Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Вячеслав Лупачев: «Музыка – зеркало современного мира»

Вячеслав Иванович Лупачев – руководитель подразделения Государственного академического Мариинского театра по развитию и реализации инновационных программ.

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 77

Сергей Белкин: Вя­чес­лав Ива­но­вич, я хо­тел бы в на­шем с ва­ми об­ще­нии кос­нуть­ся как об­ще­те­о­ре­ти­чес­ких, фи­ло­со­фс­ких сто­рон проб­ле­м раз­ви­тия, так и прак­ти­чес­кой сто­ро­ны де­ла, тем бо­лее, что для вас раз­ви­тие – раз­ви­тие те­ат­ра – яв­ля­ет­ся прос­то-нап­рос­то пря­мой слу­жеб­ной обя­зан­ностью. Ес­ли поз­во­ли­те, я бы пред­ло­жил дви­гать­ся «от те­о­рии к прак­ти­ке». Мой пер­вый воп­рос от­но­сит­ся к сфе­ре фун­да­мен­таль­но­го зна­ния и очень бли­зок к зна­ко­мо­му со сту­ден­чес­кой скамьи «ос­нов­но­му воп­ро­су фи­ло­со­фии». Сфор­му­ли­ру­ем его бо­лее при­зем­ле­нно,  ста­ра­ясь на­щу­пать вер­ный тон на­ше­го аль­ма­на­ха: «Что – как те­ма и нап­рав­ле­ние дис­кус­сии –  важ­нее: «куль­ту­ра и раз­ви­тие» или «эко­но­ми­ка и раз­ви­тие?».

Вячеслав  Лупачев: Бе­зус­лов­но, куль­ту­ра яв­ля­ет­ся при­о­ри­те­том, ибо де­я­тель­ность в сфе­ре «эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия» пред­по­ла­га­ет при­ня­тие мно­же­ст­ва от­ве­т­ствен­ных ре­ше­ний, обос­но­ван­ность, не­об­хо­ди­мость и ка­че­ст­во ко­то­рых  не­пос­ре­д­ствен­но за­ви­сят от об­ще­го уров­ня куль­ту­ры при­ни­ма­ю­щих их субъ­ек­тов.

С. Б.: Я сог­ла­сен с ва­ми, но хо­тел бы кое-что уточ­нить. Тот ас­пект ро­ли куль­ту­ры в об­ще­ст­ве, на ко­то­рый вы ука­за­ли, не­сом­нен­но, ва­жен и за­час­тую яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ля­ю­щим по­ве­де­ние и це­ли лю­дей, в том чис­ле и лиц, при­ни­ма­ю­щих ре­ше­ние. Я бы наз­вал его инстру­мен­таль­ным ас­пек­том или фак­то­ром. Я за­дам ри­то­ри­чес­кий, как мне ка­жет­ся, воп­рос: ис­чер­пы­ва­ет­ся ли роль и функ­ция куль­ту­ры этим? Или же куль­ту­ра са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся, или же долж­на яв­лять­ся цен­ностью и целью вся­ко­го раз­ви­тия, а эко­но­ми­ка – все­го лишь и толь­ко инстру­мент, сред­ство?

В. Л.: Эко­но­ми­ка – это ба­зис, про­из­во­дя­щий ма­те­ри­аль­ную сос­тав­ля­ю­щую куль­ту­ры. В иде­а­ле все про­ис­хо­дя­щее в сфе­ре эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия долж­но спо­со­б­ство­вать гар­мо­нич­но­му раз­ви­тию и при­ра­ще­нию ду­хов­ных цен­нос­тей как вто­рой сос­тав­ля­ю­щей куль­ту­ры.

С. Б.: Да­вай­те зат­ро­нем близ­кую вам сфе­ру – му­зы­ку.  При этом я хо­тел бы  кос­нуть­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких проб­лем об­ще­ст­ва, в част­нос­ти, проб­ле­мы пот­ре­би­тель­ства. Ме­ха­низм сов­ре­мен­ной эко­но­ми­ки, так на­зы­ва­е­мо­го «сво­бод­но­го рын­ка» тре­бу­ет неп­ре­рыв­ной за­ме­ны од­но­го то­ва­ра или ус­лу­ги на неч­то но­вое, приз­ван­ное его вы­тес­нить. На это ра­бо­та­ет ог­ром­ный инс­ти­тут мо­ды, рек­ла­мы, ис­ку­с­ствен­ной сти­му­ля­ции спро­са и т.д. Это важ­ней­ший фак­тор и инстру­мент неп­ре­рыв­но­го раз­го­на ми­ро­вой эко­но­ми­ки, ве­ду­щий, по-ви­ди­мо­му, в про­пасть.  Та часть му­зы­ки, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся масс-куль­ту­рой, «поп­сой» и т.п., жи­вет имен­но по та­ким за­ко­нам. Пос­то­ян­ная сме­на имен ис­пол­ни­те­лей, их одежд, плас­ти­ки и ма­нер соз­да­ет у нев­зыс­ка­тель­ной час­ти пуб­ли­ки ощу­ще­ние не­ко­е­го неп­ре­рыв­но­го дви­же­ния впе­ре­д и фор­ми­ру­ет пот­реб­ность пот­реб­лять «но­вое». Од­на­ко па­рал­лель­но с этим су­ще­ст­ву­ет дру­гой мир и дру­гая жизнь. Я имею в ви­ду «клас­си­чес­кую» или «ака­де­ми­чес­кую» му­зы­ку. Она, в от­ли­чие от «поп­сы», не ме­ня­ет­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми и да­же сто­ле­ти­я­ми. Мо­царт уже 250 лет не из­ме­ня­ет­ся...  Раз­ви­ва­ем­ся ли мы, слу­шая «од­но­го и то­го же Мо­цар­та» на про­тя­же­нии сто­ле­тий?

В. Л.: Бе­зус­лов­но, раз­ви­ва­ем­ся.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS