Крымская Византия
Наталия Ганина
Путевые впечатления
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 236
Наталия Александровна Ганина – доктор филологических наук, доцент кафедры германской и кельтской филологии МГУ имени М.В. Ломоносова, автор книг «Готская языческая лексика», «Немецкие средневековые рукописи и фрагменты из “Коллекции документов Густава Шмидта” в собрании Научной библиотеки Московского университета» (в соавторстве), «Крымско-готский язык», коллективных монографий и научных статей, а также сборника стихов «Родное пепелище»
Ливадия
Некогда это место звалось
Панас-Чаир – «Священный луг».
С экскурсией… на три вздоха… пусть так.
Первый этаж дворца – под железной пятой Ялтинской конференции. Лишь вензель Государя, трижды врезанный в верх мраморного камина биллиардной, пресекает – отсекает.
Покои второго этажа, где не было Ялтинской конференции. Уцелели сами пространства и часть отделки (камин, деревянные панели) – да еще беккеровский рояль Государыни. Ее руки касались этих клавиш – но рояль грубо, по-санаторски перекрашен (был черный, сейчас белый – или, точнее, бледный), и люди вплотную обступают его, кажется, даже облокачиваются. – Обломки, осколки…
И вдруг по всем верхним покоям – глубокий глухой звон часов. Этого голоса здесь никто не ждал. Бой часов всегда торжествен и внезапен – сама торжественность и внезапность – но здесь… Негромкий, но властный – все останавливающий и восстанавливающий. «Глагол времен» – да, но в таком безвременье…
Холод, холод – не те вещи, не тот воздух, шарканье музейных тапочек, фотографии во льду, иконы с лампадкой в одном из углов – Феодоровская литографией, остальные на дереве – над Библией за какой-то стеклянной выгородкой… и странный, невероятный этот звук оттуда – единственный уцелевший.
…нет, с боем часов никто не явился, и покои не преобразились – но все на миг расступилось, отслоилось…
Колодец в уголке двора: стена, розы, каменный многогранник, инициал Государя – а сверху скалится каменное чудище. Химера от Потоцких? Да, но теперь все видится иначе, и странный железный стержень с цепями и остриями над кругом колодца не украшает, а угрожает. – Указует.
Белая звонница с куполком, похожая на часовню.
Деревянный крест над всей ливадийской белизной и узорностью – крест, обозначающий воздвигаемую главку Крестовоздвиженской дворцовой церкви. – Да, так все и есть: сияющее белое, узорное черное (чугун фонарей и решеток), розы у стен и по стенам – и грубый, точно с екатеринбургской дороги, крест.
Дворцовая церковь после всего ливадийского отсутствия – точно верхний лазурный киево-печерский храм после всех пещер. – Небо.
Белая дверь, мозаика над входом: Святой Архангел Михаил. Поясное изображение, золотой фон. Надписание (под титлом):
А Г
Г Д
Л Н
Ъ Ь
Синий, яркий, пестрозвездный свод; ряд белых коринфских – византийских – колонн поперек храма; свет из отверстия в своде (там, где снаружи крест) – указанием и обетованием.
Только через боль (ужас колодца, деревянный крест) – но как светит, как зовет…
Ангелы и святые на своде. Преподобный Серафим (большая икона – «картина») справа от входа. Образа на аналое: Воскресения Христова, Воздвижения Креста (храмовый) и Святого Царя-Мученика. Белые узорные Царские Врата.
Фотографии, дневники и вещи Царской Семьи «все это время» хранились именно в закрытой дворцовой церкви.
Есть во дворце фотография молодых Государя и Государыни с Их подписями: «Папа – Мама – Ц[арское] С[ело] – 1917». Это Их подарок Великой Княжне Ольге на день Ее рождения в 1917 году: фотография, запечатлевшая их в год Ее рождения.
Белая дверь, мозаика над входом: Святой Архангел Михаил.
Поясное изображение, золотой фон.
Архитектор Краснов покрыл Ливадийский дворец «вечным» составом, совершенно сохраняющим белизну от пыли и непогоды.
В конце 90-х дворец мог рухнуть: ему угрожал оползень, который удалось остановить в 1999 году.
Снова в церкви (одинокий поход несколько дней спустя). Нежная тишина, свет, растворяющий – вбирающий огоньки свечей. Единственное во всей Ливадии место покоя.
И всегда чувство, что за Царскими Вратами решаются судьбы мiра.
Образ: «Снятие пятой печати».
Парк: прохожу по ступеням под арками перголы и попадаю… в сырой заброшенный овраг с осыпями и кучами (а надобно знать, что во всех крымских парках очень чисто: любовно метут, тщательно следят). Провал. Выбираюсь, наконец: сосновая роща, красные стволы, под ногами сухая золотая хвоя, по веткам две белки играют – порхают.
В Воронцовском дворце сохранилось все (на наш взгляд; а если не все, то каким же было все?). В Ливадии – ничего.
Когда во дворце били часы, кто-то из очередной группы нарочитым голосом: «При-израки»… – Мальчишка. – А я вот подумала (потом; тогда просто отсекла): это с какой стороны глядеть… Это «группы» здесь призраки, а не Те.
Царская Семья в Ливадии – всегда и навсегда, Они Своих вещей отсюда не забирали, не вывозили, так все и осталось с 1914 года.Царская Семья в Ливадии – всегда и навсегда, Они Своих вещей отсюда не забирали, не вывозили, так все и осталось с 1914 года. И дата эта – 1914 – на одном из белых фронтонов, черным по белому, а рядом – черно-рдяный многогранный фонарь. А прочие (прочее) – Сталин, Рузвельт, Черчилль, «группы» – призраки в Их доме.
А в храме (белом и лазурном Крестовоздвиженском) – не призраки.
И все, которые идут в этот дворец как в Их дом…
12/25 мая 2002
Крымское
Утро Горного Крыма.
Горы: складчатые, гребнистые, столовые, круглые, вздыбленные. Там, где утесы сплошным окаменелым восклицательным знаком, – стройная руина: арка, часть стены. И следом, в отвесной темно-серой, хмурой скале, скальной стене – пещерный монастырь Инкерманский. Невысокий бело-золотой храм – замком и ключом ко всей скале.
Из открытого окна поезда глядим и крестимся. Минуем это, и: окно в скале! Цветное, узорное (главный рисунок – крест), высокое. Весь давний дивный Восток от Грузии до Каппадокии, от Эдессы до Палестины.
Высоты и долины: по выпуклостям и впадинам, по зелени и камню – тени облаков и просветы. Облака – низкие (нижние), светлые, клочковатые – неслись с моря.
Все в маках. Вблизи они горят нестерпимо, вдали еле тлеют: тусклые, матовые, едва красные полосы по полям и склонам. На Минске, всегда можно будет приобрести диплом специалиста, поэтому если надо купить диплом , то можно будет приобрести диплом любого учебного заведения!
Едва коснувшись этой земли, все становится древностью: забытый бетонный отвес – мегалитом, обломок гипса – мрамором, хибара нынешняя – хибарой незапамятной… Все затягивает, как илом, этой вне- и довременностью.
Проезжая под какой-то безвестной вершиной: Афон. – И за поворотом, на скале, высящейся у подножья гряды единым огромным камнем, – победоносно реющий храм. (Первое видение Форосской церкви).
Горы – для подвига, море – для подвига. Какого? Найдется, была бы воля.
В отвесной темно-серой, хмурой скале, скальной стене – пещерный монастырь
Инкерманский. Невысокий бело-золотой храм – замком и ключом ко всей скале.
Здешние края – трагические: вздыбленная земля, жилистые деревья, изо всех сил тянущиеся травы, орлиные крылья гор. Трагедия в призрачной рамке уюта (греческого, татарско-турецкого, державно-российского).
«Южный берег Крыма»: разумеется, удобнее считать это декорацией.
Хмурые каменные вазы былого поместья.
Крым 30-х годов (не пушкинских!): отдельная страшная тема – ветка (до сердцевины черная).
…Белокурая, ясноглазая, губы сердечком, белый ворот кофточки, белая юбочка с пояском, белые носочки-туфельки, за спиной белая ваза, в правом верхнем или левом нижнем углу снимка белая витиеватая надпись: «Кореиз 1935». – Машинистка НКВД, санаторий НКВД, Южный берег НКВД…
«Они ныряют над могилами…» – о, этим еще мало сказано…
«Горька морей трава –
Ложноволосая – и пахнет долгой ложью…»
(Издевки здесь нет – одна боль.)
Крым и англичане – роковое схождение. Ядра и пули Крымской войны – сэр Уинстон Черчилль, пожелавший прихватить на память Спящего льва из Воронцовского дворца и между прочим заметивший, что кипарис-де – траурное дерево, уместное лишь на кладбище. Про льва, по легенде, игриво бросил Сталину: «А он Вам никого не напоминает?» (Иначе говоря: «Может ли лев быть небританским?») Ответа не последовало. А насчет кипарисов Сталин встревожился – и пошли по Крыму рубить деревья, порайонно-побатальонно рапортуя об успехах… дело, однако, как-то заглохло…
И: конечно же! «Прихватить на память» (под негласным, безмолвным, но вполне внятным девизом: «Тащи бесхозное!») – это же лорд Эльджин и Эллада.
«Крым и англичане» – наложение двух линий: «Россия и англичане» и «Греция и англичане». Рок в квадрате.
На обратном пути из Ливадии – вид на серебристо-серый, низкий, ушедший в зелень и землю Дюльбер: «восточные» куполки и башенки за спиной громадного санаторского корпуса. Великий Князь, строивший Дюльбер, воздвигал твердыню: где она?
Серебристо-серый – быть может, как линкор «Мальборо», увозивший отсюда Императрицу Марию Феодоровну и Великого Князя Николая Николаевича…
Навсегда покинутый Дюльбер.
Если смотреть с горы, то Дюльбер слева, а справа – темно-серый мрачный Кореиз: очередное юсуповское гнездо. Итальянское палаццо, у входа венецианские львы (говорят: мне-то туда не захотелось).
А еще говорят, что там была дача НКВД, где Дзержинский в подвале упражнялся в стрельбе. – Юсуповские подвалы… Из-за них же дачу выбрал в 45-м году Сталин: единственное бомбоубежище на весь берег. – Юсуповские подземелья…
Другое имение Юсуповых, горное, звалось Коккозы. «Кок-коз» – «Голубой глаз», и глаз этот, говорят, красовался повсюду, отовсюду глядел (фонтан, убранство дома). По мусульманскому обычаю – «от сглаза». – Сохранился один фонтан. – В начале войны в Коккозах обосновалось севастопольское отделение гестапо. – По хозяину и гости.
Звуки новые дальше, глуше…
Вновь раскрыты Крыма ларцы.
Выступают на миг – и глубже
В свою зелень уходят дворцы.
Воскресенская Форосская церковь построена купцом Кузнецовым в память спасения Императора Александра III в Борках; освящена в 1892 году в присутствии Константина Петровича Победоносцева; в 20-е годы закрыта и осквернена; восстановлена в конце 80-х – начале 90-х (народная ремарка: «Спасибо Раисе Максимовне» – именно так; Горбачева не поминают). «Чай Кузнецова»; на марке – Форосская церковь. Только ли этикетка? Задумываюсь.
Первый настоятель – молодой севастопольский иеромонах, впоследствии архимандрит, о. Петр (Посаднев), чьими трудами вновь подымался храм, убит на второй день праздника Преображения Господня в 1997 году (убийцы, одного из которых о. Петр некогда приютил в сторожке и вывел в люди, думали ограбить храм).
Снаружи – белое видение на скале – на «Красном камне» (теперь и впрямь
обагренном); внутри – возвращенная Византия, то есть Византия после турок.
Снаружи – белое видение на скале – на «Красном камне» (теперь и впрямь обагренном); внутри – возвращенная Византия, то есть Византия после турок. Коринфские – византийские, благородного камня – серого с темными прожилками мрамора – колонны исцарапаны, изглоданы; впрочем, камень оказался слишком тверд, и имена осквернителей не прописаны. Странным образом кому-то из них вздумалось изобразить якорь, и он виден отчетливо. – Дай-то Бог, чтобы потом это не сочли делом рук местного или захожего народа православного; впрочем, не верится что-то в грядущих археологов – как говорят немцы, die Zeit ist knapp («времени в обрез», буквально: «время в обрез»).
Уцелевшая мозаика пола. По ней и по колоннам – алые, золотые прозрачные пятна – свет сквозь новые цветные стекла узких окон.
Резной деревянный иконостас – слово о. Петра о нем: «Иконостас будет, а меня не будет» (устанавливали – радовался, трогал гладкое смуглое дерево, да вдруг и сказал…).
Ему был 31 год; не остался он служить в севастопольских храмах, а пошел на Красный камень, в разрушенный храм. Память его здесь трепетно чтят, и был он, видно, из невосполнимых (твердые и ясные черты, живой взгляд – не сравнивая, я отчего-то вспомнила Петра Георгиевича Паламарчука, писателя и историка Москвы).
Ясное воскресное утро; многие пришли в храм заранее, потому что шли, «как Бог даст». Внесли и расставили всюду (у икон, а возле порога – у портрета о. Петра) розовый лохматый шалфей (кругом в горах цветет). – Слишком крепко пахнет: вынесли; сейчас других цветов принесут.
Державная икона Божией Матери справа, у окна. И здесь фон светлый, как в Оптиной.
Образ Святителя Николая с огромными – грустными и строгими, тихо вопрошающими – очами, скорбно изогнутыми бровями.
Горы слева и справа, море (моря!) – слева и справа.
Неделя о слепом.
«Тут все любят венчаться – и наши, и приезжие». – Все любят венчаться…
Гора Фавор и Гора Елеонская.
14/27 мая 2002
Херсонес
Херсонес, бережок, полдень…
Центром Херсонеса стал белый храм Святого Владимира (прежде была базилика – «Шесть колонн»). Теперь все сходится и стягивается к нему.
Внутри храма прохладно, обширно и бедно (иконами и утварью). Не ввысь, а вширь (и, должно быть, вглубь). – Пространно.
Маки в развалинах, в углах чьих-то домов, куда я входила (быть может, через окна?). Лабиринты руин.
Город мертвых и храм живых.
Поднявшись на холм, никак не обозначаемый на плане, но являющий собою главную обзорную точку всей береговой линии Херсонеса (здесь не могло не быть какой-то башни), обратясь лицом к морю, я увидела слева по берегу башню Зенона, а справа – смиренные вечные узоры развалин и белый дозирающий храм.
На этот холм, полный черепков и ракушек, я всходила семнадцать лет назад (с моря, от Зеноновой башни).
Центром Херсонеса стал белый храм Святого Владимира (прежде была
базилика – «Шесть колонн»). Теперь все сходится и стягивается к нему.
Здешний берег – слоеный пирог.
Срезанные временем дома.
Вросший в сухую землю обломок – пенек колонны, белый – если можно так сказать, темно-белый – так и не посеревший мрамор. Берусь: прочно ли стоит? – Совершенно неколебимо. – Гляжу с восхищением: похвальный пример.
Древность? вечность? – Извечность.
Базилика: по выгибу стены признаю алтарь. Так значит, этот вот квадрат, этот выступ над каменным полом… Был? Есть? Подхожу (ибо уже стою рядом), в память прежнего припадаю (склоняюсь – почти ложусь возле), кладу руку на край. Теплые, прогретые солнцем камни (плинфа вперемешку с серыми) и – было то в камне или в руке – послышался мне какой-то внутренний гул: не отзвук, а ток. – Быль.
А Херсонес – центр (сердце) Севастополя. – Здешний (и, быть может, всего Крыма) Кремль.
Теперь с моря виден Крест (кресты на главах и стенах Херсонесского храма). Хочется сказать: теперь сюда снова могут причаливать византийские корабли.
Семнадцать лет назад я многого не видела – не умела читать этой книги: знак Имени Христова над дверью базилики, в мраморе ее, рыбы и крест на плите купели… но книгу саму любила.
Знаменитые «Шесть колонн» – не «Античность», а VI век по Рождестве Христовом: руины храма – да, но не языческого, а христианского – византийского, и они белому собору не противостоят, а радуются. «Он – мы».
2/15 июня 2002
Второму Риму
Византия, отзовись, Византия, –
Всех стройнее, наряднее – где ж ты?
Многостолпные палаты золотые,
Василевса пурпурные одежды,
Кораблей великолепная стая…
Где Царьград твой – око вселенной,
Где зеница – София Святая,
Перед Богом яхонт драгоценный…
Как сквозь толщу: «Кирие элейсон»*…
Как из глуби морской – свеща с амвона…
Взял огонь, расклевало железо,
Поглотили тебя тёмные волны.
Говорят, была льстива, лукава…
Что растленно было, то истлело.
Обветшала твоя пышная слава,
Кривда минула, правда уцелела –
И – не басня то, не выдумка, не сон нам –
Византия, Жар-птица Византия,
В малом храме, снегами занесённом,
Твои крылья плещут золотые.
Первый день Рождества 1992/1993
1453
Надменный рыцарь на скалистой круче,
Глядящий вдаль, где вал огня высокий…
Светило закатилось на Востоке.
Тяжёлым багрецом того заката
Миланские доспехи заблистали
И меч двуручный золингенской стали.
Ужели золингенские волчата
Орлу чужому бросятся на помощь?
Ты помнишь ли, Европа… нет, не помнишь.
Черты, как изо льда, взор – чистой стали,
Холодный ветер треплет плащ твой белый…
И вновь тебе невнятны наши беды.
14/27 июля 1993
* * *
Купол мглистый, Святая София!
Вековечный, многоочитый!
Как войти в приделы пустые?
Как ступить на гулкие плиты?
Недвижимо воздушное море,
Окна-очи глядят незряче.
О, как много простора для горя,
Как раскрыты выси для плача!
Что здесь: «Радуйся» или «Здравствуй» –
Что и молвить – к тому ж при страже…
Пусть другие дивятся убранству,
Письменам-ятаганам – я же,
В пустоте твоего разора
Не бывав, не бродив – не вправе, –
Слышу отзвук далекого хора,
Вижу всё, как тогда: во славе, –
Ты-то знаешь. Лелея сон свой,
Ввысь и вглубь, в пределы иные
Ты глядишь, закатное солнце,
Купол света, Святая София.
11/24 января 2000