Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Диалог Владимира Путина с Полом Кругманом
А.Э. Айвазов

Александр Айвазов  – независимый аналитик

На Фо­ру­ме «Рос­сия 2012» воз­ник очень ин­те­рес­ный ди­а­лог меж­ду В.В. Пу­ти­ным и ла­у­ре­а­том Но­бе­ле­вс­кой пре­мии По­лом Круг­ма­ном. На этот ди­а­лог тут же в «Од­на­ко» от­ре­а­ги­ро­вал Ми­ха­ил Ха­зин. Но ни Но­бе­ле­вс­кий ла­у­ре­ат, ни Ха­зин не смог­ли дать тол­ко­вый от­вет на воп­рос Пу­ти­на. Так как ни тот ни дру­гой, к со­жа­ле­нию, не по­ни­ма­ют, тех фун­да­мен­таль­ных про­цес­сов, ко­то­рые про­ис­хо­дят в нас­то­я­щее вре­мя в ми­ро­вой эко­но­ми­ке. Пол Круг­ман блес­тя­щий спе­ци­а­лист по мак­ро­э­ко­но­ми­ке, но в фун­да­мен­таль­ных за­ко­но­мер­нос­тях раз­ви­тия ми­ро­во­го ка­пи­та­лиз­ма он раз­би­ра­ет­ся отк­ро­вен­но сла­бо. Круг­ман при­дер­жи­ва­ет­ся Кейн­си­а­нс­кой иде­о­ло­гии и ис­хо­дит из ее пос­ту­ла­тов, а Ха­зин яв­ля­ет­ся за­лож­ни­ком сво­ей собствен­ной в ос­нов­ном пра­виль­ной те­о­рии о свя­зи кри­зи­са с про­цес­са­ми уг­луб­ле­ния раз­де­ле­ния тру­да, ко­то­рые тре­бу­ют рас­ши­ре­ния рын­ков сбы­та, но она очень абстра­кт­на и не ос­но­вы­ва­ет­ся ни на ка­ких иных ис­сле­до­ва­ни­ях и те­о­ри­ях, кро­ме его собствен­ных.

Пу­тин за­дал очень глу­бо­кий и гра­мот­ный воп­рос Круг­ма­ну: «Вот мы сей­час все го­во­рим о кри­зи­се, свя­зан­ном с дол­гом в Шта­тах, ев­ро­зо­не. Но ес­ли пос­мот­реть на гло­баль­ный ры­нок пот­реб­ле­ния, на пла­тё­жес­по­соб­ный спрос в гло­баль­ном масш­та­бе с од­ной сто­ро­ны и на соз­дан­ные в ми­ре про­из­во­д­ствен­ные мощ­нос­ти с дру­гой, пос­мот­реть на за­па­сы, ко­то­рые на­кап­ли­ва­ют­ся у круп­ней­ших эко­но­мик, у круп­ней­ших гло­баль­ных ком­па­ний, скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что мы впол­за­ем прос­то в оче­ред­ной кри­зис пе­реп­ро­из­во­д­ства. Это, ко­неч­но, тре­бу­ет та­ких вни­ма­тель­ных рас­чё­тов. Прос­то не­ко­то­рые спе­ци­а­лис­ты (я с ни­ми раз­го­ва­ри­вал мно­гок­рат­но) счи­та­ют, что глав­ная проб­ле­ма и глав­ная уг­ро­за – имен­но здесь. С дол­га­ми мож­но по­ти­хо­неч­ку ра­зоб­рать­ся, а бо­лее глу­бин­ные ве­щи ле­жат как раз в сфе­ре гло­баль­но­го пе­реп­ро­из­во­д­ства. И бо­лее то­го, счи­та­ют, что, в прин­ци­пе, та­кой кри­зис уже соз­рел где-то в кон­це 80-х го­дов – ми­ро­вой кри­зис соз­рел где-то в кон­це 80-х го­дах прош­ло­го ве­ка, но был от­ло­жен в свя­зи с раз­ва­лом Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за, по­то­му что для гло­баль­ных ком­па­ний по­я­ви­лись но­вые сег­мен­ты гло­баль­но­го рын­ка в ви­де зон вли­я­ния быв­ше­го Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за и са­мо­го быв­ше­го Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за, это и тер­ри­то­рия, ко­то­рая на­ча­ла быст­ро всё пот­реб­лять в боль­шом ко­ли­че­ст­ве. И прос­то этот гло­баль­ный кри­зис пе­реп­ро­из­во­д­ства ока­зал­ся от­ло­жен­ным. А сей­час он за­ни­ма­ет своё за­кон­ное мес­то. Вот как вы от­но­си­тесь к это­му те­зи­су?».

{div width:285|float:left}{module John-Maynard-Keynes-2}{/div}Круг­ман от­ве­тил ему так: «Я слы­шал об этом мне­нии, и я край­не не сог­ла­сен с этим мне­ни­ем. Я ни­ког­да не по­ни­мал, что зна­чит «гло­баль­ное пе­реп­ро­из­во­д­ство». Это не зна­чит, что не су­ще­ст­ву­ет лю­дей в ми­ре, ко­то­рые не хо­тят боль­ше по­ку­пать. И это не зна­чит, что мир про­из­во­дит го­раз­до боль­ше ав­то­мо­би­лей, по­то­му что, ког­да мы бу­дем на ста­дии, ког­да каж­дый жи­тель Ки­тая мо­жет ку­пить ав­то­мо­биль, тог­да бу­дет ог­ром­ный по­тен­ци­ал для спро­са. В боль­шей сте­пе­ни у нас нет кри­зи­са с ра­бо­чи­ми, с неп­ра­виль­ным про­цес­сом про­из­во­д­ства. Я ду­маю, что то, что мы долж­ны де­лать – ин­вес­ти­ро­вать в инф­ра­ст­рук­ту­ру, ин­вес­ти­ро­вать не в нед­ви­жи­мость, не в жильё, а в дру­гие объ­ек­ты, в дру­гое стро­и­тель­ство. Не­об­хо­ди­мо обу­чать нек­ва­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бот­ни­ков. Я не ду­маю, что это кри­зис пе­реп­ро­из­во­д­ства. Это кри­зис дол­га, кри­зис па­де­ния спро­са, по­то­му что спрос был пос­ту­па­тель­ным в своё вре­мя, но на спрос нель­зя всё вре­мя по­ла­гать­ся: су­ще­ст­ву­ют дру­гие проб­ле­мы. В 1930-х го­дах каж­дый че­ло­век го­во­рил, что этот кри­зис был глу­бо­ким, струк­тур­ным, и что мы ни­ког­да не смо­жем ис­поль­зо­вать весь по­тен­ци­ал про­из­во­д­ства, и мы не бу­дем нуж­дать­ся в ра­бо­чих. Лю­ди го­во­ри­ли об этом и в 1945–1946 го­дах. А по­том у нас бы­ло эко­но­ми­чес­кое вос­ста­нов­ле­ние, ко­то­рое на­ча­лось с по­мощью боль­шой го­су­да­р­ствен­ной прог­рам­мы рас­хо­дов, и ока­за­лось, что уже не бы­ло не­дос­тат­ка в спро­се на про­дук­ты или на ра­бо­чую си­лу. Как Джон Кейнс (John Keynes) го­во­рил, что у нас проб­ле­ма не с кри­зи­сом, а с зап­рав­кой, по­то­му что ма­ши­не нуж­на зап­рав­ка, что­бы даль­ше про­дол­жать дви­же­ние».

Круг­ман, к со­жа­ле­нию, не ви­дит диск­рет­ный, цик­ли­чес­кий ха­рак­тер раз­ви­тия ми­ро­вой эко­но­ми­ки, но он аб­со­лют­но прав со сво­ей Кейн­си­а­нс­кой точ­ки зре­ния в том, что тер­мин «гло­баль­ное пе­реп­ро­из­во­д­ства» прос­то аб­сур­ден. Мир не про­из­во­дит в гло­баль­ном масш­та­бе тех же ав­то­мо­би­лей боль­ше, чем их нуж­но про­из­вес­ти для удов­лет­во­ре­ния пот­реб­нос­тей во всем ми­ре. Но вся проб­ле­ма здесь зак­лю­ча­ет­ся в пла­те­жес­по­соб­ном спро­се, ко­то­рый на те же ав­то­мо­би­ли сос­ре­до­то­чен в «зо­ло­том мил­ли­ар­де», а пот­реб­нос­ти в ав­то­мо­би­лях скон­це­нт­ри­ро­ва­ны у ос­таль­ных 6 млрд жи­те­лей Зем­ли. В США сред­няя 1000 жи­те­лей име­ет в собствен­нос­ти поч­ти 800 ав­то­мо­би­лей, а в Рос­сии чуть бо­лее 200, в бур­но раз­ви­ва­ю­щем­ся Ки­тае и то­го мень­ше, не го­во­ря уже о Кон­го или Банг­ла­деш. Но пла­те­жес­по­соб­ный спрос скон­це­нт­ри­ро­ван не в Рос­сии или в Ки­тае, и тем бо­лее не в Банг­ла­деш, а в США, Ев­ро­пе или Япо­нии, где и так об­ще­ст­во пре­дель­но на­сы­ще­но те­ми же ав­то­мо­би­ля­ми.

{div width:285|float:left}{module henry-ford-2}{/div}И ког­да Круг­ман вспо­ми­на­ет о 1930-х гг., про­во­дя па­рал­ле­ли меж­ду ны­неш­ним кри­зи­сом и Ве­ли­кой деп­рес­си­ей, он сно­ва аб­со­лют­но прав, т.к. тог­да был точ­но та­кой же кри­зис пе­реп­ро­из­во­д­ства. Толь­ко тог­да те же са­мые про­цес­сы про­ис­хо­ди­ли в рам­ках каж­дой от­дель­ной стра­ны, нап­ри­мер, США, а сей­час они име­ют гло­баль­ные масш­та­бы. Кон­вейер­ное про­из­во­д­ство Фор­да и его де­ше­вая мо­дель «Форд-Т» сде­ла­ли воз­мож­ным про­из­во­дить прак­ти­чес­ки бес­ко­неч­ное ко­ли­че­ст­во ав­то­мо­би­лей, и пот­реб­нос­ти в них бы­ли боль­шие, но пла­те­жес­по­соб­ный спрос был ог­ра­ни­чен­ным. Ав­то­мо­биль в США в 1920-х гг. мог­ли поз­во­лить се­бе ку­пить не бо­лее 30% на­се­ле­ния. Имен­но по­э­том Круг­ман вспо­ми­на­ет, что «в 1930-х го­дах каж­дый че­ло­век го­во­рил, что этот кри­зис был глу­бо­ким, струк­тур­ным, и что мы ни­ког­да не смо­жем ис­поль­зо­вать весь по­тен­ци­ал про­из­во­д­ства».

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS

брусок 20 на 40, rusplex.ru