Печать


Святой Григорий Синаит

Политическое измерение исихазма в поздней Византии
и в новейшей истории России

Максим Медоваров

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 192

Максим Викторович Медоваров – специалист по истории русской и зарубежной консервативной мысли

Отно­ше­ния ви­зан­тийс­кой и рус­ской куль­тур в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле па­ра­док­саль­ны. Нес­мот­ря на об­щую ре­ли­гию – пра­вос­ла­вие – и при­шед­шую вмес­те с ней книж­ность, бро­са­ет­ся в гла­за, что по­ли­ти­чес­кий, со­ци­аль­ный и эко­но­ми­чес­кий строй как Ки­евс­кой Ру­си и кня­жеств пе­ри­о­да разд­роб­лен­нос­ти, так и мос­ко­вс­ко­го пе­ри­о­да не име­ет поч­ти ни­че­го об­ще­го с ви­зан­тийс­ким. Не­сом­нен­но, это дол­гое вре­мя зат­руд­ня­ло под­ра­жа­ние Ви­зан­тии да­же в сфе­ре прид­вор­но­го це­ре­мо­ни­а­ла и мо­нар­хи­чес­кой иде­о­ло­гии – оно на­ча­лось толь­ко пос­ле бра­ка Ива­на III с Софь­ей Па­ле­о­лог, то есть уже пос­ле па­де­ния Вто­ро­го Ри­ма. За­тем соз­на­тель­ная ори­ен­та­ция на ви­зан­тийс­кий по­ли­ти­чес­кий опыт, со­вер­шен­но не­ха­рак­тер­ная для рус­ско­го Сред­не­ве­ковья, пос­те­пен­но уси­ли­ва­лась в те­че­ние XVI и XVII ве­ков вплоть до Пет­ра I. Иван IV, Алек­сей Ми­хай­ло­вич, пат­ри­арх Ни­кон, Фе­дор Алек­се­евич по сво­е­му по­ли­ти­чес­ко­му имид­жу соз­на­тель­но приб­ли­жа­лись к ви­зан­тийс­ким об­раз­цам. Это тем бо­лее по­ра­зи­тель­но, что в ука­зан­ные два сто­ле­тия в сфе­ре куль­ту­ры Рос­сия на­о­бо­рот все даль­ше от­хо­ди­ла от Ви­зан­тии и все бо­лее приб­ли­жа­лась к за­пад­ной куль­ту­ре. Ис­сле­до­ва­ния Алек­са­нд­ра Кам­чат­но­ва по­ка­зы­ва­ют, ка­кое ог­ром­ное вли­я­ние на всю рус­скую книж­ность и об­ра­зо­ван­ность в XIV–XV ве­ках ока­зал ви­зан­тийс­кий иси­хазм. Бол­га­рс­кий уче­ник свя­то­го Гри­го­рия Си­на­и­та Фе­о­до­сий соз­дал так на­зы­ва­е­мую Тыр­но­вс­кую шко­лу пись­мен­нос­ти, вли­я­ние тра­ди­ций ко­то­рой в Рос­сии ощу­ща­лось вплоть до пет­ро­вс­ких ре­форм, но все же шло на убыль к XVII ве­ку.

Даль­ней­ший всплеск те­мы ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия в Рос­сии про­и­зо­шел толь­ко пос­ле пуб­ли­ка­ции пер­во­го «Фи­ло­со­фи­чес­ко­го пись­ма» Пет­ра Ча­ада­е­ва, счи­тав­ше­го Ви­зан­тию при­чи­ной всех даль­ней­ших бед на­шей стра­ны (1836 год). В ка­че­ст­ве от­ве­та на этот вы­зов ви­зан­тизм стал сла­вя­но­фильс­ким ло­зун­гом, за­нял важ­ней­шее мес­то в ис­то­ри­о­со­фии Фе­до­ра Тют­че­ва, а за­тем был подх­ва­чен Конс­тан­ти­ном Ле­онть­е­вым и Тер­ти­ем Фи­лип­по­вым. Од­на­ко сле­ду­ет приз­нать, что действи­тель­ное зна­ние осо­бен­нос­тей ви­зан­тийс­кой ис­то­рии наз­ван­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми ос­тав­ля­ло же­лать луч­ше­го: рус­ская об­ще­ст­вен­ная мысль и ви­зан­ти­но­ло­гия раз­ви­ва­лись па­рал­лель­ны­ми кур­са­ми. Иск­лю­че­ни­ем был труд Ль­ва Ти­хо­ми­ро­ва «Мо­нар­хи­чес­кая го­су­да­р­ствен­ность». В нем под­роб­но рас­смат­ри­ва­лись от­ли­чия римс­кой мо­нар­хии и ви­зан­тийс­кой мо­нар­хии от мо­нар­хии рос­сийс­кой.

Тема исихазма и наследия святых Григория Паламы, Григория Синаита
и других вообще не возникала в России вплоть до появления
имяславческого движения, несмотря на имевшиеся труды Ивана
Киреевского и Памфила Юркевича о сердечной молитве.

Та­ким об­ра­зом, к на­ча­лу XX ве­ка ви­зан­тийс­кое нас­ле­дие в Рос­сии ос­та­ва­лось в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ло­зун­гом, ми­фо­ло­ге­мой с ми­ни­му­мом конк­рет­но-ис­то­ри­чес­ко­го со­дер­жа­ния. Ха­рак­тер­но, что те­ма иси­хаз­ма и нас­ле­дия свя­тых Гри­го­рия Па­ла­мы, Гри­го­рия Си­на­и­та и дру­гих во­об­ще не воз­ни­ка­ла в Рос­сии вплоть до по­яв­ле­ния имяс­лав­чес­ко­го дви­же­ния, нес­мот­ря на имев­ши­е­ся тру­ды Ива­на Ки­ре­евс­ко­го и Пам­фи­ла Юр­ке­ви­ча о сер­деч­ной мо­лит­ве. О сте­пе­ни фан­тас­тич­нос­ти предс­тав­ле­ний об иси­хаз­ме, бы­то­вав­ших в то вре­мя, да­ет предс­тав­ле­ние прос­той и в то же вре­мя скан­даль­ный при­мер. Из­ве­ст­ный пуб­ли­цист, вид­ный предс­та­ви­тель рус­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма Ми­ха­ил Мень­ши­ков, по­ле­ми­зи­руя с позд­ним сла­вя­но­фи­лом ге­не­ра­лом Алек­са­нд­ром Ки­ре­евым, пи­сал в 1905 го­ду: «Наск­возь ви­зан­тийс­кое, вы­шед­шее (че­рез Ива­на Ки­ре­евс­ко­го) из Оп­ти­ной пус­ты­ни “пра­вос­ла­вие” сла­вя­но­фи­лов про­ник­ну­то иде­я­ми ге­зи­хас­тов, афонс­ких мис­ти­ков XIV ве­ка, близ­ких к ере­си». Дан­ная фра­за сви­де­тель­ству­ет о том, что рус­ская об­ще­ст­вен­ность на­ча­ла XX ве­ка да­же не зна­ла, что имен­но иси­хазм приз­нан пра­вос­лав­ной ор­то­док­си­ей на пя­ти (!) со­бо­рах се­ре­ди­ны XIV ве­ка, а его про­тив­ни­ки от­лу­че­ны от Церк­ви. Уди­ви­тель­но ли пос­ле это­го, что боль­ши­н­ство рус­ских пра­вос­лав­ных ие­рар­хов и бо­гос­ло­вов в 1910-е го­ды за­ня­ли отк­ро­вен­но имя­бор­чес­кую по­зи­цию?

Толь­ко пос­ле вы­хо­да кни­ги схи­мо­на­ха Ила­ри­о­на «На го­рах Кав­ка­за» и на­ча­ла ши­ро­чай­ше­го по масш­та­бам дви­же­ния в за­щи­ту ум­ной мо­лит­вы и по­чи­та­ния Име­ни Божь­е­го иси­хазм вне­зап­но во­шел в са­мую серд­це­ви­ну рус­ской мыс­ли. Ос­мыс­лен­ный в тру­дах от­ца Пав­ла Фло­ре­нс­ко­го, от­ца Сер­гия Бул­га­ко­ва, Алек­сея Ло­се­ва (мо­на­ха Анд­ро­ни­ка), ар­хи­ма­нд­ри­та Соф­ро­ния (Са­ха­ро­ва), ар­хи­ма­нд­ри­та Кип­ри­а­на (Кер­на), Вла­ди­ми­ра Лос­ско­го и дру­гих, он уже нав­сег­да ос­та­нет­ся од­ним из кра­е­у­голь­ных кам­ней рус­ской мыс­ли и рус­ской ис­то­рии. Прер­ван­ная в XVIII ве­ке и ед­ва во­зоб­нов­лен­ная свя­тым Се­ра­фи­мом Са­ро­вс­ким тра­ди­ция ум­ной мо­лит­вы в XX ве­ке раз­ли­лась ши­ро­ким рус­лом.


 

Вмес­те с тем один ас­пект воз­рож­де­ния иси­хаз­ма в XX ве­ке, на ко­то­рый прак­ти­чес­ки не об­ра­ща­ют вни­ма­ния, нас­то­я­тель­но тре­бу­ет ос­мыс­ле­ния. Речь идет о по­ли­ти­чес­ком из­ме­ре­нии иси­хаз­ма. Без­раз­ли­чен ли мо­на­ху, ищу­ще­му спа­се­ния сво­ей ду­ши и мо­ля­ще­му­ся за весь мир в пус­тын­ном уе­ди­не­нии, по­ли­ти­чес­кий и об­ще­ст­вен­ный строй го­су­да­р­ства? Или же здесь мож­но го­во­рить о ка­ких-то впол­не оп­ре­де­лен­ных пред­поч­те­ни­ях?

Су­ще­ст­ву­ет тен­ден­ция под­чер­ки­вать ан­тип­ла­то­ни­чес­кий смысл па­ла­ми­тс­ко­го уче­ния о нет­вар­ных энер­ги­ях. Сто­рон­ни­ки это­го мне­ния по­ла­га­ют, что ес­ли воз­мож­ность ум­ной мо­лит­вы и обо­же­ния дос­туп­на каж­до­му че­ло­ве­ку, то не толь­ко цер­ков­ная и по­ли­ти­чес­кая, но и кос­ми­чес­кая и ан­гельс­кая ие­рар­хии ста­но­вят­ся не­важ­ны. Од­на­ко та­кая по­зи­ция про­ти­во­ре­чит как са­мо­му фак­ту ие­рар­хи­чес­ко­го строя ви­ди­мой Церк­ви, так и уче­нию Аре­о­па­ги­тс­ко­го кор­пу­са об ие­рар­хии Церк­ви не­ви­ди­мой – уче­нию, бе­зус­лов­но, ав­то­ри­тет­но­му для ос­но­ва­те­лей иси­хаз­ма.

Од­на­ко есть и еще один ар­гу­мент. По­ли­ти­чес­кая ори­ен­та­ция как свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы и дру­гих от­цов свя­щен­но­без­мо­л­в­ству­ю­щих XIV ве­ка, так и их пос­ле­до­ва­те­лей XX ве­ка бы­ла со­вер­шен­но од­ноз­нач­ной и оп­ре­де­лен­ной.

С са­мо­го пер­во­го дня борь­ба па­ла­миз­ма с вар­ла­амиз­мом бы­ла аб­со­лют­но не­от­де­ли­ма от по­ли­ти­чес­кой и со­ци­аль­ной борь­бы, раз­вер­нув­шей­ся в Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XIV ве­ка и вы­лив­шей­ся в раз­ру­ши­тель­ную граж­да­нс­кую вой­ну 1341–1347 го­дов.

Безразличен ли монаху-исихасту, ищущему спасения своей души и молящемуся за весь
мир в пустынном уединении, политический и общественный строй государства?

В этой борь­бе не на жизнь, а на смерть столк­ну­лись не прос­то два прид­вор­ных кла­на, как это час­то бы­ва­ло, а два дви­же­ния с ши­ро­ки­ми об­ще­ст­вен­ны­ми ба­за­ми и по­ляр­ны­ми ми­ро­во­з­зре­ни­я­ми.

Пер­вая пар­тия на­зы­ва­лась зи­ло­та­ми. Ее сос­тав­ля­ли не­ко­то­рые предс­та­ви­те­ли «за­пад­ни­чес­кой» ди­нас­тии Па­ле­о­ло­гов (нель­зя го­во­рить об их пол­ном сли­я­нии, но во вре­мя вой­ны про­тив Кан­та­ку­зи­на про­и­зош­ла их смыч­ка) и ори­ен­ти­ро­вав­ша­я­ся на них про­то­бур­жу­а­зия, го­ро­жа­не, тор­гов­цы, тес­но свя­зан­ные с рос­тов­щи­чес­ким ка­пи­та­лом морс­ких дер­жав, осо­бен­но Ге­нуи. Той са­мой Ге­нуи, ко­то­рая вско­ре пос­ле рас­смат­ри­ва­е­мых со­бы­тий ор­га­ни­зо­ва­ла по­ход Ма­мая на Русь. Эта пар­тия – в ду­хе из­веч­ных па­ле­о­ло­го­вс­ких тра­ди­ций – ре­гу­ляр­но пы­та­лась зак­лю­чить унию с па­пой и бы­ла враж­деб­на к тур­кам, хо­тя и не брез­го­ва­ла по­мощью са­ры­ха­нс­ких эми­ров. По­ли­ти­чес­ким ли­де­ром этой пар­тии стал Алек­сей Апо­кавк. В фи­ло­со­фии зи­ло­ты ори­ен­ти­ро­ва­лись на при­зем­лен­ное ра­ци­о­на­лис­ти­чес­кое тол­ко­ва­ние Арис­то­те­ля (са­мо­го по се­бе весь­ма ра­ци­о­на­лис­ти­чес­ко­го). Они бы­ли тес­но свя­за­ны с гре­ка­ми Юж­ной Ита­лии. Имен­но там ро­дил­ся Вар­ла­ам Ка­лаб­рийс­кий – глав­ный ере­тик, про­тив­ник Па­ла­мы, пре­по­да­вав­ший гре­чес­кий язык ви­зан­ти­но­фо­бу Пет­рар­ке и окон­чив­ший свои дни ка­то­ли­ком. Ут­ве­рж­де­ние об их при­вер­жен­нос­ти к ра­ци­о­на­лиз­му не про­ти­во­ре­чит не­оп­ла­то­ни­чес­ким ре­ми­нис­цен­ци­ям: сред­не­ве­ко­вый и ре­нес­са­нс­ный не­оп­ла­то­низм, как по­ка­за­но в тру­дах Ло­се­ва, от­ли­чал­ся край­ним раз­но­об­ра­зи­ем. Важ­но то, что имен­но вар­ла­ами­тс­кая вер­сия не­оп­ла­то­низ­ма ве­ла к италь­я­нс­ко­му гу­ма­низ­му и даль­ней­шей по­бе­де Мо­дер­на над хрис­ти­а­нс­ким Сред­не­ве­ковь­ем. Вся ма­ги­ст­раль­ная ли­ния но­во­ев­ро­пейс­кой фи­ло­со­фии, о чем не ус­та­ва­ли пов­то­рять отец Па­вел Фло­ре­нс­кий, Алек­сей Ло­сев и Вла­ди­мир Эрн, ве­дет свое про­ис­хож­де­ние от вар­ла­амиз­ма.

Вто­рую пар­тию в Ви­зан­тии XIV ве­ка возг­лав­лял род Кан­та­ку­зи­нов. Ее со­ци­аль­ной ба­зой бы­ла зе­мель­ная арис­ток­ра­тия, во­и­ны (с боль­ши­ми ого­вор­ка­ми мож­но счи­тать их ана­ло­гом за­пад­но­го фе­о­даль­но­го ры­ца­р­ства). Кан­та­ку­зи­нис­ты воп­ло­ща­ли кон­сер­ва­тив­ное, пат­ри­ар­халь­ное на­ча­ло в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Они бы­ли про­тив­ни­ка­ми унии с папством и сто­рон­ни­ка­ми со­ю­за с тур­ка­ми, то есть в не­ко­то­ром ро­де «ев­ра­зий­ца­ми». Они же­ла­ли в ко­неч­ном ис­то­ри­чес­ком ито­ге крес­тить ту­рок, но при этом от­но­си­лись к ис­ла­му вни­ма­тель­но и ува­жи­тель­но (ес­ли го­во­рить в пер­вую оче­редь о тру­дах са­мо­го свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, тон ко­то­рых в этом от­но­ше­нии бесп­ре­це­ден­тен для ви­зан­тийс­ко­го бо­гос­ло­вия).

На­ка­ну­не граж­да­нс­кой вой­ны и па­ла­ми­тс­ких спо­ров рас­кол про­и­зо­шел во всех сфе­рах жиз­ни ви­зан­тийс­ко­го об­ще­ст­ва. Кон­со­ли­ди­ро­ва­лись про­ти­вос­то­яв­шие друг дру­гу со­ци­аль­ные слои, конк­рет­ные арис­ток­ра­ти­чес­кие ро­ды и семьи, от­дель­ные об­лас­ти и го­ро­да. По­лу­чи­ли за­кон­чен­ный вид их по­ли­ти­чес­кие и ре­ли­ги­оз­ные прог­рам­мы. С од­ной сто­ро­ны, вар­ла­амизм, отк­ры­вав­ший с бо­гос­ло­вс­кой точ­ки зре­ния до­ро­гу к приз­на­нию filioque и к унии (на­пом­ним, сам Вар­ла­ам, на­чав с ан­ти­ла­ти­нс­ких трак­та­тов, стал в ито­ге ка­то­ли­чес­ким епис­ко­пом). С дру­гой сто­ро­ны, па­ла­мизм, выз­вав­ший ка­те­го­ри­чес­кое неп­ри­я­тие у все­го ка­то­ли­чес­ко­го За­па­да (хо­тя и там име­ли мес­то мис­ти­чес­кие те­че­ния, ко­то­рые мог­ли бы при оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях рас­смат­ри­вать­ся как сход­ные с па­ла­миз­мом, нап­ри­мер, уче­ние Майс­те­ра Эк­хар­та). Ка­то­ли­цизм, со вре­мен Кар­ла Ве­ли­ко­го и по­ны­не бо­я­щий­ся «чрез­мер­но­го он­то­ло­гиз­ма» и по­то­му от­ка­зав­ший­ся от из­на­чаль­но­го ти­па икон, не мог при­нять и по­ни­ма­ние Име­ни Божь­е­го как сло­вес­ной ико­ны, в ко­то­рой так­же Сво­и­ми энер­ги­я­ми при­су­т­ству­ет Бог. Ла­ти­ня­не, по­се­щав­шие Ви­зан­тию, сме­я­лись над иси­хаз­мом как над тем­ным су­е­ве­ри­ем. Из­вес­тен слу­чай, ког­да ев­ро­пей­цы нас­ме­ха­лись над уче­ни­ем Па­ла­мы, ка­та­ясь на лод­ках, и вдруг вне­зап­но уто­ну­ли. Гре­ки восп­ри­ня­ли этот слу­чай как до­ка­за­тель­ство ис­тин­нос­ти уче­ния свя­то­го Гри­го­рия.

Ра­зу­ме­ет­ся, сле­ду­ет иметь в ви­ду, что в граж­да­нс­кой вой­не 1341–1347 го­дов от­дель­ные ли­ца пе­ре­хо­ди­ли из од­но­го ла­ге­ря в дру­гой, наст­ро­е­ние на­се­ле­ния и да­же ду­хо­ве­н­ства от­дель­ных го­ро­дов так­же час­то ме­ня­лось, а Сер­бия и Бол­га­рия вме­ши­ва­лись в вой­ну то на сто­ро­не Кан­та­ку­зи­нов (вна­ча­ле), то на сто­ро­не Па­ле­о­ло­гов (в кон­це), к не­ма­лым тер­ри­то­ри­аль­ным вы­го­дам сербско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ду­ша­на. Од­на­ко это нис­коль­ко не от­ме­ня­ет ука­зан­ной вы­ше тен­ден­ции: по­бе­да прог­рам­мы Па­ле­о­ло­гов зна­чи­ла дви­же­ние Ви­зан­тии в сто­ро­ну фи­ло­со­фии Ре­нес­сан­са, пос­те­пен­ной се­ку­ля­ри­за­ции и обур­жу­а­зи­ва­ния, по­бе­да прог­рам­мы Кан­та­ку­зи­нов пред­по­ла­га­ла дви­же­ние в нап­рав­ле­нии, пря­мо про­ти­во­по­лож­ном ду­ху еще не нас­ту­пив­ше­го тог­да Мо­дер­на.

Свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма стал од­ной из круп­ней­ших фи­гур граж­да­нс­кой вой­ны. Его из­го­ня­ли, низ­вер­га­ли, не­за­кон­но «от­лу­ча­ли» от Церк­ви, бра­ли в плен. По­пав в не­во­лю к ту­рец­ким пи­ра­там, Па­ла­ма про­ник­ся сим­па­ти­ей к ним и су­мел об­ра­тить мно­гих в пра­вос­ла­вие, что наш­ло от­ра­же­ние в его позд­ней­шей по­ле­ми­ке с ис­ла­мом. Быть мо­жет, ему уда­лось поз­на­ко­мить­ся с су­фи­я­ми-дер­ви­ша­ми и кри­ти­чес­ки ос­мыс­лить их мис­ти­чес­кий опыт.


 


Турецкий посол перед византийским императором. XV век

Роль айдынского эмира Умура и османского султана Орхана, решительно
выступивших на стороне Иоанна Кантакузина, стала решающей в войне –
точно так же, как роль язычников-монголов ранее оказалась судьбоносной
для спасения России от западного наступления в XIII веке.

Роль ай­ды­нс­ко­го эми­ра Уму­ра и ос­ма­нс­ко­го сул­та­на Ор­ха­на, ре­ши­тель­но выс­ту­пив­ших на сто­ро­не Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на, ста­ла ре­ша­ю­щей в вой­не – точ­но так же, как роль языч­ни­ков-мон­го­лов ра­нее ока­за­лась судь­бо­нос­ной для спа­се­ния Рос­сии от за­пад­но­го нас­туп­ле­ния в XIII ве­ке и от воз­мож­нос­ти подъ­е­ма собствен­ной рус­ской про­то­бур­жу­а­зии. Во вре­мя граж­да­нс­кой вой­ны 1341–1347 го­дов тур­ки, в от­ли­чие от сер­бов и бол­гар, не стре­ми­лись зах­ва­тить кус­ки ви­зан­тийс­кой тер­ри­то­рии. Во­и­ны ма­ло­а­зийс­ких бей­ли­ков не раз сры­ва­ли нас­туп­ле­ние Апо­кав­ка и Па­ле­о­ло­гов и пря­мо всту­пи­ли в схват­ку с крес­то­нос­ца­ми, ко­то­рые раз­ру­ши­ли Смир­ну под пред­ло­гом, сход­ным с се­год­няш­ни­ми пред­ло­га­ми для за­пад­ной аг­рес­сии про­тив мно­гих стран ми­ра.

Вой­на, опус­то­шив­шая зем­ли Ви­зан­тии и вре­мен­но (на не­боль­шой срок) сок­ра­тив­шая ее тер­ри­то­рию в три ра­за, за­вер­ши­лась по­бе­дой кан­та­ку­зи­нис­тов. Пять по­ме­ст­ных со­бо­ров ут­вер­ди­ли иси­хазм в ка­че­ст­ве обя­за­тель­но­го ве­ро­у­че­ния и ана­фе­ма­т­ство­ва­ли Вар­ла­ама. Ио­анн Кан­та­ку­зин за­нял трон, став им­пе­ра­то­ром Ио­ан­ном VI – соп­ра­ви­те­лем Ио­ан­на V. Поз­же он ос­та­вил прес­тол, ушел в мо­нас­тырь, на­пи­сал вос­по­ми­на­ния и скон­чал­ся в воз­рас­те 90 лет. Но возв­ра­ще­ние пол­но­ты влас­ти в ру­ки Па­ле­о­ло­гов уже не мог­ло ре­а­ни­ми­ро­вать ви­зан­тийс­кое за­пад­ни­че­ст­во и вар­ла­амизм в преж­нем ви­де. Хо­тя Па­ле­о­ло­ги и зак­лю­чи­ли в 1439 го­ду по­зор­ную Фло­рен­тийс­кую унию с папством, но к то­му вре­ме­ни из недр иси­ха­с­тской тра­ди­ции вы­шел свя­ти­тель Марк Эфес­ский, сор­вав­ший унию. И да­же на краю ги­бе­ли – в 1453 го­ду – из Царьг­ра­да зву­чал гор­дый го­лос Лу­ки Но­та­ры, нас­лед­ни­ка «ев­ра­зийс­ких» тра­ди­ций кан­та­ку­зи­низ­ма: «Луч­ше уви­деть в Го­ро­де царству­ю­щую ту­рец­кую чал­му, чем ла­ти­нс­кую ти­а­ру!»

Ес­ли бы в 1347 го­ду с ду­хов­ной по­мощью иси­хас­тов и во­ен­ной по­мощью ту­рок Ио­анн Кан­та­ку­зин не по­бе­дил бы, то, по мне­нию та­ких вид­ных ис­то­ри­ков, как Сер­гей Сказ­кин, Ан­ге­ли­ка Ла­иу и До­нальд Ни­кол, «обур­жу­а­зи­ва­ние» Ви­зан­тии сбли­зи­ло бы ее путь с за­пад­ным. На­ча­ла бы фор­ми­ро­вать­ся по­ли­ти­чес­кая гре­чес­кая на­ция, ба­зи­ру­ю­ща­я­ся не на пра­вос­ла­вии, а на апел­ля­ции к Древ­ней Гре­ции (ок­культ­ный не­оп­ла­то­низм Ге­мис­та Пли­фо­на в сво­ем по­ли­ти­чес­ком ас­пек­те пред­по­ла­гал имен­но это). Ры­ча­ги влас­ти ока­за­лись бы у го­ро­дс­ких тор­гов­цев, а не зем­лев­ла­дель­цев и во­и­нов. Воз­ник­ло бы эт­ни­чес­ки од­но­род­ное эл­ли­нс­кое (а не «ро­мейс­кое») про­то­бур­жу­аз­ное тор­го­вое го­су­да­р­ство, тес­но свя­зан­ное с Ва­ти­ка­ном и Ге­ну­ей (ли­бо Ве­не­ци­ей, в за­ви­си­мос­ти от по­ли­ти­чес­кой конъ­ю­нк­ту­ры) и враж­деб­ное тур­кам. Это го­су­да­р­ство от­ка­за­лось бы от ты­ся­че­лет­ней тра­ди­ции им­пе­рс­ко­го Ри­ма. Ви­зан­тия впол­не мог­ла бы со вре­ме­нем стать ес­ли не «нор­маль­ной ев­ро­пейс­кой стра­ной», «на­ци­о­наль­ным го­су­да­р­ством», то стра­ной, близ­кой к это­му сом­ни­тель­но­му ста­ту­су, ли­шив­шись сво­ей ци­ви­ли­за­ци­он­ной са­мо­быт­нос­ти и ис­то­ри­чес­кой мис­сии, ко­то­рую нель­зя из­ме­рить ма­те­ри­аль­ны­ми цен­нос­тя­ми. Симп­то­ма­тич­но, что в хо­де граж­да­нс­кой вой­ны мо­ря­ки-зи­ло­ты ус­та­но­ви­ли на нес­коль­ко лет в Фес­са­ло­ни­ках сво­е­об­раз­ную «рес­пуб­ли­ку», близ­кую по ду­ху к италь­я­нс­ким го­ро­дам. В Фес­са­ло­ни­ках осу­ще­с­твля­лось са­мо­уп­рав­ле­ние, фак­ти­чес­ки власть при­над­ле­жа­ла тор­го­во-ре­мес­лен­ны­ми сло­я­ми, по­ка го­род не был взят Кан­та­ку­зи­ном. По сво­ей судь­бо­нос­нос­ти и дра­ма­тич­нос­ти этот эпи­зод мож­но срав­нить толь­ко с лик­ви­да­ци­ей Нов­го­ро­дс­ко­го го­су­да­р­ства Ива­ном III спус­тя поч­ти пол­то­ра сто­ле­тия.

Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния и ут­ве­рж­де­ния иси­хаз­ма наг­ляд­но по­ка­зы­ва­ет, что свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма и его сто­рон­ни­ки не толь­ко неп­рес­тан­но прак­ти­ко­ва­ли мо­лит­ву Ии­су­со­ву и дос­ти­га­ли со­зер­ца­ния нет­вар­но­го све­та, но ак­тив­но за­ни­ма­ли оп­ре­де­лен­ную по­ли­ти­чес­кую по­зи­цию, ори­ен­ти­ру­ясь на сак­раль­ную Ро­мейс­кую мо­нар­хию с ие­рар­хи­чес­ким во­ен­но-бю­рок­ра­ти­чес­ким стро­ем в про­ти­во­по­лож­ность про­то­бур­жу­аз­ным тен­ден­ци­ям гу­ма­нис­тов-вар­ла­ами­тов с их стрем­ле­ни­я­ми к пре­об­ла­да­нию тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ев. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­кие воп­ро­сы ока­за­лись да­ле­ко не без­раз­лич­ны­ми для иси­хаз­ма. В оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни не так уж был неп­рав упо­мя­ну­тый вы­ше Мень­ши­ков, за­ме­тив­ший родство па­ла­ми­тс­ко­го иде­а­ла с кон­сер­ва­тив­ны­ми сла­вя­но­фильс­ки­ми те­о­ри­я­ми в но­вой ис­то­рии Рос­сии. Очень ва­жен кон­текст, в ко­то­ром Мень­ши­ков об­ли­чал иси­хазм в статье «Суть сла­вя­но­филь­ства». Он уп­ре­кал сла­вя­но­филь­ство в том, что в нем нет ни­че­го собствен­но­го рус­ско­го, а толь­ко «гре­ко-си­рийс­кое, мон­гольс­кое и не­мец­кое». Лю­бо­пыт­но, что эта ха­рак­те­рис­ти­ка бы­ла бы вер­на и для «ро­мейс­ко­го» иси­хаз­ма XIV ве­ка – враж­деб­но­го эт­ни­чес­ко­му гре­чес­ко­му на­ци­о­на­лиз­му, за­то свя­зан­но­го с тра­ди­ци­я­ми си­рийс­ко-еги­пе­тс­ко­го мо­на­ше­ст­ва, об­ла­дав­ше­го про­ту­рец­кой ге­о­по­ли­ти­чес­кой ори­ен­та­ци­ей, а ес­ли вспом­нить Майс­те­ра Эк­хар­та, то и «не­мец­кий ри­су­нок» ока­жет­ся здесь в на­ли­чии. Вот по­че­му пос­ле­до­ва­тель­ный и убеж­ден­ный на­ци­о­на­лист за­пад­ни­чес­ко­го тол­ка Мень­ши­ков (как и его идей­ные нас­лед­ни­ки, так на­зы­ва­е­мые на­ци­о­нал-де­мок­ра­ты, Алек­сей Ши­ро­па­ев, Сер­гей Сер­ге­ев, Егор Хол­мо­го­ров и дру­гие в на­ши дни) от­вер­гал и ви­зан­тийс­кое, и тюр­ко-мон­гольс­кое, и кон­сер­ва­тив­ное не­мец­кое на­ча­ла в ис­то­рии Рос­сии. Не­да­ром, бро­сив пер­вый ка­мень в свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­му, Ива­на Ки­ре­евс­ко­го и «ви­зан­тийс­кое “пра­вос­ла­вие”» во­об­ще, Мень­ши­ков по­шел еще даль­ше. Он раз­ра­зил­ся фи­лип­пи­ка­ми про­тив «наск­возь ор­ды­нс­ко­го “са­мо­дер­жа­вия” сла­вя­но­фи­лов» и «наск­возь не­мец­кой идеи “на­род­нос­ти”».


 


Рака с мощами святителя Григория Паламы

Святой Григорий Палама и его сторонники не только достигали созерцания
нетварного света, но занимали определенную политическую позицию,
ориентируясь на сакральную Ромейскую монархию с иерархическим
военно-бюрократическим строем.

Действи­тель­но, ре­ли­ги­оз­ные и фи­ло­со­фс­ко-бо­гос­ло­вс­кие уче­ния не­отъ­ем­ле­мы от со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ких прак­тик, при­чем связь здесь вза­им­ная. Толь­ко в им­пе­ра­то­рс­кой, во­ен­но-бю­рок­ра­ти­чес­кой, мно­го­эт­ни­чес­кой Ви­зан­тии с «ев­ра­зийс­кой» ге­о­по­ли­ти­чес­кой ори­ен­та­ци­ей пар­тии кан­та­ку­зи­нис­тов соз­да­лись на­и­бо­лее бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для расц­ве­та ухо­дя­щей кор­ня­ми в ран­нее Сред­не­ве­ковье прак­ти­ки ум­ной мо­лит­вы и со­зер­ца­ния Фа­во­рс­ко­го све­та. По­то­му и в Рос­сии, и в Ру­мы­нии – стра­нах, пе­ре­жив­ших воз­рож­де­ние иси­хаз­ма в пер­вой по­ло­ви­не XX ве­ка, – па­ла­ми­тс­кая и имяс­лав­чес­кая ре­ли­ги­оз­ная ори­ен­та­ция ока­за­лась тес­но свя­зан­ной с мо­нар­хиз­мом, кон­сер­ва­тиз­мом и им­пе­рс­кой «ев­ра­зийс­кой» иде­ей.

В этом пла­не не мо­жет быть ни­че­го по­ка­за­тель­нее твер­дых мо­нар­хи­чес­ких и да­же ре­ак­ци­он­ных взгля­дов ве­ли­чай­ших рус­ских фи­ло­со­фов Фло­ре­нс­ко­го, Ло­се­ва, Эр­на, а так­же ар­хи­ма­нд­ри­та Соф­ро­ния (Са­ха­ро­ва), пол­ностью от­вер­гав­ших все цен­нос­ти ев­ро­пейс­ко­го Мо­дер­на со вре­мен ре­нес­са­нс­но­го гу­ма­низ­ма. Смыч­ка «ре­ак­ци­он­ных» по­ли­ти­чес­ких воз­зре­ний в тру­дах наз­ван­ных фи­ло­со­фов с их пос­ле­до­ва­тель­ным имяс­ла­ви­ем ор­га­нич­на. Од­но прос­то не­воз­мож­но от­де­лить от дру­го­го. При этом об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние тот факт, что Фло­ре­нс­кий в 1920-е го­ды сот­руд­ни­чал с со­ве­тс­кой властью, а пос­ле арес­та в 1933 го­ду на­пи­сал зна­ме­ни­тую ра­бо­ту «Пред­по­ла­га­е­мое го­су­да­р­ствен­ное уст­рой­ство в бу­ду­щем». Не имея воз­мож­нос­ти в тюрь­ме отк­ры­то пи­сать, нап­ри­мер, о мо­нар­хии, он сде­лал все воз­мож­ное, что­бы при­дать сво­е­му со­чи­не­нию яр­кую им­пе­рс­кую, ан­ти­бур­жу­аз­ную и да­же «ев­ра­зийс­кую» ок­рас­ку. Ло­сев, ос­во­бож­ден­ный и ре­а­би­ли­ти­ро­ван­ный в 1933 го­ду, был вплоть до 1953 го­да ли­шен воз­мож­нос­ти пуб­ли­ко­вать свои ра­бо­ты. Но су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во сви­де­тельств, что Ста­лин спе­ци­аль­но по­за­бо­тил­ся о том, что­бы фи­ло­соф-иси­хаст не по­гиб и про­дол­жал свою де­я­тель­ность. Име­ют­ся так­же дан­ные о том, что Ста­лин од­наж­ды лич­но со­ве­то­вал­ся с Ло­се­вым в Крем­ле по по­ли­ти­чес­ким воп­ро­сам. К со­жа­ле­нию, эту ги­по­те­ти­чес­кую встре­чу ник­то не мог пись­мен­но за­до­ку­мен­ти­ро­вать. По­э­то­му сю­жет об­ре­чен нав­сег­да ос­тать­ся та­ким же не­яс­ным, как и воп­рос о том, мог ли юный се­ми­на­рист Ио­сиф Джу­гаш­ви­ли что-то знать о свя­щен­но­без­мо­л­в­ству­ю­щих в Сва­не­тии, «на го­рах Кав­ка­за»… Дос­то­вер­но из­ве­ст­но толь­ко од­но: имен­но ан­ти­бур­жу­аз­ность ста­ли­нс­ко­го ре­жи­ма зас­тав­ля­ла имяс­лав­цев Фло­ре­нс­ко­го и Ло­се­ва, реп­рес­си­ро­ван­ных этим са­мым ре­жи­мом, на­хо­дить в нем по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны. В свя­зи с этим зас­лу­жи­ва­ет са­мо­го серь­ез­но­го вни­ма­ния кон­цеп­ту­аль­ная статья Вла­ди­ми­ра Кан­то­ра «Фло­ре­нс­кий, Сте­пун и боль­ше­ви­с­тское имяс­ла­вие». В ней от­ме­ча­ют­ся су­ще­ст­вен­ные чер­ты, род­ня­щие бо­гос­ло­вс­кие воз­зре­ния Аре­о­па­ги­тик и свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы с со­ве­тс­кой иде­о­ло­ги­ей (но не с уче­ни­ем Марк­са и Эн­гель­са!) и про­ти­во­пос­тав­ля­ю­щие их ми­ро­во­з­зрен­чес­кой па­ра­диг­ме ев­ро­пейс­ко­го Мо­дер­на, «рас­кол­до­ван­но­го ми­ра» (по Мак­су Ве­бе­ру).

Что ка­са­ет­ся воз­рож­де­ния иси­хаз­ма в Ру­мы­нии 20–30-х го­дов XX ве­ка, то это бы­ло вре­мя не­ви­дан­но­го по на­ка­лу ду­хов­но­го подъ­е­ма ру­мы­нс­ко­го пра­вос­ла­вия. В сво­ей крат­кой прог­ра­м­мной статье 1937 го­да «Хрис­ти­а­нс­кая ре­во­лю­ция» Мир­ча Эли­а­де свя­зы­вал мис­сию воз­рож­де­ния мис­ти­чес­ко­го пра­вос­ла­вия пос­ле кра­ха Рос­сийс­кой им­пе­рии с об­нов­ле­ни­ем все­го со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ко­го строя Ру­мы­нии. Прак­ти­чес­ки уни­каль­ным в ис­то­рии пра­вос­ла­вия слу­ча­ем бы­ло то, что пат­ри­арх Ми­рон и весь Си­нод Ру­мы­нс­кой пра­вос­лав­ной церк­ви в 1930-е го­ды бе­зо­го­во­роч­но под­дер­жи­ва­ли ле­ги­о­не­рс­кое дви­же­ние. Как из­ве­ст­но, ле­ги­о­не­ры прак­ти­ко­ва­ли мо­лит­ву Ии­су­со­ву, не­ко­то­рые из них ухо­ди­ли в зат­вор и пол­ностью пос­вя­ща­ли се­бя иси­ха­с­тским прак­ти­кам ум­но­го де­ла­ния. Пе­ред ду­хов­ным ве­ли­чи­ем ру­мы­нс­ко­го иси­хаз­ма то­го вре­ме­ни – не­отъ­ем­ле­мо­го от впол­не оп­ре­де­лен­ной по­ли­ти­чес­кой ори­ен­та­ции – прек­ло­нял­ся да­же ба­рон Юли­ус Эво­ла, ко­то­рый во­об­ще был дос­та­точ­но кри­ти­чен по от­но­ше­нию к хрис­ти­а­нс­ким мо­лит­вен­ным прак­ти­кам. Но в дан­ном слу­чае он встре­тил­ся имен­но с та­ким по­ни­ма­ни­ем хрис­ти­а­н­ства, ко­то­рое ока­за­лось близ­ким его собствен­ной ме­та­фи­зи­чес­кой докт­ри­не. Го­во­ря о ле­ги­о­не­рс­ком иси­хаз­ме, сле­ду­ет вспом­нить и по­жи­ло­го ге­не­ра­ла, ге­роя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, ко­то­рый с во­оду­шев­ле­ни­ем возг­ла­вил пред­вы­бор­ный спи­сок пар­тии «Все для стра­ны», соз­дан­ной на ос­но­ве Ле­ги­о­на Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла и офи­ци­аль­но под­дер­жи­вав­шей­ся пат­ри­ар­хом Ми­ро­ном и ру­мы­нс­ким ду­хо­ве­н­ством. Это­го ге­не­ра­ла зва­ли Ге­ор­ге Кан­та­ку­зи­но-Гра­ни­че­рул – он был пря­мым по­том­ком млад­шей вет­ви ви­зан­тийс­ких Кан­та­ку­зи­нов, пос­ле па­де­ния Конс­тан­ти­но­по­ля обос­но­вав­ших­ся в Ва­ла­хии и Мол­да­вии. Во­ен­но-арис­ток­ра­ти­чес­кое из­ме­ре­ние иси­хаз­ма пов­то­ри­лось спус­тя шесть ве­ков с учас­ти­ем то­го же са­мо­го ро­да…

Связь ре­ли­ги­оз­ных и фи­ло­со­фс­ких уче­ний с со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ким и по­ли­ти­чес­ким стро­ем су­ще­ст­ву­ет всег­да, хо­тя она мо­жет быть слож­ной и опос­ре­до­ван­ной. Тем не ме­нее, к при­ме­ру, из фи­ло­со­фии Ре­не Де­кар­та или Им­ма­ну­и­ла Кан­та, рав­но как из уче­ния Фер­ди­нан­да Сос­сю­ра о язы­ке, вы­те­ка­ют оп­ре­де­лен­ные по­ли­ти­чес­кие сим­па­тии, пря­мо про­ти­во­по­лож­ные тем сим­па­ти­ям, ко­то­рые имп­ли­цит­но со­дер­жат­ся в апо­фа­ти­чес­ком бо­гос­ло­вии Аре­о­па­ги­тик или в иси­хаз­ме свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы и имяс­лав­цев XX ве­ка. В этом смыс­ле иси­хазм как ор­то­док­саль­ная фор­ма вос­точ­но­го пра­вос­ла­вия не мо­жет быть да­же мыс­лен­но от­де­лен от обс­то­я­тельств его воз­ник­но­ве­ния в Ви­зан­тии се­ре­ди­ны XIV ве­ка. Кан­та­ку­зи­низм с его им­пе­рс­ко-мо­нар­хи­чес­кой, ан­ти­бур­жу­аз­ной и да­же ус­лов­но «ев­ра­зийс­кой» нап­рав­лен­ностью был по­ли­ти­чес­ким из­ме­ре­ни­ем па­ла­миз­ма, по­доб­но то­му как ви­зан­ти­с­тские по­ли­ти­чес­кие иде­а­лы, вос­пе­тые Конс­тан­ти­ном Ле­онть­е­вым (мо­на­хом Кли­мен­том), в ус­ло­ви­ях Рос­сии и Ру­мы­нии XX ве­ка ока­за­лись не­от­де­ли­мы­ми от су­гу­бо ре­ли­ги­оз­но­го из­ме­ре­ния иси­хаз­ма и имяс­ла­вия. В этом и сос­то­ит тот урок, ко­то­рый по­ка еще не­дос­та­точ­но ус­во­ен сов­ре­мен­ной об­ще­ст­вен­ной мыслью. Вмес­те с тем по­яв­ле­ние упо­мя­ну­тых ра­бот пос­ле­до­ва­те­ля Ло­се­ва линг­вис­та-ме­та­фи­зи­ка Алек­са­нд­ра Кам­чат­но­ва, с од­ной сто­ро­ны, и ста­тей Вла­ди­ми­ра Кан­то­ра и идей­ных пре­ем­ни­ков на­ци­о­на­лис­та Мень­ши­ко­ва, с дру­гой сто­ро­ны, сви­де­тель­ству­ет о про­и­зо­шед­шем за пос­лед­нее сто­ле­тие рос­те ак­ту­аль­нос­ти рас­смат­ри­ва­е­мой те­мы. Чем быст­рее нас­ту­пит яс­ность в этом воп­ро­се и каж­дый мыс­ля­щий че­ло­век смо­жет выб­рать, на ка­кой сто­ро­не в ме­та­фи­зи­чес­ком и ми­ро­во­з­зрен­чес­ком про­ти­вос­то­я­нии он на­хо­дит­ся, тем луч­ше.