Для диалога с Беларусью годятся панславизм и советская идентичность.
Для культурного и политического продвижения на «украинском» направлении –
концепция «Русского мира». Согласно этой концепции, Украина – и «младший
брат» России, и исток Руси.
Наличие в истории примеров цивилизационной солидарности между государствами восточнохристианской цивилизации и их бескорыстной помощи друг другу (в том числе помощи по освобождению от ига и обретению независимости).
Наличие сакральных центров и ценностных ориентиров (представления о Москве и Тырново как о Третьем Риме, о Киеве – как Втором Иерусалиме, о Святой Руси, о «катехоне», о всемирной миссии православного царства в последние времена, учение о Святой Софии как Премудрости Божией и т.д.).
Наличие богатого культурного наследия, признанного Западом и изучаемого иными цивилизациями в контексте достижений мировой культуры.
Развитое в русской, украинской, греческой, грузинской и других культурах экстатическое отношение к миру, возможность познания путем озарения, а не логических актов.
Социально-политическое и технологическое наследие СССР, опыт советской альтернативной модернизации и создания оригинального миростроительного проекта, а также высокий уровень развития фундаментальной науки и образования, сравнительно высокий уровень развития человеческого капитала.
Возможность быстрой и эффективной социально-политической модернизации (пример современной Грузии).
Этнокультурная и расовая гомогенность восточных христиан, относящихся к индоевропейской языковой семье (за исключением грузин, представителей большинства православных неславянских народов России – чувашей, татар-кряшенов, вепсов, карелов, удмуртов, а также молдавских и украинских гагаузов, православных арабов, финнов и албанцев).
Слабость (Weakness) – недостатки субъекта
Недосформированность единой восточнохристианской цивилизационной идентичности.
Низкий уровень цивилизационной солидарности и кооперации, отсутствие внутрицивилизационной геополитической, геоэкономической, идеологической и ценностной консолидации.
Отсутствие презентации в качестве самодостаточной цивилизации в глазах иных цивилизаций.
Тяжелый посттоталитарный синдром в ключевых странах цивилизационной общности (России, Украине, Беларуси).
Конфессиональная и цивилизационная разделенность славянского мира. Наличие в историческом прошлом опыта религиозных или конфессионально окрашенных войн между различными славянскими народами и странами.
Наличие исторического и актуального опыта вооруженных конфликтов между православными странами и народами (только после распада СССР: военный конфликт в Приднестровье, грузино-осетинский конфликт, российско-грузинская война 2008 года).
Конфликтность этнокультурных идентичностей между родственными православными народами (одни могут не признавать существование либо самостоятельность и культурную самодостаточность других: великорусско-украинско-белорусский, болгаро-македонский, сербо-черногорский, румыно-молдавский конфликты по поводу идентичности).
Отсутствие привлекательной и эффективной этики международных отношений (использование двойных стандартов, практика неисполнения международных договоренностей, распространенный образ православной страны как ненадежного союзника в международных отношениях).
Кризис рационалистического христианского дискурса в культуре православных народов после гибели Византии (попытки его преодоления в середине XVII – начале XX веков не оказались однозначно удачными).