Православный фундаментализм и российское обновление
Александр Казин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 114
Александр Леонидович Казин – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного совета общественной организации «Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга», автор работ по философии культуры, в том числе книги «Последнее Царство. Русская православная цивилизация», изданной в 1998 году по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и книги «Великая Россия. Религия. Культура. Политика», удостоенной в 2008 году литературной премии «Александр Невский»
Законы истории – таинственная вещь. Об их смыслах и движущих силах спорят уже не одно столетие. Не так давно получила распространение теория Льва Гумилева о пассионарных волнах, которые неожиданно приходят из космоса, приводят в движение целые империи и народы. Есть мнение, уподобляющее историю стреле, летящей из прошлого в будущее по заранее предопределенной траектории. Либералы и марксисты – каждые на свой лад – верят в то, что эта траектория ведет нас от низших форм к высшим – либеральному «концу истории» или торжеству коммунизма.
Что касается христианских мыслителей, то их взгляд на историю лишен наивного оптимизма и слепой веры в прогресс. В прошлом человечества можно разглядеть не только движение от простого к сложному, но и топтание на месте, временный упадок и даже длительный регресс. В христианском мировоззрении история предстает вечной и противоречивой борьбой двух сил – Бога и дьявола, правды и лжи. Ее истинный смысл лежит за пределами мира сего. Этот смысл во всей полноте откроется людям только в эсхатологической перспективе.
В истории нашей страны можно выделить три больших периода – классический, модернистский и постмодернистский. Классическая цивилизация развернута по вертикали и устремлена к идеалу – то есть к Истине в христианском понимании. В этом смысле нашей материнской цивилизацией является Восточная Римская империя – Византия, для которой вся социокультурная практика свелась к осуществлению православного идеала. Власть в парадигме классической культуры понимается как высший онтологический порядок, проистекающий от Всевышнего. Поэтому фраза «Мы, милостью Божией император Александр II» воспринималась полтора столетия назад как нечто само собой разумеющееся и не вызывала усмешек у большинства жителей Российский империи. И дело здесь не в идеализации монархической формы правления, ибо земной царь – вовсе не обязательно святой, а земное царство – отнюдь не Эдемский сад. В конце концов, предназначение государства и государя состоит не в том, чтобы построить рай на земле, а в том, чтобы не превратить ее в ад.
В Европе классическая (традиционная) эпоха продолжалась до Великой французской революции конца XVIII века, а в России – до февраля 1917 года. После этого мы вступили в эру Модерна, когда в мировоззрении людей на место Бога пришел человек и сознание стало основываться на четырех идеологических «китах» – атеизме, либерализме, национализме и социализме. Все названные «киты» – порождения Модерна, но, как и всякие родные братья, они могут ссориться (наглядный пример – холодная война между социалистическим СССР и либеральными США), а могут и мирно друг с другом уживаться. В России же парадокс советской власти заключался в том, что она под флагом марксизма смогла продолжить классическую линию развития цивилизации. Советский Союз хранил верность вертикальному устроению власти и, хотя и в превращенной форме, оставался монархическим государством. Генсеки были своего рода царями.
Такая ситуация оставалась в России вплоть до «застойных» 1970-х годов, когда энергетический импульс Модерна стал иссякать. В стране начал постепенно утверждаться Постмодерн, который не ориентируется ни на какие высшие ценности и цели вроде свободы, равенства, братства, нации или социальной справедливости. Постмодерн – это игровая цивилизация, занимающаяся исключительно свободной перекодировкой смыслов и ничем более. Если в эпоху Модерна для многих людей умер Бог, то с пришествием в мир Постмодерна умер и сам человек.
Особый путь России
У каждой большой страны-цивилизации свой путь в этом мире. Китай – это не Америка, а Индия – отнюдь не Пакистан.
Действительная, а не мифическая особенность России состоит в том, что у нас три эпохи мировой истории – классическая, модернистская и постмодернистская – существуют сегодня в рамках одной страны-цивилизации. Мы оставались своего рода «новой Византией» вплоть до начала XX века, с трудом переваривая насильственную петровскую модернизацию и создавая на ее основе великую культуру. Более того, мы оставались «новой Византией» и после октября 1917-го, когда еще более жестокий коммунистический Модерн поначалу чуть не убил страну, но затем – неожиданно для самих ленинцев-троцкистов – собрал ее в некое подобие «красной империи». Однако в декабре 2011 года внезапно произошло столкновение трех культурных, политических и, в конечном счете, религиозных потоков отечественной истории. Эта ревущая встреча привела в движение тысячи людей в российских столицах, вогнав страну в зону социальной турбулентности и крайней политической неустойчивости.