Патриарх Коптской православной церкви Шенуда III (ум. 17 марта 2012)
Окраинами восточнохристианской цивилизации следует считать ареалы
распространения православия на Ближнем Востоке, в Северной Африке,
Северной Америке и некоторых других регионах. А также ареалы влияния
древних восточнохристианских Церквей в Эфиопии, Египте и на Ближнем Востоке.
«Осевыми» (по Арнольду Тойнби), или «стержневыми» (по Сэмюэлю Хантингтону) государствами, ядрами восточнохристианской цивилизации в современном мире следует считать Грецию, Россию и Украину. Грецию – как непосредственную наследницу Византийской империи, как продолжательницу эллинской культурной традиции, как очаг и своеобразный эталон православия. Россию – как символическую преемницу Византии и единственное на протяжении нескольких веков независимое православное государство, как единственную страну восточнохристианской традиции, претендующую (пусть пока и без особого успеха) на статус сверхдержавы.. Украину – как центр наиболее значительной рецепции православного христианства в средневековом мире, как прямую наследницу Древней Руси, как генератора церковной и светской модернизации для всего славянского мира в XVII–XVIII веках, как самую большую в современном мире страну по числу православных верующих с высокой интенсивностью религиозной жизни.
До середины XV века единственным «осевым» государством, метрополией православного мира являлась Византия. Ее падение в 1453 году завершило эпоху, когда православный мир был мощнейшим генератором культурных инноваций и цивилизационных импульсов для всей Европы в целом.
Россия (Великое княжество Московское, Московское царство, Российская империя) не стала правовым государством (государством правового порядка) в том понимании, в котором таковым была Византия. Не оказалась она в полной мере и наследницей византийского духовно-идеологического и религиозно-мистического опыта, сохранившегося в российских условиях лишь в усеченном виде – в монашеской аскетической традиции. Среди представителей этой традиции – нестяжатели, преподобные Нил Сорский и Паисий Величковский, иноки Оптиной пустыни и Афона. Сюда же можно отнести философские искания ранних славянофилов. Симптоматично, кстати, что даже тема исихастских споров, актуальная в Византии в середине XIV века, в России стала предметом заинтересованности лишь на рубеже XX и XXI веков.
Как бы это ни казалось парадоксальным, но в некотором отношении те же Соединенные Штаты, считающиеся квинтэссенцией Запада, с их приверженностью римскости и римскому наследию имеют больше оснований считаться ретрансляторами византийской культуры, чем Россия, Греция и иные цивилизационно близкие им страны.
С точки зрения цивилизационного деления, Западной Европой следует именовать романо-германские и англосаксонские страны, для которых историческими религиями являются католичество и протестантизм. (К этой же общности уместно также причислить Финляндию, но неуместно – членов Евросоюза Грецию и Кипр.) Центральную Европу в таком случае следует рассматривать как цивилизационную окраину Западной Европы. В нее входят страны западнохристианского ареала, которые не принадлежат к семьям романо-германских и англосаксонских народов. Среди них Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, а также Эстония, Латвия и Литва (открытым остается вопрос о принадлежности к центральноевропейскому ареалу преимущественно исламских Албании и Боснии и Герцеговины). Таким образом, Восточная Европа в современном актуальном понимании – это не социалистическая Европа Варшавского договора, а Европа восточнохристианской традиции – культурная наследница Византии и «Византийского содружества наций».
Россия: страна-цивилизация или часть
восточнохристианской цивилизации?
Вопрос о цивилизационной природе и принадлежности России может считаться еще одним вечным русским вопросом – наряду с традиционными «кто виноват?», «что делать?» и многовековым спором славянофилов и западников.
Поиск ответа на него ведется, как правило, путем уточнения координат России – и на географической карте мира, и в мировой истории. Россия – часть Запада (Западной Европы)? Часть Азии? Механическое соединение Европы с Азией? Творческий синтез Европы и Азии? Нечто третье, не имеющее прямого отношения ни к Европе, ни к Азии?
Цивилизация – это прежде всего общность на основе универсальной картины бытия, идентичных или похожих представлений о человеке, Боге, мире, вечности. И лишь потом – культурный или хозяйственный феномен, способ консолидации и самосохранения больших социальных групп.