Что же делать с аппаратом?
Александр Юсуповский
Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 164
Александр Максимович Юсуповский – политический аналитик, кандидат философских наук, государственный советник, более 20 лет работает в аналитических структурах федеральных органов власти
Любая сколько-нибудь сложная социальная деятельность нуждается в организации, соподчинении, кооперации, управлении, менеджменте. Слово «менеджмент» стало модным. Профессия менеджера-управленца окружена ореолом, каким раньше были окружены разве что летчики, космонавты или физики-ядерщики…
«Организационное оружие» выступает в геополитическом противостоянии конкурентным преимуществом для одних стран и фактором торможения и отставания для других. Фокусом конкуренции в эпоху информационного общества является состязание качества и эффективности своевременных продуманных решений. Качество аппаратов, готовящих и обеспечивающих эти решения, играет не меньшую роль, чем состязание мощного разрушительного железа. Эффективный государственный аппарат способен сгладить изъяны «ручного управления», минимизировать субъективные управленческие ошибки, обеспечить средний достаточно высокий уровень компетентности решений, усилить динамику экономического и социального развития.
В классической работе Эрнандо де Сото об экономике развития «Иной путь» рассмотрен весь цикл получения документов, разрешений и согласований для открытия малого предприятия. Проблема, для решения которой в США или Канаде понадобились бы два дня, в Перу потребовала утверждения в 11 учреждениях, расходов в 1231 доллар и срока в 10 месяцев. В России государственный аппарат также один из мощных факторов торможения развития. Там, где предпринимателю приходится строить офисное здание, магазин, ферму или арендовать площади, неэффективные институты создают дополнительные 25–30 процентов цены жилья и коммерческой недвижимости (в Москве – до 60 процентов). Экспертизы, разрешения – в Москве для этого еще недавно надо было собрать около 30 согласований, ни одно из которых не предусмотрено в федеральных законах. Новый мэр Москвы Сергей Собянин отменил такой порядок. Эксперты высказывают надежду, что процесс согласований сократится с периода от полутора-трех лет до полугода.
Как-то в Германии, наблюдая за четкой работой коллег – государственных чиновников, – я вывел некую глубинную закономерность. В соответствии с ней крупнейшие теоретики уничтожения государственности – анархические социалисты от Михаила Бакунина до Петра Кропоткина – были русскими по национальности, реально наблюдавшими работу российского государственного аппарата, воспетого во всей своей красе в «Ревизоре» Николая Гоголя или в «Истории одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина. А сторонники государственного социализма – Карл Маркс и Фридрих Энгельс, – которые стремились не разрушать, но использовать в общественных интересах трансформированную государственную машину, оказались немцами.
Одна из причин недооценки аппаратно-государственных проблем производна от канонов неолиберальной идеологии, нередко неотличимой от либертарианства. В логике фетишизации рынка и презумпции виновности государства просто не остается места для проектирования эффективных государственных институтов и механизмов, а приватизация рассматривается как панацея. Какое там сильное государство! Какой там эффективный аппарат! Придет невидимая и оттого еще более действенная рука рынка и на блюдечке с голубой каемочкой принесет решение всех проблем.
Кстати, главный экономический гуру неолиберализма Милтон Фридман в 2001 году заметил, что десять лет назад указал бы для стран, совершавших переход от социализма, три слова: «Приватизация, приватизация и приватизация». «Но я ошибался, – признался он. – Оказалось, что соблюдение законности может быть важнее приватизации».
Сила государственных институтов – это «способность сформулировать и создавать законы; администрировать эффективно и с минимумом волокиты; контролировать мошенничество, коррупцию и взяточничество; поддерживать высокий уровень прозрачности и ответственности (подотчетности) правительственных учреждений; и, что самое важное, реализовывать законы». Приведенное высказывание принадлежит Фрэнсису Фукуяме, особо подчеркивающему глубокие отличия сильного, эффективного государства от большого, сующего оправданно и неоправданно нос во все сферы общественной жизни.
Главные проблемы принятого на бумаге самого продуманного управленческого решения – закона, указа или постановления правительства – начинаются на этапе законоприменения в конкретных условиях конкретными исполнителями. Или неисполнителями. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить», – поется в старинной русской солдатской песне…