Альфонс Муха. Святая гора Афон. 1926
Ядра восточнохристианской цивилизации в современном мире – Греция, Россия
и Украина. Греция – как непосредственная наследница Византийской империи,
как продолжательница эллинской культурной традиции, как очаг
и своеобразный эталон православия.
Возможен ли восточнохристианский миростроительный проект?
Кризис современного Запада в последнее десятилетие проявляется в виде не только демографического и политического наступления исламской цивилизации на Западную Европу и США и экономического и политического усиления Китая. Он проявляется главным образом в ощущении исчерпанности миростроительного проекта Модерна, в концептуальной опустошенности постмодернистских теорий и практик, которые так и не стали конкурентоспособным планом создания нового мира. Сам по себе переход к парадигме «столкновения цивилизаций» Хантингтона является симптомом гибели модернистских представлений о мире и бытии.
В режиме реального времени мы можем наблюдать попытки формирования новых миростроительных проектов – интеллектуальных концептов, авангардных по отношению как к Модерну, так и к Постмодерну (Сверхмодерн, Альтермодерн, Неомодерн, Археомодерн, консервативно-революционные доктрины и т.д.).
Восточнохристианская цивилизация имеет в своем арсенале определенное количество представлений, явлений и феноменов, которые могут быть востребованы в качестве социальных и антропологических инноваций при моделировании новых проектов бытия современного человечества.
Важнейшим достоянием восточнохристианской цивилизации и национальных культур составляющих ее народов является антропология – представления о человеке, его природе, возможностях, жизненных задачах, посмертном существовании, социальной функции. Различия между восточнохристианской и западнохристианской цивилизациями начинаются именно с антропологических установок – с представлений о смысле жизни и смерти, о грехе, спасении, преображении, должном и недолжном, о труде и посмертном воздаянии. Из них, в свою очередь, вытекают представления о государстве, обществе, Церкви и конце света.
Центральным в православной антропологии и сотериологии (учении о спасении и искуплении) является представление о теозисе, обожении человека. Отцы Восточной церкви говорили об изначальной расположенности человеческой природы к обожению, стяжанию божественных энергий, единению с Творцом на энергийном уровне. Святой Афанасий Александрийский так сформулировал эту максиму: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».
«Идеальный» человек в православии – это человек, взятый в некоем трансцендентном масштабе, человек, стремящийся к обожению и преображению, человек, выходящий за онтологические и антропологические пределы, человек-абсолют. Характерно, что в православной этике подобный антропологический максимализм фактически рассматривается как норма существования, а не как экстремальная жизненная стратегия для ограниченного круга духовных подвижников.
С XVIII века секуляризация постепенно уменьшала значимость религиозных антропологических представлений для стран восточнохристианского мира. Однако типологически близкие модели прорастали и в светской культуре. Скажем, классическую русскую литературу XIX и даже отчасти XX веков можно рассматривать как специфическую форму духовной практики. Некоторые исследователи обнаруживают в ее основаниях, смыслах, образной системе и изобразительных средствах архетипы соборности и пасхальности (Иван Есаулов). Примечательно, что ее типический положительный герой – не деятель, а созерцатель, человек преображенный, человек, вставший на путь духовного обновления. Подобная же проблематика «прорастает» даже в советском кинематографе, хотя кино – наиболее зависимый от государства и официальной идеологии вид искусства. Здесь можно назвать фильмы Александра Довженко, Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, украинское «поэтическое» кино, грузинское кино 1960–1970-х, отдельные анимационные фильмы Юрия Норштейна и Эдуарда Назарова.