Ценностное измерение и ценностные координаты
Сергей Белкин

Выступление на семинаре « Российское образование – антропологическое измерение». Москва, 28.10.2016

Источник: devec.ru

Сформулированные вопросы дискуссии всем своим смыслом просто вопиют о том, что образование – это не сфера услуг, а система воспитания человека и гражданина. В этой связи нельзя не отметить обнадеживающие заявления нового министра образования. Оправдаются ли ожидания – увидим, но я полагаю, что только такой подход и должен осуществляться на практике.

В этой связи в контексте сегодняшней повестки дня разговор об образовании – это разговор не о приобретении навыков, сведений и знаний, хотя все эти три функции образование призвано обеспечивать. Это разговор о государстве и его гражданах: какими им следует быть? Выскажу в этой связи несколько тезисов.

Мир целостен и взаимосвязан. Из этого тезиса можно провести две дорожки. Одна – к оправданию глобализации как естественной формы сосуществования. И превратить этот тезис в пропаганду глобализации по одной, условно американской,  модели. Вторая дорожка сложнее (и нужнее): признавая онтологически верным утверждение о целостности мира, признанавать факта его разделённости – цивилизационной, религиозной, политической, языковой, этнической и пр. И тогда ценностный базис, который следует положить в основу воспитания гражданина и патриота своей страны, приобретает более сложную структуру, в нем появляются ценности национального суверенитета, цивилизационной, культурной, этнической, религиозной и пр. идентичностей. Но при этом – без отрицания целостности мироздания и человечества в его базисных измерениях и без отказа от фактора глубокой взаимосвязанности «всего со всем»

Незнание в силе
Андрей Самохин

Те, кто застал советскую эпоху, помнят, какой поистине всенародной любовью пользовались «Наука и жизнь», «Техника — молодежи», «Знание — сила» «Юный техник», «Химия и жизнь». Хотя бы одно из них непременно выписывалось интеллигентными семьями, причем принадлежащими и к физикам, и к лирикам. Именно эти издания, без преувеличения, воспитывали будущих покорителей космоса, инженеров, ученых и блестящих советских технократов.

Как ни странно, большинство журналов пережило лихолетье реформ, но их нынешнее состояние — экономическое и функциональное — очень далеко от пикового, советского. Обсудить проблемы научно-популярной прессы, ее роль в модернизации России «Культура» пригласила руководителей легендарных СМИ. В беседе, длившейся несколько часов, участвовали главные редакторы журналов «Наука и жизнь» — Елена ЛОЗОВСКАЯ, «Химия и жизнь» — Любовь СТРЕЛЬНИКОВА, «Юный техник» — Александр ФИН, а также бессменный редактор приложения «НГ-Наука» Андрей ВАГАНОВ.

Фин: Наш журнал идет курсом, что называется, «лицом в асфальт». Если этого не произойдет по результатам подписки на второе полугодие, возможно, придется «резать хвост по частям». Сначала отказаться от одного приложения (у нас их два — «Левша», «А почему?»), потом от второго; как последняя стадия — переход на газетную бумагу... Большинство чиновников делают ставку на интернет. Я на это всегда отвечаю: зимой снега тоже много, но мало снежных дворцов! Журнал — это не только информация, но и взгляд. Мы «ставим глаз» юным читателям. В интернете они до наиболее точной и ценной информации самостоятельно вряд ли дотянутся, а тем более — вряд ли сделают грамотные выводы.

культура: Наверное, не обязательно навязывать подрастающему поколению «офлайн». Логичнее развивать собственные сайты, порталы, мобильные приложения...
Фин: По словам главного редактора журнала «Здоровье» Татьяны Ефимовой, недавно побывавшей в США, даже там, при всей компьютеризации, издатели не ожидают «вытеснения» бумажных версий, по крайней мере, в ближайшие пять лет. А что говорить про нас? Недавно мы предложили интересному преподавателю физики из провинции вести на сайте журнала рубрику. В ответ он сообщил, что у них в поселке до прошлого года не было даже мобильной связи. Скорость интернета 5 Кбит в секунду. Чтобы просто ответить на наше письмо, ему пришлось ехать в райцентр. И таких мест в России большинство. О каких сайтах там можно говорить?
Лозовская: Мы давно развиваем интернет-версию, хотя еще год назад с финансовой точки зрения в этом не было нужды: тиражи не падали, розница росла, приходила реклама, мы работали по концепции «360 градусов охвата». Но с минувшей осени все резко поменялось...

Враг зашел с тыла, перестройка образования и воспитания в России сквозь призму геополитики. Часть I
Ольга Четверикова

Полная версия доклада, подготовленного для круглого стола в РИСИ «Стратегия развития воспитания в России 2025»

Хочешь победить врага – воспитай его детей.
Восточная мудрость

Против нашей страны идёт война с применением самых изощрённых технологий, характерных для сетецентричных войн. Они крайне эффективны в силу того, что борьба ведётся на уровне базовых духовных ценностей, которые переводятся на западные стандарты. Это оглашают сами западные политики, открыто заявляя, что нынешняя битва идёт между толерантностью и фанатизмом и что православие представляет главную угрозу для западной цивилизации.

Понятно, что никакой национальный суверенитет немыслим без сохранения духовного суверенитета, который, в свою очередь, невозможен без суверенной системы образования. В России образование всегда рассматривалось в единстве обучения и воспитания и понималось не просто как усвоение определённой системы знаний, а как процесс духовно-нравственного становления. Однако наша нынешняя система образования, национальная и государственная по форме, лишается своего суверенитета, поскольку образовательные стандарты, а также программы и методы обучения задаются извне (например, студенты российских педагогических и социологических факультетов изучают западные гендерные теории, с которыми к нам переходят нормы извращенцев). В России наносится удар по традиционной системе ценностей, заменяемой толерантностью. Именно в этом смысл той «Стратегии развитии воспитания России до 2025 г.», которую сегодня хотят принять в качестве базового документа, определяющего нормы и стандарты воспитания. Официально объявленная как программа патриотического воспитания, она в реальности призвана утвердить мировоззренческий и нравственный релятивизм, отделив воспитание от системы образования, которое превращают просто в набор компетентностей, определяемых заказчиком — глобальным рынком.

Стратегия эта — никоим образом не самостоятельны документ, а лишь воспроизводит программы, разработанные десятки лет назад в центрах, далёких от России.

Страница 1 из 6

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS