Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Ка­че­ст­во го­су­да­р­ствен­но­го уп­рав­ле­ния выд­ви­га­ет­ся на од­но из пер­вых мест, оп­ре­де­ля­ю­щих кон­ку­рен­тос­по­соб­ность на­ци­о­наль­ных эко­но­мик. Вот ци­та­та из офи­ци­аль­но­го до­ку­мен­та ООН: «Ос­но­вой японс­ко­го чу­да 1950–1960-х го­дов ста­ло на­ли­чие чрез­вы­чай­но эф­фек­тив­ной и бесп­ри­ст­ра­ст­ной сис­те­мы го­су­да­р­ствен­ной служ­бы, ко­то­рая раз­ра­ба­ты­ва­ла эко­но­ми­чес­кую и тор­го­вую по­ли­ти­ку.

Об­ра­тим­ся те­перь к  куль­ту­ре на­се­ле­ния. Ка­кую роль она иг­ра­ет в эко­но­ми­чес­ком раз­ви­тии и прог­рес­се все­го об­ще­ст­ва. С по­ня­ти­ем «куль­ту­ра» в обы­ден­ной жиз­ни лю­ди свя­зы­ва­ют ис­ку­с­ство, ли­те­ра­ту­ру, прос­ве­ще­ние, на­у­ку, ре­ли­гию, зна­ния, ду­хов­ное и нрав­ствен­ное сос­то­я­ние об­ще­ст­ва. Эта куль­ту­ра, мо­жет быть, не ока­зы­ва­ет на эко­но­ми­ку не­пос­ре­д­ствен­но­го воз­дей­ствия, но она соз­да­ет ин­тел­лек­ту­аль­ную ба­зу вся­ко­го прог­рес­са, вли­я­ет на об­щий нрав­ствен­ный кли­мат в стра­не, на на­ше стрем­ле­ние к зна­ни­ям,  предс­тав­ле­ние об эс­те­ти­чес­ких цен­нос­тях, о доб­ре и зле, о том, что та­кое «прек­рас­ное». Она вли­я­ет на раз­ви­тие на­ше­го язы­ка, а это глав­ное сред­ство об­ще­ния, в том чис­ле и в эко­но­ми­ке. Сло­вом, куль­ту­ра за­да­ет вы­со­кие стан­дар­ты раз­ви­тия че­ло­ве­чес­ко­го ду­ха и спо­соб­нос­тей.

Но есть еще од­на куль­ту­ра, о ко­то­рой при­хо­дит­ся го­во­рить с тре­во­гой, – куль­ту­ра об­ще­ния и по­ве­де­ния в бы­ту. Ког­да вы ви­ди­те ле­жа­щие на по­лу в ва­го­нах мет­ро, на тро­ту­а­рах, в тра­ве и в цве­точ­ных клум­бах бу­тыл­ки, бан­ки, па­ке­ты и т.д., ви­ди­те, как зах­лам­ля­ют­ся бе­ре­га во­до­е­мов, при­го­род­ные ле­са – это не толь­ко про­яв­ле­ние  низ­кой по­ве­ден­чес­кой куль­ту­ры, это и эко­но­ми­чес­кие по­те­ри. Ведь кто-то дол­жен уби­рать му­сор, а на это тре­бу­ют­ся до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды. Я уже не го­во­рю о том, что та­кое по­ве­де­ние  пор­тит и от­рав­ля­ет при­ро­ду, под­вер­га­ет уг­ро­зе здо­ровье лю­дей.

Эко­но­ми­чес­кие пос­ле­д­ствия бес­куль­турья мо­гут быть весь­ма опас­ны­ми.  Нап­ри­мер, выб­ро­шен­ный из ок­на ма­ши­ны оку­рок си­га­ре­ты мо­жет стать при­чи­ной лес­но­го по­жа­ра. Так что низ­кая бы­то­вая куль­ту­ра, пре­неб­ре­же­ние эле­мен­тар­ны­ми пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния, на­вы­ка­ми ги­ги­е­ны не­га­тив­но от­ра­жа­ют­ся на здо­ровье и эко­но­ми­ке.

Об­ще­ст­вен­ная мо­раль яв­ля­ет­ся так­же сос­тав­ной частью куль­ту­ры. Амо­раль­ность мно­гих ря­до­вых граж­дан и предс­та­ви­те­лей элит, от­су­т­ствие ма­лей­ше­го чувства со­ли­дар­нос­ти, вза­и­мо­вы­руч­ки, не­у­ва­же­ние к за­ко­ну, неп­рик­ры­тый эго­изм, стрем­ле­ние к вы­го­де в ущерб ок­ру­жа­ю­щим, да­же все­му об­ще­ст­ву – ти­пич­ная кар­ти­на на­шей жиз­ни.  Ду­маю, что в этом от­но­ше­нии по­ка­за­тель­ны на­ши ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги и по­ве­де­ние во­ди­те­лей. И то, что у нас ед­ва ли не са­мая вы­со­кая в ми­ре ава­рий­ность, обус­лов­ле­но в не­ма­лой сте­пе­ни не толь­ко пло­хим ка­че­ст­вом до­рог, но и от­су­т­стви­ем куль­ту­ры во­ди­те­лей. Хамство, гру­бость, оз­лоб­лен­ность, не­доб­ро­же­ла­тель­ность, с ко­то­ры­ми лю­ди стал­ки­ва­ют­ся до­ма и вне до­ма, спо­соб­ны на­дол­го ис­пор­тить наст­ро­е­ние, они от­рав­ля­ют со­ци­аль­ный кли­мат, и это от­ра­жа­ет­ся на ка­че­ст­ве и про­из­во­ди­тель­нос­ти тру­да.

Нужна ли мораль рынку? Или его участники должны жить по понятиям –
что кажется тебе выгодным, то и морально?

Еще один воп­рос – нуж­на ли мо­раль  рын­ку? Или его участ­ни­ки  долж­ны жить по по­ня­ти­ям – что ка­жет­ся те­бе вы­год­ным, то и мо­раль­но? И вновь не­э­ко­но­ми­чес­кая ка­те­го­рия име­ет боль­шое эко­но­ми­чес­кое зна­че­ние, по­то­му что по­рож­да­е­мая рын­ком жаж­да на­жи­вы, жест­кая кон­ку­ре­нт­ная борь­ба спо­соб­ны при­вес­ти к ди­кос­ти, бес­че­ло­веч­нос­ти, ес­ли не ввес­ти ры­ноч­ные от­но­ше­ния в оп­ре­де­лен­ные мо­раль­ные рам­ки. Да­же быв­ший канц­лер Фе­де­ра­тив­ной Рес­пуб­ли­ки Гер­ма­ния Гель­мут Шмидт го­во­рил: «не­ко­то­рые выс­шие ме­нед­же­ры за­бы­ли все при­ли­чия. Зве­ри­ный гра­би­тельс­кий ка­пи­та­лизм уг­ро­жа­ет отк­ры­то­му об­ще­ст­ву»2. На эту те­му на­пи­са­ны це­лые тру­ды, в част­нос­ти,  из­ве­ст­ная гер­ма­нс­кая жур­на­ли­ст­ка  графиня Ма­ри­он Ден­хофф вы­пус­ти­ла кни­гу, пе­ре­ве­ден­ную на рус­ский язык, о прин­ци­пах мо­ра­ли, не соб­лю­да­е­мых в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, и сфор­му­ли­ро­ва­ла ко­декс мо­раль­ных норм, тре­бу­ю­щих су­ще­ст­вен­но­го от­хо­да от гос­по­д­ству­ю­щей в биз­не­се прак­ти­ки. Rox casino игры

Ка­кие мо­раль­ные цен­нос­ти важ­ны для прог­рес­са эко­но­ми­ки в пер­вую оче­редь? Преж­де все­го, долж­ны це­нить­ся чест­ность и доб­ро­со­ве­ст­ность и осуж­дать­ся об­ман и на­ру­ше­ние сло­ва. Для биз­не­са это очень важ­но, не все мож­но про­пи­сать в за­ко­не. Но да­же ес­ли есть за­кон, ко­то­рый рег­ла­мен­ти­ру­ет те или иные от­но­ше­ния, то в слу­чае на­ру­ше­ния это­го за­ко­на поп­ро­буй­те до­бить­ся прав­ды в су­дах. Это тре­бу­ет и де­неж­ных зат­рат, и дол­го­го раз­би­ра­тель­ства. По­э­то­му це­нит­ся тот парт­нер, сло­во ко­то­ро­го на­деж­но, кто соб­лю­да­ет свои обе­ща­ния и на ко­го мож­но рас­счи­ты­вать и по­ла­гать­ся.

До­ве­рие граж­дан к влас­ти – еще од­на фун­да­мен­таль­ная пред­по­сыл­ка эко­но­ми­чес­ко­го прог­рес­са. Ес­ли та­кое до­ве­рие от­су­т­ству­ет, ес­ли нет ве­ры в циф­ры, ко­то­рые пуб­ли­ку­ет ста­тис­ти­чес­кое ве­до­м­ство, ес­ли го­су­да­р­ство час­то на­ру­ша­ет свои обе­ща­ния, то это ска­зы­ва­ет­ся на эко­но­ми­чес­ком раз­ви­тии.

К мо­ра­ли от­но­сит­ся и та­кой, име­ю­щий боль­шое эко­но­ми­чес­кое зна­че­ние, прин­цип, как соб­лю­де­ние со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Это од­на из глав­ных нрав­ствен­ных цен­нос­тей, вли­я­ю­щих на эф­фек­тив­ность эко­но­ми­ки. Мно­го ли у нас, во­об­ще го­во­ря, при­хо­дит­ся слы­шать о со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти? А меж­ду тем вот ци­та­та из док­ла­да Все­мир­но­го бан­ка о ми­ро­вом раз­ви­тии: «Не­об­хо­ди­мо выд­ви­нуть со­об­ра­же­ния спра­вед­ли­вос­ти на цент­раль­ное мес­то как в со­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ке, то есть в со­ци­аль­ном ана­ли­зе  по­ло­же­ния дел, так и в прак­ти­чес­кой по­ли­ти­ке».


2 Die Zeit. 2003. № 50.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS