра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние. На мес­те дер­жа­вы ке­са­рей воз­ник­ла неп­роч­ная Ла­ти­нс­кая им­пе­рия, пав­шая в 1261 го­ду. Ко­рот­кий всплеск уси­ле­ния Ви­зан­тии при­шел­ся на пе­ри­од ее рес­тав­ра­ции – пос­лед­нюю треть XIII ве­ка. Но тог­да это бы­ла уже не ми­ро­вая дер­жа­ва – как та­ко­вую ее унич­то­жи­ли крес­то­нос­цы.


 


Современный интерьер храма Святой Софии

Геополитически Византийская империя находилась почти в постоянном движении.
Границы ее были исторически нестабильными, быстро и часто менялись –
вследствие удачной или, напротив, неудачной внешней политики, проводимой
константинопольскими правителями, усиления или ослабления множества
теснивших Византию врагов.

Пер­ма­не­нт­ная нес­та­биль­ность Ви­зан­тии объ­яс­ня­ет­ся не толь­ко ха­рак­те­ром эпо­хи, в ко­то­рую она су­ще­ст­во­ва­ла. В го­раз­до боль­шей сте­пе­ни при­чи­на по­доб­ной ис­то­ри­чес­кой спе­ци­фи­ки Ви­зан­тии зак­лю­ча­лась в дру­гом. В куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ком пла­не тер­ри­то­рии, в тот или иной пе­ри­од вклю­чав­ши­е­ся в ви­зан­тийс­кий по­ли­ти­кум, яв­ля­лись (и яв­ля­ют­ся) или прост­ра­н­ства­ми ли­мит­роф­ны­ми, раз­де­ля­ю­щи­ми и со­е­ди­ня­ю­щи­ми три ве­ли­кие ци­ви­ли­за­ции – ев­ро­пейс­кую, аф­ра­зийс­кую (ара­бо-пер­си­дс­кую) и рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­кую, или лим­бо­вы­ми, ок­ра­ин­ны­ми об­лас­тя­ми этих ци­ви­ли­за­ций. При­чем ос­нов­ная часть ли­мит­ро­фов, при­над­ле­жав­ших Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, – это не прос­то ли­мит­роф­ные зем­ли, а часть так на­зы­ва­е­мо­го Ве­ли­ко­го ли­мит­ро­фа – сфе­ры соп­ри­кос­но­ве­ния и вза­и­мо­дей­ствия ме­та­ци­ви­ли­за­ций, куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ких ми­ров бо­лее вы­со­ко­го ран­га, не­же­ли са­ми ци­ви­ли­за­ции. В каж­дую ме­та­ци­ви­ли­за­цию вхо­дит па­ра свя­зан­ных друг с дру­гом ци­ви­ли­за­ций. Ви­зан­тия воз­ник­ла на сты­ке, ус­лов­но го­во­ря, ме­та­ци­ви­ли­за­ции Се­ве­ра, вклю­ча­ю­щей ев­ро­пейс­кий и рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­кий ми­ры, и ме­та­ци­ви­ли­за­ции Юга, в ко­то­рую, по­ми­мо аф­ра­зийс­кой ци­ви­ли­за­ции, вхо­дит и ци­ви­ли­за­ция Чер­ной Аф­ри­ки.

Тер­ри­то­ри­аль­ное же яд­ро Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии – на­ни­зан­ные на ось Про­ли­вов Бал­ка­ны и Ма­лая Азия вмес­те с при­ле­га­ю­щи­ми к ним бас­сей­на­ми Чер­но­го и Сре­ди­зем­но­го мо­рей и рас­по­ло­жен­ны­ми в них ост­ро­ва­ми – яв­ля­ет­ся частью од­но­го из двух су­ще­ст­ву­ю­щих на на­шей пла­не­те сво­е­об­раз­ных «уз­лов ску­чи­ва­ния» – райо­нов, в ко­то­рых стал­ки­ва­ют­ся три и бо­лее ци­ви­ли­за­ци­он­ных ми­ров. От­ме­тим, что дру­гой «узел ску­чи­ва­ния» на­хо­дит­ся в цент­ре Азии – это Аф­га­нис­тан с при­ле­га­ю­щи­ми к не­му об­шир­ны­ми об­лас­тя­ми. Здесь соч­ле­ня­ют­ся уже че­ты­ре ци­ви­ли­за­ции – рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­кая, аф­ра­зийс­кая, ин­дийс­кая (юж­но­а­зи­а­тс­кая) и ки­тайс­кая (вос­точ­но­а­зи­а­тс­кая, она же даль­не­вос­точ­ная), – вхо­дя­щие в сос­тав всех трех вы­де­ля­е­мых ав­то­ром этих строк ме­та­ци­ви­ли­за­ций Ста­ро­го Све­та – не толь­ко Се­ве­ра и Юга, но и Вос­то­ка.

Яд­ро Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии и мно­гие дру­гие зем­ли, при­над­ле­жав­шие ей, вхо­дят в сос­тав ста­но­во­го хреб­та Ве­ли­ко­го ли­мит­ро­фа. Этот ста­но­вой хре­бет об­ра­зу­ют оба наз­ван­ные «уз­ла ску­чи­ва­ния» и со­е­ди­ня­ю­щая их опор­ная ось. Ста­но­вой хре­бет Ве­ли­ко­го ли­мит­ро­фа с древ­ней­ших эпох и до нас­то­я­ще­го вре­ме­ни иг­рал и про­дол­жа­ет иг­рать чрез­вы­чай­но важ­ную роль в ми­ро­вой ис­то­рии и ге­о­по­ли­ти­ке. Он яв­ля­ет­ся дверью, ве­ду­щей к конт­ро­лю над всей Ев­ра­зи­ей и к ми­ро­во­му гос­по­д­ству. Дверью, име­ю­щей два зам­ка – се­реб­ря­ный (Бал­ка­но-Ана­то­лийс­кий «узел ску­чи­ва­ния», опор­ный аре­ал Ви­зан­тии) и зо­ло­той (Цент­раль­но­а­зи­а­тс­кий «узел ску­чи­ва­ния»).

Та­ко­ва куль­тур­но-ис­то­ри­чес­кая суть Ви­зан­тии, оп­ре­де­ля­ю­щая мес­то и роль этой им­пе­рии на ге­о­по­ли­ти­чес­кой кар­те ми­ра.

Ге­о­по­ли­ти­чес­кая раз­гад­ка ви­зан­тийс­кой уни­каль­нос­ти

Из­ве­ст­но, что Ви­зан­тия ве­ла очень ожив­лен­ную тор­гов­лю с Ира­ном, Ин­ди­ей, Ки­та­ем, дру­ги­ми стра­на­ми Вос­то­ка, а в сре­ди­зем­но­мо­рс­кой тор­гов­ле с За­пад­ной Ев­ро­пой до Крес­то­вых по­хо­дов она бы­ла ге­ге­мо­ном. Че­рез нее про­ле­га­ли важ­ней­шие тор­го­вые пу­ти. сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся еще в ан­тич­ную эпо­ху и проц­ве­тав­шие в пе­ри­од ве­ли­ких им­пе­рий, раз­ре­зав­ших или, ско­рее, со­е­ди­нив­ших Ев­ра­зию «по­я­сом Ой­ку­ме­ны» от ат­лан­ти­чес­ко­го ее фа­са­да до Жел­то­го мо­ря и от Аль­би­о­на до Ак­су­ма и Йе­ме­на. Это и Ве­ли­кий шел­ко­вый путь из Ки­тая, и Путь бла­го­во­ний – че­рез Ара­вию к пор­там Крас­но­го мо­ря, Пер­си­дс­ко­му за­ли­ву и Ин­дийс­ко­му оке­а­ну, то есть ми­ро­вые ар­те­рии, зна­че­ние ко­то­рых сох­ра­ня­лось до эпо­хи Ве­ли­ких ге­ог­ра­фи­чес­ких отк­ры­тий. Нель­зя не упо­мя­нуть и ле­ген­дар­ный путь «из ва­ряг в гре­ки», стар­то­вав­ший у при­ча­лов Конс­тан­ти­но­по­ля.

Ос­ма­нс­кая дер­жа­ва, ко­то­рая восп­ро­из­ве­ла ге­о­по­ли­ти­чес­кий пат­терн Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, на про­тя­же­нии сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния яв­ля­лась бо­лее ус­той­чи­вым и предс­ка­зу­е­мым об­ра­зо­ва­ни­ем, не­же­ли ее пред­ше­ст­вен­ни­ца. Она пог­ло­ти­ла боль­шее, чем Ви­зан­тия, ко­ли­че­ст­во тер­ри­то­рий. Од­на­ко Блис­та­тель­ная Пор­та так и не смог­ла срав­нить­ся с дер­жа­вой ке­са­рей по ми­ро­во­му зна­че­нию. Что­бы от­ве­тить на воп­рос, по­че­му это про­и­зош­ло, сле­ду­ет об­ра­тить­ся к ис­то­рии так на­зы­ва­е­мой Ой­ку­ме­ны.

Ой­ку­ме­на – еди­ное, сплош­ное прост­ра­н­ство ци­ви­ли­зо­ван­ных об­ществ, ко­то­рое ста­ло скла­ды­вать­ся на ру­бе­же III–II ты­ся­че­ле­тий до на­шей эры, в эпо­ху ве­ли­ких дер­жав ар­ха­ич­но­го пе­ри­о­да ми­ро­вой ис­то­рии и пер­во­го из­ве­ст­но­го ей Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов. До это­го це­ло­ст­ной Ой­ку­ме­ны фак­ти­чес­ки не су­ще­ст­во­ва­ло. Но ци­ви­ли­зо­ван­ные об­ще­ст­ва – Еги­пет, Эгейс­кий мир, Ме­со­по­та­мия, Ха­ра­п­пская ци­ви­ли­за­ция, вы­со­ко­раз­ви­тая зем­ле­дель­чес­кая куль­ту­ра близ гра­ни­цы ны­неш­них Турк­ме­нии и Ира­на (На­маз­га), – имев­шие ло­каль­ный, оча­го­вый ха­рак­тер, ус­та­но­ви­ли друг с дру­гом нес­коль­ко морс­ких и су­хо­пут­ных пу­тей, став­ших пред­те­ча­ми меж­ду­на­род­ных ар­те­рий ан­тич­но­го пе­ри­о­да.


 


Жан-Батист Коро. Римский виадук. Мост Августа. 1826

Международные коридоры шли по землям Евразийского континента
и по прилегающим к ним морям. Важнейшие мировые артерии – главным
образом широтные – дополнялись более короткими, так сказать,
дистрибьютивными, меридиональными в целом путями, уходившими
от этих главных магистралей по линии Север–Юг.

К VIII–VII ве­кам до на­шей эры – при­мер­но че­рез ты­ся­че­ле­тие пос­ле на­ча­ла миг­ра­ции арийс­ких на­ро­дов в Ин­дию и пред­ков древ­них гре­ков в Эл­ла­ду, – с нас­туп­ле­ни­ем «осе­во­го вре­ме­ни», о ко­то­ром пи­сал Карл Яс­перс, ци­ви­ли­зо­ван­ные об­ще­ст­ва Ев­ра­зии об­ра­зо­ва­ли сквоз­ной и еди­ный ши­рот­ный по­яс. По­яс, все еще неп­роч­ный и не­ус­той­чи­вый, рву­щий­ся в ре­зуль­та­те оче­ред­ной ге­о­по­ли­ти­чес­кой ка­та­ст­ро­фы, но не­ук­лон­но вос­ста­нав­ли­ва­ю­щий од­наж­ды об­ре­тен­ную связ­ность. В эту же эпо­ху на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся ми­ро­вые им­пе­рии, каж­дая из ко­то­рых к на­ча­лу но­вой эры пог­ло­ти­ла «свой» ци­ви­ли­за­ци­он­ный сег­мент Ой­ку­ме­ны, а так­же свя­зы­вав­шие эти сег­мен­ты-им­пе­рии меж­ду­на­род­ные транс­по­рт­ные ко­ри­до­ры на­по­до­бие Ве­ли­ко­го шел­ко­во­го пу­ти. Кон­так­ты по сло­жив­шим­ся тог­да ми­ро­вым ар­те­ри­ям осу­ще­с­твля­лись преж­де все­го в нап­рав­ле­нии За­пад–Вос­ток и об­рат­но, в част­нос­ти, по ли­нии Се­ве­ро-За­пад–Юго-Вос­ток.

В сфе­ру ми­ро­во­го ци­ви­ли­зо­ван­но­го со­об­ще­ст­ва ан­тич­ной эпо­хи бы­ли вов­ле­че­ны Ев­ро­па (за иск­лю­че­ни­ем Скан­ди­на­вии), прост­ра­н­ство ев­ра­зийс­ких сте­пей от Ду­ная до Хин­га­на, За­пад­ная и Цент­раль­ная Азия, Иранс­кое на­горье, Ин­дия, Ки­тай, Ко­рея, Се­вер­ная и Се­ве­ро-Вос­точ­ная Аф­ри­ка.  Меж­ду­на­род­ные ко­ри­до­ры шли по зем­лям Ев­ра­зийс­ко­го кон­ти­нен­та и по при­ле­га­ю­щим к ним мо­рям – Сре­ди­зем­но­му, Чер­но­му, Крас­но­му и Ара­вийс­ко­му с уже тог­да «го­ря­чим» Пер­си­дс­ким за­ли­вом. Важ­ней­шие ми­ро­вые ар­те­рии – глав­ным об­ра­зом ши­рот­ные – до­пол­ня­лись бо­лее ко­рот­ки­ми, так ска­зать, дист­рибь­ю­тив­ны­ми, ме­ри­ди­о­наль­ны­ми в це­лом пу­тя­ми, ухо­див­ши­ми от этих глав­ных ма­ги­ст­ра­лей по ли­нии Се­вер–Юг. Эти пу­ти воз­ни­ка­ли по ме­ре втя­ги­ва­ния раз­лич­ных тер­ри­то­рий Ев­ра­зии в Ой­ку­ме­ну. К ним от­но­си­лись до­ро­ги из Цент­раль­ной Азии в Ин­дию, прев­ра­тив­ши­е­ся к пер­вым ве­кам на­шей эры в сво­е­го ро­да от­ве­тв­ле­ния Ве­ли­ко­го шел­ко­во­го пу­ти, ком­му­ни­ка­ции меж­ду стра­на­ми Сре­ди­зем­но­морья, Цент­раль­ной и За­пад­ной Ев­ро­пы, а так­же по­я­вив­ши­е­ся с те­че­ни­ем вре­ме­ни все тот же путь «из ва­ряг в гре­ки» и Волжский тор­го­вый путь. Ви­зан­тия осед­ла­ла важ­ней­ший узел, стра­те­ги­чес­кое пе­рек­рестье этих ми­ро­вых пу­тей (ши­рот­ных) и дист­рибь­ю­тив­ных ли­ний (ме­ри­ди­о­наль­ных) в за­пад­ной час­ти Ой­ку­ме­ны. Под ее конт­ро­лем ока­за­лись ком­му­ни­ка­ции, шед­шие из Ев­ро­пы на Вос­ток, в том чис­ле в Се­ве­ро-Вос­точ­ную Аф­ри­ку, и из Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­морья в ге­ог­ра­фи­чес­кую Ев­ро­пу – от До­на до ны­неш­ней Фран­ции. Конс­тан­ти­но­поль вла­дел та­ким уз­лом, поль­зу­ясь все­ми воз­мож­ны­ми вы­го­да­ми, ко­то­рые из это­го вы­те­ка­ли. Что, кста­ти го­во­ря, то­же яв­ля­лось од­ной из важ­ней­ших при­чин ге­о­по­ли­ти­чес­кой нес­та­биль­нос­ти им­пе­рии: та­кой ла­ко­мый ку­сок хо­тел иметь каж­дый, и Ви­зан­тия в дан­ном воп­ро­се стал­ки­ва­лась с серь­ез­ней­шей кон­ку­рен­ци­ей.

Кон­ку­рен­ция эта раз­ви­ва­лась на фо­не про­дол­жав­ше­го­ся рас­ши­ре­ния Ой­ку­ме­ны. Дан­ный про­цесс уси­лил­ся на ру­бе­же на­шей эры. За­мет­ное, хо­тя и про­ти­во­ре­чи­вое, на пер­вый взгляд, ус­ко­ре­ние он по­лу­чил в оче­ред­ную эру Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов (IV–VII ве­ка), а к ХV–ХVI ве­кам, то есть к эпо­хе Воз­рож­де­ния, рас­ши­ряв­ше­еся ми­ро­вое ци­ви­ли­зо­ван­ное со­об­ще­ст­во рас­ки­ну­лось столь ши­ро­ко, что его ком­му­ни­ка­ци­он­ные нуж­ды уже не мог­ли удов­лет­во­рить сох­ра­нив­ши­е­ся, хо­тя и су­ще­ст­вен­но ви­до­из­ме­нив­ши­е­ся с ан­тич­ной эпо­хи, меж­ду­на­род­ные ма­ги­ст­ра­ли, про­хо­див­шие по Ев­ра­зийс­ко­му кон­ти­нен­ту и его приб­реж­ным мо­рям. И тог­да про­бил час Ми­ро­во­го оке­а­на. Важ­ней­шие транс­по­рт­ные пу­ти бы­ли про­ло­же­ны по его прос­то­рам, преж­ние же ар­те­рии на­ча­ли ис­пы­ты­вать от­но­си­тель­ный упа­док, прав­да, окон­ча­тель­но не заг­лох­ли. При­чем боль­шую роль в де­ле пе­ре­не­се­ния меж­ду­на­род­ных пу­тей на оке­а­ни­чес­кие прост­ра­н­ства па­ра­док­саль­но-ло­гич­ным об­ра­зом сыг­рал… ус­пех ге­о­по­ли­ти­чес­ких нас­лед­ни­ков (рав­но как и мо­гиль­щи­ков) Ви­зан­тии – ос­ма­нс­ких ту­рок, зах­ва­тив­ших важ­ней­ший узел ста­рых меж­ду­на­род­ных ар­те­рий, при­над­ле­жав­ший вос­точ­ным ке­са­рям. В сущ­нос­ти, имен­но бла­го­да­ря бур­но раз­ви­вав­шей­ся ком­му­ни­ка­ци­он­но-транс­по­рт­ной ро­ли оке­а­ни­чес­ких вод и ста­ла ос­ла­бе­вать меж­ду­на­род­ная зна­чи­мость Чер­но­мо­рс­ких про­ли­вов, а От­то­ма­нс­кой дер­жа­ве в ХV–ХХ ве­ках так и не уда­лось стать столь же масш­таб­ной ми­ро­вой си­лой, ка­кой бы­ла ее пред­ше­ст­вен­ни­ца Ви­зан­тия в IV–ХII сто­ле­ти­ях. Даль­ней­шее уси­ле­ние оке­а­нс­ких ком­му­ни­ка­ций, по­дог­ре­ва­е­мое быст­рым тех­ни­чес­ким прог­рес­сом, с на­ча­ла XX ве­ка при­ве­ло к еще боль­ше­му па­де­нию зна­че­ния Про­ли­вов в пла­не­тар­ном масш­та­бе. Это от­час­ти спо­со­б­ство­ва­ло кри­зи­су и кру­ше­нию Ос­ма­нс­кой им­пе­рии и яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных при­чин то­го, что пре­ем­ни­ца пос­лед­ней, рес­пуб­ли­ка­нс­кая Тур­ция, вто­рая про­из­вод­ная Ви­зан­тии и но­вая реп­ро­дук­ция ее ге­о­по­ли­ти­чес­кой мат­ри­цы, иг­ра­ет еще мень­шую ми­ро­вую роль, не­же­ли сул­та­нс­кий Стам­бул.


 


Гравюра «Константинополь» из издания «Города мира» Георга Брауна и Франса Хогенберга. 1572

Византия оседлала важнейший узел, стратегическое перекрестье мировых
путей (широтных) и дистрибьютивных линий (меридиональных) в западной
части Ойкумены. Под ее контролем оказались коммуникации, шедшие
из Европы на Восток, в том числе в Северо-Восточную Африку,
и из Восточного Средиземноморья в географическую Европу.

Та­ким об­ра­зом, Ви­зан­тия бы­ла не от­дель­ной и осо­бой ци­ви­ли­за­ци­ей, а ори­ги­наль­ней­шим ли­мит­ро­фом, дер­жав­но ор­га­ни­зо­ван­ным фо­ку­сом меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли и в це­лом ми­ро­во­го тран­зи­та по ли­нии Вос­ток–За­пад, а рес­тав­ра­ция ее в блес­ке ве­ли­чия, сколь­ко-ни­будь со­пос­та­ви­мом с тем, ко­то­рым она об­ла­да­ла, прак­ти­чес­ки не­воз­мож­на, хо­тя идея вос­ста­но­вить дер­жа­ву конс­тан­ти­но­польс­ких ке­са­рей всплы­ва­ла не­од­нок­рат­но. Од­на­ко даль­ше ге­о­по­ли­ти­чес­ких фан­та­зий и грез де­ло не шло. В этом кон­те­кс­те мож­но ска­зать о «Ме­га­ли Идэа» и в не­ко­то­рой сте­пе­ни о «Гре­чес­ком про­ек­те» Ека­те­ри­ны II. «Не­о­ос­ма­низм» же ны­неш­ней Ан­ка­ры, ко­то­рый пы­та­ет­ся раз­ви­вать его иде­о­лог Ах­мет Да­ву­тог­лу вмес­те с ту­рец­кой Пар­ти­ей спра­вед­ли­вос­ти и раз­ви­тия, нет смыс­ла рас­смат­ри­вать здесь, ибо речь не об От­то­ма­нс­кой им­пе­рии, а о ви­зан­тийс­ком ее про­об­ра­зе.

«Ме­га­ли Идэа» – за­ро­див­ший­ся в гре­чес­кой сре­де ге­о­по­ли­ти­чес­кий план, пре­ду­смат­ри­вав­ший вос­соз­да­ние Ви­зан­тии со сто­ли­цей в Конс­тан­ти­но­по­ле в ка­че­ст­ве го­су­да­р­ства, ос­нов­ное на­се­ле­ние ко­то­ро­го сос­та­вят эт­ни­чес­кие гре­ки. Имен­но они долж­ны бы­ли за­нять в нем клю­че­вые пос­ты. На прак­ти­ке этот про­ект пос­ле по­ра­же­ния Ос­ма­нс­кой им­пе­рии в Пер­вой ми­ро­вой вой­не по­пы­тал­ся ре­а­ли­зо­вать гре­чес­кий премь­ер-ми­нистр Элеф­те­ри­ос Ве­ни­зе­лос, что обер­ну­лось то­таль­ным столк­но­ве­ни­ем с Тур­ци­ей в 1919–1922 го­дах. Гре­ция ок­ку­пи­ро­ва­ла боль­шую часть Вос­точ­ной Фра­кии (без Конс­тан­ти­но­по­ля, за­ня­то­го войс­ка­ми Ан­тан­ты) и Се­ве­ро-За­пад­ную Ана­то­лию, но в ко­неч­ном ито­ге про­иг­ра­ла ар­мии ту­рец­ко­го ге­не­ра­ла Мус­та­фы Ке­ма­ля (бу­ду­ще­го Ата­тюр­ка), а гре­чес­кое на­се­ле­ние Ана­то­лии вслед за ар­мя­на­ми под­ве­рг­лось ге­но­ци­ду и де­пор­та­ции. С тех пор гре­ков в ту­рец­ких вла­де­ни­ях поч­ти не ос­та­лось (кро­ме Стам­бу­ла-Конс­тан­ти­но­по­ля, но пос­ле пог­ро­ма 1955 го­да про­и­зо­шел масш­таб­ней­ший ис­ход гре­ков и от­ту­да), а «Ме­га­ли Идэа» бы­ла сда­на в ар­хив.

«Гре­чес­кий про­ект» об­суж­дал­ся Ека­те­ри­ной Ве­ли­кой и австрийс­ким им­пе­ра­то­ром Ио­си­фом II. Он пре­дус­мат­ри­вал соз­да­ние бу­фер­но­го ко­ро­ле­в­ства Да­кии во гла­ве с го­су­да­рем «гре­чес­кой» (пра­вос­лав­ной) ве­ры, ко­то­рое долж­но бы­ло об­ра­зо­вать­ся из кня­жеств Ва­ла­хия и Мол­до­ва, и Гре­чес­кой им­пе­рии со сто­ли­цей в Конс­тан­ти­но­по­ле. Гла­вой пос­лед­ней дол­жен был стать внук Ека­те­ри­ны, ве­ли­кий князь Конс­тан­тин Пав­ло­вич, ко­то­ро­го к этой учас­ти го­то­ви­ли ед­ва не с рож­де­ния. Од­на­ко «Гре­чес­кий про­ект» не сра­бо­тал – преж­де все­го по­то­му, что во вто­рой по­ло­ви­не XVIII сто­ле­тия Ос­ма­нс­кая им­пе­рия толь­ко на­ча­ла прев­ра­щать­ся в «боль­но­го че­ло­ве­ка Ев­ро­пы». На про­тя­же­нии «га­ла­нт­но­го» ве­ка она бы­ла че­рес­чур силь­на, что­бы поз­во­лить отор­вать от се­бя ог­ром­ный ев­ро­пейс­ко-ма­ло­а­зи­а­тс­кий ку­сок и ли­шить­ся фун­да­мен­та сул­та­нс­ких вла­де­ний – Царьг­ра­да с об­рам­ля­ю­щи­ми его Про­ли­ва­ми. На­до ска­зать, что лишь пос­лед­няя треть XVIII ве­ка при­нес­ла Рос­сии, рав­но как и австрийс­ким Габс­бур­гам, ус­той­чи­вый – не­ук­лон­ный и не­об­ра­ти­мый – ус­пех в вой­нах с тур­ка­ми.

Ис­то­ри­чес­кая и ге­о­по­ли­ти­чес­кая уни­каль­ность Ви­зан­тии зак­лю­ча­ет­ся в том, что это бы­ла един­ствен­ная им­пе­рия ан­тич­но­го ми­ра (точ­нее – пе­ре­фор­ма­ти­ро­вав­ша­я­ся в но­вую са­мос­то­я­тель­ную дер­жа­ву часть та­ко­вой), ко­то­рая выс­то­я­ла под на­тис­ком вар­ва­ров и про­су­ще­ст­во­ва­ла еще це­лое ты­ся­че­ле­тие. По­че­му слу­чи­лось имен­но так, ведь, ска­жем, Цент­раль­но­а­зи­а­тс­кий «узел ску­чи­ва­ния» («зо­ло­той за­мок» на две­ри к конт­ро­лю над всей Ев­ра­зи­ей и к ми­ро­во­му гос­по­д­ству) в эпо­ху ста­нов­ле­ния Ви­зан­тии на­хо­дил­ся в ру­ках мо­гу­ще­ст­вен­ной им­пе­рии Гуп­тов? По­че­му ни там, ни на Иранс­ком на­горье не по­я­ви­лось собствен­ной «Ви­зан­тии»?

Ду­ма­ет­ся, что от­вет на этот воп­рос сле­ду­ет ис­кать все в той же ге­о­по­ли­ти­ке. В эпо­ху Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов, по­ло­жив­шую на­ча­ло Сред­не­ве­ковью, ре­ша­ю­щей си­лой на кон­ти­нен­таль­ном те­ат­ре во­ен­ных действий ока­за­лись вар­ва­ры, но в то вре­мя ник­то из них не об­ла­дал сколь­ко-ни­будь зна­чи­тель­ной морс­кой мощью. Вар­ва­ры мог­ли по­беж­дать на су­ше. Здесь они в ко­неч­ном ито­ге унич­то­жи­ли и За­пад­ную Римс­кую им­пе­рию (гер­ман­цы), и нас­ле­до­вав­шую Пар­фии дер­жа­ву Са­са­ни­дов (ара­вийс­кие пле­ме­на под зна­ме­нем Ма­го­ме­та), и ди­нас­тию Гуп­тов (гун­ны-эф­та­ли­ты и дру­гие цент­раль­но­а­зи­а­тс­кие ко­чев­ни­ки, так­же сот­ря­сав­шие и Ки­тай). Но на мо­ре в си­лу сво­ей тех­ни­чес­кой отс­та­лос­ти эти «мла­дые, нез­на­ко­мые» бы­ли нам­но­го сла­бее ан­тич­ных на­ро­дов с им­пе­рс­ким прош­лым. Фак­тор морс­ко­го мо­гу­ще­ст­ва не иг­рал боль­шой ро­ли ни в За­пад­ной Римс­кой им­пе­рии, ни тем бо­лее в ран­нес­ред­не­ве­ко­вых Ин­дии, Ира­не, Ки­тае. В то же вре­мя унич­то­жить Вос­точ­ную Римс­кую им­пе­рию мог­ло толь­ко со­че­та­ние морс­кой и кон­ти­нен­таль­ной си­лы, ко­то­ро­го в ру­ках у вар­ва­ров не бы­ло. Ви­зан­тия су­ме­ла вы­жить, опи­ра­ясь на приб­реж­ные кре­пос­ти по ли­нии Бос­фор–Дар­да­нел­лы и преж­де все­го на ве­ко­вые сте­ны Конс­тан­ти­но­по­ля, а так­же на круп­ный во­ен­но-морс­кой флот, от­су­т­ство­вав­ший у тес­нив­ших ее вра­гов и поз­во­ляв­ший ке­са­рям удер­жи­вать эти кре­пос­ти.

Имен­но бла­го­да­ря уни­каль­ным для тог­даш­ней Ой­ку­ме­ны ус­ло­ви­ям и стра­те­ги­чес­ким обс­то­я­тель­ствам, вы­те­кав­шим из ге­о­по­ли­ти­чес­кой спе­ци­фи­ки Ви­зан­тии, она бы­ла и ос­та­лась един­ствен­ной в сво­ем ро­де.


 


Василий Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878–1879

Время византизма прошло – вместе с распавшейся и уничтоженной кровавыми
бурями Российской империей. Ни Проливы с Константинополем, ни балканские
страны не могут и не должны стать главной, приоритетной сферой нашей
международной активности. Это доказала уже Первая мировая война,
которая собственно и свела в могилу историческую Россию.

Ви­зан­тия, ви­зан­тизм и Рос­сия

Рас­смот­рев, что предс­тав­ля­ла со­бой Ви­зан­тия в куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ком (ци­ви­ли­за­ци­он­ном) и в ге­о­по­ли­ти­чес­ком смыс­лах, мож­но по­пы­тать­ся от­ве­тить на воп­рос о зна­че­нии ее для Рос­сии и о том, в ка­кой сте­пе­ни вто­рая яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­цей пер­вой.

Нач­нем с пос­лед­не­го. Ес­ли, как от­ме­че­но вы­ше, Ви­зан­тия бы­ла им­пе­рс­кой це­мен­та­ци­ей ли­мит­ро­фов и пе­ри­фе­рий трех раз­лич­ных ци­ви­ли­за­ций, а ба­зи­сом ее бы­ла клю­че­вая об­ласть Бал­ка­но-Ана­то­лийс­ко­го «уз­ла ску­чи­ва­ния», рас­по­ла­га­ю­ще­го­ся в зо­не Ве­ли­ко­го ли­мит­ро­фа, то сов­ре­мен­ная Рос­сия есть объ­е­ди­не­ние зе­мель од­но­го-един­ствен­но­го – рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­ко­го – ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го ми­ра. Тер­ри­то­рии, на­хо­дя­щи­е­ся в ее сос­та­ве, при­над­ле­жат к яд­ру и лим­бо­вым зо­нам этой ци­ви­ли­за­ции, и толь­ко ок­ра­и­ны на­шей стра­ны от­но­сят­ся к ли­мит­ро­фам. Ба­зис же ее на­хо­дит­ся в цент­ре важ­ней­ше­го мак­ро­ре­ги­о­на (ме­та­куль­ту­ры) Рос­сии – Вос­точ­но-Ев­ро­пейс­кой рав­ни­ны – и име­ет чет­кую рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­кую ци­ви­ли­за­ци­он­ную иден­тич­ность. Ге­о­по­ли­ти­чес­ки Рос­сийс­кое го­су­да­р­ство рос­ло и раз­ви­ва­лось имен­но пу­тем вклю­че­ния, ин­тег­ра­ции или же ос­во­е­ния прост­ранств, вхо­дя­щих в сос­тав рос­сийс­ко-ев­ра­зийс­ко­го куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ко­го ми­ра (ци­ви­ли­за­ции).

Та­ким об­ра­зом, Рос­сия по са­мой сво­ей при­ро­де – про­ект ци­ви­ли­за­ци­он­ный, это – го­су­да­р­ство-ци­ви­ли­за­ция, при­чем бо­лее цель­ная, пол­но­фор­мат­ная его вер­сия, не­же­ли, к при­ме­ру, Ки­тай. Ви­зан­тия же по оп­ре­де­ле­нию – про­ект ли­мит­роф­ный: клас­си­чес­кий при­мер удач­ной (а учи­ты­вая ее дол­го­ле­тие – мак­си­маль­но удач­ной во всей ми­ро­вой ис­то­рии) «ли­мит­роф­ной им­пе­рии», го­раз­до бо­лее ус­пеш­ной, чем, ска­жем, та­кая «ли­мит­роф­ная им­пе­рия», как Речь Пос­по­ли­тая, ко­то­рая к то­му же рас­по­ла­га­лась на ру­бе­же двух ци­ви­ли­за­ций, от­но­сив­ших­ся к од­ной ме­та­ци­ви­ли­за­ции, а не трех, при­над­ле­жав­ших к двум ме­та­ци­ви­ли­за­ци­ям. По­э­то­му пря­мым пре­ем­ни­ком Ви­зан­тии Рос­сия не яв­ля­ет­ся и не мо­жет яв­лять­ся в прин­ци­пе, как бы это­го ко­му-ли­бо ни хо­те­лось. Сле­ду­ет го­во­рить лишь о кос­вен­ной, час­тич­ной и ог­ра­ни­чен­ной пре­ем­ствен­нос­ти Рос­сии по от­но­ше­нию к Ви­зан­тии. Ес­ли речь идет о ге­о­по­ли­ти­ке, то здесь дан­ная пре­ем­ствен­ность за­мет­на в тех об­лас­тях, ко­то­рые соп­ре­дель­ны для обе­их дер­жав и выс­ту­па­ли или все еще выс­ту­па­ют как их пе­ри­фе­рия, близ­кая и да­ле­кая. Это преж­де все­го Кав­каз и При­чер­но­морье, но в це­лом сле­ду­ет иметь в ви­ду всю Пе­ред­нюю Азию от Си­найс­ко­го по­лу­о­ст­ро­ва до по­бе­режья Кас­пия.

В то же вре­мя под­лин­ны­ми ис­то­ри­чес­ки­ми, ге­о­по­ли­ти­чес­ки­ми и прос­то функ­ци­о­наль­ны­ми пре­ем­ни­ка­ми Ви­зан­тии, пос­ле­до­ва­тель­но сме­няв­ши­ми друг дру­га, яв­ля­ют­ся Ос­ма­нс­кая им­пе­рия и сов­ре­мен­ная Тур­ция. Ан­ка­ра в пос­лед­ние го­ды раз­вер­ну­ла зна­ме­на нео­ос­ма­низ­ма, но те­ря­ет свои во­ен­ные са­мо­ле­ты из-за про­фес­си­о­наль­ных действий сис­те­мы ПВО Си­рии – стра­ны, ле­жа­щей в сфе­ре как ви­зан­тийс­ко­го, так и ос­ма­нс­ко­го нас­ле­д­ства и выс­ту­па­ю­щей объ­ек­том за­ву­а­ли­ро­ван­ной экс­пан­сии сов­ре­мен­ной Тур­ции.

Тем не ме­нее зна­че­ние Ви­зан­тии и ви­зан­тиз­ма для Рос­сии чрез­вы­чай­но ве­ли­ко. Ви­зан­тизм как по­ли­ти­чес­кая и ре­ли­ги­оз­но-куль­тур­ная прак­ти­ка, об­ра­зец для под­ра­жа­ния и дер­жав­но-го­су­да­р­ствен­ная идея ут­вер­дил­ся в Мос­ко­вс­кой Ру­си в се­ре­ди­не ХV сто­ле­тия и со­шел на нет в этом ка­че­ст­ве лишь ко вре­ме­нам Пет­ра I. Как та­ко­вой он был сво­е­го ро­да пред­ше­ст­вен­ни­ком и пра­фор­мой «ев­ро­пейс­кой идеи», ко­то­рой ру­ко­во­д­ство­ва­лась вер­хов­ная власть стра­ны с кон­ца XVII ве­ка и до ок­тяб­ря 1917 го­да. Но мощ­ное вли­я­ние ви­зан­тиз­ма ска­зы­ва­лось на всем про­тя­же­нии «ев­ро­пейс­ко­го», или же «пе­тер­бу­р­гско­го» пе­ри­о­да рус­ской ис­то­рии и про­дол­жа­ет, хо­тя и в су­ще­ст­вен­но ос­лаб­лен­ном ви­де, ска­зы­вать­ся сей­час. Ви­зан­тизм в той или иной сте­пе­ни вдох­нов­лял кон­сер­ва­тив­ную мысль им­пе­ра­то­рс­кой Рос­сии, силь­ней­шим об­ра­зом воз­дей­ство­вал на ее внеш­не­по­ли­ти­чес­кие ори­ен­ти­ры, вы­ра­зив­шись, в част­нос­ти, в стрем­ле­нии рус­ско­го прес­то­ла по­лу­чить твер­дые по­зи­ции на Бал­ка­нах и приб­рать к ру­кам Конс­тан­ти­но­поль с Про­ли­ва­ми. Сплав ви­зан­тиз­ма с ли­бе­раль­ны­ми иде­я­ми, в част­нос­ти, сла­вя­но­фильс­ко­го тол­ка по­ро­дил та­кое яв­ле­ние, как панс­ла­визм.

Од­на­ко сей­час вре­мя это­го ви­зан­тиз­ма прош­ло – вмес­те с, увы, рас­пав­шей­ся и унич­то­жен­ной кро­ва­вы­ми бу­ря­ми Рос­сийс­кой им­пе­ри­ей. Ни Про­ли­вы с Конс­тан­ти­но­по­лем, ни бал­ка­нс­кие стра­ны не мо­гут и не долж­ны стать глав­ной, при­о­ри­тет­ной сфе­рой на­шей меж­ду­на­род­ной ак­тив­нос­ти. Это до­ка­за­ла уже Пер­вая ми­ро­вая вой­на, ко­то­рая собствен­но и све­ла в мо­ги­лу ис­то­ри­чес­кую Рос­сию и при­ве­ла к то­му, что XX век явил­ся, по­жа­луй, са­мым тя­же­лым и жес­то­ким ве­ком на­шей на­ци­о­наль­ной ис­то­рии. На сво­ем ис­хо­де он по­ро­дил бо­лез­нен­ные пер­тур­ба­ции двух пос­лед­них де­ся­ти­ле­тий, про­дол­жа­ю­щи­е­ся и в нас­то­я­щее вре­мя. Мож­но ска­зать, что в не­ко­то­ром смыс­ле мы до сих пор расх­ле­бы­ва­ем пос­ле­д­ствия не впол­не вме­ня­е­мо­го и адек­ват­но­го – в скре­щи­ва­нии с ли­бе­раль­ной иде­о­ло­ги­ей – до­ре­во­лю­ци­он­но­го ви­зан­тиз­ма во внеш­ней по­ли­ти­ке. Мес­то это­го ис­чер­пав­ше­го се­бя, ушед­ше­го в пес­ки вре­мен ге­о­по­ли­ти­чес­ко­го за­ря­да долж­на за­нять трез­вая и праг­ма­тич­ная ци­ви­ли­за­ци­он­ная идея, ле­жа­щая в ин­тел­лек­ту­аль­ном по­ле сов­ре­мен­но­го ев­ра­зий­ства.