Трансмутация будущего
Александр Неклесса
Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 10
Александр Иванович Неклесса – председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, заместитель генерального директора Института экономических стратегий, директор Центра геоэкономических исследований (Лаборатория «Север–Юг») Института Африки РАН
Пришествие постсекулярного мира
Ultima Cumaei venit iam carminis aetas;
magnus ab integro saeclorum nascitur ordo.
Сызнова ныне времен
зачинается строй величавый.
Некто из древнегреческих мудрецов, пребывая в предсмертной тоске, на вопрос о причинах страха якобы ответил: «Боюсь, что предо мною то, о чем я ничего не знаю». Сегодня мы констатируем все более явное присутствие в социальной и культурной тканях постпросвещенческого дизайна. Но что же именно знаем о настающем настоящем, каковы его гештальт и контент?
Прочерчивая контур туманной галактики, обнаруживаешь фрагменты обширного панно, однако полноценное описание настающей эпохи, опознание ее настоящего имени все еще сомнительно – это мерцающая реальность, смысловое облако. И криптографическая сумятица: общество постиндустриальное, постсовременное, информационное, когнитивное, креативное, сложное/комплексное. Все это лишь обертки истинного, оригинального содержания (энтелехии). Всплывают результаты относительно недавних размышлений. Они фиксируют двойственный облик новой эры: «общество доверия» и его антипод – «контрактный мир», «атомизированная реальность» и «общество участия», социум «энигматичный» и «прозрачный» etc. Существует также особый вокабулярий темы, отражающий настороженность в отношении открывающихся перспектив: «неосредневековье», «постцивилизация», «апостасия», «цивилизация смерти» и т.п. Так что речь пока идет о пороговой интуиции, а следующее далее рассуждение – скорее о кризисе перехода, версиях и симптомах строя по ту сторону постиндустриального барьера.
Впрочем, уже сейчас можно содержательно обсуждать многие аспекты грандиозной трансформации: исторический, политический, экономический, культурный, творческий, методологический, аксиологический, философский, теологический, антропологический, прогностический… Констатируя при этом системный характер кризиса Модернити.
Между тем феноменология исторического транзита, и без того обильная, продолжает умножаться. Мозаика другого включает радикальное преобразование современной городской культуры, сдвиги в международном праве, глокализацию, деэтатизацию, неорегионализацию (геоэкономику), хрематистику финансов, капитализацию нематериальных активов, стимулирующие и провокативные практики goodwill, дигитальную культуру. В плаценте строя вызревают антропосоциальные организмы (АС-структуры), оперирующие новыми средствами господства, самоподдерживающиеся интеллектуальные системы, мутирующие в сложноподчиненные сообщества программ. Происходит смешение черт массового общества с индивидуацией, прописей антиутопии с универсальной транспарентностью, совершается общая трансмутация норм.
Одно из направлений обобщения и декодирования обнаруживаемых феноменов, тенденций и парадоксов – размышления о постсекулярном мире.