Для Турции положение в Сирии на момент прекращения боевых действий означает полный провал курса правящей элиты во главе с Эрдоганом: проект «Османская империя-2» разваливается и при этом на южных границах страны создается враждебная курдская автономия.

Для Катара не остается надежд на создание стратегически важного газопровода к сирийским портам или через ее территорию в Турцию для дальнейшего транзита в Европу с вытеснением с этого рынка России.

Саудовская Аравия также многое теряет, прежде всего надежды разгромить главного союзника Ирана в арабском мире и тем самым оставить Исламскую Республику в изоляции, ослабить ее влияние в зоне БСВ. Проект нового халифата, с идеей построения которого королевская династия носится уже не одно десятилетие, придется забыть навсегда. Сохранение нынешнего статус-кво в Сирии для саудитов уже серьезное поражение: роль Ирана в регионе БСВ усиливается, нарастают угрозы стабильности правящей династии.

Коалиция победителей

В явном выигрыше Россия и Сирия. Для РФ заключение мира при нынешнем статус-кво означает военную победу, пусть пока и ограниченную. Это ведет к существенному усилению влияния в регионе. В САР – рост популярности действующего президента как символа противостояния агрессии. Сохранение у власти его правительства даже с перспективой переизбрания Башара Асада на пост президента страны означает возникновение в Восточном Средиземноморье российского стратегического плацдарма, срыв постройки газопровода из Катара в Европу и появление на южной границе Турции автономии, близкой по идеологии Курдской рабочей партии.

Ирану сохранение существующего статус-кво (с перспективой разгрома ИГ и других организаций, признаваемых террористическими, с необходимостью чего согласны все внешние игроки сирийской драмы) также дает статус победителя как участника коалиции во главе с Россией. Это значительно усиливает его позиции в исламском мире, прежде всего в шиитской умме. Далее могут последовать массовые выступления угнетенного шиитского населения в монархиях Персидского залива.

Естественно, открываются широкие возможности для активного внедрения в регион Китая как союзника России и Ирана с экономическим замещением американского влияния.

Таким образом, даже сохранение статус-кво в Сирии означает победу коалиции, возглавляемой Россией, и поражение США, Турции, КСА и Катара с тяжелыми для них последствиями. Новый виток вооруженного противостояния неизбежен – американцы и их союзники будут добиваться реванша.

Концентрация рисков

Война перешла в затяжную фазу. Поскольку этот ТВД для России на изрядном удалении, нам нужно или достичь победы в кратчайшие сроки, или добиться мира при существующем раскладе. Затягивание окончательно измотает армию Башара Асада, в которой и так недостаток личного состава.

Вероятно, следует признать, что добиться полной победы и разгромить террористические группировки вчистую нам не удастся. США и их союзники этого не допустят, переведут их в разряд «умеренной оппозиции», снабдят оружием и боеприпасами, доукомплектуют боевиками. САР и РФ не располагают сопоставимыми возможностями. Поэтому их целью должно стать достижение мира на приемлемых условиях. В любой войне приблизить его возможно только нанесением противнику поражения, которое заставит его пойти на переговоры. Применительно к Сирии речь идет об Алеппо. Разгром окруженной в восточной части этого города группировки боевиков не только существенно ослабит террористов, подорвет их морально-психологический потенциал, что станет значимым оперативным успехом, но и позволит добиться территориальной целостности контролируемого правительством Сирии пространства и явится значимым военно-политическим результатом.

Но для разгрома окруженной группировки нужны дополнительные силы и средства. Темпы продвижения САА, несмотря на интенсивную поддержку со стороны российских ВКС и сирийских ВВС, исключительно низкие. Террористы постоянно контратакуют. Затягивание освобождения Алеппо дает время США и их союзникам для создания мощной ударной группировки террористов, которая сможет деблокировать окруженных бандитов. Поэтому РФ необходимо принять экстренные меры, позволяющие поднять боевые возможности сирийских войск на этом направлении, усилить их авиационную поддержку до уровня, при котором они смогут полностью освободить Алеппо в ближайшие две-три недели. Свой вклад в это предстоит внести идущему в район боевых действий ТАКР «Адмирал Советского Союза Кузнецов», который авиагруппой в составе 26 машин способен в течение 7–10 дней эффективно содействовать наступлению сирийских войск.

Одновременно следует предпринять усилия для активизации дипломатической поддержки Сирии другими странами, заинтересованными в сохранении ее независимости.

При благоприятном развитии ситуации и взятии Алеппо в ближайшие сроки РФ и Сирия с помощью дружественных государств, прежде всего КНР, смогли бы добиться установления мира на приемлемых условиях. В противном случае шансов на благоприятное завершение войны не так много. Весьма вероятен переход американской коалиции к открытой поддержке террористов. Удар по сирийским войскам, явно скоординированный с последующим наступлением боевиков, призывы военного руководства США создать над Сирией бесполетную зону свидетельствуют о том, что американцы готовы начать боевые действия против сирийских ВС, даже несмотря на высокий риск столкновения с российскими ВКС. США могут сорваться на такой жесткий сценарий и раньше в случае явных успехов сирийцев по разгрому террористов в Алеппо.

Сегодня ситуация такова, что риск возникновения российско-американского конфликта становится вполне реальным и существенным. Неизбежность такого развития событий специалисты предсказывали давно, в самом начале нашего прямого выступления на стороне Дамаска. Силами одного полка изменить ход войны очень сложно, если вообще возможно. И уж тем более решить задачу разгрома ИГ, как это предполагалось, до нового, 2016 года.

Наше вмешательство было вынужденным, «пожарным». Заблаговременные меры позволили бы России поддержать законное правительство Сирии более эффективно и, возможно, без прямого участия в конфликте. Все это свидетельствует о том, что надлежащего аналитического обеспечения серьезных военно-политических решений на высших уровнях руководства страной у нас нет. Это же подтверждает и вся история украинского кризиса – Россия действовала не самым лучшим образом. Следовательно, нам необходимо экстренно создавать высокоэффективную систему научного и методического обеспечения военно-политических решений.

Источник: vpk-news.ru

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS