Печать


Первый собор в Никее. Фреска XVIII века

Церковь и Царство или «христианская демократия»?
Владимир Карпец

Еще один «византийский урок»

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 218

Владимир Игоревич Карпец – член Союза писателей России, кандидат юридических наук

В 1393 го­ду Пат­ри­арх Конс­тан­ти­но­польс­кий Ан­то­ний, объ­яс­няя в сво­ем пос­ла­нии Ве­ли­ко­му кня­зю Мос­ко­вс­ко­му Ва­си­лию Дмит­ри­е­ви­чу зна­че­ние все­ле­нс­кой пра­вос­лав­ной им­пе­рии, пи­сал: «Свя­той Царь за­ни­ма­ет вы­со­кое мес­то в Церк­ви; он не то, что дру­гие по­ме­ст­ные князья и го­су­да­ри. Ца­ри в на­ча­ле уп­ро­чи­ли и ут­вер­ди­ли бла­го­чес­тие во всей все­лен­ной. Ца­ри со­би­ра­ли Все­ле­нс­кие со­бо­ры. Они же подт­вер­ди­ли сво­и­ми за­ко­на­ми соб­лю­де­ние то­го, что го­во­рят бо­же­ст­вен­ные и свя­щен­ные ка­но­ны о пра­вых дог­ма­тах и о бла­го­у­ст­рой­стве хрис­ти­а­нс­кой жиз­ни, и мно­го под­ви­за­лись про­тив ере­сей. На­ко­нец, Ца­ри вмес­те с со­бо­ра­ми сво­и­ми пос­та­нов­ле­ни­я­ми оп­ре­де­ли­ли по­ря­док ар­хи­е­рейс­ких ка­федр и ус­та­но­ви­ли гра­ни­цы мит­ро­по­личь­их ок­ру­гов и епис­ко­пс­ких епар­хий. За все это они име­ют ве­ли­кую честь и за­ни­ма­ют вы­со­кое мес­то в Церк­ви. <…> На вся­ком мес­те, где толь­ко име­ют­ся хрис­ти­а­не, имя Ца­ря по­ми­на­ет­ся все­ми пат­ри­ар­ха­ми, мит­ро­по­ли­та­ми и епис­ко­па­ми, и это­го пре­и­му­ще­ст­ва не име­ет ник­то из про­чих кня­зей и влас­ти­те­лей. <…> Не­воз­мож­но хрис­ти­а­нам иметь Цер­ковь и не иметь Ца­ря. Ибо Царство и Цер­ковь на­хо­дят­ся в тес­ном со­ю­зе и об­ще­нии меж­ду со­бою, и не­воз­мож­но от­де­лить их друг от дру­га. Пос­лу­шай вер­хов­но­го апос­то­ла Пет­ра, го­во­ря­ще­го в пер­вом со­бор­ном пос­ла­нии: “Бо­га бой­тесь, ца­ря чти­те” (1 Пет. 2: 17. – В.К.). Не ска­зал “ца­рей”, что­бы кто не стал под­ра­зу­ме­вать име­ну­ю­щих­ся ца­ря­ми у раз­ных на­ро­дов, но “Ца­ря”, ука­зы­вая на то, что один толь­ко Царь во Все­лен­ной».

Эта яс­ная и че­кан­ная фор­му­ла ста­ла квин­тэс­сен­ци­ей то­го един­ства Церк­ви и Царства, ко­то­рое из­ве­ст­ный цер­ков­ный ав­тор ми­нув­ше­го ве­ка про­топ­рес­ви­тер Алек­сандр Шме­ман, нес­мот­ря на то, что поз­же сам от­да­вал дань ли­бе­ра­лиз­му и об­нов­лен­че­ст­ву, наз­вал в од­ной из сво­их ран­них ра­бот «дог­ма­ти­чес­ким со­ю­зом». В од­но­и­мен­ной статье он пи­сал: «Им­пе­ра­тор при­чис­ля­ет­ся к ли­ку свя­тых имен­но как Им­пе­ра­тор, как бо­го­по­ма­зан­ный возг­ла­ви­тель хрис­ти­а­нс­кой им­пе­рии. Но свя­тость эта не то­го же, так ска­зать, по­ряд­ка, что свя­тость лич­ная или мо­на­шес­кая. Свя­тость лич­ная, мы ви­де­ли, дос­ти­жи­ма и мыс­лит­ся толь­ко в ухо­де от ми­ра. Но у ми­ра ос­та­ет­ся ве­ли­кая ре­ли­ги­оз­ная за­да­ча, ве­ли­кая цель и под­виг – сох­ра­нить в пер­вой чис­то­те “без­цен­ный би­сер” ис­тин­ной ве­ры, дог­ма­ти­чес­кую ак­ри­вию. Им­пе­ра­тор и есть преж­де все­го сим­вол и но­си­тель этой пра­вос­лав­ной мис­сии им­пе­рии. Это не оз­на­ча­ет, что к не­му как к че­ло­ве­ку неп­ри­ме­ни­мы нрав­ствен­ные тре­бо­ва­ния хрис­ти­а­н­ства, но здесь воз­мож­ны снис­хож­де­ние и комп­ро­мисс. В не­ко­то­ром смыс­ле тот нрав­ствен­ный мак­си­ма­лизм, ко­то­рый свя­зан с вли­я­ни­ем мо­на­ше­ст­ва, па­ра­док­саль­но ми­ни­ми­зи­ро­вал нрав­ствен­ный уро­вень ми­ра. Пра­вед­ность ста­ла как бы не от ми­ра се­го – за ней нуж­но ухо­дить из ми­ра – и Им­пе­ра­тор или его нас­лед­ник – рус­ский князь – при­ни­ма­ет на смерт­ном од­ре ан­гельс­кий об­раз, как бы сви­де­тель­ствуя этим не­дос­та­точ­ность сво­е­го мирс­ко­го чи­на для спа­се­ния ду­ши. И по­то­му не в нрав­ствен­ном со­вер­ше­н­ство­ва­нии, а в этом наз­на­че­нии им­пе­рии – быть за­щит­ни­цей пра­вой ве­ры – и ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ее те­о­ре­ти­чес­кая цен­ность, ее ре­ли­ги­оз­ное оп­рав­да­ние. Так возв­ра­ща­ем­ся мы к то­му дог­ма­ти­чес­ко­му со­ю­зу, с ко­то­ро­го на­ча­ли. И не­да­ром Свод Юс­ти­ни­а­на, этот пер­вый опыт за­ко­но­да­тель­ства хрис­ти­а­нс­кой им­пе­рии, на­чи­на­ет­ся с Сим­во­ла ве­ры. Тут – ос­но­ва и цель им­пе­рии, тут – серд­це ви­зан­тийс­кой те­ок­ра­тии».

Мос­ко­вс­кое царство, за­тем Рос­сийс­кая им­пе­рия это «серд­це» сох­ра­ни­ли. На­пом­ним, что Алек­сей Ло­сев не­од­нок­рат­но го­во­рил о «чис­том ви­зан­тийс­ко-мос­ко­вс­ком пра­вос­ла­вии». Речь на са­мом де­ле шла об он­то­ло­ги­чес­ки еди­ном Царстве-Церк­ви. Нес­лу­чай­но свя­щен­но­и­нок Фи­ло­фей Пско­вс­кий на­зы­вал Им­пе­ра­то­ра Конс­тан­ти­на Ве­ли­ко­го пред­ком ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия III: «Не прес­ту­пай, ца­рю, за­по­ве­ди, еже по­ло­жи­ша твои пра­де­ды – ве­ли­кий Конс­тан­тинъ, и бла­жен­ный свя­тый Вла­ди­миръ, и ве­ли­кий бо­го­и­зб­ран­ный Ярос­лавъ, и про­чии бла­жен­нии свя­тии, ихъ ж ко­рень и до те­бе <…>. Да ве­си, хрис­то­люб­че и бо­го­люб­че, яко вся хрис­ти­я­нс­кая царства при­идо­ша в ко­нецъ и сни­до­ша­ся во еди­но царство на­ше­го го­су­да­ря, по про­ро­чес­кимъ кни­гамъ, то есть Ро­ме­ис­кое царство: два убо Ри­ма па­до­ша, а тре­тий сто­итъ, а чет­вер­то­му не бы­ти <…> да весть твоа дер­жа­ва, бла­го­чес­ти­вый ца­рю, яко вся царства пра­вос­лав­ныя хрис­ти­я­нс­кия ве­ры сни­до­ша­ся въ твое еди­но царство: единъ ты во всей под­не­бес­ной хрис­ти­я­номъ царь».

Нес­мот­ря на все пе­ре­ме­ны, та­кое един­ство Царства и Церк­ви ос­та­ва­лось офи­ци­аль­ной иде­о­ло­ги­ей и в пе­тер­бу­р­гский пе­ри­од. В Сво­де за­ко­нов Рос­сийс­кой им­пе­рии пра­во­вые нор­мы, ох­ра­няв­шие Цер­ковь, за­ни­ма­ли осо­бое мес­то. Пра­вос­лав­ная цер­ковь про­во­зг­ла­ша­лась «пер­ве­н­ству­ю­щей и гос­по­д­ству­ю­щей», рос­сийс­кий Им­пе­ра­тор не мог ис­по­ве­до­вать ни­ка­кой дру­гой ве­ры, кро­ме пра­вос­лав­ной. Он же рас­смат­ри­вал­ся как «вер­хов­ный за­щит­ник» Пра­вос­лав­ной церк­ви и «блюс­ти­тель пра­во­ве­рия».


 


Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Призвание апостолов Петра и Андрея.1308–1311

Идеологи христианской демократии имеют некоторые основания выводить свои
посылы из настроений раннехристианской общины с ее «духовной демократией».
Однако это возможно лишь при абсолютном соблюдении каждым христианского
идеала. Во всех остальных случаях собственно христианское из христианства
быстро «выветривается» и оборачивается чистым либерализмом или социализмом.

Ав­тор фун­да­мен­таль­но­го ис­сле­до­ва­ния «Свя­ще­н­ство и Царство. Рос­сия, на­ча­ло XX ве­ка – 1918 год. Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­ри­а­лы» Ми­ха­ил Баб­кин го­во­рит пря­мо: «В Рос­сии, как и в Ви­зан­тии, пра­вос­лав­ные са­мо­де­рж­цы вы­пол­ня­ли функ­ции по “обез­пе­че­нию” ре­ли­ги­оз­но­го спа­се­ния душ сво­их под­дан­ных. В уп­рав­ле­нии Пра­вос­лав­ной цер­ковью ца­ри, пов­то­рюсь, име­ли бо­лее ши­ро­кие пол­но­мо­чия, чем да­же пат­ри­ар­хи. Сос­ре­до­та­чи­вая в сво­их ру­ках светс­кую и ду­хов­ную власть, они об­ла­да­ли выс­шим сак­раль­ным ав­то­ри­те­том. Пат­ри­ар­хи же иг­ра­ли вто­рос­те­пен­ные по срав­не­нию с ца­ря­ми ро­ли. Пат­ри­ар­хи, как и про­чие ар­хи­е­реи, яв­ля­лись под­дан­ны­ми ца­ря. То есть они бы­ли слу­га­ми Бо­га и ца­ря. Ца­ри же – слу­га­ми толь­ко Хрис­та, и бо­лее ни­ко­го». Здесь на­до иметь в ви­ду, что гла­ва Церк­ви – не епис­коп, не па­па и не пат­ри­арх, но Сам Хрис­тос, «об­раз оду­шев­лен» ко­е­го, как зна­чи­тель­но поз­же пи­сал пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, есть Царь.

Уже пер­вый хрис­ти­а­нс­кий Им­пе­ра­тор рас­смат­ри­вал­ся не толь­ко как «внеш­ний епис­коп» (вы­ра­же­ние са­мо­го Конс­тан­ти­на Ве­ли­ко­го), но и как Бо­гом пос­тав­лен­ный «об­щий епис­коп» (по вы­ра­же­нию Ев­се­вия), ко­то­рый при воз­ник­но­ве­нии воп­ро­са о ере­сях со­зы­ва­ет Все­ле­нс­кие со­бо­ры. Все семь Все­ле­нс­ких со­бо­ров со­зы­ва­лись Им­пе­ра­то­ра­ми, ко­то­рые при­су­т­ство­ва­ли на них са­ми или же при­сы­ла­ли сво­их предс­та­ви­те­лей. Для то­го что­бы со­бор был приз­нан Все­ле­нс­ким, его ре­ше­ния долж­ны бы­ли быть при­ня­ты еди­ног­ла­си­ем епис­ко­пов и под­пи­са­ны Им­пе­ра­то­ром, а за­тем уже – пос­те­пен­но – приз­на­ны цер­ков­ным на­ро­дом, ми­ром. Не «сак­раль­ное» чис­ло семь пре­пя­т­ству­ет се­год­ня со­зы­ву так на­зы­ва­е­мо­го вось­мо­го со­бо­ра, о ко­ем так пе­кут­ся цер­ков­ные ли­бе­ра­лы, а от­су­т­ствие пос­ле 2 мар­та 1917 го­да им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти. Со­бор 448 го­да в Конс­тан­ти­но­по­ле при­ве­т­ство­вал Фе­о­до­сия II как «пер­вос­вя­щен­ни­ка и Им­пе­ра­то­ра». От­цы Хал­ки­до­нс­ко­го со­бо­ра 451 го­да приз­на­ли в Мар­ки­а­не «свя­щен­ни­ка и Им­пе­ра­то­ра, по­бе­ди­те­ля в вой­не и учи­те­ля ве­ры». Да­же римс­кие епис­ко­пы в пер­вые ве­ка не от­ри­ца­ли за им­пе­ра­то­рс­кой властью пер­вос­вя­щен­ни­чес­ко­го ха­рак­те­ра. Так, па­па Лев Ве­ли­кий при­пи­сы­ва­ет Им­пе­ра­то­ру Мар­ки­а­ну и царс­кое мо­гу­ще­ст­во, и свя­щен­ни­чес­кое по­пе­че­ние. Па­па Гри­го­рий II в сво­ей пе­ре­пис­ке с Им­пе­ра­то­ром Ль­вом Исав­ром по по­во­ду вы­ра­же­ния пос­лед­не­го, что он – Им­пе­ра­тор и свя­щен­ник, воз­ра­жал толь­ко про­тив ико­но­бор­чес­ких рас­по­ря­же­ний, но не ос­па­ри­вал свя­щен­ни­чес­кой влас­ти бла­го­чес­ти­вых пред­ше­ст­вен­ни­ков это­го ца­ря. Цер­ковь мо­ли­лась об Им­пе­ра­то­рах-ере­ти­ках. Собствен­но от­ли­чия Им­пе­ра­то­ра от епис­ко­па – не­воз­мож­ность со­вер­шать ли­тур­гию и при­ло­же­ние Свя­тых Да­ров, а так­же пра­во всту­пать в брак.

Да, действи­тель­но, так бы­ло не всег­да. Иде­о­ло­ги хрис­ти­а­нс­кой де­мок­ра­тии име­ют не­ко­то­рые ос­но­ва­ния вы­во­дить свои по­сы­лы из наст­ро­е­ний ран­нех­рис­ти­а­нс­кой об­щи­ны с ее «ду­хов­ной де­мок­ра­ти­ей». Од­на­ко это воз­мож­но лишь при аб­со­лют­ном соб­лю­де­нии каж­дым хрис­ти­а­нс­ко­го иде­а­ла – при девстве, пол­ном нес­тя­жа­нии и неп­рес­тан­ной мо­лит­ве, то есть в чест­ном ино­че­ст­ве, рав­но как и в пос­то­ян­ной го­тов­нос­ти к му­че­ни­чес­ко­му вен­цу. Во всех ос­таль­ных слу­ча­ях собствен­но хрис­ти­а­нс­кое из хрис­ти­а­н­ства быст­ро «вы­вет­ри­ва­ет­ся» и обо­ра­чи­ва­ет­ся чис­тым ли­бе­ра­лиз­мом или со­ци­а­лиз­мом.


 


Школа Рафаэля. Видение креста («Сим победиши»). 1520–1524

Православная империи на самом деле пришла не из Ветхого Завета
и не от еврейского народа, а от язычников и была именно воцерковлена
вся целиком, в ее языческих формах, как воцерковляется после Святого
Крещения весь человек, а не только какая-то часть его телесно-душевного состава.

Весь­ма по­пу­ляр­но, осо­бен­но в пос­лед­нее вре­мя, вы­ве­де­ние хрис­ти­а­нс­ко-де­мок­ра­ти­чес­ких идей из Вет­хо­го За­ве­та. В част­нос­ти, игу­мен Фи­липп (Ря­бых), ос­но­вы­ва­ясь на Кни­ге Су­дей и Пер­вой Кни­ге Царств, пи­шет: «В Пер­вой Кни­ге Царств рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что в древ­нем Из­ра­и­ле бо­го­ус­та­нов­лен­ным прав­ле­ни­ем бы­ла те­ок­ра­тия. Она су­ще­ст­во­ва­ла без инс­ти­ту­тов го­су­да­р­ствен­ной влас­ти. Сам Бог за­бо­тил­ся о древ­нем ев­рейс­ком на­ро­де. Про­вод­ни­ком Бо­жи­ей во­ли бы­ли судьи, ко­то­рые су­ди­ли и ор­га­ни­зо­вы­ва­ли на­род в слу­чае не­об­хо­ди­мос­ти. Но сла­бость ве­ры ев­рейс­ко­го на­ро­да в за­бо­ту Бо­га при­ве­ла к то­му, что он за­хо­тел иметь ви­ди­мое про­яв­ле­ние влас­ти в ли­це ца­ря: “Мы бу­дем как про­чие на­ро­ды: бу­дет су­дить нас царь наш, и хо­дить пред на­ми, и вес­ти вой­ны на­ши” (1 Цар. 8: 20). Та­ким об­ра­зом, Биб­лия нам со­об­ща­ет, что мо­нар­хия да­же не бы­ла изоб­ре­те­ни­ем бо­го­и­зб­ран­но­го на­ро­да, но бы­ла за­им­ство­ва­на им от языч­ни­ков». В нес­коль­ко смяг­чен­ном ви­де эту же по­зи­цию вы­ра­жа­ет Анд­рей Дес­ниц­кий в статье «Свя­ще­н­ство и Царство в рос­сийс­ком об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии (из ис­то­рии од­но­го ар­хе­ти­па)»: «Так и в са­мых “про­мо­нар­хи­чес­ких” от­рыв­ках Вет­хо­го За­ве­та Царство изоб­ра­жа­ет­ся как инс­ти­тут, раз­ре­шен­ный Бо­гом, но ус­та­нов­лен­ный все­це­ло по во­ле лю­дей. Ие­рар­хия цен­нос­тей впол­не по­нят­на: иде­а­лом об­ще­ст­вен­но­го уст­рой­ства слу­жит те­ок­ра­тия, но пос­коль­ку она, как вся­кий иде­ал, не мо­жет пос­то­ян­но ос­та­вать­ся прак­ти­чес­кой нор­мой об­ще­ст­вен­но­го уст­рой­ства, на­род, что­бы из­бе­жать анар­хии, вы­би­ра­ет мо­нар­хию. Ха­рак­тер­но, что Вет­хий За­вет во­об­ще ниг­де не со­дер­жит чет­ких пред­пи­са­ний от­но­си­тель­но форм го­су­да­р­ствен­но­го уст­рой­ства, в от­ли­чие от де­таль­но ого­во­рен­ных форм куль­та. Гос­подь из­би­ра­ет конк­рет­ных лю­дей (су­дей, ца­рей, про­ро­ков) и че­рез них уп­рав­ля­ет Сво­им на­ро­дом, но ниг­де и ни­ког­да не вы­во­дит Он иде­аль­ную фор­му­лу влас­ти для это­го на­ро­да».

При­ве­ден­ная точ­ка зре­ния име­ет про­тес­та­н­тское про­ис­хож­де­ние, и ее кри­ти­ко­вал еще Лев Ти­хо­ми­ров в «Мо­нар­хи­чес­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти»: «В про­тес­та­н­т­стве очень расп­ро­ст­ра­не­на мысль, буд­то бы в Биб­лии царс­кая власть не одоб­ря­ет­ся и сос­тав­ля­ет, по вы­ра­же­нию Биб­лии, “грех пе­ред Гос­по­дом”. У ис­то­ри­ка, во­об­ще точ­но­го и безп­ри­ст­ра­ст­но­го, как Шлос­сер, пря­мо го­во­рит­ся, буд­то бы уч­реж­де­ние Царства “рез­ко про­ти­во­ре­чи­ло за­ко­но­да­тель­ству Мо­и­сея, по ко­то­ро­му гла­вою го­су­да­р­ства приз­на­вал­ся один толь­ко Бог. Труд­но по­нять, как пов­то­ря­ют по­доб­ные ве­щи лю­ди, чи­тав­шие Биб­лию”. Но мож­но пой­ти даль­ше и за­дать еще один воп­рос: как пов­то­ря­ют по­доб­ные ве­щи лю­ди, чи­тав­шие всю Биб­лию? Ис­то­рия Вет­хо­го За­ве­та и бо­го­и­зб­ран­но­го на­ро­да аб­со­лют­но за­вер­ше­на рож­де­ни­ем Гос­по­да Ису­са Хрис­та и мо­жет быть рас­смот­ре­на толь­ко че­рез Не­го и ни­как не оп­ре­де­ля­ет пра­вос­лав­ную ис­то­ри­о­со­фию, раз­ве что про­об­ра­зо­ва­тель­но или во­об­ще “ана­го­ги­чес­ки”, как го­во­ри­ли от­цы-кап­па­до­кий­цы, че­рез “об­ре­за­ние Пи­са­ний”. Пос­лед­ним про­ро­ком был свя­той Ио­анн Пре­до­те­ча, на ко­то­ром и за­вер­шил­ся “про­ро­чес­кий ряд” и во­об­ще все “ли­ца из­ра­ил­тес­тии”. Труд­но по­нять, как во­об­ще мо­жет быть ис­поль­зо­ван Вет­хий За­вет в эк­зе­ге­зе Им­пе­рии, хо­тя это и про­ис­хо­ди­ло (с раз­ных сто­рон) на про­тя­же­нии всей ис­то­рии».

Вик­тор Сер­ге­ев (его неп­ри­я­тие пра­вос­ла­вия и од­нов­ре­мен­но по­пыт­ка бо­гос­ло­вс­ко­го «оп­рав­да­ния» де­мок­ра­тии оче­вид­ны) со­вер­шен­но спра­вед­ли­во ука­зы­ва­ет в сво­ей мо­ног­ра­фии «Де­мок­ра­тия как пе­ре­го­вор­ный про­цесс»: «Имен­но Вет­хий За­вет, и имен­но че­рез текс­ты про­ро­ков, стал ос­нов­ным ис­точ­ни­ком идей у ра­ди­каль­ных про­тес­та­н­тских сект. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что в рус­ском пра­вос­ла­вии, где роль Вет­хо­го За­ве­та во­об­ще зна­чи­тель­но скром­нее (кур­сив мой. – В.К.), чем в за­пад­ных хрис­ти­а­нс­ких Церк­вях, где роль выс­ше­го су­да по от­но­ше­нию к влас­ти за­мет­но приг­лу­ше­на, а не­об­хо­ди­мость тер­петь власть, в ду­хе пос­ла­ния свя­то­го Пав­ла к рим­ля­нам, рас­смат­ри­ва­ет­ся как им­пе­ра­тив, со­дер­жа­ща­я­ся в Вет­хом За­ве­те идея бо­гов­дох­но­вен­но­го про­ро­че­ст­ва и воз­мож­ность выз­вать власть на суд пе­ред Бо­гом все же яс­но про­я­ви­ла се­бя в од­ном из на­и­бо­лее инт­ри­гу­ю­щих эпи­зо­дов рус­ской ис­то­рии – пе­ре­пис­ке меж­ду Ива­ном Гроз­ным и кня­зем Анд­ре­ем Курбским. Курбский со­вер­шен­но яс­но об­ви­ня­ет Гроз­но­го в отс­туп­ле­нии от хрис­ти­а­нс­ких за­ко­нов и гро­зит Божь­им су­дом, опи­ра­ясь на вет­хо­за­вет­ные ци­та­ты, Гроз­ный же от­ве­ча­ет ему сло­ва­ми свя­то­го апос­то­ла Пав­ла о бо­же­ст­вен­ной при­ро­де влас­ти».

Имен­но так. Идеи хрис­ти­а­нс­кой де­мок­ра­тии, действи­тель­но впер­вые выс­ка­зан­ные в Рос­сии кня­зем Анд­ре­ем Курбским в по­ле­ми­ке с ца­рем Ио­ан­ном Гроз­ным, суть от­ри­ца­ние преж­де все­го зре­ло­го пра­вос­ла­вия со вре­мен Все­ле­нс­ких со­бо­ров. Пра­вос­лав­ная им­пе­рии на са­мом де­ле приш­ла не из Вет­хо­го За­ве­та и не от ев­рейс­ко­го на­ро­да, а от языч­ни­ков и бы­ла имен­но во­цер­ков­ле­на вся це­ли­ком, в ее язы­чес­ких фор­мах, как во­цер­ков­ля­ет­ся пос­ле Свя­то­го Кре­ще­ния весь че­ло­век, а не толь­ко ка­кая-то часть его те­лес­но-ду­шев­но­го сос­та­ва.


 


Сергей Милорадович. Разрыв патриарха Никона с царем Алексем Михайловичем. Конец XIX века

«Перестройка» Церкви-Царства середины XVII века, вошедшая в историю
под названием «церковный раскол», нанесла первый – причем самый
главный – удар по всей византийско-московской онтологии. Речь идет
о прекращении поминовения царя и царствующего дома на проскомидии,
что означало, по сути, уничтожение молитвенной – самой живой и реальной –
скрепы Церкви, страны и народа.

Цер­ковь учит и всег­да учи­ла о том, что им­пе­ра­то­рс­кая власть есть «дер­жай ны­не», «ка­те­хон», всег­да сто­я­щий на стра­же от «близ гря­ду­ще­го ан­тих­рис­та», «без­за­кон­но­го». Та­кое тол­ко­ва­ние ут­вер­ди­лось со вре­мен изъ­яс­не­ния свя­тым Ио­ан­ном Зла­то­ус­том Пос­ла­ния свя­то­го апос­то­ла Пав­ла к Со­лу­ня­нам (2: 6–7) и яв­ля­ет­ся частью цер­ков­но­го пре­да­ния. Это свя­за­но с тем, что имен­но «власть силь­ных рим­лян» не даст со­вер­шить объ­е­ди­не­ния че­ло­ве­че­ст­ва вок­руг Ие­ро­са­ли­ма, где ан­тих­рист дол­жен «вос­сесть яко Бог». В лю­бом слу­чае он­то­ло­гия им­пе­рии и Церк­ви есть еди­ная он­то­ло­гия. Их не­воз­мож­но ра­зор­вать. От­сю­да про­ис­те­ка­ют древ­ние, да­же еще и ста­ро­ри­мс­ко­го про­ис­хож­де­ния, пре­да­ния о хрис­ти­а­н­стве как тай­ном им­пе­ра­то­рс­ком куль­те да­же и до свя­то­го Конс­тан­ти­на. Фран­цу­зс­кий ис­сле­до­ва­тель Жиль­бер Даг­рон в кни­ге «Им­пе­ра­тор и свя­щен­ник» пи­шет о «ле­ген­де о тай­но об­ра­тив­шем­ся Им­пе­ра­то­ре», ко­то­рая «про­топ­та­ла се­бе тро­пин­ку в ис­то­рии, став­шую впос­ле­д­ствии ши­ро­кой до­ро­гой ис­то­ри­ог­ра­фии». Сог­лас­но этой ле­ген­де, «им­пе­рс­кий Рим из­на­чаль­но был внут­рен­не хрис­ти­а­нс­ким», а «об­ра­ще­ние Конс­тан­ти­на – это не что-то на­чи­на­е­мое с чис­то­го лис­та, но лишь важ­ный мо­мент, ког­да в ми­ре сем в сво­ей пер­воз­дан­ной чис­то­те “Ав­гус­ту еди­но­на­чаль­ство­вав­ше­му на зем­ли” про­я­вил­ся пред­веч­ный план Бо­же­ст­вен­но­го до­мо­ст­ро­и­тель­ства». По сло­вам Даг­ро­на, это бы­ло «стрем­ле­ни­ем сов­мес­тить хрис­ти­а­нс­кое вре­мя с на­ча­лом им­пе­рии, а не с ее хрис­ти­а­ни­за­ци­ей». Ав­тор при­во­дит при­ме­ры ле­генд о Фи­лип­пе Ара­бе, Им­пе­ра­то­ре и тай­ном хрис­ти­а­ни­не, об Ав­гус­те, ко­то­ро­му пи­фия отк­ры­ла, что она по­те­ря­ла свой про­ро­чес­кий дар с рож­де­ни­ем та­ин­ствен­но­го Мла­ден­ца, о Не­ро­не, быв­шем вос­тор­жен­ным сви­де­те­лем по­бе­ды апос­то­ла Пет­ра над Си­мо­ном-волх­вом, а за­тем ве­лев­шем каз­нить Пи­ла­та за то, что тот пре­дал Ису­са иу­де­ям, о Вес­па­си­а­не и Ти­те, ко­то­рые ис­пол­ни­ли про­ро­че­ст­во Вет­хо­го 3аве­та, раз­ру­шив Ие­ро­са­ли­мс­кий храм, и, на­ко­нец, о До­ми­ци­а­не, тай­но об­ра­щен­ном Ио­ан­ном Бо­гос­ло­вом. Сю­да же мож­но от­нес­ти так­же и рус­ское пре­да­ние о Ти­бе­рии, ко­то­ро­му свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на (сог­лас­но пре­да­нию, ее сво­бод­но про­пус­ти­ли во дво­рец, пос­коль­ку она са­ма бы­ла царс­ко­го ро­да) пре­под­нес­ла крас­ное пас­халь­ное яй­цо. Ко­неч­но, мно­гое здесь от­но­сит­ся не к «по­зи­тив­ной», а к «сим­во­ли­чес­кой» ис­то­рии. Но тот же уже ци­ти­ро­вав­ший­ся Ло­сев пи­сал о тож­де­ст­ве «пол­но­цен­но­го сим­во­лиз­ма» и «пол­но­цен­но­го ре­а­лиз­ма»…

Цер­ковь-Царство – это фе­но­мен, пе­ре­шед­ший пос­ле па­де­ния Вто­ро­го Ри­ма (по при­чи­не унии с ка­то­ли­ка­ми 1439 го­да, за­те­ян­ной имен­но им­пе­ра­то­рс­кой властью) на Тре­тий Рим – Рус­ское царство, тог­да Мос­ко­вс­кую Русь (имен­но так, а вов­се не толь­ко на град Моск­ву). Пе­ре­шед­ший пол­ностью, со всей не­зыб­ле­мостью царс­ко­го дос­то­и­н­ства и цер­ков­ных чи­нов. Это и бы­ло за­пе­чат­ле­но Стог­ла­вым со­бо­ром 1551 го­да с учас­ти­ем пя­ти прос­лав­лен­ных Цер­ковью ар­хи­е­ре­ев, в том чис­ле свя­тых Ма­ка­рия Мос­ко­вс­ко­го и Гу­рия Ка­за­нс­ко­го, соз­ван­ным ца­рем Ио­ан­ном Гроз­ным, пос­та­вив­шим под его ре­ше­ни­я­ми свою под­пись. Со­бор ут­вер­дил древ­ний цер­ков­ный чин как ос­но­ву и скре­пу Царства и бу­ду­щей им­пе­рии. Так на­зы­ва­е­мый Боль­шой Мос­ко­вс­кий со­бор 1666–1667 го­дов был раз­бой­ничь­им (его ре­ше­ния приз­на­ны оши­боч­ны­ми По­ме­ст­ным со­бо­ром Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви 1971 го­да). И не по­то­му, что был соз­ван ца­рем без пат­ри­ар­ха, а по­то­му, что при­су­т­ство­вав­шие на нем «вос­точ­ные пат­ри­ар­хи» яв­ля­лись к то­му вре­ме­ни без­ме­ст­ны­ми, а так­же по­то­му, что он на­ло­жил клят­вы и пре­ще­ния на древ­не­ру­с­ский бо­гос­лу­жеб­ный чин, ис­поль­зо­вав­ший­ся рус­ски­ми свя­ты­ми от свя­то­го Вла­ди­ми­ра до свя­то­го пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на.

«Пе­ре­ст­рой­ка» Церк­ви-Царства се­ре­ди­ны XVII ве­ка, во­шед­шая в ис­то­рию под наз­ва­ни­ем «цер­ков­ный рас­кол» (это не­точ­но – вна­ча­ле бы­ла имен­но «пе­ре­ст­рой­ка», и толь­ко по­том рас­кол), на­нес­ла пер­вый – при­чем са­мый глав­ный – удар по всей ви­зан­тийс­ко-мос­ко­вс­кой он­то­ло­гии. Речь идет о прек­ра­ще­нии по­ми­но­ве­ния ца­ря и царству­ю­ще­го до­ма на прос­ко­ми­дии, что оз­на­ча­ло, по су­ти, унич­то­же­ние мо­лит­вен­ной – са­мой жи­вой и ре­аль­ной – скре­пы Церк­ви, стра­ны и на­ро­да. Тем са­мым, как го­во­рит свя­щен­ник Ро­ман Зе­ле­нс­кий, мы «тво­рим за­пус­те­ние на свя­том мес­те, мы еще и ре­во­лю­ци­о­не­ры, так как, са­мо­чин­но иг­но­ри­руя, а фак­ти­чес­ки от­вер­гая царс­кую власть, каж­дый раз свер­ша­ем мис­ти­чес­кую ре­во­лю­цию на дис­ко­се, ко­то­рый, кста­ти, оз­на­ча­ет яс­ли, Гол­го­фу, а за­тем и Гроб Гос­по­день».


 

Мож­но спо­рить, по­че­му это про­и­зош­ло. Фор­маль­ное объ­яс­не­ние – прос­тое за­им­ство­ва­ние гре­чес­ко­го чи­на в то вре­мя, ког­да гре­ки пе­реш­ли на «пя­тип­рос­фо­рие», имея в ви­ду ис­чез­но­ве­ние Им­пе­ра­то­ра в Конс­тан­ти­но­по­ле и ту­рец­кое иго. Из­ве­ст­но, что не­ко­то­рые де­я­те­ли рас­ко­ла с «ни­ко­но­вой» сто­ро­ны (Ар­се­ний Грек, Па­и­сий Ли­га­рид), а вслед за ни­ми и от­дель­ные ар­хи­е­реи сра­зу пос­ле рас­ко­ла (та­кие, как Си­ме­он По­лоц­кий или Епи­фа­ний Сла­ви­нец­кий) – быв­шие ка­то­ли­ки, скры­тые ка­то­ли­ки и да­же пря­мые ие­зу­и­ты. Мож­но вспом­нить и о том, что «ла­ти­н­ство» по­па­да­ло на Русь и рань­ше, в част­нос­ти, че­рез до­ми­ни­кан­цев «нов­го­ро­дс­ко­го круж­ка», как раз пос­ле то­го, как на За­па­де папство со­вер­ши­ло окон­ча­тель­ную по­бе­ду над им­пе­ри­ей Го­ге­нш­та­у­фе­нов. Се­ми­на­рс­кие учеб­ни­ки XVIII–XIX ве­ков бы­ли про­ни­за­ны ка­то­ли­чес­ки­ми или про­тес­та­н­тски­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми, в том чис­ле оче­вид­ным пре­у­ве­ли­че­ни­ем ро­ли вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии. Мно­гие ре­во­лю­ци­о­не­ры – вы­ход­цы из по­по­ви­чей, прав­да, ут­ра­тив­шие ве­ру. Нес­лу­чай­но еще сла­вя­но­фил Иван Ак­са­ков на­зы­вал ре­во­лю­ци­он­ные идеи «хрис­ти­а­н­ством без Бо­га».

Тем не ме­нее Цер­ковь про­дол­жа­ла по­ми­но­ве­ние Им­пе­ра­то­ра и царс­ко­го до­ма на ек­тень­ях и Ве­ли­ком Вхо­де. Тер­ро­рис­та Сер­гея Не­ча­е­ва спро­си­ли: в слу­чае по­бе­ды ре­во­лю­ции в Рос­сии сколь­ко Ро­ма­но­вых на­до бу­дет убить? Он от­ве­тил: «Всю Ве­ли­кую ек­тенью». Ле­нин на­хо­дил эти сло­ва сво­е­го пред­ше­ст­вен­ни­ка, ко­то­ро­го глу­бо­ко по­чи­тал, «ге­ни­аль­ны­ми».

 

Уже к концу марта 1917 года все места богослужебных и других чинов Русской православной церкви, где ранее поминалась царская власть, были исправлены. Изменения заключались в буквальной замене поминовения Императора и лиц царствующего дома на поминовение «благоверного Временного правительства». По сути, именно действия Синода сделали революцию необратимой.

Ис­то­рик Баб­кин в уже упо­ми­нав­шей­ся мо­ног­ра­фии, ос­но­вы­ва­ясь на ар­хив­ных ис­сле­до­ва­ни­ях, по­ка­зы­ва­ет, что еще до ре­во­лю­ции 1905–1907 го­дов свя­щен­но­на­ча­лие на­ча­ло ме­нять ли­тур­ги­чес­кие текс­ты, ог­ра­ни­чи­вая по­ми­но­ве­ние царству­ю­ще­го до­ма и пре­у­ве­ли­чи­вая ти­ту­ло­ва­ние ар­хи­е­ре­ев. В вы­шед­шем в 1900 го­ду «по бла­гос­ло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Си­но­да» Слу­жеб­ни­ке ис­че­за­ет обя­зан­ность вы­ни­ма­ния на прос­ко­ми­дии час­ти­цы о здра­вии го­су­да­ря. А еще рань­ше, в 1898 го­ду, Си­нод при­нял оп­ре­де­ле­ние о том, что мест­ный ар­хи­е­рей на ли­тур­гии бу­дет по­ми­нать­ся как «пре­ос­вя­щен­ней­ший» (на су­гу­бой ек­тенье) и «ве­ли­кий гос­по­дин наш пре­ос­вя­щен­ный» (при Ве­ли­ком Вхо­де).

В 1905 го­ду мно­гие ар­хи­е­реи пуб­лич­но про­яв­ля­ли со­чу­в­ствие на­чав­шей­ся ре­во­лю­ции. Стар­ший ви­ка­рий Санкт-Пе­тер­бу­р­гской епар­хии епис­коп Нарвский Ан­то­нин (Гра­но­вс­кий) сра­зу пос­ле об­на­ро­до­ва­ния Ма­ни­фес­та 17 ок­тяб­ря 1905 го­да пе­рес­тал на со­вер­ша­е­мых им бо­гос­лу­же­ни­ях по­ми­нать ца­ря как «са­мо­дер­жав­ней­ше­го», а в де­каб­ре 1905 го­да опуб­ли­ко­вал в сто­лич­ной га­зе­те «Сло­во» статью о том, что пра­вос­ла­вие и са­мо­дер­жа­вие не­сов­мес­ти­мы. Это бы­ло пря­мым про­во­зг­ла­ше­ни­ем прин­ци­пов хрис­ти­а­нс­кой де­мок­ра­тии. Ар­хи­е­пис­коп Фин­ля­н­дский Сер­гий (Стра­го­ро­дс­кий) (бу­ду­щий пат­ри­арх) пос­ле каз­ни 6 мар­та 1906 го­да ру­ко­во­ди­те­ля се­вас­то­польс­ко­го вос­ста­ния лей­те­нан­та Пет­ра Шмид­та со­вер­шил па­ни­хи­ду по не­му в Санкт-Пе­тер­бу­р­гской ду­хов­ной ака­де­мии с учас­ти­ем слу­ша­те­лей. Та­кую же па­ни­хи­ду тре­тий ви­ка­рий Санкт-Пе­тер­бу­р­гской епар­хии рек­тор Санкт-Пе­тер­бу­р­гской ду­хов­ной ака­де­мии епис­коп Ям­бу­р­гский Сер­гий (Ти­хо­ми­ров) отс­лу­жил на Пу­ти­ло­вс­ком за­во­де.

Все это прис­хо­ди­ло при пря­мой под­де­рж­ке мит­ро­по­ли­та Санкт-Пе­тер­бу­р­гско­го Ан­то­ния (Вад­ко­вс­ко­го).

Как ука­зы­ва­ет впол­не со­чу­в­ству­ю­щий хрис­ти­а­нс­ко-де­мок­ра­ти­чес­ким иде­ям эмиг­ра­н­тский цер­ков­ный ис­то­рик Дмит­рий Пос­пе­ло­вс­кий, в пос­лед­ние го­ды су­ще­ст­во­ва­ния са­мо­дер­жав­ной Рос­сии «поч­ти все ар­хи­е­реи тре­бо­ва­ли ре­форм, нап­рав­лен­ных на ос­во­бож­де­ние Церк­ви от го­су­да­р­ствен­ной за­ви­си­мос­ти». Мно­гие из них ра­то­ва­ли за «вос­ста­нов­ле­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва пу­тем со­зы­ва со­бо­ра и ус­та­нов­ле­ния впредь пе­ри­о­дич­нос­ти со­бо­ров». Ис­сле­до­ва­тель при­во­дит сле­ду­ю­щий факт: 32 пе­тер­бу­р­гских свя­щен­ни­ка соз­да­ли Со­юз цер­ков­но­го об­нов­ле­ния и ут­ве­рж­да­ли, что «Цер­ковь не долж­на свя­зы­вать­ся ни с ка­кой фор­мой го­су­да­р­ства». По­доб­ная связь, по их мне­нию, «ко­щу­н­ствен­на для Церк­ви» и име­ет сво­им про­дол­же­ни­ем «связь с по­ли­цейс­ким участ­ком». То есть об­нов­лен­цы еще да­же до Фев­ральс­кой ре­во­лю­ции от­ри­ца­ли бо­го­по­ма­зан­ность мо­нар­хии.

Твер­дым мо­нар­хис­том (в ос­нов­ном из-за его по­зи­ции уже в 1920–1930-е го­ды) обыч­но при­ня­то счи­тать бу­ду­ще­го кан­ди­да­та в пат­ри­ар­хи и гла­ву За­ру­беж­ной церк­ви мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го). Од­на­ко свя­щен­ник Па­вел Фло­ре­нс­кий в сво­ей кни­ге «Фи­ло­со­фия куль­та», за­вер­шен­ной в 1918 го­ду, пи­сал: «В цер­ков­ных кру­гах, счи­та­ю­щих се­бя пра­ви­ла­ми бла­го­чес­тия и стол­па­ми ка­но­ни­чес­кой кор­ре­кт­нос­ти, с не­ко­то­рых пор ста­ра­ни­я­ми глав­ным об­ра­зом ар­хи­е­пис­ко­па Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) ста­ла куль­ти­ви­ро­вать­ся мысль о бе­зус­лов­ной не­об­хо­ди­мос­ти не­ог­ра­ни­чен­ной цер­ков­ной влас­ти и склон­ность к светс­кой влас­ти так или ина­че кол­лек­тив­ной, нап­ри­мер, ог­ра­ни­чен­ной кол­лек­тив­но вы­ра­бо­тан­ной конс­ти­ту­ци­ей или ре­ше­ни­я­ми то­го или дру­го­го предс­та­ви­тель­но­го ор­га­на».


 


Храм святых новомучеников и исповедников российских в Бутове

Если мученическая смерть царской семьи была искупительной жертвой
за сам Дом Романовых и за богоотступничество – прежде всего в годы
раскола XVII века, то «бутовская жертва» стала искуплением для священства
и мирян Русской церкви (причем как никониан, так и старообрядцев)
за беснования «христианской демократии» и «церковного Февраля».

По­э­то­му ес­те­ст­вен­но, что в фев­ра­ле–мар­те 1917 го­да, по сло­вам Баб­ки­на, «по­зи­ция выс­ше­го ду­хо­ве­н­ства сви­де­тель­ство­ва­ла о том, что ие­рар­хи ре­ши­ли вос­поль­зо­вать­ся по­ли­ти­чес­кой си­ту­а­ци­ей для осу­ще­с­твле­ния сво­е­го же­ла­ния по­лу­чить ос­во­бож­де­ние от вли­я­ния Им­пе­ра­то­ра (“светс­кой” влас­ти) на цер­ков­ные де­ла и фак­ти­чес­ки из­ба­вить­ся от ца­ря как сво­е­го “ха­риз­ма­ти­чес­ко­го кон­ку­рен­та”». Си­нод уже 6–8 мар­та рас­по­ря­дил­ся изъ­ять из бо­гос­лу­жеб­ных чи­нов по­ми­но­ве­ние царс­кой влас­ти. Ес­ли Рос­сия бы­ла про­во­зг­ла­ше­на Алек­са­нд­ром Ке­ре­нс­ким рес­пуб­ли­кой толь­ко че­рез шесть ме­ся­цев пос­ле ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий, то Си­нод это сде­лал че­рез шесть дней. А уже к кон­цу мар­та 1917 го­да все мес­та бо­гос­лу­жеб­ных и дру­гих чи­нов Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви, где ра­нее по­ми­на­лась царс­кая власть, бы­ли исп­рав­ле­ны. Из­ме­не­ния зак­лю­ча­лись в бук­валь­ной за­ме­не по­ми­но­ве­ния Им­пе­ра­то­ра и лиц царству­ю­ще­го до­ма на по­ми­но­ве­ние «бла­го­вер­но­го Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства» (да­же до и без ре­ше­ния пред­по­ла­гав­ше­го­ся к со­зы­ву Уч­ре­ди­тель­но­го соб­ра­ния). По су­ти, имен­но действия Си­но­да сде­ла­ли ре­во­лю­цию не­об­ра­ти­мой.

Ис­то­рик ука­зы­ва­ет и на сво­е­об­раз­ный ко­щу­н­ствен­ный сим­во­лизм в пос­туп­ках от­дель­ных предс­та­ви­те­лей ду­хо­ве­н­ства, ас­со­ци­иро­вав­ших свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия с пас­халь­ны­ми тор­же­ст­ва­ми. Мно­гие сов­ре­мен­ни­ки ука­зы­ва­ли на «пас­халь­ную» ат­мос­фе­ру Фев­ральс­кой ре­во­лю­ции. На ули­цах го­ро­дов не­ред­ким бы­ло при­ве­т­ствие: «Хрис­тос воск­ре­се… на­ко­нец-то мы сво­бод­ны». А один из мос­ко­вс­ких кли­ри­ков, свя­щен­ник Вла­ди­мир Вос­то­ков, явил­ся 4 мар­та 1917 го­да на Крас­ную пло­щадь для слу­же­ния празд­нич­но­го мо­леб­на не в тем­ном (ве­ли­ко­по­ст­ном, по­ло­жен­ном по цер­ков­но­му ус­та­ву), а в крас­ном – пас­халь­ном – об­ла­че­нии. «Мно­гим из тех, ко­то­рые в те дни участ­во­ва­ли во все­об­щей ре­во­лю­ци­он­ной вак­ха­на­лии, да­же ка­за­лось, буд­то бы “рай опус­тил­ся на зем­лю”», – от­ме­ча­ет Баб­кин.

Да, мно­гие меч­та­ли о вре­ме­нах пер­вых хрис­ти­ан. Но бы­ло ли все­об­щее девство? Был ли все­об­щий доб­ро­воль­ный от­каз от иму­ще­ст­ва, от бо­га­т­ства да и от «лич­ной сво­бо­ды»? От са­мой жиз­ни? Был ли от­каз от воз­ло­жен­но­го на че­ло­ве­ка «бре­ме­ни царс­ко­го» действи­тель­ным при­ня­ти­ем «бре­ме­ни Хрис­то­ва»? Не был ли во­об­ще «ко­нец конс­тан­ти­но­вой эры», как го­во­ри­ли и сей­час лю­бят го­во­рить рев­ни­те­ли «Церк­ви без Ца­ря» и как пос­пеш­но воз­ве­ща­ют не­ко­то­рые ка­те­хи­зи­сы, ог­ром­ным об­ма­ном? Ведь ни­ка­ко­го возв­ра­та к «пер­вох­рис­ти­а­н­ству» нет, да и быть не мо­жет. Раз­ве что в ино­че­ст­ве. Но в ино­че­ст­ве он был и есть всег­да.

Со­бор 1917–1918 го­дов, соз­ван­ный без учас­тия Им­пе­ра­то­ра, то есть в про­ти­во­ре­чии с ни­кем и ни­ког­да не от­ме­нен­ны­ми (и не мо­гу­щи­ми быть от­ме­нен­ны­ми) ка­но­на­ми Церк­ви и тра­ди­ци­я­ми, це­ли­ком про­хо­дил под зна­ком «хрис­ти­а­нс­кой рес­пуб­ли­ки». Все пос­ту­пав­шие к не­му пред­ло­же­ния о не­об­хо­ди­мос­ти пе­рес­мот­реть по­зи­цию в от­но­ше­нии свер­же­ния мо­нар­хии пре­се­ка­лись. Был пол­ностью из­ме­нен 11-й ана­фе­ма­тизм чи­на не­де­ли пра­вос­ла­вия: вмес­то ана­фе­мы «дер­за­ю­щим на бунт и из­ме­ну» про­тив ца­ря – ана­фе­ма на воз­во­див­ших ху­лу на Пра­вос­лав­ную цер­ковь, на по­ся­га­ю­щих на ее собствен­ность и жизнь ду­хо­ве­н­ства.

Од­ним из иде­о­ло­гов «хрис­ти­а­нс­кой де­мок­ра­тии» стал ду­хов­ный сын мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния епис­коп Уфимс­кий Анд­рей (князь Ух­то­мс­кий), впос­ле­д­ствии пе­ре­шед­ший к ста­ро­об­ряд­цам бе­лок­ри­ниц­ко­го сог­ла­сия. Од­ну из глав сво­их вос­по­ми­на­ний он так и наз­вал: «Моя за­щи­та рес­пуб­ли­ки». Он, в част­нос­ти, пи­сал: «Это бы­ло в Томс­ке в те­че­ние пер­вых двух не­дель но­яб­ря ме­ся­ца 1918 го­да. В Томс­ке про­ис­хо­ди­ло си­би­рс­кое со­бор­ное со­ве­ща­ние, ког­да Урал и Си­бирь ока­за­лись от­ре­зан­ны­ми от Моск­вы чешс­ким фрон­том. <…> Де­ло в том, что ог­ром­ное боль­ши­н­ство это­го соб­ра­ния бы­ли са­мые бес­смыс­лен­ные мо­нар­хис­ты, воз­во­див­шие мо­нар­хизм в дог­мат (здесь и да­лее кур­сив мой. – В.К.) и нис­коль­ко не же­лав­шие счи­тать­ся да­же с са­мы­ми оче­вид­ны­ми фак­та­ми. Со­от­ве­т­ствен­но с этим глав­ным дог­ма­том о не­об­хо­ди­мос­ти и не­из­беж­нос­ти вос­ста­нов­ле­ния царс­кой влас­ти и на­ча­лись ра­бо­ты это­го томс­ко­го соб­ра­ния. Я стал ре­ши­тель­но и твер­до про­тес­то­вать про­тив та­ко­го обо­ро­та де­ла. <…> Что же я го­во­рил сво­им мо­нар­хис­там? Что я мог ска­зать им на ос­но­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния? Я го­во­рил, что в Свя­щен­ном Пи­са­нии есть це­лая от­дель­ная Кни­га Су­дий, опи­сы­ва­ю­щая иде­аль­ную рес­пуб­ли­ку. А ког­да древ­ние иу­деи вмес­то этих бла­го­чес­ти­вых су­дей по­же­ла­ли иметь сво­е­го ца­ря, то это выз­ва­ло гнев Бо­жий».

Гнев Бо­жий?

Ав­то­ру этих строк в пос­лед­нее вре­мя до­ве­лось нес­коль­ко раз по­бы­вать на Бу­то­вс­ком по­ли­го­не. Сре­ди чуть вы­хо­дя­щих на­ру­жу по об­ра­зу ди­ве­евс­кой ка­нав­ки на­сы­пей мо­гиль­ных рвов, сре­ди ог­ром­ных ста­рых ду­бов, вы­ся­щих­ся в ок­ре­ст­ной ро­ще, не по­ки­да­ла – и до сих пор не по­ки­да­ет – мысль. Ес­ли му­че­ни­чес­кая смерть царс­кой семьи бы­ла ис­ку­пи­тель­ной жерт­вой за сам Дом Ро­ма­но­вых и за бо­го­отс­туп­ни­че­ст­во – преж­де все­го в го­ды рас­ко­ла XVII ве­ка, то «бу­то­вс­кая жерт­ва» ста­ла ис­куп­ле­ни­ем для свя­ще­н­ства и ми­рян Рус­ской церк­ви (при­чем как ни­ко­ни­ан, так и ста­ро­об­ряд­цев) за бес­но­ва­ния «хрис­ти­а­нс­кой де­мок­ра­тии» и «цер­ков­но­го Фев­ра­ля».