Перемены в мире и провидчески-державный курс России
Юрий Осипов
Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 218
Юрий Михайлович Осипов – доктор экономических наук, директор Центра общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Академии философии хозяйства, вице-президент Академии гуманитарных наук, действительный член Российской академии естественных наук, главный редактор журнала «Философия хозяйства»
Мир Нового времени, или мир Модерна – мир не просто перемен, а прямо-таки переменный мир, вовсю изменчивый. Ход исторических перемен импульсивен, по-своему и цикличен. Он то ускоряется, то замедляется, то в большей степени остается на поверхности, то уходит вглубь бытия. И сегодня, уже в эпоху Постмодерна, мы наблюдаем явную интенсификацию перемен, причем касающихся не одного лишь устройства мира, не только образа человеческого существования, но и самого человека. Недаром же ныне поставлен и вовсю обсуждается вопрос о качественном скачке в эволюции человека. Этот скачок сравним с неолитической революцией – переходом от неандертальца к кроманьонцу. Он предполагает превращение человека в какое-то уже иное, хотя еще и человекообразное, существо, именуемое пока постчеловеком (чиповеем, киборгом).
Преобразование человеческого бытия из натурального в искусственное, преобразование, начатое активно Модерном и в целом уже достигнутое посредством строительства целостного искусственного мира, переходит в постмодерновое преобразование самого человека. Сдемиургировав новый мир по своему собственному разумению, человек (а это не кто иной, как европеоид, ставший европейцем, а к моменту своего активного демиургирования – этаким «христианизированным антихристом») демиургирует ныне… человека – нового человека, уже и постчеловека.
Постмодерновый мир – безусловно и исключительно переменный мир, это полномасштабно, полноглубинно и полнострашно изменчивый мир, причем проективно и целостно изменяемый, но при этом и объемно кризисный мир, мало того – мир апокалиптический. История человечества уперлась в конец истории, во всяком случае – истории человека, а вот быть или не быть постчеловеку с его постисторией – вопрос хотя пока и риторический, но все-таки уже поставленный.
Недаром мудрецы всех физических и метафизических континентов упорно твердят ныне о последних временах, которые, быть может, вовсе и не последние, хотя бы в аспекте мироздания и земной истории, но явно уже последние в аспекте собственно человека и собственно человеческой истории. История, кажется, и впрямь завершается. На очереди – постистория, возможно, космическая, инопланетная, звездная, но вряд ли уже собственно земная. Последние земно-человеческие времена.
Новейший – он же передовой, он же западный, он же ныне более всего атлантический – мир рассматривает остальное человечество, обнаруживая его остаточное присутствие и в своих пределах, не просто как прошлый, устаревший и отсталый феномен, не имеющий будущего. Новейший мир рассматривает всех остальных как своего рода придаточный, резервный, ресурсный, вспомогательный, подлежащий со стороны передового мира лишь эксплуатации, пользованию, вычерпыванию, а в какой-то момент уже и исчерпанию, а затем и полному отвержению потенциал. Это, безусловно, оговоренный Западом и приговоренный им мир, а пока еще для того же Запада мир-резерв, мир-ресурс, мир-вспомоществователь, он же и мир-объект – как раз для управления им в целях его всесторонней и беспредельной энергосырьевой и трудолюдской эксплуатации.
И сегодня этот остальной – он же и отсталый – мир подлежит, включая и какую-то неперспективную долю передового мира, радикальной деконструкции и реконструкции – под демиургические задумки торжествующего на планете Запада. Отсюда как явная, так и скрытая борьба с реперными основаниями и узловыми элементами все еще бытующего мира: религиями, Церквями, идеологиями, культурами, нациями, государствами, этносами, семьями, школами, университетами – в общем со всеми несущими опорами и конструкционными узлами не просто нововременного, но и вообще человеческого (все-еще-человеческого) мира.
Таким вот получается новый – уже, правда, евроамериканский – Ренессанс, точнее, Нессанс, ибо ничего тут не возрождается, а всего лишь рождается – новое прозападное человечество.
Это, так сказать, глубинный, переменный (перестроечный!) фон, на котором имеют место и более насущные и бросающиеся в глаза трансформации, а именно – сдвиги в устройстве планетарного мира, который тоже весь в кризисе вкупе с кризисом главного на сегодняшний день кризисного возбудителя – западноатлантического глобализма.