{div width:385|float:left}{module 12_Freedom_northeastView}{/div}В эпоху Модерна особенности восточнохристианской цивилизации являлись факторами, объективно уменьшающими ее конкурентоспособность и возможность влияния на общемировые процессы развития. Но в новой реальности создается ситуация, при которой прежние недостатки способны стать достоинствами и факторами конкурентоспособности, инновационности и креативного развития. «Максималистская» антропология, синергийное мироощущение, развивающее механизмы социальной солидарности, апофатическое богословие, открывающее дорогу постнеклассической гносеологии и новой рациональности, представления о высшей правде и всечеловечности, симфонизм, исихастские учения, неэмпирическое восприятие мира, присутствующие в культурном пространстве православных стран, – все это позволяет работать с новым – сложным – человеком и с новой – значительно усложненной – реальностью.
Генезис восточнохристианской идентичности таков, что идея универсализма заложена в нем на матричном уровне – она наследуется из Античности и средневековой Византии. Однако на современном этапе развития такой универсализм не актуализирован – это только возможность, а не сформированное конкурентное преимущество. Жизнеспособность восточнохристианской цивилизации, как и любой другой, зависит от креативного потенциала и способности генерировать инновации в масштабе всей мир-системы и не быть лишь реципиентом чужих влияний.
Как бы это ни казалось парадоксальным, но в некотором отношении те же
Соединенные Штаты, считающиеся квинтэссенцией Запада, с их приверженностью
римскости и римскому наследию имеют больше оснований считаться
ретрансляторами византийской культуры, чем Россия, Греция и иные
цивилизационно близкие им страны.
Приходится констатировать, что в российских условиях византийская тема и тема восточнохристианской (восточноевропейской) цивилизационной идентичности используются прежде всего как технологии легитимации власти, придания ей сакрального ореола, расширения имперской экспансии, решения иных сугубо политических задач. Византизм является не главной отличительной чертой российской политической культуры, но напротив – широко используемым инструментом идеологического воздействия и средством оправдания властного произвола.
В то же время идентичность и когнитивные ресурсы восточнохристианской цивилизации могут стать уникальной основой для развития универсальных миростроительных проектов, оригинальных онтологических, гносеологических и антропологических представлений, новых картин мира. Именно в таких креативных усилиях, в подобной «мягкой силе» может быть явлена жизнеспособность России, Украины, Греции и иных стран восточнохристианского ареала и всей цивилизации в целом.
Однако политическая реальность в большинстве этих стран такова, что футурология и долгосрочное планирование не являются для них актуальными, а усилия гражданского общества и научных институций слишком слабы и разрозненны. Зато государство и властные группировки по мере необходимости используют византийскую и восточнохристианскую цивилизационные темы в своих утилитарных политических интересах, что с неизбежностью ведет к их вульгаризации и профанации. Византизм, византийское наследие, когнитивный арсенал восточнохристианской цивилизации, с точки зрения футурологических возможностей, являются ценным, но невостребованным ресурсом.
Постскриптум: SWOT-анализ восточнохристианской цивилизации
Эффективной методологией выявления конкурентных преимуществ той или иной цивилизационной общности является качественный стратегический анализ (SWOT-анализ), в котором рассматривается соотношения факторов силы, слабости, возможностей и угроз. С помощью такой методологии можно построить стратегию развития, в которой концентрация усилий и ресурсов субъекта тратится не на решение проблем, а на использование собственных возможностей. Таким образом, возникают предпосылки для того, чтобы взаимодействие субъекта (цивилизации в целом, а также составляющих ее стран) с иными субъектами происходило по модели смыслопорождения, генерирования инноваций и активных действий, а не по модели изначально проигрышного реактивного ответа на внешние вызовы.
Итак…
Сила (Strength) – преимущества субъекта
Наличие в мировой истории успешных и конкурентоспособных для своего времени государств, существовавших в контексте восточнорхристианской цивилизации, – Византийской империи, Древнерусского государства, Болгарского царства, Анийского царства (Армянского царства Багратидов), Грузинского царства эпохи Давида Строителя и царицы Тамары, Великого княжества Литовского, Российской империи, отчасти Советского Союза.
Культурное, духовное, религиозное, политическое, государствостроительное, правовое наследие Византийской (Восточной Римской) империи, сохраняющее в себе парадигму греко-римского цивилизационного универсализма.
Миростроительная субъектность Византии и Древней Руси как генераторов мощных культурных импульсов в масштабе всей средневековой Европы.