Печать

Секция III

Свобода компетентности: ответ на проблему потери управляемости в больших иерархических системах управления
З.А. Кучкаров

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 134

Захирджан Анварович Кучкаров – директор Аналитического центра «Концепт».

Мой док­лад пос­вя­щен важ­но­му ас­пек­ту – ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ком­по­нен­те. Мы это на­зы­ва­ем ор­га­ни­за­ци­он­ным уп­рав­ле­ни­ем, и наш центр за­ни­ма­ет­ся ис­сле­до­ва­ни­ем сис­тем го­су­да­р­ствен­но­го уп­рав­ле­ния, ре­ги­о­наль­но­го уп­рав­ле­ния, субъ­ек­то­во­го, му­ни­ци­паль­но­го, кор­по­ра­тив­но­го и так да­лее, и кон­цеп­ту­аль­ным про­ек­ти­ро­ва­ни­ем и внед­ре­ни­ем слож­ных и свер­хслож­ных сис­тем уп­рав­ле­ния. Сло­жив­ши­е­ся на дан­ный мо­мент ор­га­ни­за­ции предс­тав­ля­ют со­бой нас­ло­е­ние раз­ных эпох, раз­ных ре­форм, раз­ных по­пы­ток улуч­ше­ния и так да­лее. Ког­да мы про­во­дим но­вую про­вод­ку, по­верх нее про­во­дим еще но­вую про­вод­ку и так да­лее. Это ре­аль­ное по­ме­ще­ние на­ше­го инс­ти­ту­та, ко­то­рое я сфо­тог­ра­фи­ро­вал нес­коль­ко лет на­зад. Это об­раз сло­жив­ших­ся ор­га­ни­за­ций, в том чис­ле, ес­те­ст­вен­но, рос­сийс­ких, на­ше­го го­су­да­р­ствен­но­го и кор­по­ра­тив­но­го уп­рав­ле­ния. То, чем мы за­ни­ма­ем­ся.

Что мы пы­та­ем­ся улуч­шить, ре­фор­ми­ро­вать, ре­ор­га­ни­зо­вать? От­вет на проб­ле­му по­те­ри уп­рав­ля­е­мос­ти вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся уже дос­та­точ­но дав­но, со­рок лет на­ше­му но­во­му кон­цеп­ту­аль­но­му нап­рав­ле­нию. Ос­нов­ной фе­но­мен, ко­то­рый был отк­рыт и ис­сле­ду­ет­ся, это фе­но­мен по­те­ри уп­рав­ля­е­мос­ти в ор­га­ни­за­ции. против коронавируса эротический массаж в москве Мы ис­сле­до­ва­ли око­ло 300 кор­по­ра­ций, бо­лее 100 сис­тем го­су­да­р­ствен­но­го уп­рав­ле­ния (ми­нис­терств и ве­домств), по­э­то­му на­коп­ле­на ог­ром­ная симп­то­ма­ти­ка это­го яв­ле­ния. Для то­го что­бы на­чать от фак­ту­ры, я на нес­коль­ких слай­дах по­ка­жу симп­то­ма­ти­ку, ко­то­рая впол­не все­ми уз­на­ва­е­ма. Хо­те­ли од­но­го, по­лу­чи­лось дру­гое.

Симптомы сверхбольшой организации

Министерства, ведомства, администрации субъектов федерации, муниципальные органы власти,
РАО, госкорпорации, ОАО – это сверхбольшие «организации».

В сов­ре­мен­ной си­ту­а­ции, как пра­ви­ло, да­же ре­зуль­та­ты де­я­тель­нос­ти пря­мо про­ти­во­по­лож­ны бла­гим на­ме­ре­ни­ям. Про­ис­хо­дит уте­ря це­ли и раз­ру­ше­ние ме­ха­низ­мов це­ле­по­ла­га­ния, спо­соб­нос­ти к са­мо­ор­га­ни­за­ции. Это яв­ле­ние про­яв­ля­ет­ся в оби­лии бес­смыс­лен­ных мно­го­ча­со­вых со­ве­ща­ний у ди­рек­то­ра, сры­вах сро­ков, по­те­ре до­ку­мен­тов, про­це­дур­ном кре­ти­низ­ме, как мы на­зы­ва­ем в серд­цах сис­те­ма­ти­чес­кие пе­рег­руз­ки на­вер­ху, не­заг­ру­жен­ность от­де­лов вни­зу или на­о­бо­рот. Очень ред­ко про­ек­ты ук­ла­ды­ва­ют­ся в смет­ную сто­и­мость – это то­же по­те­ря уп­рав­ля­е­мос­ти. Пре­вы­ше­ны нор­мы уп­рав­ля­е­мос­ти, не­яс­ны от­ве­т­ствен­ность и пол­но­мо­чия пер­со­на­ла, не­со­от­ве­т­ствие долж­но­ст­ным инструк­ци­ям, не­яс­ность функ­ци­о­наль­ных обя­зан­нос­тей и так да­лее. Не­уп­рав­ля­е­мость в от­но­ше­нии с внеш­ней сре­дой. Конф­лик­ты, струк­ту­ра за­дол­жен­нос­ти пе­ред бюд­же­том, пе­ред кре­ди­то­ра­ми и так да­лее. Ог­ром­ный пласт – это про­ти­во­ре­чия и про­бе­лы в нор­ма­тив­но-пра­во­вой и нор­ма­тив­но-ме­то­ди­чес­кой ба­зе.

Сложившиеся сверхбольшие организации


 

Не­эф­фек­тив­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ции в на­шем ви­де­нии яв­ля­ет­ся ог­ром­ным плас­том, яв­ле­ни­ем. У ме­нед­же­ра сфе­ра от­ве­т­ствен­нос­ти и объ­ем пол­но­мо­чий, как пра­ви­ло, не со­от­но­сит­ся. То есть ли­бо у не­го нет прав, что­бы от­ве­чать за то, за что его на­ка­зы­ва­ют, ли­бо на­о­бо­рот: имея пра­во, он не не­сет от­ве­т­ствен­нос­ти. Иног­да за очень круп­ные и важ­ные ре­ше­ния наз­на­ча­ет­ся ми­ни­маль­ная от­ве­т­ствен­ность, а за мел­кие прос­туп­ки – очень боль­шая. Как я ска­зал, это про­ис­хо­дит и про­ис­хо­ди­ло уже нес­коль­ко де­сят­ков лет, по­э­то­му мы сфор­му­ли­ро­ва­ли это яв­ле­ние – по­те­ря уп­рав­ля­е­мос­ти в боль­ших ор­га­ни­за­ци­ях.

Неадекватность подходов

Те­перь нем­нож­ко те­о­ре­ти­ко-по­пу­ляр­ных фраз по по­во­ду ор­га­ни­за­ции. Де­ло в том, что пос­ле клас­си­чес­кой бю­рок­ра­ти­чес­кой ор­га­ни­за­ции мир ор­га­ни­за­ции в 20 ве­ке пе­ре­шел в ка­че­ст­вен­но иное сос­то­я­ние. Это ги­га­н­тские масш­та­бы ор­га­ни­за­ций, масш­та­бы ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пер­со­на­ла, чи­нов­ни­че­ст­ва и так да­лее, вплоть до то­го, что по­пыт­ки улуч­шить ее эф­фек­тив­ность мы пу­та­ем с борь­бой с бю­рок­ра­ти­ей, ко­то­рая нам всем ме­ша­ет жить, на­чи­ная от на­шей инс­ти­ту­тс­кой бю­рок­ра­тии и за­ка­чи­ва­ния на­ло­го­вы­ми, ми­ли­ци­я­ми, по­ли­ци­я­ми, здра­во­ох­ра­не­ни­ем и так да­лее. Эта си­ту­а­ция не име­ет адек­ват­но­го кон­цеп­ту­аль­но­го от­ве­та, под­хо­да к не­му. Сис­те­ма уп­рав­ле­ния, сис­те­ма вы­ра­бот­ки ре­ше­ний не со­вер­ше­н­ству­ет­ся су­ще­ст­ву­ю­щи­ми ме­то­да­ми. По­че­му? Вот симп­то­мы сверх­боль­шой ор­га­ни­за­ции, с ко­то­ры­ми ре­аль­но, как с объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния и про­ек­ти­ро­ва­ния, на­до иметь де­ло. В Ал­ро­се или в «Ух­та-неф­те­пе­ре­ра­бот­ке» (Лу­кой­ло­вс­ком за­во­де) чис­ло пря­мых под­чи­нен­ных ге­не­раль­но­му ди­рек­то­ру дос­ти­га­ло 18–25 еди­ниц. Чис­ло уров­ней оргструк­ту­ры в Лу­кой­ле от неф­тя­ной ком­па­нии до расп­ре­да на мес­то­рож­де­нии дош­ло до 17. В ком­па­ни­ях, ор­га­ни­за­ци­ях чис­ло от­де­лов и де­пар­та­мен­тов обыч­но де­сят­ки или сот­ни. Ска­жем, об­ла­ст­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция во­ро­не­жс­кой об­лас­ти сос­то­ит из 70 де­пар­та­мен­тов, в них еще есть от­де­лы и так да­лее – это око­ло двух ты­сяч че­ло­век. Ес­ли рань­ше об­ком за­ни­мал зда­ние в цент­ре на пло­ща­ди Ле­ни­на, там же раз­ме­щал­ся об­лис­пол­ком, об­ком ВЛКСМ и еще что-то, то сей­час ад­ми­ни­ст­ра­ция об­лас­ти за­ни­ма­ет шесть зда­ний, и им не хва­та­ет мес­та.

Каж­дая ма­ло-мальс­ки зна­чи­мая прак­ти­чес­кая сфе­ра де­я­тель­нос­ти ре­гу­ли­ру­ет­ся де­сят­ка­ми ты­сяч норм, фе­де­раль­ных за­ко­нов, об­ла­ст­ных за­ко­нов, под­за­кон­ных ак­тов, пос­та­нов­ле­ний пра­ви­тель­ства, рас­по­ря­же­ний Мин­фи­на, пи­сем на­ло­го­вой инс­пек­ции и так да­лее. Нап­ри­мер, в Фе­де­раль­ной та­мо­жен­ной служ­бе су­ще­ст­ву­ет 30 ты­сяч пи­сем. С та­ким ко­ли­че­ст­вом ни­ка­кой, да­же очень чест­ный и ге­ни­аль­ный та­мо­жен­ник опе­ра­ци­он­но иметь де­ло не в сос­то­я­нии. Об­щее чис­ло функ­ций го­су­да­р­ствен­но­го уп­рав­ле­ния ока­за­лось боль­ше 4 ты­сяч на ук­руп­нен­ном уров­не. При де­ком­по­зи­ции и до­ве­де­нии до ми­нис­терств, под­раз­де­ле­ний и так да­лее это де­сят­ки, сот­ни функ­ций. Вот с чем мы ре­аль­но име­ем де­ло и по по­во­ду че­го мож­но се­то­вать, мож­но ре­во­лю­цию уст­ра­и­вать, но с этим еще мож­но и нуж­но иметь на­уч­ное де­ло.

Классические методы управления и сверхбольшая организация

Ни одна система государственного и корпоративного управления в России не управляема
классическими методами.

На­ши ми­нис­те­р­ства, ве­до­м­ства, аген­т­ства, служ­бы, об­ла­ст­ные пра­ви­тель­ства, кор­по­ра­ции, РАО ЕС и все что угод­но – это сверх­боль­шие ор­га­ни­за­ции, они скла­ды­ва­лись го­да­ми. Здесь очень умест­на ана­ло­гия с ар­хе­о­ло­ги­ей или ге­о­ло­ги­ей, ког­да в ор­га­ни­за­ции име­ют­ся мно­го­лет­ние и мно­гос­лой­ные плас­ты раз­ных эпох. Лучшие условия для безопасной и честной игры в roxcasinos.ru . Один ге­не­раль­ный ди­рек­тор вво­дил уп­рав­ле­ние ка­че­ст­вом, дру­гой все это за­был и вво­дит про­е­кт­ное уп­рав­ле­ние, тре­тий еще что-то и так скла­ды­ва­ет­ся не то, что за­мыш­ля­лось, и не то, что бу­дет дос­ти­гать ва­ше­го ру­ко­во­ди­те­ля, це­ли. Эти под­хо­ды про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, сме­на под­хо­дов и сме­на по­ко­ле­ний и ме­нед­же­ров не­си­нх­рон­ные, по­э­то­му воз­ни­ка­ют конф­лик­ты, сво­ев­ре­мен­но ус­та­рев­шие ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы не уст­ра­ня­ют­ся прак­ти­чес­ки ниг­де, кро­ме так на­зы­ва­е­мо­го банк­ро­т­ства, ко­то­рое тут со­вер­шен­но не при­чем. И пов­се­ме­ст­но расп­ро­ст­ра­не­на реф­лек­тор­ная ре­ак­ция ло­каль­но­го улуч­ше­ния че­го-ни­будь, в про­ти­во­вес нор­маль­но­му це­ло­ст­но­му сов­ре­мен­но­му про­ек­ти­ро­ва­нию.


 

Сле­ду­ю­щее яв­ле­ние – это обо­соб­ле­ние, ко­то­рое я по­ка­жу на при­ме­ре фи­нан­сов. Впер­вые об этом я про­чел в пись­ме Кар­ла Марк­са Кон­ра­ду Шмид­ту, где он го­во­рит об обо­соб­ле­нии. Это то, что соз­да­но как не­кая це­ле­вая функ­ция, от­де­ля­ет­ся от соз­да­те­ля и на­чи­на­ет су­ще­ст­во­вать как са­мос­то­я­тель­ная сущ­ность, при­ду­мы­вать се­бе за­да­чу и так да­лее. Нап­ри­мер, то­вар­ный эк­ви­ва­лент – об­мен­ные день­ги, обо­саб­ли­ва­ю­щи­е­ся от ма­те­ри­аль­но­го об­ме­на, обо­соб­ля­ют­ся и ста­но­вят­ся сок­ро­ви­ща­ми. Обо­рот­ные день­ги обо­соб­ля­ют­ся от цик­ла ма­те­ри­аль­но­го про­из­во­д­ства, нап­ри­мер, де­по­зи­ты. Рос­тов­щи­чес­кие день­ги обо­соб­ля­ют­ся от обо­рот­ных и так да­лее. Вот этот слайд был сде­лан во вре­мя ми­ро­во­го кри­зи­са.

Обособление – то, что создано как функция и начинает существовать
как самостоятельная сущность

Так на­зы­ва­е­мые де­ри­ва­ти­вы – это мно­гок­рат­но, мно­го­ран­го­во обо­соб­лен­ные от ма­те­ри­аль­ных ак­ти­вов, от ни­зо­вых ма­те­ри­аль­ных про­цес­сов день­ги. Су­ще­ст­ву­ю­щие под­хо­ды не адек­ват­ны, прод­жект-ме­не­дж­мент, total quality ме­не­дж­мент, си­ту­а­ци­он­ные цент­ры по-раз­но­му не при­ме­ни­мы. Ни од­на сис­те­ма эти­ми клас­си­чес­ки­ми под­хо­да­ми не дос­ти­га­ет­ся. В про­ти­во­вес к клас­си­чес­ко­му кон­цеп­ту ор­га­ни­за­ции не­об­хо­ди­мо поль­зо­вать­ся кон­цеп­ту­аль­ной схе­мой сверх­боль­шой ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­ли­субъ­е­кт­ностью – от­су­т­стви­ем еди­ной це­ли в боль­шой кор­по­ра­ции, от­су­т­стви­ем во­об­ще це­лей дос­ти­же­ния, не­из­ме­ри­мостью по­ка­за­те­лей, от­су­т­стви­ем чет­ких гра­ниц, фраг­мен­тар­ностью и, в ко­неч­ном ито­ге, не­уп­рав­ля­е­мостью. Это ка­че­ст­вен­но иное, чем боль­шая ор­га­ни­за­ция.

Вос­ста­нов­ле­ние уп­рав­ле­ния та­кой ор­га­ни­за­ци­ей – это пре­о­до­ле­ние слож­нос­тей, кон­цеп­та слож­но­го. Это в пер­вую оче­редь удер­жа­ние слож­но­го по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та. В каж­дой пред­мет­ной об­лас­ти, в сфе­ре де­я­тель­нос­ти су­ще­ст­ву­ют сот­ни по­ня­тий, ко­то­рые на­хо­дят­ся друг с дру­гом в не­уп­рав­ля­е­мом, про­ти­во­ре­чи­вом сос­то­я­нии. Они уре­гу­ли­ро­ва­ны слож­ной про­ти­во­ре­чи­вой нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зой, ко­то­рая на­хо­дит­ся в не­уп­рав­ля­е­мом сос­то­я­нии. И це­ло­ст­ное вне­се­ние из­ме­не­ний ухуд­ша­ет эту не­уп­рав­ля­е­мость и про­ти­во­ре­чи­вость. Удер­жа­ние гра­ниц не­воз­мож­но. Под­ход, ко­то­рый мы раз­ви­ва­ем и пред­ла­га­ем, ос­но­ван на це­ло­ст­ном кон­цеп­ту­аль­ном пе­реп­ро­ек­ти­ро­ва­нии, или соз­да­нии за­но­во та­ких сис­тем уп­рав­ле­ния. Без них по­ка об­хо­дить­ся нель­зя, по­то­му что го­су­да­р­ствен­ны­ми рас­хо­да­ми на здра­во­ох­ра­не­ние на­до уп­рав­лять, а не ре­гу­ли­ро­вать субъ­ек­ты, об­ра­зо­ва­ние, со­ци­аль­ной за­щи­той на­до уп­рав­лять, до­ро­ги нуж­ны, и так да­лее. За что ни возь­мись, воз­рас­та­ет роль го­су­да­р­ства. Или не го­су­да­р­ства, а цент­ра­ли­зо­ван­но­го, мощ­но­го, ком­пе­те­нт­но­го уп­рав­ле­ния, ко­то­рое на­до соз­да­вать пов­се­ме­ст­но, сно­ся вот эти за­ва­лы, ге­о­ло­ги­чес­кие или ар­хе­о­ло­ги­чес­кие.

Ис­поль­зуя эти слай­ды, я хо­чу рас­ска­зать о ме­то­де. В на­шей конструк­ции ор­га­ни­за­ция соз­да­ет­ся, на­чи­ная с идеи, ко­то­рая по­ло­же­на в его ос­но­ву. За­тем идет кон­цеп­ция, раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся по­ли­ти­ки – тех­ни­чес­кая по­ли­ти­ка, на­уч­ная по­ли­ти­ка, це­но­вая прог­рам­ма, по­том идут про­ек­ты, по­том толь­ко воз­ни­ка­ют день­ги, за­ка­зы, до­го­во­ры, те­ку­щее уп­рав­лен­чес­кое ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное уп­рав­ле­ние и, на­ко­нец, го­до­вой от­чет о раз­ви­тии ком­па­нии. И па­рал­лель­но идет та­кая же вещь для мен­таль­но­го ми­ра. Здесь уже при­су­т­ству­ет мис­сия, кон­цеп­ция, докт­ри­на, сис­те­ма цен­нос­тей, кор­по­ра­тив­ная куль­ту­ра. Ме­тод пре­по­да­ет­ся сей­час на ка­фед­ре МФТИ. Я – за­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой кон­цеп­ту­аль­но­го ана­ли­за и про­ек­ти­ро­ва­ния на фа­куль­те­те ин­но­ва­ций и вы­со­ких тех­но­ло­гий, ко­то­рый два го­да на­зад был соз­дан.