Василий Кандинский. Желто-красно-синий. 1925
Изобретая будущее
Михаил Байдаков, Сергей Белкин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 4
Михаил Юрьевич Байдаков – председатель правления «Миллениум Банка»
Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика», член Союза писателей России, кандидат физико-математических наук
Я не пытаюсь предсказать будущее –
я пытаюсь его предотвратить.
Тема номера: «Россия: образ желаемого будущего и способы его построения» (альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012). Как только тема сформулирована, возникает ряд вопросов: зачем и кому нужен «образ будущего», что имеется в виду под словом «образ», наконец – что такое «будущее», о каких сроках ведется речь? Отвечая на первый вопрос, можно отшутиться, повторив афоризм американского изобретателя Чарльза Кеттеринга: «Я интересуюсь будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь». Мне кажется, что это хороший ответ, но мы привыкли не забывать о том, что «мы же серьезные люди». У «серьезных людей» есть, разумеется, соответствующие ответы, основанные на наблюдениях и исследованиях.
Если у общества нет образа будущего, оно дезориентировано, такому обществу можно навязывать любую линию поведения, любую стратегию, в том числе и гибельную для него. Общество, не имеющее представлений о желаемом будущем, не может сформулировать цели, отвечающие его интересам.
Образ будущего – это не табличка с ожидаемыми или запланированными финансово-экономическими показателями, которые следует достичь к указанному сроку. Хотя и подобная табличка тоже нужна. Образ – это эмоционально-чувственное представление о желаемом состоянии личности в обществе и соответственно представления личности об этом обществе. Умение описать такое состояние, умение выявить факторы, обеспечивающие его достижение, умение управлять подобными факторами, их качественной и количественной мерой – есть обязательный профессиональный навык и ответственность тех, которые определяют жизненную стратегию того или иного социума: национальной или религиозной общности, государства.
Если у общности, объединенной в государство, нет образа будущего, должен возникнуть вопрос: а зачем вы тогда объединены в государство? Государство возникает для решения каких-то задач, которые иным способом, не имея государства, не решить. Такие задачи и цели, как защита территории, языка, религии, культуры, образа жизни, материальных ценностей и т.д., – все они являются инструментами и условиями для обеспечения того самого «эмоционально-чувственного представления о желаемом состоянии». Этот образ должен обязательно присутствовать в общественном сознании, причем он никогда не может быть неким застывшим «конечным результатом». Он изменчив во многих деталях, нюансах, он живет, проявляя то одну, то другую грань своей сути – в зависимости от проблем дня сегодняшнего, от уровня постижения социумом своих актуальных задач и соотнесения их с ценностным ядром.
Образ будущего слагается из многого. Какие-то его грани могут быть представлены в словесном выражении в форме художественных произведений, публицистики. Некие конкретные цели и способы их достижения указаны в научных прогнозах, планах – государственных, корпоративных, личных. Образный мир желаемого будущего представлен в полотнах художников, в проектах архитекторов, в музыкальных произведениях, наконец, в молитвах и чаяниях религиозных людей.
Образы будущего всегда существовали в мировой литературе. В одних случаях это были философско-политические предсказания и призывы, в других упор делался на предвидение развития техники и науки, в третьих основной темой становились мечты о светлом будущем в социальном аспекте, в четвертых предпринимались попытки обрисовать наиболее страшный и мрачный образ возможного будущего. В практическом отношении все эти сочинения мало что давали, хотя иногда политики использовали ссылки на них для оправдания своих действий или для воодушевления толпы. Литературные образы будущего формировали то, что называют «общественное настроение», структурировали ценности общества, складывали язык и систему символов, с помощью которых осуществлялось общение и распознавание членов общества по их ценностным ориентирам. Образ будущего всегда имеется и в головах людей. Об этом думает каждый, все так или иначе представляют себя и своих близких в некоем будущем. И как-то в связи с этим моделирует собственное поведение. В картине мира каждого есть фрагмент, в котором расположен образ будущего. Причем какова картина мира в данный момент, из чего она сформирована – таков и образ будущего.