Николай Рерих. И мы трудимся. 1922

Важнейшим достоянием восточнохристианской цивилизации и национальных
культур составляющих ее народов является антропология – представления
о человеке, его природе, возможностях, жизненных задачах, посмертном
существовании, социальной функции.

На­ли­чие раз­ра­бо­тан­но­го в бо­гос­ло­вии от­цов Вос­точ­ной церк­ви уче­ния об обо­же­нии как си­нер­гии (со-твор­че­ст­ве) Бо­га и че­ло­ве­ка и со­от­ве­т­ству­ю­щих ду­хов­ных прак­тик (иси­хазм), апо­фа­ти­чес­кой гно­се­о­ло­гии (пос­ти­же­ние Бо­га че­рез то, чем Он не яв­ля­ет­ся) и си­нер­гий­ной ме­то­до­ло­гии по от­но­ше­нию к воп­ро­сам сво­бо­ды и бла­го­да­ти.

Раз­ви­тие в вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­ких куль­ту­рах предс­тав­ле­ний о со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти, а так­же предс­тав­ле­ний о выс­шей прав­де.

Об­ще­ми­ро­вая из­ве­ст­ность брен­да рус­ской клас­си­чес­кой ли­те­ра­ту­ры и рус­ской куль­ту­ры. Из­би­ра­тель­ная из­ве­ст­ность не­ко­то­рых про­из­ве­де­ний и фе­но­ме­нов ук­ра­и­нс­кой, сербской, бол­га­рс­кой, ру­мы­нс­кой, ар­мя­нс­кой, сов­ре­мен­ной гре­чес­кой куль­тур. На­ли­чие уз­на­ва­е­мых и приз­нан­ных во всем ми­ре де­я­те­лей куль­ту­ры.

Воз­мож­ность и не­об­хо­ди­мость фор­ми­ро­ва­ния адек­ват­но­го по­зи­тив­но­го инстру­мен­таль­но­го от­но­ше­ния к цен­нос­тям Мо­дер­на (пу­тем как их пе­ре­ос­мыс­ле­ния в вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­ком ци­ви­ли­за­ци­он­ном кон­те­кс­те, так и отыс­ка­ния их ана­ло­гов и про­то­ти­пов в ви­зан­тийс­кой и древ­не­ру­с­ской ис­то­ри­чес­кой рет­рос­пек­ти­ве).

Воз­рос­ший ин­те­рес к пра­вос­ла­вию, пра­вос­лав­но­му бо­гос­ло­вию и ре­ли­ги­оз­ной куль­ту­ре в сре­де за­пад­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной эли­ты.

На­ли­чие раз­ра­бо­тан­ных и ак­ту­а­ли­зи­ро­ван­ных в куль­тур­ной па­мя­ти пра­вос­лав­ных на­ро­дов эс­ха­то­ло­ги­чес­ких предс­тав­ле­ний, поз­во­ля­ю­щих выст­ра­и­вать стра­те­ги­чес­кое ви­де­ние собствен­но­го раз­ви­тия и оп­ре­де­лять его сверх­за­да­чи.

На­ли­чие внут­ри ци­ви­ли­за­ци­он­ной общ­нос­ти ори­ги­наль­ных на­ци­о­наль­ных по­ли­ти­чес­ких куль­тур и по­ли­ти­чес­ких сис­тем раз­но­го ти­па (рос­сийс­кой, ук­ра­и­нс­кой, бе­ло­ру­с­ской, сербской, гре­чес­кой и др.) с ши­ро­ким ди­а­па­зо­ном цен­но­ст­ных ус­та­но­вок, предс­тав­ле­ний, тра­ди­ций, сте­ре­о­ти­пов по­ве­де­ния, ме­ха­низ­мов уп­рав­ле­ния.

Ис­поль­зо­ва­ние в куль­ту­рах пра­вос­лав­ных на­ро­дов не­ла­ти­нс­ких ал­фа­ви­тов – ки­рил­ли­чес­ко­го, гре­чес­ко­го, ар­мя­нс­ко­го и гру­зи­нс­ко­го (за иск­лю­че­ни­ем ру­мы­нс­ко­го язы­ка, в ко­то­ром пос­ле дли­тель­ной борь­бы ут­вер­дил­ся ла­ти­нс­кий ал­фа­вит).

Сох­ра­не­ние не­ко­то­ры­ми пра­вос­лав­ны­ми по­ме­ст­ны­ми Церк­вя­ми ста­ро­го сти­ля (юли­а­нс­ко­го ка­лен­да­ря), сох­ра­не­ние празд­но­ва­ния Пас­хи по ста­ро­му сти­лю но­вос­тиль­ни­ка­ми.

От­но­си­тель­но вы­со­кий уро­вень ре­ли­ги­оз­нос­ти в пра­вос­лав­ных стра­нах в нас­то­я­щее вре­мя.

Уг­ро­зы (Threats) – про­ти­во­дей­ствие внеш­ней сре­ды

Не­со­из­ме­ри­мость ре­сур­сов и по­тен­ци­а­лов Рос­сии и ос­таль­ных стран вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой общ­нос­ти, зат­руд­ня­ю­щая парт­не­р­ство с Рос­си­ей (Гру­зия, Ук­ра­и­на и от­час­ти Бе­ла­русь рас­смат­ри­ва­ют Рос­сию как из­веч­ную уг­ро­зу собствен­но­му по­ли­ти­чес­ко­му и куль­тур­но­му су­ве­ре­ни­те­ту).

Раз­лич­ный по­ли­ти­чес­кий тем­пе­ра­мент и уро­вень ам­би­ций Рос­сии и ос­таль­ных стран вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой общ­нос­ти. Ос­но­ван­ные на жест­ком мо­но­це­нт­риз­ме влас­ти тра­ди­ции рос­сийс­кой по­ли­ти­чес­кой куль­ту­ры.

По­ли­ти­чес­кая нап­ря­жен­ность меж­ду пра­вос­лав­ны­ми стра­на­ми в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях (рос­сийс­ко-гру­зи­нс­кая вой­на 2008 го­да, ухуд­ше­ние рос­сийс­ко-ук­ра­и­нс­ких и да­же рос­сийс­ко-бе­ло­ру­с­ских от­но­ше­ний и т.д.).

Пла­но­мер­ная ин­тег­ра­ция стран вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­ко­го аре­а­ла в по­ли­ти­чес­кие струк­ту­ры За­па­да и его сфе­ру вли­я­ния.

Отя­го­щен­ность рос­сийс­кой по­ли­ти­чес­кой куль­ту­ры им­пе­рс­ким ви­ру­сом при яв­ном от­су­т­ствии в не­о­им­пе­рс­кой иде­о­ло­гии уни­вер­саль­нос­ти, прив­ле­ка­тель­нос­ти, кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти. Под­ме­на им­пе­рс­ко­го дис­кур­са эт­но­на­ци­о­на­лис­ти­чес­ким.

Ис­ка­жен­ное предс­тав­ле­ние о пра­вос­лав­ном хрис­ти­а­н­стве и куль­ту­ре стран вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­ко­го аре­а­ла на За­па­де (в част­нос­ти, предс­тав­ле­ния о пра­вос­лав­ном це­за­ре­па­пиз­ме, об об­ря­до­ве­рии, об от­су­т­ствии ло­го­са в бо­гос­ло­вии и фи­ло­со­фии).

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS