Нормализация как угроза?
Олег Кильдюшов
Борьба за нормативное представление о России в различных проектах будущего
Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 232
Олег Васильевич Кильдюшов – философ, переводчик, публицист
Борьба за нормативность представлений о России – это своеобразный передний край смысловой войны за ее будущее. И эта борьба в современной России будет только усиливаться по мере политической институционализации различных идейно-эстетических проектов нового русского будущего. Причем все конкурирующие смысловые комплексы – вне зависимости от их конкретного содержания – пытаются утвердить собственное понимание России в качестве нормативного, то есть обязательного, общезначимого – как единственно соответствующего «истине», «смыслу истории» и т.д. Несмотря на явно идеологический характер подобных притязаний, эта неожиданная привязка будущего к норме вполне объяснима функционально. Во всех политико-футурологических конструкциях и концептах, несмотря на присущий им идеологический туман, явственно проступают базовые представления их авторов и носителей о том, какое положение вещей в стране они считают само собой разумеющимся, как бы естественным – то есть нормальным. Стоит ли говорить, что сами эти базовые представления не подвергаются со стороны протагонистов никакой особой рефлексии – опять-таки в силу своей нормативности, очевидности и даже банальности. Именно поэтому они выступают фундаментом для дальнейших идеологических построений и спекуляций: предполагаемая «нормальность» таких идеологем является условием их политической и дискурсивной «действенности». Сами проекты будущего предстают как попытки реализации этой «истинной» нормы – например, как восстановление нормальной ситуации, как преодоление ненормального положения страны. То есть, с точки зрения политической эпистемологии, подобные претендующие на нормативность идейно-эстетические комплексы (образы будущего), по сути, являются квазирелигиозными программами спасения некой нормативной истины о России.
Примечательно, что важный теоретический вклад в анализ роли нормативных представлений о своеобразном целостном порядке, рассматриваемом в качестве «нормального», был сделан крупный немецким правоведом и политическим мыслителем Карлом Шмиттом, прославившимся утверждением в своей «Политической теологии» как раз обратного тезиса: «Нормальное не доказывает ничего, исключение доказывает все; оно не только подтверждает правило, само правило существует только благодаря исключению». Пройдя со временем заметную творческую эволюцию, Шмитт обосновал и развил более очевидный тезис: все политические и правовые конструкции базируются на «представлениях о том, что может рассматриваться в качестве нормальной ситуации, кто является нормальным человеком и каковыми являются конкретные фигуры жизни, рассматриваемые в качестве типичных». При этом «их понятия того, что является нормальным, нормальным типом и нормальной ситуацией, заключены в них самих».
Стоит ли говорить, что поздняя версия шмиттовского решения проблемы нормативного более соответствует нашим интуициям о норме: любая норма предполагает нормальную ситуацию и нормальные типы социального и политического действия. А любые дискурсивные конструкции – и проекты будущего здесь не исключение – отсылают к подобным структурообразующим понятиям о «нормальном» состоянии, которые сами по себе, как известно из нашей политической истории, могут быть абсолютно ненормальными с точки зрения и здравого смысла, и психиатрии…