{div width:315|float:left}{module asaun-300-2}{/div}Кроме гражданских специалистов, в Египет были направлены и военные. Это не афишировалось, но было вполне обосновано,– глупо давать кредиты, посылать в такой неспокойный регион множество людей на строительство крупнейших объектов, не позаботившись об обеспечении их безопасности. Небо над Асуаном защищали лучшие советские лётчики.
Разработки инженеров одного из ведущих институтов Советского Союза – «Гидропроекта», – выполненные под руководством талантливого инженера Николая Александровича Малышева, позволили значительно удешевить проект и на год сократить сроки строительства. Египтяне были в восторге.
Мощность спроектированного гидроузла, названного «Садд-эль-Аали», составила 2,1 млн кВт. Плотина получилась действительно громадной. Её объём – более 17 пирамид Хеопса, общая длина 3600 м, ширина основания 980 м, высота 111 м. Её построили из специально отсортированных по размерам гранитных камней, пустоты между которыми заполнили песком. Водоупорное ядро из смеси глины и противофильтрационного замеса пронизывает всю толщину сооружения и уходит глубоко в коренные породы, подстилающие русло реки. Конструкция позволила «Садд-эль-Аали» без последствий перенести в 1981 г. землетрясение силой 6 баллов по шкале Рихтера.
Плотина полностью перекрыла старое русло Нила. В соответствии с проектом было создано искусственное водохранилище длиной 335 км, ёмкостью 157 млрд м3. Уже в 1964 г., вскоре после перекрытия Нила, плотина спасла Нижний Египет от катастрофического паводка, который был задержан в водохранилище, она надежно защитила его от наводнений и впредь. Запасы воды помогли Египту без потерь перенести страшную засуху в Африке в 80–90-е гг.
Высотная Асуанская плотина, несомненно, одно из величайших сооружений на планете. Лондонская «Таймс» назвала её «пластической операцией на лике Земли».
Великой плотине требовалось достойное художественное выражение.
Международный конкурс
{div width:315|float:left}{module asaun-300-3}{/div}В 1966 г. Правительство Египта выделило деньги для проведения международного конкурса на проект Монумента дружбы арабского и советского народов.
…Творческий конкурс – это всегда жизненный шанс для архитектора. А в те годы – особенно: архитектура была унижена, заклеймена любовью к излишествам, под которыми понимались красота фасадов и комфортность планировочных решений, она склонилась перед натиском типового строитель-ства.
Архитекторы Пётр Павлов и Юрий Омельченко получили прекрасное классическое архитектурное образование, их манила возможность поработать в среде великого искусства Древнего Египта. Восхищение им позволило найти такой тонкий и вечный символ Египта, как цветок лотоса. Лотос растёт в воде, а вода для Египта – это жизнь. Как гласит арабская пословица, «аллах создал воду, а вода – всё самое прекрасное на свете».
Разрабатывать конкурсный проект приходилось в нерабочее время. А работа была большая – её результат занял 20 подрамников размерами 70х150 см.
Из воспоминаний заслуженного архитектора России П.П. Павлова:
«Мою квартиру превратили в мастер-скую. Мебель в угол. Распорядок дня такой – работаем с 5 до 8 утра, затем идём на службу, а после работаем до полуночи и, конечно, сплошь все выходные дни. Спали по пять часов в сутки, и так в течение четырёх месяцев.
За месяц до сдачи проекта я пригласил скульптора Эрнста Неизвестного.
Мы предложили ему нарисовать барельефы для внутренних поверхностей пилонов Монумента. Было ему не до этого, он уезжал заканчивать барельефы монумента в Артеке. После моих звонков в Крым, за три дня до сдачи проекта Неизвестный прислал нам кальки рисунков с запиской: « Пётр! Сделал всё, что смог. Если не нужно, выброси. Если нужно – используй. Страшная запарка. Пятого открываю монумент. Желаю успеха. Твой Эрнст».
Удалось что-то использовать, но рисовали на подрамниках барельефы мы сами. Юра с женой уговорили меня вписать Э. Неизвестного в авторский лист, и мы указали, что рисунки барельефов выполнены с участием Э. Неизвестного».
Надо сказать, что в дальнейшем работа со скульптором не сложилась. Барельефы на внутренних поверхностях пилонов при возведении Монумента были выполнены 20 арабскими резчиками по эскизам и под руководством скульптора Николая Вечканова.
Всего на конкурс было представлено 48 проектов, в том числе из Советского Союза – 36. Конкуренция была очень серьёзная. Тем весомее была победа. Международное жюри, среди членов которого были ведущие египетские архитекторы и советские авторы проекта плотины, единодушно присудило первую премию проекту Ю. Омельченко и П. Павлова с настенными барельефами скульптора Э. Неизвестного:
«…Проект обладает высокими художественными качествами, исполнен с большим профессиональным мастер-ством. Это крупное явление монументальной архитектуры подлинно международного класса и значения».