Среда, 24 Мая, 2017

(3 голоса, среднее 4.00 из 5)

Новая квантовая теория может объяснить поток времени
Натали Уолчовер (Natalie Wolchover)

Кофе остывает, здания разрушаются, яйца разбиваются, а звезды гаснут во вселенной, которая как будто обречена на переход к серому однообразию, известному как тепловое равновесие. Астроном и философ сэр Артур Эддингтон (Arthur Eddington) в 1927 году заявил, что постепенное рассеивание энергии является доказательством необратимости «стрелы времени».

Но к недоумению целых поколений физиков, понятие стрелы времени не соответствует основным законам физики, которые во времени действуют как в прямом направлении, так и в противоположном. Согласно этим законам, если бы кто-то знал пути всех частиц во вселенной и обратил их вспять, энергия стала бы накапливаться, а не рассеиваться: холодный кофе начал бы нагреваться, здания подниматься из руин, а солнечный свет направился бы обратно к Солнцу.

Чем пахнет дождь?
Л. Викторова

Во время дождя и после него мы действительно чувствуем запах, временами очень насыщенный — особенно после долгой засухи. У запаха дождя даже есть термин — петрикор (petrichor). Его ввели исследователи Изабель Бир и Родерик Томас в 1964 году в статье, опубликованной в «Nature». Термин «петрикор» сложен из двух греческих слов — «петра», камень и «ихор» — жидкость, которая течет в жилах богов. И такая этимология не случайна, поскольку запах дождя — это аромат, исходящий от почвы.

Основной вклад в формирование запаха дождя вносят почвенные микроорганизмы, главным образом актиномицеты и цианобактерии. Когда они погибают, в том числе от недостатка влаги, выделяется вещество геосмин (geosmin), транс-1,10-диметил-транс- 9-декалол.

Кстати, название «геосмин» происходит от geo — земля и smell — запах. Механизм биосинтеза этого вещества бактериями открыли совсем недавно — в 2006 году. Теперь мы знаем, что у бактерий есть специальный фермент геосминсинтаза, который преобразует в два этапа фарнезилдифосфат и производит этот терпеноид.
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Почему блестящая российская наука обречена оставаться в тени ("The Boston Globe", США)
Леон Нейфах (Leon Neyfakh)

По мнению Лорена Грэхэма из Массачусетского технологического института, неспособность крупной державы извлечь выгоду из своих научных знаний — это чрезвычайно серьезная проблема

Резкое падение курса российского рубля в декабре привлекло всеобщее внимание к плачевному состоянию экономики одной из важнейших стран мира. За последние несколько лет Россия практически превратилась в нефтяное государство — государство с населением в 140 миллионов человек, многие из которых имеют высшее образование, чье благосостояние по большей части основывается на добыче природных ресурсов и чья экономика растет и сокращается в зависимости от колебаний цен на нефть и природный газ. Когда цены на нефть начали падать, рубль внезапно стал чрезвычайно уязвимым.

Другие развивающиеся страны, такие как Китай, Бразилия и Индия, диверсифицировали свои экономики, сделав основой своего благосостояния технологии и различные отрасли производства. Доказательства этому можно найти, зайдя в местный магазин Best Buy, где на полках вы увидите компьютеры, произведенные в Чэнду, и жесткие диски из Таиланда, или прокатившись по улице мимо автомобилей, сделанных в Германии и Корее. Между тем, Россия не выпускает никакой значимой технологической продукции. Я даже представить себе не могу, чтобы кто-то искал в продаже ноутбук российского производства, или звонил бы по сделанному в России мобильному телефону, или смотрел бы кино на российском плоскоэкранном телевизоре.

2014 год: 10 ожидаемых прорывов в науке и технике

Журнал New Scientist публикует серию статей о 10 крупных событиях, которые, по его мнению, должны случиться в области науки и технологий в наступающем году. В фокусе внимания - космос, озеро "Восток", геном Homo Erectus, "умные очки" Google Glass.

В 2014 году состоятся первые испытания двух космических аппаратов, которые помогут людям наконец достичь Марса.

В сентябре NASA запустит космический корабль Orion, предназначенный для дальних космических миссий, в 4-х часовой полет вокруг Земли.

Также в следующем году состоится первый запуск ракеты Falcon Heavy, разрабатываемой частной компаний SpaceX. Она способна доставить на Марс 13200 кг грузов и должна стать самой мощной из существующих на сегодняшний день ракет. Ей не хватает мощности для доставки людей со всем необходимым снаряжением на Марс в один прием, однако с ее помощью можно начать отправлять на "красную планету" грузы еще до отправки экспедиции.

В 2013 году в небе над Землей пролетела комета ISON. В 2014 году человечество нанесет ответный визит: космический аппарат Европейского космического агентства (ЕКА) Rosetta выйдет на орбиту кометы Чурюмова-Герасименко и приземлится на ее поверхность.

Страница 1 из 4

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»

Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.

Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.

Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».

Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.

Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.