Перемен не будет…
Василий Симчера
18 марта избран и 7мая 2018г. инагурирован на новый срок президент России В.В. Путин. По его представлению Госдума утвердила на новый срок председателем Правительства Д.А. Медведева. Издан новый майский указ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Белый дом незамедлительно приступил к реализации 13-ти новых уже давно известных национальных проектов, призванных за 6 лет в очередной раз старыми методами преобразовать общий ландшафт развития страны. Всё это время в стране царило всеобщее ожидание перемен. Обещанных перемен (и даже прорывов). И не только общих инерционных перемен, связанных с улучшением благосостояния людей ускорением темпов развития, которые неизбежны и происходят в любых условиях, при любой власти. Люди ждали перемен в избавлении от гнёта чиновничьей бюрократии, казнокрадства и коррупции, амнистии всех правозащитников и расширении гражданских прав и свобод, реального повышения пенсий., объявления (хотя бы в разовом порядке) о снижении цен на товары первой необходимости для малоимущих, отказа от дальнейшей узурпации власти, перемен в осуждаемом всеми басмановском судопроизводстве, снижения накала разногласий и санкций США и ЕС, прекращения военных конфликтов в Украине и Сирии и вмешательства в дела других стран и т. д. А главное – люди ждут перемен в стратегии и методах повышения производительности труда и эффективности производства, которые в России одни из самых низких в мире (в 10 раз ниже, чем в США, в 7,5 раза ниже, чем в ЕС и даже в два раза ниже, чем в Китае) и без которых все другие перемены, в том числе и прежде всего повышение доходов, теряют силу. Однако и увы, прекрасная маркиза…
Перемен, о которых так долго мечтали и так много говорили национально-патриотические силы России, не случилось. Альтернативная программа кандидата в Президенты России П.Н. Грудинина «20 шагов к достойной жизни» была отвергнута. Всё будет по-прежнему. Обвала и пира во время чумы, как при Ельцине, не будет. Будет застой. «И дефолта не будет». Будет непрерывный рост доллара и цен. И диких масштабов приватизации и коррупции больше не будет: приватизировать нечего, воровать не у кого… И бедных не будет. Будете жить плохо, но долго: в полном здравии до 67 лет, а в болезнях ещё на 11 (к 2030г. - на 13) лет больше. (И то, хлеб: духовный отец нынешнего президента в 1993 году пророчил нечто ещё более мрачное и зловещее: «Будете жить плохо, но недолго)». Риторика как бы разная, суть одна …
История любит повторяться. Сначала так, потом этак … Мы не имеем ничего против перемен, но пусть будет всё так, как мы хотим…Падение производства, кризисы, обвалы рубля и санкции пусть продолжаются, но всё это вновь назначенное старое Правительство Медведева, как и прежде, за ценой не постоит и будет проходить с минимальными потерями. Всё, казалось бы в порядке, цели и задачи поставлены правильно, рейтинги растут, а экономика деградирует, богатые богатеют, а народ бедствует. Крым наш, а Сибирь с её во сто крат большими богатствами пусть пустует…. На бахвальство, Олимпиады и конфликты тратим триллионы, а у пенсионеров нагло отбираем последние копейки…Народ в своей подавляющей массе против нынешних нищеты и бесхозяйственности, но голосует за!
Умом всё то, что происходит в России не понять. Всё это можно только запомнить…Запомнить, что всё то, что пафосно декларируется – не имеет ничего общего с действительностью. В большинстве случаев это произвольные, ничем не подкреплённые голые цифры… Цифры, которые указом назначаются, а не, как это элементарно полагается, обосновываются и детерминируются реальными возможностями и ресурсами страны. Это на простом языке словесная трескотня без начала и конца, очередное издание пустых обещаний, выполнять которые никто не собирается… Вы можете людям рассказывать, что угодно, но майские указы президента 2012г. не выполнены, страна практически по всем ключевым показателям не вышла на уровень 1990 года, темпы выше мировых и искомое место в пятёрке крупнейших экономик мира приказали долго ждать… И не только пресловутые указы, но и все ранее принятые стратегические программы и национальные проекты (а их было более сотни) не были выполнены. Виновных никогда не было. Провалы каждый раз списывались на завышенные ожидания или урезанные ресурсы.
На достижение поставленных целей и решение требуемых задач (их в общей сложности более 120-ти) на все 6 лет выделено 8 трлн. руб. или в эквиваленте около $125 млрд. В действительности такой объём работ, многие их которых требуют многомиллиардных долларовых вложений, денег, как и в прошлые периоды, потребуется едва ли не на порядок больше. Не надо быть пророком, чтобы ответить на вопрос, какие шансы и гарантии выполнения ждут новые национальные стратегические проекты и программы Путина, которые ещё более завышены и ещё в меньшей мере обеспечены необходимыми ресурсами. Возникает и более общий вопрос: зачем нашему народу игры в такие ничем не обеспеченные и пустопорожние стратегии, затраты на которые это явно выброшенные на ветер деньги. Выдержит ли Россия ещё шесть лет подобных испытаний и что по минимуму нужно сделать, какие дополнительные источники роста привлечь для того, чтобы она эти испытания выдержала?
Что должно произойти в сознании наших обманутых, обворованных и обездоленных людей, чтобы невозможное стало возможным. Чтобы они в массовом порядке если не восстали, то раз и навсегда, пусть и не явно, по умолчанию, прекратили поддерживать, вопреки самим себе, антинародные порядки: деградацию экономики, науки, образования, культуры и спорта, элиту и чиновников, предавших и присвоивших себе всё советское наследие и их сынков и пасынков, нагло лезущих во власть, потёмкинские показные Олимпиады, стадионы, яхты автомобили и часы на руках мажоров от власти… Всмотрелись в списки миллиардеров, источники происхождения их капиталов, знали, сколько и чьи дети обучаются в заграничных вузах и школах и чьи жены и любовницы разгуливают по всем злачным местам мира. Знали, что все 75% того, что по закону должно было принадлежать им, было нагло у них отторгнуто и теперь принадлежит иностранному капиталу и офшорам. Не поддавались зомбированию, объективно и трезво судили обо всём. И хотя бы о том, зачем нашему народу (или, по крайней мере, 5 млн. любителям заграничных туров), вслед за продажными чиновниками ЦБ и вскормленными ими спекулянтами, защищать не рубль как национальную валюту, а доллар, выступать не против роста курса доллара, а за снижение курса рубля. Или зачем миллионам автовладельцев ежедневно навязывается информация о росте мировых цен на нефть как позитивном явлении. Им ведь интересны случаи падения цен на нефть и бензин, к чему они имеют прямое отношение. Не чудовищно ли, что одной национальных целей и задач России является борьба за рост (подчёркиваю рост), а не снижение цен на нефть. И, следовательно, не удешевление. а удорожание издержек производства и жизни. И с этой стяжательской идеологией мы навязываем всему миру свою ущербную справедливость и другие высшие ценности жизни! Стратегия Путина - 2024 не дает ответа на эти вопросы и тем самым отсекает самые широкие слои от её массовой поддержки. И в этом её коренной недостаток. Что в предстоящие годы надо исправить, чтобы мы вышли на единую взаимоприемлемую общенародную стратегию развития?
***
Прежде всего в стратегии -2024 должны быть уточнены сами целевые показатели, как требующие дополнительного обоснования или спорные, существенно уклоняющиеся от фактических или расчётных значений, определяемых в самом простом случае матричными методами нахождения объективно обусловленных оценок.
Возьмём, например, оценку ожидаемой продолжительности жизни, составляющую сегодня 72 года. В стратегии – 2024 эта оценка повышается до 78 лет (к 2030 году – 80 лет). Прирост – целых 6 лет. Невиданный прирост, если учесть, что за все последние 26 лет это прирост не превышал 4 года, в том числе за все 18 лет правления Путина – 6,6 лет. Впервые приводиться также оценка ожидаемой продолжительности здоровой жизни, составляющая 67 лет. Однако, что означает разница между продолжительностью общей и здоровой жизни, составляющая 11 лет? Продолжительность больной жизни? И то важно, о росте продолжительности жизни в каких слоях населения и в каких регионах страны идет речь. Будет ли расти продолжительность жизни коренного населения? И если да, то за счёт каких факторов и насколько? Стратегия внеклассовая, асоциальная. Ответа нет!
Или возьмём другой целевой показатель - рост реальных доходов граждан и пенсий выше уровня инфляции. Какой рост, если за последние годы здесь происходит хроническое падение (за 2014-2018гг. на 25%) И далее какой инфляции расчётной (2,5% год, 4% в стратегии), которая на систематической основе кратно занижается. Или против реального роста цен, который на хронической основе в 2-3 раза опережает инфляцию? Может ли и будет ли при таком невиданном в мире росте цен опережающими темпами расти зарплата? Мировая практика нашего века не знает таких примеров.
Снижение уровня бедности в два раза. Учтённых формально бедных в России сегодня 22 млн., в том числе 12 млн. работающих бедных, получающих зарплату ниже или равную прожиточному минимуму. Но эти цифры не включают более 30 млн. неучтённых лиц, не имеющих постоянной работы или постоянного заработка. В подавляющем большинстве случаев (70-75%) это тоже бедные люди. Снизится ли и их численность к 2024году в два раза? Ответа в стратегии нет! А ведь это тоже наши бедные люди?
Или возьмём улучшение жилищных условий, снижение ипотечных ставок и административной нагрузки на застройщиков, вопросы модернизации строительной отрасли. Ежегодно жилищные условия предполагается улучшать для не менее 5 млн. семей. И это против всего-то 145 тыс. семей (включая одиночек), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в 2017 году. Неслыханно громадная задача. Это ведь за 6 предстоящих лет неслыханный праздник для 30 млн. семей. 30 млн. квартир это ведь общее число всех приватизированных в России квартир. Некая фантастическая компенсация живущему поколению семей за недополученное жильё всеми предыдущими поколениями, их едва ли вековые мучительные страдания из-за квартирного вопроса. Проблема, конечно была. В советское время свой квартирный вопрос в год решали более одного миллиона семей, а потом, в наше время – едва ли 100 тыс. семей, то есть в 10 раз меньше в год. И потом, и это здесь главное, зачем так много, если общее число семей, включая одиночек, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во всей России на конец 2017 года не превышало 2,5 млн.? По-видимому, с цифрами здесь произошло какое-то недоразумение, которое надо снимать с составителями самой стратегии. По-хорошему, на месте В.В. Путина, я бы отменил подписанный указ и заставил виновных чиновников публично исправить допущенные ошибки. Или уволил бы нерадивых.
На фоне происшедшего в 2012- 2017 годы почти двукратного снижения объёмов внешней торговли, продолжающихся санкций и растущего в стране дефицита новых технологий вызывает крайнее сомнение намечающийся ускоренный рост экспорта, в том числе экспорта IT и медицинских услуг. Удивляет также, что среди целого множества намечаемых показателей нет главного – показателя роста эффективности производства.
Или, возьмём темп экономического роста, который ведущими экспертами мира оценивается в 1,3-1,5%, а в стратегии определяется на уровне выше мирового (2-3% в год). В предыдущих стратегиях и в большинстве других прогнозных расчетов этот темп котировался на уровне 5-6%, а в иных случаях даже 7-8%. И вот с таким небывало низким темпом, который, к тому же, явно диссонирует с другими показателями стратегии, в частности с темпами обновления и ускорения технологического развития, роста инвестиций, рабочих мест, производительности труда, - новым майским указом предписывается осуществить прорыв в развитии России и обеспечить её вхождение в число пяти крупнейших экономик мира. (По разным оценкам сегодня, напомним, это место 7-12, а по объёму ВВП на душу населения – 60-70-е). Задание, по крайней мере, странное, миссия невыполнима. Чтобы задание было выполнено надо, чтобы мировая экономика в ближайшие 6 лет рухнула, что, похоже, исключается!
Наконец, надо определиться с затратами на реализацию стратегии. Против объективно необходимых в разы больших средств в одних случаях на всё про всё предполагается выделить 8, в других – 25 трлн. руб. (при нынешнем курсе рубля в эквиваленте это120 -400 млрд. долларов США). В том числе по максимуму: на дороги – 8,42 трлн. руб., демографию – 3,55, инфраструктуру 1,79, цифровую экономику – 1,31 трлн. руб. При этом, как и прежде, явно недостаточный объём средств выделяется на образование (140-150 млрд. руб. в год), науку (15-20 млрд. в год в 2019-2022 и 25-30 в 2023-2024 годы) и попросту призрачные суммы - на культуру и охрану окружающей среды. Заметим, что именно из-за такого недофинансирования и распыления средств - все прототипы нынешних национальных проектов в прошлом с блеском провалились. Нет никаких сомнений, что при выделенных ресурсах подобная участь ждёт и ныне принимаемые проекты. Подчеркнём и то, та на реализацию аналогичных проектов в мире было израсходовано на порядок больше сил и средств и в десяток раз больше лет. Но зато там всё сделано и служит людям веками, а не рушится как Дальневосточный мост или питерский и другие Олимпийский стадионы ещё до завершения строительства.
Конечно, все намечаемые показатели должны рассматриваться не сами по себе, а в сравнительном контексте с аналогичными показателями, характеризующими достигнутые уровни и высшие достижения в развитии соседних стран и мировой экономики.
Возьмём пример Китая, где рост ВВП с 2006 по 2015 год составлял от 6,8% до 14,2%. Сегодня их ВВП в пять раз больше, чем у нас, и даже превысил ВВП США. Между тем ресурсов роста сегодня в России больше, чем в Китае в 1992 году, когда ВВП Китая был меньше российского ВВП.
Приступая к практической реализации новой стратегии нам в первую очередь надо преодолеть бесхозяйственность и повысить эффективность использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень которой находится ниже нижнего предела.
Сегодня в России 130 тыс. убыточных или не работающих заводов и фабрик, 42 млн. га пустующих земельных угодий, 12 млн. безработных, 30 млн. лиц без определённых занятий, 45% неиспользуемых производственных мощностей.
Консолидированный годовой бюджет потерь России составляет 1,5 трлн. долларов США и превышает весь годовой объём ВВП России – эти резервы должны быть использованы на благо предстоящего развития в полном объёме.
К числу первоочередных целей в стратегии 2024 относится задача сокращения административных процедур и барьеров, решение которой открывает прямой путь к снижению уровня коррупции.
Коррупция существует во всех странах. И в России воровали всегда. Но такого уровня коррупции, как сегодня, в России не было за всю ее историю. Страна с таким уровнем коррупции развиваться не может. Мы и не развиваемся. Более того, наша страна разрушается.
Вот некоторые факты:
- в 2016 г. в международном рейтинге уровня коррупции Россия занимала 136 место из 174 стран вместе с Нигерией, Камеруном, Киргизией; дна радость – Украина по уровню коррупции в том же рейтинге – на 142 месте
- теневая экономика составляет от 40 до 50%;
- примерно половина экспорта и импорта идет «мимо кассы», бюджет страны ежегодно недополучает 70-80 млрд. долларов в виде таможенных сборов и пошлин или треть своего общего объёма. Например, по данным ООН, представленным Россией, в 2015 году Россия поставила в США товаров 27 группы (углеводороды) на $3 млрд., а по данным, представленным США, США получили эти товары из России на сумму $9 млрд. Соотношение данных по этой же 27 группе с Германией составляют $10,9 млрд. и $27,1 млрд. Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. (1,3 трлн. руб.) больше углеводородов, чем мы им поставили;
- более половины крупной российской собственности зарегистрировано в офшорах;
- ежегодные потери на госзакупках (пресловутая административная рента) превышают 1,2 трлн. руб. в год или 9% всего госбюджета; примерно во столько же обходятся России потери на отмывании денег, санации и ликвидации банков, завышении кредитных ставок и курсовых разниц, других попустительских схемах сомнительного обогащения; например, как сообщил зампред Банка России Михаил Сухов на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку, потери предприятий в 72 российских банках с отозванной лицензией, составили порядка 400 млрд. рублей;
- консолидированный коррупционный бюджет России превышает 500 млрд. долларов США или 40% годового объёма ВВП и вместе с потерями выступает главным тормозом повышения темпов экономического роста, расширения ёмкости отечественного рынка, увеличения доходов и улучшения благосостояния населения. Для вашего спокойствия и образования предлагается приобрести диплом Московского пту, поэтому вы можете купить диплом в Москве , московский диплом будет того учебного заведения которое вам потребуется!
Острой остается проблема социального неравенства и бедности. «Имущественное неравенство в России является самым высоким в мире, за исключением малых народов Карибского бассейна». Таково мнение независимых экспертов ООН. Население нищает. По подсчетам экспертов ВШЭ, в 2016 году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывал 41% россиян (при этом у 11% жителей страны денег не хватает даже на продукты).
На фоне падения производства продолжается деградация образования, здравоохранения, науки, культуры. Растет уровень преступности, алкоголизма и наркомании.
Умы и капиталы бегут из России. В 2014 году страну покинули более 320 тыс. россиян. Только в США получили рабочие и студенческие визы, дающие право на временное пребывание на территории США, 245,6 тыс. россиян, что в два раза больше, чем десять лет назад. Вид на жительство в странах Европы был предоставлен примерно 75,3 тыс. россиян. В 2016 году Россию покинули – 350 тыс. граждан. Чистый вывоз капитала частным сектором за семь лет с 2008 по 2014 год составил 570 млрд. долларов или 17,1 трлн. руб. (если считать по курсу $1 = 30,0 руб.). В последние три года эта величина возросла еще на 100 млрд. долларов.
Растет экономическая зависимость России от иностранного капитала. Иностранцам принадлежит не менее 65% крупной российской собственности. Еще 10% или почти 200 тыс. предприятий находится в офшорной и смешанной российско-иностранной юрисдикции.
Под вопросом продовольственная безопасность России. По данным Министерства сельского хозяйства:
«Доля иностранного капитала в пищевой промышленности превышает 60% и продолжает устойчиво расти. Как только на российском рынке появляется сильное отечественное производство или бренд, пользующийся популярностью у потребителя, они сразу скупаются иностранными корпорациями;
В большинстве сегментов российского рынка продуктов питания и напитков наибольшая доля принадлежит иностранным корпорациям:
• почти 60% рынка молока;
• более 70% рынка соковой продукции;
• порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов;
• более 90% рынка плодовоовощной консервации;
• более 80% рынка пивоварения.
Отечественные компании пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий, однако в данных сегментах также прослеживается общий тренд – поглощение более мелких компаний крупными корпорациями, в том числе – западными».
Даже предприятия-производители «исконно российских» товаров принадлежат иностранцам. Например, молочные продукты «Домик в деревне» и «Веселый молочник», вода «Ессентуки», соки «Фруктовый сад», «Любимый», «Тонус», «Я», «Добрый», квас «Кружка и бочка», печенье «Юбилейное», шоколад «Воздушный» со слоганом «Россия – щедрая душа», вафельный торт «Причуда», конфеты «Коркунов» принадлежат США; «Простоквашино» и «Растишка», а также автомобиль «Лада» – Франции; конфеты «Белочка» и «Мишка на севере» – Норвегии; мороженное «48 копеек» – Швейцарии; пиво «Балтика», «Невское», Жигулевское» – Дании; пиво «Охота», «Три медведя» – Нидерландам; пиво «Клинское» – Бельгии; и т.д.
Быстрыми темпами идет разрушение российской промышленности. Численность работников машиностроения за 20 лет сократилась в 3,7 раза. Итоги действий российской власти за последние 25 лет подвел Минпромторг: «во многих стратегических отраслях промышленности доля импорта в потреблении превышает 80 процентов, что создает потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом. При этом наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта составляет более 90 процентов), тяжелое машиностроение (до 80 процентов), легкая промышленность (до 90 процентов), радиоэлектронная промышленность (до 90 процентов), фармацевтическая и медицинская промышленность (до 80 процентов)».
Рост доли импортной промышленной продукции на российском рынке начался в 1991 году и продолжается до сих пор, дойдя до 80-90%. Соответственно, российская продукция составляет от 20 до 10%. И эта доля сокращается с каждым годом, несмотря на призывы и указания Президента.
В России производить не выгодно. Например, тракторный завод, принадлежащий объединению «Ростсельмаш», находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн., т.е. не мог бы работать. Именно налоги – главная статья, определяющая убыточность предприятия в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн.; в России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше. На заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для такого завода потребуется 65 бухгалтеров (на «Ростсельмаше» работают 200 бухгалтеров). К тому же в Канаде заводу дают кредиты под 2,3%, электроэнергия в два раза дешевле, чем в России, и т.д. Но налоги – главное.
Аналогичные результаты получены при сопоставлении налогового бремени на предприятия в России и США. В США нет НДС (у нас – 18%; существующий в США налог с продаж – в разных Штатах от 5% до 11% – производственников не касается), в США нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. в год в США списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы у них – 13,3% (у нас – 30%), в США прогрессивный налог на прибыль предприятий (от 15% до 38%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Предприятию дают «подняться», а лишь потом разумно «стригут». Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума. В результате, налоговаянагрузка на малое производственное предприятие в США в 3-5 раз ниже, чем на такое же предприятие в России. Россия испытывает острый недостаток средств для финансирования экономики, обороны и социальных программ. У нас вопиющие диспропорции в развитии центра и регионов. Нашу экономику разрушают некомпетентность и безответственность кадров на всех уровнях и во всех отраслях и, как следствие, низкое качество и неэффективное использование инструментов управления экономикой, в том числе:
- налоговой системы;
- банковской и страховой системы;
- финансово-валютной системы;
- таможенно-тарифной системы;
- судебной системы;
- приватизации и национализации;
- промышленной политики
;- деофшоризации и демонополизации экономики.
Стратегия должна содержать не только цели, но и методы решение указанных задач.
В краткосрочном периоде (2017-2019 г. г.) мы предлагаем меры, реализация которых, по нашим расчетам, позволит получить для бюджета дополнительные доходы в сумме от 11 до 15 трлн. руб. ежегодно за счет более рационального распределения имеющихся ресурсов и некоторых мер по совершенствованию администрирования. В том числе за счёт:
- Совершенствования налогового администрирования
- Совершенствования механизма учёта и возврата НДС (1,5-2 трлн. руб.)
- Совершенствования подоходного налогообложения (2-3 трлн. руб.)
- Повышения эффективности изъятия природной ренты (1,5-2 трлн. руб.)
- Деофшоризации экономики (4-5 трлн. руб.)
- Наведения порядка на таможне (2-3 трлн. руб.)
В последующие годы доходы будут расти за счет дальнейшего совершенствования системы управления и повышения эффективности производства.
Практическая реализация намеченных задач может гарантировать достижение тех самых темпов и пропорций экономического роста, которые, несмотря на множество ранее принятых решений, никак не мог обеспечить прежний экономический блок Правительства России. Будем надеяться, что с учётом изложенных предложений новому экономическому блоку это удастся сделать.
Принятая стратегия – это, как ни крути, во многом стратегия самоизоляции России. Между тем объективно обусловленное и законное место России – в самом широком участии в международном разделении труда, в глобализации, во всех мировых экономических союзах. Потребуется немало сил и преобразований, чтобы это законное место занять. Однако овчинка стоит выделки! Замыкание России в созданных себе подобных локальных объединениях, в том числе в ЕАЭС, явно недостаточно и грозит большими столкновениями и потерями в будущем. Реализуя новую стратегию, не должна быть повторена история почти полного провала майских указов 2012 года, равно как история простой перелицовки всех прежних проваленных национальных проектов. В стратегии представлены голые цифровые задания, без какого-либо их ресурсного обоснования и обеспечения. Стратегия это и методы и механизмы реализации намечаемых целевых задач, новые, не имеющие аналогов в мире решения и манёвры, которых тоже в явном виде не предъявлены.
Составлять любую стратегию без опоры на точные цифры и факты – пустое занятие. Это то же самое, что отправлять людей в разведку, не имея минной карты. У сочинителей нынешних стратегий таких цифр и фактов нет. Всё делается наугад, вслепую. Чтобы решать задачи по точному профилю и действовать уверенно и убедительно необходима всеобщая инвентаризация и единая оценка всех наличных ресурсов России. В России такой инвентаризации никогда не было. Не в этом ли всеобщем незнании фактического положения дел наша изначальная беда и причина совершаемых ошибок? Не с этого ли мы должны начинать ваяние всевозможных проектов и указов как действовать чиновникам со знанием дела. Грамотно и предприимчиво, чтобы уметь задания не только намечать, но и исполнять! С учётом изложенных соображений обсуждаемая стратегия, как настольное руководство к действию, требует существенных исправлений и дополнений.
14.05.2018г.
Источник: zavtra.ru