Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Анатомия американского ислама
Владислав Владимиров

Многомиллионная религиозная община на фоне конфликта консерваторов и либералов

Соединенные Штаты и ислам обычно представляются нашему сознанию абсолютными антиподами. Проникшие в США иммигранты-мусульмане устраивают диверсии, начиная с «битвы при Манхеттене» (официальное название теракта 11 сентября 2001 года у «Аль-Каиды») и заканчивая недавним терактом в Бостоне, а американцы отвечают на это «крестовыми походами» в страны Ближнего Востока.

Эта идея антиподии вроде бы логично переходит и в территориальную сферу, накладываясь на наши привычные стереотипы о Штатах как англосаксонской стране где единственным заметным меньшинством являются негры. Представление об Америке как об англосаксонской стране, кстати, не совсем верно, так как несмотря на то, что это бывшая британская колония, большинство ее белых жителей имеют иные корни, чаще всего немецкие.

Мы удивимся, узнав, например, что в том же Бостоне помимо нескольких мечетей существует и халяльный рынок «Аль-Бара», где продают лишь еду, приготовленную в соответствии с законами шариата. Или что в меню некоторых ресторанов McDonald’s в Детройте были включены халяльные блюда. Последнее – не жест толерантности (там нет меню, скажем, для индуистов), а реальный расчет – в той же Франции заведения фаст-фуда включают халяльное меню в городах, где велика доля мусульманского населения. И действительно, в Дирборне, юго-западном пригороде Детройта, где находились эти рестораны, до трети населения (30 тысяч из 100) составляют мусульмане-арабы.

Вопросом «сколько проживает мусульман в США» ведущие американские публицисты стали задаваться еще осенью 2001 года. Дело в том, что официальной статистики на сей счет попросту не имеется. Переписи населения обходят этот момент стороной, ибо – как напоминает правительственный сайт Штатов – «вопросы о религиозной принадлежности запрещены законодательством США». А лидеры крупных исламских организаций, таких как Совет по американо-исламским отношениям (Council on American–Islamic Relations, CAIR) уже в начале нулевых называли цифры в 6 – 7 миллионов своих единоверцев в США.

На языке цифр

Более-менее определенную цифру последователей веры Пророка в Штатах могут дать данные массовых социологических опросов. Опрос, проведенный под эгидой CAIR в 2000 году в 1209 известных на тот момент мечетях страны, дал цифру в 2 миллиона их прихожан, включая членов их семей. Массовые телефонные опросы, которые в феврале-мае 2001 года провели социологи Исследовательского центра Нью-Йоркского университета (The Graduate Center of the City University of New York), после проекции на население США дали основание предполагать наличие в стране 1,1 миллиона мусульман. В 2008 году аналогичные опросы дали цифру в 1,35 миллионов мусульман. По данным исследования Ассоциации американских статистиков религиозных организаций (Association of Statisticians of American Religious Bodies), в США проживал в 2000 году 1 миллион мусульман, в 2010-м – 2,6 миллиона. (Аналогичные данные приводит и авторитетный Pew Research Center). Ислам, отмечают американские социологи, стал «в последние 10 лет самой быстрорастущей религией США».

Вышеупомянутые исследования позволяют и рельефно «наложить» ислам на расовую и географическую карту Штатов. Судя по данным Ассоциации американских статистиков религиозных организаций, мусульмане живут прежде всего на Восточном побережье (в одном Нью-Йорке их около 700 тысяч), в промышленном районе Великих озер, во Флориде, Техасе и Калифорнии:

 

По расовому составу община американских мусульман, по данным Pew Research Center за 2011 год, делится следующим образом: 30% составляют белые (в число таковых в США включают арабов, ливанцев и прочих жителей Ближнего Востока, а также народы Кавказа и Балкан), 23% – негры, 21% – азиаты (выходцы из Юго-Восточной Азии), 6% – латинос, на долю людей смешанного происхождения приходится 19%. По числу прозелитов из числа американцев, по данным опросов в мечетях в 2001 году, лидируют чернокожие (64%), затем идут белые (27%) и латиноамериканцы (6%), на долю прочих расовых групп приходится 3%. Надо отметить, что число латинос-мусульман в США в последние годы заметно растет – в 2011 году они, по опросу имамов 524 (43%) мечетей США, составили уже 12% всех новообращенных. Этим, в том числе, объясняется и отмеченная на карте выше высокая плотность мусульманского населения в Техасе и Флориде.

По данным исследования Pew Research Center за 2007 год, только 35% американских мусульман родились в США (более половины из них, 20%, это «черные мусульмане»), 65% – иммигранты в первом поколении. 24% из них прибыло из арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки, 18% – из стран Юго-Восточной Азии (в которую в США включают также Афганистан), 8% – из Ирана, 5% – из Европы (в которую входят как Северный Кавказ, так и Балканы), 4% – из Черной Африки, 6% – из прочих регионов.

Как отмечают социологи из Pew Research Center, «большинство [из ныне живущих в США, но] родившихся за их пределами мусульман приехали в Штаты либо после 2000 года (40%), либо в 1990-е годы (31%). Еще 16% прибыли в период с 1980 года [по 1990 год]. Только 12% прибыли до 1980 года».

Ситуация достаточно интересная – несмотря на вспышку неприязни к мусульманам в США после теракта 11 сентября 2001 года, после которого последовали вторжения в Афганистан и Ирак, страна широко раскрыла двери перед выходцами из исламских стран, достаточно быстро выдавая им гражданство. По данным Pew Research Center, 80% из прибывших в Штаты в 1990-е годы мусульман при опросе в 2011 году заявили, что уже имеют американское гражданство, из прибывших после 2000 года таковых было 42%.

Быстрый рост числа мусульман обеспечивает иностранная миграция – если в 1992 году в Штаты въехало 50 тысяч мусульман, то в 2009-м – уже 115 тысяч. Есть и данные по странам, откуда приезжают иммигранты, среди них устойчиво доминируют Пакистан и Бангладеш, в последние годы также Сомали и Иран.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS