Архитектура
Четвертый раз на те же грабли!
А.Н. Белкин
Несчастья преследуют этот участок городской земли, эту драгоценную часть Москвы. Они возобновились после пожаров 1812 года. Сначала, во второй половине 30-х годов покушались построить здесь дом Наркомтяжпрома, но конкурс не достиг цели, а война остановила процесс. В 1947 было решено разместить на этом месте одну из восьми высоток послевоенной Москвы. Строительство 32-этажного административного здания началось, но было остановлено, когда каркас возвели почти на треть проектной высоты. В 1964-67 отчасти на фундаментах высотки была построена известная гостиница. Наконец, в 2006 году начался ее немотивированный снос.
На руинах постройки из книги рекордов Гиннесса сам президент страны предложил разбить парк. Слов нет, парк лучше для этого места, чем перечисленные три неудачные, даже, как показало время, провальные попытки его использования.
Советский павильон
Галина Иванкина
Сейчас много пишется об интересе ко «всему советскому» – к эстетике сталинского ампира, к новаторскому кино 1920-х и 1960-х годов, к пресловутой москвошвеевской моде, над которой до недавних пор было принято иронизировать. Что там говорить? Внимание привлекают даже образцы советской упаковки – все эти очаровательные коробочки из-под «Южных орехов», папирос «Ира» и духов «Голубой ларец». Более того, оказывается, что советский дизайн и даже советская мода (которой, как утверждают иные исследователи, не имелось вовсе!) были весьма популярны на Западе. В ходе международных выставок павильоны с надписью ‘USSR’ никогда не стояли пустыми – большевикам было, что показать. Да – и капризным, насмешливым французам и жадным до сенсаций американцам хотелось знать об СССР, как можно больше. Причём это был не тот болезненный интерес досужих зевак к вещичкам из Империи Зла, о котором обычно писали в 1990-х, но восторг профессионалов мира моды, дизайна, архитектуры. Итак, международные выставки прошлого столетия – тема сложная и неоднозначная. Это было не просто соревнование технологий и прорывов, но и своеобразное мировоззренческое соперничество: кто лучше – мы или они? Оказывалось, что мы, как минимум, не хуже.
…На ВВЦ в павильоне «Рабочий и колхозница» с середины июня работает выставка, посвящённая нашему участию в международных Expo. Что приходит на ум обывателю, когда его спрашивают о советских павильонах? Большинство людей, к сожалению, помнят только Парижскую выставку 1937 года, и тут же выдаётся заученный ответ о «противостоянии двух тоталитарных громадин», специально поставленных друг напротив друга. Подхихикивающий гуманитарий непременно сообщит, что одна из махин была увенчана пролетарием с пейзанкой, а другая – хищным прусским орлом. Почему все так хорошо запомнили именно эту выставку? Да потому что долгие годы нам всеми способами внушали тождественность, похожесть, родственность большевизма и нацизма. Вот, мол, это уже тогда было всем понятно. «Поэтому двух монстров поставили таким хитрым образом, дабы они глядели друг на друга, как в зеркало». А ведь это было мистическим предзнаменованием – динамичные, живые, обращённые в светлое будущее Рабочий и Колхозница и – мрачный, точно охраняющий склеп, орёл старой Пруссии. Мы начали побеждать уже тогда, уже на уровне образов – дерзновенная устремлённость против тяжеловесной, мёртвой статики…
Но обо всём по порядку. Итак, выставка на ВВЦ. Год 2013. Пройдёмся по залам – вспомним историю!Провал грунта и… культурной политики
Наталья Душкина
Восемь лет минуло с тех пор, как в Москве громко прошла международная конференция «Наследие в опасности / Heritage at Risk». Тогда в 2006 году, помимо «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», всеми участниками (а их было более 400 из 30 стран мира) и крупнейшими международными организациями, связанных с сохранением молодого наследия (ICOMOS, DOCOMOMO, UIA), была подписана специальная «Резолюция по дому и коллекции Константина Мельникова».
Стоит процитировать сегодня четыре требования, которые выдвинули тогда участники к представителям российских властей в лице Министерства культуры РФ и Комитета по культурному наследию Москвы для спасения памятника мирового значения:
- Признать, что выдающееся наследие Мельникова находится в опасности;
- В срочном порядке, в течение 12 месяцев, разработать план сохранения дома Мельникова и его коллекции, в рамках существующих международных стандартов по проведению реставрационных работ на памятниках;
- Создать совместную российскую и международную консультативную группу для осуществления контроля и оказания помощи в этом процессе;
- В течение 12 месяцев обеспечить включение дома Мельникова и его коллекции в список памятников федерального значения.
Еще статьи...
Страница 2 из 5
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018 Константин Бабкин:. Руслан Гринберг: Сергей Глазьев. Вардан Багдасарян. Александр Нагорный: Сергей Белкин. |