Русский мир: цивилизация многих народов
А. Неклесса
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 10
А.И. Неклесса – председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, заместитель генерального директора Института экономических стратегий, директор Центра геоэкономических исследований Института Африки РАН
Сотни лет мы шли навстречу вьюгам.
С юга вдаль – на северо-восток.
Предлагаемые размышления – взгляд на холмистый пейзаж Руси-России, на ее генезис и подспудную тектонику, имея в виду определение идентичности и цивилизационной стратегии страны с существенно изменившимся геополитическим, геоэкономическим и геокультурным содержанием, но вместе с тем – субойкумены, чьи корни имеют более чем тысячелетнюю историю.
Источником стратагем мне видится концепт Русского мира, прочитанный и переосмысленный применительно к ситуации XXI века. У продукта подобной логики возможны несколько форматов, реализация которых находится в прямой зависимости от интеллектуального и политического мастерства элиты, а также – пассионарности народа. Кроме того процесс геокультурного конструирования сам по себе способен придать импульс обновления за счет прояснения памяти, осмысления истоков. Но главное, за счет переноса акцента в грядущее, то есть списания исторических долгов и опознания скрытых активов.
В складывающейся на планете ситуации критически важно отыскать способ единения обширных пространств, умным образом сочетая их социальное и культурное разнообразие.
Что есть Россия?
Право на достойное будущее страны обеспечивается не только конкурентоспособностью экономики или боеспособностью вооруженных сил. Скорее, эти качества – производное от статуса общества, калибра правящего класса, его интеллектуального и властного мастерства. Ибо продукция, создаваемая элитой, если можно так выразиться, постиндустриального свойства: она – нематериальный, творческий геном, социальная энергетика, посредством которой выстраивается национальный организм с соответствующими достоинствами и недостатками.
Другой фермент, определяющий положение страны – энтузиазм и самоощущение народа, сопряжение исторической идентичности с токами новизны.
Интеллектуальный и культурный статус нации, ее миростроительный горизонт, способность к трансценденции обстоятельств, преодолению неурядиц – долг и добродетель не только правителей, но и граждан. Качество элиты, в конечном счете, есть производное от самосознания и активности народа: это проецируемый в окружающий мир и будущее образ страны.