Дионисиос Тсокос. Убийство Каподистрии, 1850
Наша Эллада
Андрей Воронцов
О русском проекте, присвоенном Западом
На демонстрациях протеста в Греции и на Кипре мы периодически видим лозунги, смысл которых сводится к тому, что «Россия нам поможет». Нас это почему-то не удивляет, хотя сама по себе такая апелляция – довольно странная вещь. Почему, собственно, Россия? Только потому, что мы и греки – православные? Но ведь и румыны – православные, и грузины, и славянские Болгария, Македония, Черногория тоже, однако там демонстраций с подобными лозунгами нет. Да, мы им всем помогли освободиться от турецкого ига, но это впоследствии не помешало Болгарии быть союзницей Германии в 1-й и 2-й мировых войнах, а Румынии – во 2-й мировой. Грузия напала на российских миротворцев в Южной Осетии в августе 2008 года, за что получила масштабную «пятидневную войну» с Россией. Греция же – давний член НАТО. На Кипре – английские военные базы.
Тем не менее, в 1999 году мы наблюдали удивительную картину, когда в Салониках высадилась с военных транспортов Черноморского флота российская бронетехника и пошла через Грецию в Косово. Толпы греков бурно приветствовали русских солдат. Это происходило в стране – члене НАТО! Но почему?
Потому что народная память помнит то, что ныне тщательно скрывают от греков политики и историки. Независимая Эллада постосманского периода – это «русский проект», как говорят ныне, и первым ее президентом был бывший министр иностранных дел России.
4 апреля 1827 года Национальное собрание восставшей против турок Греции избрало на 7 лет президентом страны графа Ивана Антоновича Каподистрию, который в 1816–1822 гг. возглавлял (совместно с Нессельроде) министерство иностранных дел России. Заседание Национального собрания в городе Аргосе первый президент Греции открыл, одетый в раззолоченный мундир русского статс-секретаря, с русскими орденами на груди.
Следует отметить, что избрание Каподистрии состоялось вовсе не на «русских штыках», как иногда можно слышать, – наши войска пришли освобождать Элладу только год спустя. Выбор греков пал на Каподистрию потому, что в то время в Греции не существовало более авторитетного политика. Еще до того, как попасть на службу в Россию, доктор медицины Иоаннис Каподистрия был государственным секретарем Республики Семи Соединенных Ионических островов – первого в новой истории самостоятельного греческого государства, главную роль в создании которого сыграл, кстати, адмирал Федор Федорович Ушаков, ныне местночтимый святой Русской Православной Церкви. Под влиянием Ушакова и представителя России на Ионических островах Г. Д. Мочениго у Каподистрии сложилось твердое убеждение в том, что без опоры на Россию Эллада не получит настоящей независимости.
Когда после злосчастного Тильзитского мира (1807) Ионические острова перешли к наполеоновской Франции, И. Каподистрия был приглашен на российскую дипломатическую службу. Поначалу он занимался составлением различных записок для канцлера Н. П. Румянцева. Во время европейского похода русской армии 1813 г. Каподистрия руководил канцелярией Барклая-де-Толли, потом его стали привлекать к участию в дипломатических миссиях. Первым крупным международным успехом Ивана Антоновича была разработанная им в августе 1814 года республиканская конституция Швейцарии (в пику австрийскому монархическому проекту). Основные положения этой конституции действуют и по сей день, хотя этот факт, как и президентство Каподистрии в Греции, ныне почти не упоминается. В октябре 1814 года, на Венском конгрессе, Иван Антонович становится близким советником Александра I. В сентябре 1815 года царь назначил И. А. Каподистрию статс-секретарем по иностранным делам. Другим статс-секретарем был Нессельроде. Это означало, что в МИДе устанавливалось двоевластие. Формально в ведении Каподистрии находились отношения России с восточными странами, включая Османскую империю, в ведении Нессельроде – сношения со странами Запада. Но практически функции Каподистрии были гораздо шире. Им было составлено много основополагающих внешнеполитических документов, авторство которых было впоследствии приписано Нессельроде.
Не только Швейцария, но и Франция обязана Каподистрии первой своей конституцией после свержения Наполеона. Англичане требовали возвращения во Франции абсолютной власти Бурбонов (подконтрольных им), а Каподистрия и А. К. Разумовский настаивали на «конституционной хартии», чтобы тоже иметь рычаги влияния на Париж. Их точка зрения победила. 20 ноября 1815 года И. А. Каподистрия от имени России подписал Парижский мирный договор.
Иван Антонович был хорошо известен и в культурных кругах – он состоял почетным членом известного литературного кружка «Арзамас», в который входили Пушкин и Жуковский, а в 1818-м году был избран членом Петербургской Академии наук. Н. М. Карамзин называл Каподистрию «умнейшим человеком нынешнего двора».
Между Каподистрией и Нессельроде существовало не только разграничение полномочий, но и огромная разница во взглядах по внешнеполитическим вопросам. Нессельроде был дипломат австрийско-прусской ориентации, «человек Меттерниха», а Каподистрия был вообще против долгосрочной ориентации на какую-либо великую державу. Нессельроде считал, что при дальнейшем разрушении Османской империи должен произойти передел ее владений между Австрией (главным образом) и Россией. Каподистрия же полагал, что балканские владения Турции, включая Грецию, должны превратиться в суверенные православные государства, находящиеся под совместным покровительством «концерта великих держав». Но права автономии для южных славян, греков, румын и валахов можно было добиться либо путем обострения отношения с Турцией, либо путем поддержки повстанцев на Балканах. Нессельроде сумел убедить Александра, что ничего этого делать не нужно. В мае 1822 года царь предложил Каподистрии отправиться «для поправления здоровья» на воды. 8 августа Иван Антонович выехал в Швейцарию, понимая, что фактически получил отставку.